Серия «К вопросу об атеизме»

Питер Маршалл "Еретики и верующие". История английской Реформации

Если вы считаете, что религия - это нечто устоявшееся и незыблемое, то подумайте ещё раз. В религии нет ничего стабильного, меняется всё. Нет ни одного вопроса, по которому религия бы при определённых обстоятельствах не поменяла свою точку зрения. Один из примеров, который сразу приходит на ум лично мне - это отношение к ЛГБТ (ныне их пропаганда запрещена наипаче среди малолетних). Если в староглиняные времена упирали на недвусмысленные слова из книги Левит: "Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость," - то сейчас некоторые христианские церкви по всему миру без особых проблем венчают однополые пары. Если при этом ткнуть их носом (или другим местом) в ту же книгу Левит, то вы услышите что-то вроде: "Вы не понимаете! Это другое!". Причём не понимаете именно вы, а они-то как раз находятся на передовой понимания Божественного замысла.
Другой пример, который можно привести из сравнительно недавней истории - это реакция нашей духоскрепной Православной Церкви на Февральскую революцию 1917 года в России. Как следует из документов, церковники фактически поддержали тех, кто заставил Николая II отречься от престола, хотя вроде как тот был Император Всероссийский "Божьей милостью", которого в своё время та же Православная Церковь официально короновала, как помазанника Божьего. Ей бы заявить со всех церковных кафедр: "Какого (извините) вы в разгар войны свергаете того, кого сам Бог назначил управлять этой страной? Вы вообще в своём уме противиться Божьей воле?" Но Церковь поступила как раз наоборот. Ну да, скажите вы, потом она, конечно, причислила его к лику святых - типа прощения попросила, но эта мазь от угрызений совести им не особо помогла.
Это лишь чисто умозрительные примеры, которые приходят на ум, едва начинаешь думать о религии. И действительно, вся история религий сопровождается разного рода ересями, расколами "схизмами", реформациями, контрреформациями и прочими интересными явлениями. В чём корень всех этих явлений? Да в самой природе религий. Почти все они основаны на так называемых священных текстах - книгах, которые по большому счёту неизвестно кто, когда, о ком и при каких обстоятельствах написал. Естественно, чем больше этих книг, тем больше в них обнаруживается нестыковок и противоречий. Средневековые схоласты тем и занимались долгими зимними вечерами, что состыковывали эти противоречия, как например слова Моисея из Второзакония, что "Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за своё преступление" и рассказы из книги Иисуса Навина, где он вырезал целые племена без разбора: детей, женщин, отцов - за грехи и тех, и других, и ещё вон того парня. Также Церковь придумывает ритуалы и правила службы - но это чисто людские установления. они держатся только до тех пор, пока не подрывается авторитет тех, кто их установил. Едва их авторитет сходит на нет, как начинают происходить ну очень интересные события, о которых потом долго вспоминают. Единственным нехорошим осадочком после таких интересных событий является то, что в процессе несколько человек (тут уж в зависимости от обстоятельств) расстаются с жизнью - добровольно или принудительно, обычно как раз второе. Кстати, если кто-то считает, что на Руси не сжигали еретиков, то тоже глубоко ошибается. Очень даже сжигали, разве что не в таких масштабах, как в Европе, но и этим тоже развлекались. Загуглите ради разнообразия "Алёна Арзамасская". Однако наша история не о России, а об Англии.
Вот об одном таком очень интересном периоде в истории Англии написал книгу один известный в своих кругах шотландский историк по имени Питер Маршалл. Эта книга так и называется "Еретики и верующие. История английской Реформации". Шотландский историк? Если вы думаете, что он, как истинный шотландец, разгуливает зимой в килте без нижнего белья или до умопомрачения дудит в волынку, пока глаза на лоб не вылезут, то это вы зря. Сей в высшей степени образованный noble vieux с дотошностью, достойной шотландского суда, расписал процесс, который у англичан занял целый век (шестнадцатый). Пока на Руси Иван Грозный боролся со шведами и поляками, а попутно с внутренней оппозицией в лице бояр, в далёкой Англии происходили события, которые именно Маршалл описывает пером в своей книге.
