Серия «Древняя Греция»

Софисты — мудрецы или шарлатаны?

Часть 1. Философия софистов.

Часто приходится слышать: «У каждого своё мнение», «сколько людей, столько мнений» При этом часто подразумевается, что «все мнения равны».

А вы с этим согласны? Послушайте нашу историю...

Софисты — мудрецы или шарлатаны? Образование, Детский журнал, Софистика, Софизм, Протагор, Демагогия, Судебные решения, Древняя Греция, Длиннопост


В древнегреческом городе Абдеры, во Фракии, жил философ Протагор. Он пришёл к выводу, что истины не существует. Всё зависит только от наших мнений, от точки зрения.

А это значит, истинный мудрец (то есть софист; по-гречески «мудрость» – «софия», а «мудрец», соответственно, – «софист») может управлять чужой точкой зрения, переубеждать и добиваться именно того результата, который нужен.

Протагор занялся этим и стал очень знаменит. Молва о мудром философе, который с помощью убедительных рассуждений может доказать правоту чего угодно, разнеслась по всей Греции.

Один горожанин, встретившись с Протагором, спросил: «Правда ли, что ты можешь доказать, что чёрное – это белое, а белое – это чёрное?» Протагор в ответ пригласил горожанина погостить у себя в доме два дня. В первую ночь он устроил ему роскошную постель с подушками и одеялами чёрного цвета, а на вторую – с белыми одеялами и подушками. На третий день он спросил у горожанина: «Почувствовал ли ты разницу между чёрной и белой постелью?» «Нет!» – честно ответил горожанин. «Вот видишь, если между чёрным и белым нет разницы, значит, они есть одно и то же!» – торжественно провозгласил философ.

А вот как Протагор доказывал, что все люди живут в одном и том же месте. «Где ты пребываешь каждую ночь?» – спрашивал он одного человека. «Дома!» – отвечал тот. «А ты?» – спрашивал Протагор другого человека. «Дома!» – отвечал другой человек. «И я тоже ночую дома, – заключал философ, – а значит, все мы живём в одном месте!» В те времена это впечатляло...

Софисты — мудрецы или шарлатаны? Образование, Детский журнал, Софистика, Софизм, Протагор, Демагогия, Судебные решения, Древняя Греция, Длиннопост

Протагор (около 485–410 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, виднейший представитель софистов.


Многие горожане очень быстро сообразили, что такой смекалистый философ – просто настоящий подарок для судебных разбирательств!

Некие Эвритм и Главк украли лошадь у местного богача. Защищать их вызвался Протагор. «Помните ли вы, граждане, – спросил он, – как эта лошадь на базаре копытом опрокинула тележку хлеботорговца в прошлом году?» «Да, такой случай был», – признали горожане. «Значит, лошадь этого человека была бешеная и представляла опасность для нашего города! Эвритм и Главк хотели увести её отсюда, чтобы она не угрожала нам всем! Они не воры, а, напротив, достойны самой высокой награды!»

Нетрудно догадаться, что многие люди стремились стать учениками Протагора, чтобы научиться так виртуозно жонглировать словами, фактами и понятиями. Одним из первых учеников Протагора был Эватл, который заключил с философом такое соглашение: он отдаст учителю в уплату за обучение все деньги, которые получит за свой первый выигранный судебный процесс. Однако после того, как обучение закончилось, Эватл не стал вести судебные процессы! Денег он не получал и, соответственно, ничего Протагору не заплатил.

Взбешённый Протагор впервые в жизни сам обратился в суд. «Ответчик Эватл заплатит мне в любом случае! – заявил он. – Если он проиграет, то заплатит мне по решению суда, а если выиграет – то заплатит по нашему с ним договору!»

