История нашего мира в художественной литературе. Часть 26. «Фараон»

Всем привет!

Я научена горьким опытом и теперь весь текст писала заранее, не надеясь на местный черновик. А заметок давно не было, потому что меня не удовлетворило произведение под названием «Путешествие Уну-Амона в Библ», и пришлось читать «Фараона» Б. Пруса. Но обо всём по порядку и, для начала, как обычно немного истории.

История нашего мира в художественной литературе. Часть 26. «Фараон» Обзор книг, История (наука), Древний Египет, Рамзес, Ассирия, Длиннопост, Финикия

В прошлый раз я рассказывала о втором фараоне династии Рамессидов и фактически родоначальнике всех последующих фараонов ХХ-й династии, который имел много детей, но не считал нужным оставлять память о своих женах. А сегодня вот расскажу о последнем законном фараоне этой династии – Рамзесе ХI, который предположительно жил на рубеже XII-го и ХI-го веков до н.э., самая ранняя дата начала его правления из предложенных – 1114-й год до н.э., самая поздняя дата окончания правления – 1064-й до н.э.

В годы, предшествующие его правлению, произошло вторжение народов моря в Египет, а на территории Греции начался период упадка, вызванный дорийским вторжением («Тёмные века истории»). Военные столкновения не лучшим образом сказались на Древнем Египте текущего периода, а тут ещё гаремный заговор, в ходе которого погиб Рамзес III, постепенная потеря влияния на территории Леванта, усиление жречества…Короче к началу ХI-го века всё стало совсем грустно. Ещё при жизни Рамзеса XI в государстве произошел раскол, и частью территорий стал управлять жрец Амона Херихор, объявивший себя фараоном, тот самый, который снарядил жреца Уну-Амона за кедром в Библ, чтобы построить священную барку для их божества. Путешествие прошло не слишком удачно, и данный текст толсто намекает на то, что к тому моменту авторитет Египта на Ближнем Востоке упал ниже некуда.

Зато усиливалась Ассирия. Несколькими постами ранее я хотела разобрать т.н. «Эпос Тукульти-Нинурты», но передумала: есть мнение, что это просто архивные записи. Тем не менее они явственно показывали, что прежде маленькая и не особо заметная Ассирия успешно начала противостоять Вавилонии и даже опрокинула её Касситскую династию около 1157-го года до н.э.

После этого регионом управляла IV Вавилонская династия, сделав своим центром Исин. Кстати, к этой династии принадлежал царь Навуходоносор I (Набу-кудурри-уцур I), правивший ок. 1125-1104-го годов до н.э. В его правление начался новый, хотя и кратковременный подъём Вавилонии. Около 1121-го года до н.э. он даже направился к границе Ассирии и атаковал крепость Цанку, но ассирийский царь Ашшур-реш-иши I не только отразил нападение вавилонян, но и нанёс им поражение. Зато Эламу Навуходоносор I устроил такой бадабумс, что это государство не упоминалось в письменных источниках аж до IХ-го века до н.э. Навуходоносору наследовали сын, который не оставил наследника, и младший брат, Мардук-надин-аххе, правивший ок. 1099-1081гг. до н.э. Оба, по всей видимости, были современниками последнего из Рамессидов. И не только.

Ассирийский царь Тиглатпаласар I (правил ок. 1115-1076 до н.э.), сын того самого Ашшур-реш-иши I, одержал победу над вавилонянами и даже захватил сам Вавилон и Сиппар около 1090-го года до н.э. На фоне упадка прежде могучих соседей Ассирия оставалась фактически единственной великой державой, чем не замедлила воспользоваться: покоряла маленькие соседние страны, включая Наири, царство хурритов, существовавшее, по-видимому, вокруг озера Ван. Наири считается прародиной армян, и позже там возвысилось царство Урарту.

Помимо этого Тиглатпаласар воевал с Вавилонией около 1083-го до н.э. (правда, на этот раз неудачно), а в 1111 году до н. э., переправившись через Евфрат у Каркемиша, ассирийцы вторглись в Сирию. Позже то же самое случилось с Амурру и частично Финикией, были захвачены Библ, Сидон и Арвад. Всего за первых пять лет своего царствования Тиглатпаласар I подчинил 42 страны от моря Мурру (Средиземное море) до моря Наири (озеро Ван), как ассирийский царь сам сообщал об этом в своей надписи у истоков Тигра. К слову, данный правитель упоминается в произведении, о котором я расскажу сегодня:

«Фараон» Б. Пруса

Время действия: ХI век до н.э. Времена правления Рамзеса XI.