Сначала ничего не предвещало беды. Авторитет католической церкви был незыблем. Казалось, она раз и навсегда установила, что в ходе мессы священник поднимает над головой чашу со святыми дарами, цитирует Христа "Сие есть тело моё" - и хлеб/вино в чаше резко становятся телом Господа, которым причащаются верующие. Также католическая церковь, казалось, навсегда установила, что служба должна вестись на латыни, а папа римский - глава церкви. Священнослужители многократно цитировали слова апостола Иакова, что "вера без дел мертва" и поощряли благотворительность и дары в пользу самой же церкви. Также ни у кого не вызывало особых возражений или вопросов, что католические священники - вроде как живут в какой-то стране, однако подчиняются больше не королю, а скорее папе римскому.
Но чем дальше шли века, тем больше происходило каких-то странных событий по мере того, как авторитет церкви медленно, но верно подтачивался изнутри. Ещё в XIV веке одному из таких ретивых схоластов вдруг пришла в голову странная мысль: "А какого (извините) Библию нужно читать только на латыни? А почему это нельзя перевести её на тот же английский язык? Глядишь - люди на своём родном языке почитают, лучше поймут Слово Божие". Сказано - сделано. Перевёл он Библию на английский язык, пустил в народ. Также он ходил и недоумевал: "А кто вообще вам сказал, что хлеб и вино после той цитаты обращаются в тело и кровь Христа? Разве они не остаются просто хлебом и вином?" А если следовать этой логике, то почитание святых даров становилось самым обычным суеверием и идолопоклонничеством, от чего сам Господь настоятельно отговаривал. Самое интересное, того схоласта не повесили, не сожгли на костре, не затравили собаками, не подвергли "отмене", не заставили записать покаянный ТикТок, не приговорили к публичному обливанию фекалиями на морозе. Разве что уже после смерти выкопали его останки, сожгли и выбросили в реку - но это не в счёт. Какую он заложил под католичество мину замедленного действия, не знал даже он сам. Откликнулось всё уже почти два века спустя.
Идея подвергнуть перевод Библии лингвистическому анализу приходила в голову и другим. Вот, например, один итальянец уже в XV веке всё же сравнил латинскую Вульгату с греческим оригиналом и нашёл в латинском переводе сотни неточностей - видать, у св. Иеронима был "незачёт" по теории перевода и стилистике. Найденные недочёты итальянец запечатлел в книге под скромным названием "Примечания". Примечательно, что через несколько лет его книга попала в руки другому голландскому гуманисту, который проживал в Англии. Тот настолько впечатлился книгой, что малость охренел. "Это что же получается? - ужаснулся он. - Мы уже тысячу лет читаем неправильный перевод и живём по нему? Так жить решительно нельзя! Срочно нужно исправлять перевод! Как можно следовать Слову Божьему, если его неправильно перевели?" Сказано - сделано. Голландец, конечно, не стал переводить Библию на английский (он же всё-таки был голландец), но зато нехило так подправил перевод на латынь. Да так, что потом монахи грозились его изловить и поколотить. Да и вообще этот голландец всячески критиковал церковников и призывал вернуться к "чистому и изначальному" учению Христа. Какому-такому "чистому" учению? В чём оно заключается? А у Церкви что - не "чистое" учение? Эти вопросы пока оставались без ответа. А тут ещё в английских университетах пошла новая мода - изучение греческого языка, с которого Библию переводили на латынь. Ознакомление с оригиналом Слова Божьего произвело на некоторых неизгладимое впечатление.
На самом деле мысль о том, что католической церкви нужны реформы, была не нова. В начале XVI века она витала в воздухе, чувствовалась в воде и земле.
И вот в 1511 году один проповедник из Виттенберга, что в Германии, отправился в Рим по делам своего ордена августинцев. В то время папой был некто Юлий II. Прибыв в Вечный Город, немец взглянул своими немецкими глазами на двор папы и малость охренел. Бесстыдное кумовство, роскошный образ жизни, податливая мораль - всё это произвело на скромного проповедника такое впечатление, что он вернулся оттуда, не переставая рассуждать о том, в каком же грехе он живёт. Проповедник был не простой, а грамотный. Почитав в минуту тяжких дум Библию, он почему-то пропустил мимо глаз указанные выше слова из апостола Иакова, что вера без дел мертва, зато его взгляд упёрся в послание апостола Павла римлянам. И немец пришёл к поразительному открытию: оказывается, спасение - оно не в добрых делах. Вера - вот единственный залог спасения. А католическая церковь - она извратила святое учение Иисуса Христа, и нужно срочно открывать людям глаза на истинное Евангелие.