Место действия: Древний Египет (Та-Кемт)

Интересное из истории создания:

Б. Прус (1847-1912) был не только польским писателем, но также журналистом и редактором, писал литературно-критические статьи, которые якобы способствовали становлению в польской критике реалистической концепции искусства. Забавно с учётом того, что в «Фараоне» с реализмом, мягко говоря, всё не так просто.

При создании этого исторического романа, написанного в 1895-м году, Прус опирался на книги французского египтолога Г. Масперо, американского ученого Дж. У. Дрейпера (который вообще-то философом был) и И. Жагеля (который тоже египтологом не был, и чьи произведения о путешествиях подвергались критике вплоть до обвинения в мошенничестве), у которого взял имя Рамзеса XIII из ХХ-й династии, существование которого современные египтологи отрицают. Как, впрочем, и XII-го – иногда таковым называют Рамзеса XI-го, называя фараона Сетнахта, основателя династии, Рамзесом III, а его сына, соответственно, Рамзесом IV. Если сейчас эта точка зрения кем-то из египтолог и поддерживается, то она имеет мало сторонников. Если я неправа, поправьте меня

Я не знаю, пользовался ли Б. Прус иными источниками, и, если нет (как мне думается), то какой злой рок помешал ему ознакомиться с другими трудами ведущих египтологов его времени, но в ходе чтения я устала закатывать глаза от исторических ошибок и несоответствий в тексте, даже с поправкой на то, что «ну, в те времена об этом могли не знать». Зато актуальную для его времени и места проживания повестку Прус попытался в свой роман затолкать. Например, среди современников писателя была популярной также версия, которой, в частности, придерживался его биограф Людвик Влодек, что прообразом конфликта главных героев – Рамзеса и Херихора – в некоторой степени стали разногласия между молодым российским императором Николаем II и обер-прокурором Св. Синода К. П. Победоносцевым. Также есть мнение, что критика духовенства в данном произведении касалась не только духовенства древнеегипетского, но и католического в современной Прусу Польше.

Так ли это – не знаю. Но, хотя ранее, в 1888-м году, писатель уже упражнялся с египетской тематикой, когда написал рассказ «Из легенд Древнего Египта», уже с точки зрения иллюстрации древнеегипетской истории роман «Фараон» мне видится неудачным. Тем не менее он пользовался в своё время большой популярностью, был переведен на множество языков, и по нему в 1966-м году Е. Кавалерович снял одноименный фильм. Кстати, в 2001-м году этот же режиссер экранизировал произведение другого польского писателя – «Камо грядеши» Г. Сенкевича.

О чём:

Дело происходит на закате ХХ-й династии в последние годы правления Рамзеса XI, которого Прус-таки обозвал Рамзесом ХII-м. У фараона было, по меньшей мере, две жены и четыре сына. Правда, один наложил на себя руки, у одного проблемы с физическим здоровьем, а у другого – с ментальным. Как по мне, у избранного наследника Рамзеса, гг этой поразительной истории, тоже проблемы с умственным развитием, но на фоне своих братьев он казался вполне себе даже здоровым и разумным. Впрочем, чего ему реально было не занимать – так это самолюбия и тщеславия. Так в начале романа он, добиваясь того, чтоб ему дали командовать корпусом Менфи, уговорил отца устроить военные учения с условием, что, если он справится хорошо, ему дадут звание командира. Тогда я ещё не догадывалась, насколько всё плохо, но вьюноша задание провалил, потому что, пока он с другом клеил хорошенькую еврейскую девицу, воины его противника, умудренного опытом Нитагора, окружали собственные отряды царевича.

В общем, отец-фараон похвалил сыночку за доблесть, но сказал, что командовать чем-либо и кем-либо, кроме баб, рабов и иноземцев, ему рано, с чем и отпустил. А тот уже успел пообещать солдатам денег и разных плюшек, еврейку взять в наложницы, за дорого выкупив у её отца и поселив в роскошном особняке на берегу Нила, а потом, понаделав долгов, выяснил, что в казне-то мышь повесилась. После тщетных попыток выпросить денежек у маменьки он не придумал ничего лучше, кроме как в обмен на нал вот прям щас заложить ушлому финикийскому торговцу и ростовщику Дагону несколько своих поместий.

На самом деле на этом можно было остановиться, но автор не остановился и развил тему того, как всё хреново стало в Египте того времени. И, пока сыночка-корзиночка фараона, словно в стихах/песне «Я спросил у ясеня», ходил и у всех спрашивал, отчего это казна царская опустела, и не понимал ничего ни из объяснений, ни из собственных наблюдений, над страной повисла ещё и военная угроза со стороны стремительно накапливающей мощь и влияние Ассирии. А тут ещё такая же угроза нависла над Финикией, и интересы финикийцев (в виде богатых финикийских торговцев) и египтян (в виде египетских жрецов и их заморских друзей) схлестнулись, а потому и те, и другие, прослышав о серьёзной болезни фараона, принялись вовлекать в свои интриги и закулисные игры наследника, который не сегодня, так завтра может стать новым правителем по причине отсутствия лучших кандидатур. Или же…кандидатуры получше всё-таки есть?)) Спойлерить, как обычно, не стану.