Этим занялся другой англичанин, некто Уильям Тиндейл, увлёкшийся работами того самого голландца, проживающего в Англии. Он перевёл Новый Завет с греческого оригинала на живой английский язык и опубликовал за границей. Вам покажется это странным, но тем самым он пошёл на явное преступление. В Англии было категорически запрещено привозить и распространять переводы Священного Писания, не одобренные свыше. Видимо, пример того схоласта ещё не выветрился из памяти. А то начнёт народ читать на родном языке - одному Богу известно, что из этого выйдет. Вот тот немец уже начитался - теперь во всей Германии творится сущее безобразие. Да и перевод Нового Завета у Тиндейла был, мягко говоря, слишком вольный. Неудивительно, что против высказался даже ведущий английский гуманист своего времени - Томас Мор. Но только джинна уже благополучно выпустили из бутылки. Начались бесконечные споры о том, как в Библии трактуются церковные таинства, кто имеет право её читать, как понимать "сие есть тело Моё", какова должна быть структура церкви и т.д. В общем, поскольку по большому счёту в самой Библии нет указаний на то, как отличить истинную веру от неистинной, то каждый мог ответить на этот вопрос по-своему. Ответ католиков уже был известен, они яростно выступали против всех этих новомодных переводов. Но людей было уже не остановить. Казалось, в каждом приходе стал появляться какой-нибудь знающий проповедник, который на пальцах объяснял людям, что вся их устоявшаяся вера - чепуха, ложь, трусость и обман. Истинная вера - она другая! Причём эти знающие люди часто противоречили один другому. Один кричал: истинная вера - она в том. Другой ему возражал: нет, истинная вера - она в этом. А за приверженцами старой католической веры навсегда закрепился ярлык "папистов". Народ слушал, медленно офигевал, но поскольку в Англии грамотность среди крестьян была не слишком распространена (ещё бы, а зачем крестьянину в поле умение читать), ответить что-то внятное они не могли. Примерно, как во время позднего Советского Союза, когда многочисленные "демократы" наперебой звали в рынок.
И всё бы ничего, но только тут вмешался его величество случай. Его величество - в буквальном смысле этого слова. В те староглиняные времена правил Англией один такой король, которому не повезло с женой. Та кратковременно побывала замужем с его братом, но тот как-то быстро умер, а потому после повторного брака оказалось, что она не может дать новому королю сына. Дочь - пожалуйста, вот она, а вот с сыном - ну никак. И ни одна староанглийская Камасутра не помогала. Ну не родятся у королевы сыновья - ну хоть ты тресни. Королю этот расклад не нравился от слова "совсем". Его тут папа римский наградил титулом "Защитник Веры", а у него жена не может продлить его род. Непорядок! Хотя... у короля была ещё любовница. Впрочем, наличием фаворитки в те времена удивить было решительно некого. Единственное, эта бойкая девица долгое время жила в соседней стране, где альтернативные верования распространились не в пример быстрее и шире. Так вот не успел король втрескаться по уши, как постоянной темой встреч с молоденькой любовницей стали... разговоры на библейские темы. Но как мы уже видели, Библия - что дышло. Куда повернул - туда и вышла. В одном месте (Второзаконии) написано, что можно и нужно взять в жёны вдову брата, если у того не было детей, а в другом (книге Левит) автор размахивает палкой и кричит, что жениться на вдове брата категорически запрещено. Какое из двух мест казалось королю более правдоподобным, вы и так без труда догадаетесь. В общем, король уверился в том, что его брак проклят (иначе почему у него нет детей "мужеска пола"), не соответствует никаким постановлениям Россельхознадзора о компартментах по свинине, является грубой ошибкой тогдашнего папы римского, и нужно его незамедлительно расторгнуть. А доказательства? А почитайте Библию - там всё написано. Кто там говорил Sola Scriptura? Уж не тот ли немецкий богослов, притча во языцех во всей Германии? Однако с разводом как-то не срасталось. Королева наотрез отказалась признавать, что занималась сексом с покойным братом короля, а папу одолевали испанские родственники королевы. Но тут молодая любовница подкинула королю книгу того самого Тиндейла, который на голубом глазу доказывал, что все претензии папы и Церкви на верховную власть в корне несостоятельны. И тут короля осенило. "А какого (извини, дорогая) я вообще прошу у этого папы разрешения на развод?" - подумал он и стал действовать уже по-другому. Для очистки совести он написал папе, что поскольку проблема возникла в Англии, то он не будет спрашивать папского "одобрямс" на её решение, а всё разрулит сам и без папы. А затем он обратился к парламенту, этому светочу и фетишу английской демократии, чтобы тот, во-первых, приравнял священнослужителей к обычным подданным короля, во-вторых, объявил короля главой церкви. А заодно объявил его брак с королевой недействительным. Тот не рыпался - всё подтвердил. В итоге король благополучно развёлся ради женитьбы на любовнице.
Тут бы и сказке конец, однако всё было как раз наоборот - всё только началось. Едва парламент принял закон, что в Англии король является главой церкви, как еретики и диссиденты от религии мгновенно воспрянули духом. Англия символически разделилась на два лагеря. К приверженцам старой католической веры навсегда приклеился ярлык "паписты", а другие оказались перед весьма творческим выбором. Ну хорошо, всё, что связано с католической верой теперь ложь, трусость и обман. Но если так верить нельзя, тогда как же верить нужно? И вот тут начался форменный балаган. Поскольку каждый этот вопрос понимал по-своему, то и доктрин развелось столько, что они первым же делом начали ругаться между собой. Один считал, что верить надо так. Другой - что по-другому. И тот и другой твёрдо стоял на своём. Это малость беспокоило короля. Как настоящий начальник, он решил внести ясность в этот вопрос. Он же теперь глава церкви, правильно? В итоге, по закону жанра, вместо того чтобы вносить ясность, он вносил только неразбериху и суету, своими "грамотными" действиями запутывая и без того запутанные процессы. А что вы хотели - начальники в большинстве своём самодуры. Например, Совет под его руководством разработал "9 статей" с основополагающими принципами веры. Эти "9 статей" вскоре превратились в "10 статей", те - в "6 статей", те - в "39 статей", а потом... ну, вы поняли.
Религия, как и всё человеческое, такой же творческий процесс, как и написание картины. Кстати первым после объявления себя главой новой церкви король устроил роспуск монастырей. Он им с детства не доверял. К тому же они весьма неохотно признавали его главой церкви. А всё имущество закрытых монастырей на добровольно-принудительных основаниях отходило короне. Вот так-то. Думали, это большевики придумали изымать церковную собственность? Ничуть не бывало, они лишь косплеили того незадачливого английского короля первой половины XVI века. Короче, дров тогда наломали порядочно - в том числе для костров, на которых жгли несогласных. Потом король умер. Недолгое время правил его сын от последнего брака. Потом пришла к власти его старшая сестра от той самой первой королевы, с которой тот бедолага долго и упорно разводился. На беду она была католичкой в свою мать - маятник качнулся в другую сторону. На костёр стали отправлять уже других. А после неё на престол взошла её сводная сестра, которая решила установить некое подобие равновесия. Насколько ей это удалось - можете прочитать в книге.
Я тут специально не называю имён, которые вам хорошо известны и без меня. Вольно или невольно (скорее второе) автор наглядно показывает, что в религии нет ничего, что не было бы выдумано людьми. Сам характер её существования (опора на некие Священные Писания) порождает возможные проблемы в будущем и служит источником расколов и непонимания. Ни один священный текст не даёт принципов, согласно которым можно было бы отличить истинную веру от ложной. Именно поэтому в том же христианстве существует католичество, православие и целый зоопарк протестантов. Первые и вторые называют последних сектантами, а те в свою очередь первых двух идолопоклонниками и вообще не считают их за христиан. Религия - это вопрос не истины, а авторитета тех или иных лиц, присутствующих на определённой местности. Кто обладает авторитетом, тот и диктует, какая вера истинная. Как только его авторитет ослабевает, появляется другой, который мгновенно объявляет предыдущего мошенником и лжецом, который украл у народа истинную веру.
Самое интересное, что примерно нечто такое же наблюдается и в мусульманстве. Там есть сунниты и шииты. Какая между ними разница? Грубо говоря, одни признают одно и другое, но не признают третье, а другие признают третье и второе, но не признают первое. Знакомая картина?
Поэтому прочитайте в книге пример того, как это было в Англии, где соревнование "кто во что горазд" как раз проходило в XVI веке. Может быть, вспомнив эту книгу, вы как-нибудь воспользуетесь советом одного деятеля уже прошлого века: "Хочешь разбогатеть - придумай свою религию". Вот, может быть, повезёт в этом и вам, если обстоятельства сложатся в вашу пользу и вы откроете миру новое прочтение Священного Писания, о котором никто ранее не догадывался, а Церковь (не будем уточнять) бессовестно извратила. Найдите очередные Кумранские рукописи, Евангелие от Понтия Пилата, недостающую главу Корана или Бхагавад-гиты - и Леночка Блинович вместе с Шебутным Аязом выстроятся в очередь к вам, так как все их миллионы и "успешный успех" будут уже ничем.