Отрывок:

«…Номарха удивило это равнодушие молодого повелителя к произведениям искусства и встревожила такая забота о государственных доходах. Желая, однако, угодить Рамсесу, он стал водить его с тех пор по царским фабрикам и мастерским.

Они посетили мельницы, где рабы с помощью нескольких сотен жерновов и ступ превращали зерно в муку; побывали в пекарнях, где пекли хлеб и сухари для армии, и на фабриках, где заготовляли впрок рыбу и мясо; осматривали крупные кожевенные заводы и мастерские, где делали сандалии; плавильни, где выплавляли бронзу для посуды и оружия; кирпичные заводы, сапожные и портняжные мастерские.

Предприятия эти помещались в восточной части города. Рамсес осматривал их сперва с любопытством, но скоро ему наскучил вид рабочих, запуганных, исхудалых, с болезненным цветом лица и рубцами от дубинок на спине.

Он старался проводить как можно меньше времени в мастерских, предпочитая осматривать окрестности города Она. Далеко на востоке видна была пустыня, где в прошлом году происходили маневры. Как на ладони видел он тракт, по которому маршировали его полки, место, где из-за попавшихся навстречу скарабеев метательные машины вынуждены были свернуть в пустыню, видел, может быть, даже и дерево, на котором повесился крестьянин, вырывший канал. Вон с той возвышенности он вместе с Тутмосом смотрел на цветущую землю Гошен и бранил жрецов. Там между холмами он встретил Сарру, к которой воспылало любовью его сердце.

Как сейчас все изменилось!.. С тех пор как Рамсес благодаря Херихору получил корпус и наместничество, он перестал ненавидеть жрецов. Сарра уже стала ему безразлична как возлюбленная, зато все больше и больше интересовал его ребенок, которому она должна была дать жизнь.

«Как она там живет? — думал царевич. — Давно уже нет от нее вестей».

Когда он смотрел так вдаль, на восточные возвышенности, вспоминая недавнее прошлое, возглавлявший его свиту номарх Ранусер решил, что наместник заметил какие-то злоупотребления и думает о том, как наказать его.

«Что он мог увидеть? — волновался достопочтенный номарх. — То ли, что половина кирпича продана финикийским купцам? Или что на складе не хватает десяти тысяч сандалий? Или, может быть, какой-нибудь негодяй шепнул ему что-нибудь о плавильнях?..»

Ранусер был страшно обеспокоен…»

Что я об этом думаю, и почему стоит или не стоит прочитать:

«А зря», – подумала я, прочитав предыдущий отрывок. Потому что гг этой истории, кажется, даже если носом ткнуть, истинных проблем не увидит. Вообще я должна покаяться, что ли)) Я изначально не очень стремилась прочитать эту книгу, но ничего лучше по конкретному периоду не нашла, вдобавок мне бросилось в глаза в коммах к одному посту здесь, в сообществе, что кто-то рекомендовал эту книгу к прочтению. Ну я и решилась. И я вроде как собиралась подбирать только хорошее чтиво, но также мы будто бы договорились, что, если я обоср ошиблась, и книга так себе, я об этом пишу честно. Так вот…Помните фильм «Тупой и ещё тупее»? Ну, вот там хоть иногда было смешно. По крайней мере, мне в том возрасте, когда я эту комедию смотрела. А, когда вынуждают следить за приключаловом идиота, на полном серьёзе, то это как-то напрягает. Если автор всё-таки иронизировал, то могу лишь отметить, что юморок у него не для всех, и лично я его не вкурила. И, если перестать искать что-то подобное, то мы имеем историю о том, как тупые и некомпетентные, но очень бойкие и эмоционально неуравновешанные молодые управленцы вместе со слабовольными среднечками из числа управленцев постарше развалили некогда великую страну.