Питер Маршалл "Еретики и верующие". История английской Реформации Обзор книг, Рецензия, Религия, Протестантизм, Реформация, История (наука), Генрих VIII, Елизавета I, Англия, Еретик, Мартин Лютер, Балаган, Что почитать?, Основы религиозных культур, Длиннопост

Питер Маршалл. Еретики и верующие

Тем временем книга Питера Маршалла "Еретики и верующие. История английской Реформации" выложена в свободном доступе. Читайте и следуйте историческим примерам.
Кстати, если вы состоите в браке и носите обручальные кольца, то мои поздравления - вы такие же идолопоклонники, как американские индейцы. Креста на вас нет!
Тут могут набежать ревнители веры христианской (а также других вер) и начать приводить аргументы из разряда "всё не так, вы всё не так поняли". Предлагаю своим немногочисленным подписчикам на таких посмотреть и заранее предугадать содержание их постов.

Показать полностью 1

РПЦ - очередной холуй власти

Недавно забанненный "Проект-Медия" выпустил (его потом разместил на своей странице знаменитый "Компромат") интересный материал о бракосочетании и семейной жизни дочери нашего президента Кати Тихоновой и Кирюхи Шамалова. Заслуживает интереса одна небольшая подробность, приведённая в статье. Позволю себе привести несколько цитат.

Закончив с приготовлениями, Тихонова и Кирилл Шамалов, сын близкого друга Путина Николая Шамалова, отправились на фотосессию, а затем в церковь. Там их уже ждали избранные гости и священник, который обвенчал молодых.

После церкви брачующиеся на запряжённой тройке прибывают к гостям на горнолыжный курорт «Игора», принадлежащий бывшей любовнице Путина Светлане Кривоногих. ...Там их встречают с караваем, устраивают ледовое шоу и свадебный банкет — в общем, всё, как положено на таких торжествах. Кроме одного — посещение ЗАГСа или выездная церемония регистрации в программе ни разу не упоминаются. И это не единственное доказательство того, что высокая пара не оформила свои отношения — в почте Шамалова «Проект» обнаружил много ранее не публиковавшихся документов, в которых это прямо утверждается.

Таким образом, обвенчавший Тихонову и Шамалова батюшка допустил серьёзное нарушение — провёл ритуал паре, не зарегистрировавшей отношения в ЗАГСе, что церковь делать фактически запрещает. Например, в «Рекомендациях по катехизации перед таинством венчания в храмах Санкт-Петербургской епархии» говорится, что венчать можно только пары, брак которых «законным образом зарегистрирован». Исключение из этого правила можно сделать только с благословения архиерея и при наличии серьёзных оснований.

Т.е. понимаете, о чём я пишу. "Молодожёны" официально не расписываются в ЗАГСе, но священник, несмотря даже на официальные церковные правила, благополучно проводит обряд венчания. Не знаю, сделали ли вы какие выводы из этого, на первый взгляд, незначительного эпизода, однако я после его прочтения сделал следующие выводы:

1. Нет таких даже внутренних правил, на которые наша славная РПЦ, свято защищающая "духовные скрепы" и "моральные устои", не могла бы наплевать с высокой колокольни, если того захочет власть. И будьте уверены, того батюшку, который обвенчал "молодых", никто не лишил сана или не отправил служить в отдалённую сибирскую деревушку.

2. Для власти Церковь - не более чем официанты на свадебном банкете или артисты упоминавшегося ледового шоу. Такой же обслуживающе-развлекающий персонал. Никто во власти и близкие к ней не будет вникать в церковные правила и катехизис, чтобы понять, можно ли проводить тот или иной обряд и при каких условиях. Кому-то из высшего общества захотелось пения "Долгая лета" и колокольного звона - будет сделано.

Можно долго рассуждать о причинах такого. Я тут не буду упоминать о том, что если кто-то из нас захочет со своей любимой девушкой провести "понарошку" обряд венчания без регистрации брака, все батюшки категорически ему откажут. Это понятно: что доступно Юпитеру, быку недоступно. Можно вспомнить те налоговые и иные льготы, которыми власть в последние годы осыпает РПЦ. Чего стоит только один "проект" по передаче Исаакиевского собора в СПб в ведение Церкви. Логично предположить, что за это власть тоже может потребовать для себя персональных услуг. Как вы поняли, Церковь при этом спокойно забудет дай Бог если только о своих правилах и регламентах, а то и об основах христианского вероучения, если то ей прикажет власть. Как вы сами думаете, нашёлся ли кто-нибудь в Санкт-Петербургской епархии какой-нибудь принципиальный, кто бы сказал, что обряд венчания нельзя проводить без регистрации брака в ЗАГСе? Или, может быть, многочисленные толкущиеся в церкви бабки вдруг устроят акцию протеста против такого обряда или будут брюзжать, что "так нельзя"? Нет, не допускайте даже мысли, как сказал небезызвестный посол России в/на Украине.

Однако вряд ли власть, либо сама РПЦ просчитывают немного наперёд. Как показывает история, если обрушится прогнившая власть, она потянет Церковь за собой, и никто не захочет защищать продажных церковников от народного гнева. Также власти не следует сильно доверять продажной Церкви. Как показала история Февральской революции, РПЦ без всяких угрызений совести предала Николая II и царскую власть. Ни один священник из РПЦ не вспомнил, что царь был божьим помазанником, которому самим Небом было назначено править Россией, а Божья благодать не распространялась на кучку самозванцев из Временного комитета Государственной Думы.

Насколько уроки истории окажутся усвоенными и властью и самой РПЦ, покажет только время. Однако уже можно задуматься над вопросом, нужна ли нам такая принципиальная Церковь?

Показать полностью

Отношение РПЦ к свержению Николая II

В связи с годовщиной расстрела последнего российского императора и его семьи в СМИ стали появляться статьи-флешбеки типа "10 фактов о расстреле царской семьи" и т.д. Вспоминая эту историю, хотелось бы заострить вопрос на одном весьма показательном моменте, а именно отношению Русской Православной Церкви к событиям Февральской революции 1917 года, когда монархия в России окончательно прекратила своё существование. Отношение Церкви к событиям является весьма показательным. Примера более гнусного и циничного предательства, а также способности "переобуться в воздухе" трудно сыскать.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить пикабушника RFuslaNZ за соответствующий пост.

Тут придётся немного объяснить. Вроде бы, царей (королей, императоров, президентов - нужное подчеркнуть, отсутствующим дополнить) свергали в разных странах и в разное время. В той же Википедии приводится хронология событий Февральской революции в России и реакции РПЦ. Когда начались вооружённые волнения в Санкт-Петербурге Православная Церковь так и не высказала своего отношения к происходящему. Почему? Да потому что тогда устройство Церкви было синодальное - фактически она представляла собой очередное министерство, ещё со времён Петра I. Главой Священного Синода был весьма светский человек – обер-прокурор, самый обыкновенный чиновник, хотя и высокого ранга. Церковь очень тяготилась этим, а тогдашний патриарх Владимир давно мечтал ввести патриархат, чтобы его церковную власть уже больше никто не ограничивал. Вот он и занял, как бы сейчас сказали, выжидательную позицию. В итоге, когда прошла новость, что Николай II официально отрёкся от престола, Синод 6 марта постановил отслужить во всех церквях империи молебны с провозглашением многие лета «Богохранимой державе Российской и благоверному Временному правительству ея», а 9 марта обратился с посланием «К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий». В нём был призыв довериться Временному правительству. То есть фактически РПЦ высказала своё "одобрямс". "И что тут такого?" - спросите вы. Да как бы ничего. Вот только одна неувязочка.

Отношение РПЦ к свержению Николая II РПЦ, Николай, История, Предательство, Длиннопост

При короновании Николай II прошёл обряд помазания на царство. После этого обряда император становился помазанником Божьим, то есть он уже правил не как теперешний президент, которого избирает население, а получал власть от Бога. Фактически именно Православная Церковь благословила императора на царство от имени Бога.

Постойте... как же так? Неужели получается, что сама РПЦ его помазала на царство, а потом так же благополучно сдала восставшим? Как получилось, что Церковь в те дни не напомнила населению России, что Николай II существенным образом отличается от Гучкова, Милюкова и старшего унтер-офицера Тимофея Кирпичникова тем, что его власть от Бога? Почему Церковь не заняла стойкую и принципиальную позицию в данном вопросе? Да всё просто: у патриарха были свои интересы. Но слушайте, неужели вы хотите сказать, что Церковь предала своего помазанника? А разве это называется по-другому? Форменное предательство.