Наследник Рамзес – это просто что-то с чем-то. Я реально устала прикладывать ладонь к лицу и копировать мякотку для демонстрации неравнодушным. Если кто-то помнит, как я разносила художественные образы царевича Меренра («Дочери фараонов») и фараона Тутмоса III («Тутмос»), то могу сказать, что они меркнут на фоне данного перса, потому что он сочетает в себе худшие черты их обоих. В свои двадцать два года, когда его реальные современники порой имели уже нескольких детей и управляли собственными домами, вели дела, Рамзес из романа Пруса производит впечатление то ли умственно отсталого, то ли тепличного инфантила, который ничего не соображает даже в казалось бы несложных вещах. Он понятия не имеет, что в казне нет денег и откуда они вообще берутся, понятия не имеет, что творится в его поместьях, не в состоянии разобраться в отчётах, не врубается, как устроены социум и быт людей в его стране, не вкуривает, когда ему нагло вешают на уши лапшу, не может избавиться от своих предупреждений и руководствуется ими, даже, когда вот уже и дебилу очевидно, в чем проблема реально.

У меня невольно возник вопрос, чему он учился-то вообще в роли наследника все эти годы? Потому что как воин он тоже тот ещё фуфел. Не зря на его нытьё, мол, если б ты, папа, сам видел маневры, фараон со стёбом отвечает:

«— Быть может, я увидел бы полководца, — перебил его фараон, — который в решительный момент бегал в зарослях за иудейской девушкой. Но я о таких глупостях не хочу знать…».

При этом он ухитряется и говорить, не подумав, и делать, не подумав, и ничему не учится, наступая на грабли и во второй, и в сто второй раз, и вдобавок к этому безответственен, непостоянен, непоследователен, подвержен бесплодным вспышкам гнева и истерикам. Реально, при прочтении складывается впечатление, что читаешь о 12-тилетнем мальчике-подростке. А кто-то ещё про современную инфантильную молодежь что-то говорит) Мне прям интересно стало, с кого Прус этот образ писал, и много ли в его окружении в ХIX-м веке таких молодых людей было.

Короче, я читала и думала – «Ну, если предположить, что так всё и было, неудивительно, что и династия, и Древний Египет вместе с ней пришли в упадок». Если именно это хотел сказать автор, то вышло закономерно, но слишком уж топорно. Если он имел в виду что-то иное и на полном серьёзе понуждал меня сопереживать подобному удальцу, то увольте. К счастью или к сожалению, я не из тех, кому интересно наблюдать за дураками, особенно, когда ничего интересного с ними не происходит. В общем, рекомендовать эту книгу я бы не стала никому. Однако, если кто-то интересуется творчеством Б. Пруса и историей, то её можно прочитать в ознакомительных целях. Единственный эпизод, который меня там зацепил – это с рабом, который десять лет рыл оросительный канал, чтобы получить свободу для себя и своих детей, и чей канал в ходе учебных маневров засыпали. Вот это реально вышло горько и пронзительно, всё остальное – нет. Но даже эта история достойного развития не получила. Одним из немногих персов, которых в самом деле было жаль, оказалась и Сарра, хотя её история не уникальна.

Такие вот дела. После смерти Рамзеса XI-го пресеклась ХХ-я династия, и в Египте начался Третий переходный период, который, по сути, ознаменовал собой закат древнеегипетской цивилизации. Поэтому в дальнейшем произведений, где действия происходят в Египте, в моей подборке будет немного. Если кто-то заинтересовался "Путешествием Уну-Амона в Библ", то пишите в коммах, и я сделаю дополнительный пост.

История нашего мира в художественной литературе. Часть 26. «Фараон» Обзор книг, История (наука), Древний Египет, Рамзес, Ассирия, Длиннопост, Финикия

Список прошлых постов вскоре снова будет пересобран, но пока привожу в таком виде:

Часть 1 (XXXI-ХХХ вв. до н.э.). История нашего мира в художественной литературе. Часть 1. «Листы каменной книги»

И самый полный перечень других частей в конце поста под №16:

История нашего мира в художественной литературе. Часть 16. «Война в Фивах»

А также продолжение списка:

Часть 17. История нашего мира в художественной литературе. Часть 17. «Царь должен умереть» и «Бык из Моря»

Часть 18. История нашего мира в художественной литературе. Часть 18. «Царица Хатасу»

Часть 19. История нашего мира в художественной литературе. Часть 19. «Тутмос»

Часть 19.1. История нашего мира в художественной литературе. Часть 19.1 «Ригведа: VII, 18. К Индре»

Часть 20. История нашего мира в художественной литературе. Часть 20. «Синухе, египтянин»

Часть 21. История нашего мира в художественной литературе. Часть 21. «Бури на Ниле» и «Рамзес II Великий»

Часть 22. История нашего мира в художественной литературе. Часть 22. «Ши цзин: "Гимны дома Шан"»

Часть 23. История нашего мира в художественной литературе. Часть 23. «Илиада»

Часть 24. История нашего мира в художественной литературе. Часть 24. «Одиссея» и «Скиталец»

Часть 25. История нашего мира в художественной литературе. Часть 25. «Дворец грёз»

Книжная лига

22K постов78K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.