Мало того, та же Церковь могла напомнить и тому же Николаю II, что правление Россией - его священный долг, который возложен на него самим Богом, что ему Самим Богом назначено править Россией в самое тяжёлое для неё время. Но об этом Церковь тоже вряд ли думала. Что самое прикольное, те же католики в России ещё в дни революции высказали своё "фи". В той же Википедии приводится фрагмент из воспоминаний обер-прокурора Священного Синода князя Николая Жевахова о том, что Католическая Церковь выпустила "краткое, но определённое обращение к своим чадам, заканчивающееся угрозой отлучить от св. причастия каждого, кто примкнет к революционному движению". Но от Православной Церкви такого не дождались.

Зато потом, когда новая власть с 1917 по 1991 года наглядно показала, кто в доме хозяин, Русская зарубежная церковь пролила слезу по убиенному императору и в 1981 объявила его мучеником, а в 2000 году уже сама РПЦ объявляет его страстотерпцем (по типу, за веру пострадал и принял смерть – ладно, не будем это сейчас комментировать). Совесть замучила? Сомневаюсь. Это больше похоже на изменение своего мнения в угоду текущей политической конъюнктуре, выражаясь официальным языком. С какого бы берега ни дуло, флюгер неизменно разворачивался по ветру. Действия РПЦ, связанные с Николаем II и его семьёй, - величайшее пятно позора на её репутации. Про канонизацию погибшего императора тоже не раз писали. Поражает, какой степенью цинизма надо обладать, чтобы спустя более 80 лет ещё раз поглумиться над Николаем II и его семьёй. Уж сколько плевались на его кости сначала большевики, потом и после них, но канонизация императора – это уже весьма своеобразный и утончённый плевок не от кого-нибудь, а от Русской Православной Церкви, который добавляет лишнюю черту к её характеристике - плевок после предательства. Никакого раскаяния за своё бездействие в ходе Февральской революции от РПЦ мы ни разу не слышали. Спите спокойно, государь император всероссийский.

Показать полностью 1

Князь Владимир и принятие православия

Князь Владимир и принятие православия Религия, Князь Владимир, Принятие решений

Вспомнилась мне история, как князь Владимир решал вопрос о выборе религии. Ни у кого эта история не вызывала вопросов? Или это только у меня странные мысли?

Если вкратце, то сначала князь Владимир развернул волжских булгар с мусульманством, потому что ислам запрещает употреблять алкоголь. Потом он развернул католиков-немцев за их приверженность разным постам (кстати, в православии посты тоже есть). Третьими он развернул хазарских иудеев под тем предлогом, что по милости их же Бога они оказались рассеянными по свету. Разговор наладился только с представителем православия, который оказался не в пример мудрее и смекалистее предыдущих посланников. Как пишет та же Википедия, окончательное решение было принято после того, как уже русские послы посетили Константинополь и засвидетельствовали пышность православного богослужения.

Вот теперь посудите сами. Чем руководствовался князь Владимир при принятии решения? Его больше интересовало, что один из богов не разрешает пить, другой ограничивает в еде, а третий вообще может прибегнуть к странным воспитательным мерам. В итоге выбор был сделан в пользу четвёртого, который привлёк внимание средневековых славян красочностью обрядов. Вам не кажется, что Владимир поступил так же, как мы с вами выбираем помидоры на базаре: эти перезрелые, эти зелёные, эти мелкие, эти мятые, а вот эти в самый раз - крепкие, красные и реклама у продавца по всем телеканалам крутится? Владимир пытался разобраться в религиях и найти истинную? Князь даже не пытался вникнуть в философские основы каждой веры. Вопрос об истине вообще не поднимался. Какой из предложенных ему для почитания богов реально существует? Никто не сообщает, чтобы Владимир задавался такими вопросами.

Так или иначе, выбор был сделан на основе не философских, а весьма приземлённых факторов. "Божий промысел," - скажите вы? Не знаю... Вот сейчас думаем над тем, у кого заказать оливковое масло. Цены тут всякие присылают, условия оплаты озвучивают. А закажем-ка мы у того поставщика, у которого одна горячая девчонка экспортом занимается - глядишь, лишний раз в Москву приедет!

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!