Однако Эватл показал, что хорошо усвоил уроки учителя. «Неправда! – ответил он. – Если суд решит, что я проиграл, то я не заплачу тебе по нашему договору – ведь дело я не выиграл. А если суд решит, что я выиграл, то платить будет нельзя по решению суда!» После долгих совещаний суд решил, что раз Протагор заключил с учеником невыгодное для себя соглашение, то он сам виноват. Протагор никаких денег не получил.

Софисты — мудрецы или шарлатаны? Образование, Детский журнал, Софистика, Софизм, Протагор, Демагогия, Судебные решения, Древняя Греция, Длиннопост


После этого Протагор перестал заключать такие заумные договоры – он просто стал брать с учеников огромную плату. Обучение у философа стоило 100 мин – это около 50 килограммов серебра!

Популярность школы софистов росла – однако одновременно росла и ненависть горожан к софистам. Из чисто философского учения софизм превратился в изворотливое крючкотворство, в способность оправдать преступника или, наоборот, справедливое и доброе дело превратить в преступление – причём за немалые деньги! Слово «софист» («мудрец») быстро превратилось в самое настоящее ругательство.

В конце жизни Протагор потерял популярность, а затем был обвинён в безбожии и подвергнут остракизму – с позором изгнан из города. Вскоре он погиб во время кораблекрушения, что многими греками рассматривалось как справедливая кара богов...

Софисты — мудрецы или шарлатаны? Образование, Детский журнал, Софистика, Софизм, Протагор, Демагогия, Судебные решения, Древняя Греция, Длиннопост

Школа софистов.


В чём заключалось искусство софистов? Они маскировали внутри своих логических заключений очень хитрые, тщательно спрятанные ошибки.

«Если равны половины, то равны и целые, – учили они. – Если кувшин масла наполовину полон, это означает, что он наполовину пуст, и наоборот. Тогда полный кувшин масла и пустой – это одно и то же!» Здесь ошибка спрятана в игре слов: «полупустое» и «полуполное» – это действительно одно и то же, математически 1/2, но «целое» от половины всегда будет единица (а никак не ноль).

«Если человек не терял чего-то, у него это есть. Ты не терял рога – значит, у тебя есть рога!» Здесь ошибка спрятана в изначально неверной посылке: если человек чего-то не терял, это вовсе не значит, что это у него есть.

«Эмпедокл уважает Гипатия, Гипатий уважает Эмпедокла – значит, они уважаемые люди! А разве уважаемые люди способны на такую низость, как кража корзины оливок на рынке?» Здесь и игра слов («уважаемый человек» значит «уважаемый многими людьми», а не кем-то одним), и так называемый «переход на личности», когда вместо поступка начинает оцениваться сам человек.

Эти и многие другие излюбленные приёмы софистов в Средние века школьники обязательно изучали в курсе риторики – чтобы уметь распознать такие приёмы в споре и вовремя разоблачить их. Философская школа софистов уже давным-давно не существует, но софизмы никуда не делись – и их, к сожалению, довольно часто используют нечистые на руку политики, адвокаты и общественные активисты. Таких людей мы обычно называем демагогами.

Часть 2. Что такое демагогия?

Слово пришло из той же Древней Греции. «Демагог» примерно означает «тот, кто ведёт народ», «поводырь народа». Демагоги опирались на поддержку необразованных слоёв общества – то есть на тех людей, которым трудно было разоблачать лживые софизмы. С тех самых пор политическая агитация, которая ведётся с помощью софизмов, называется демагогией.

Софисты — мудрецы или шарлатаны? Образование, Детский журнал, Софистика, Софизм, Протагор, Демагогия, Судебные решения, Древняя Греция, Длиннопост

Народное собрание в Афинах.


Давайте рассмотрим примеры демагогии, использующей софизмы.

«Моя мама лучше всех!» – так может сказать каждый из нас. «Мой город – самый лучший». «Моя страна – самая лучшая». В этом нет ничего плохого, напротив!..

...Но стоит продолжить логические рассуждения чуть дальше – и уже получается «значит, остальные страны хуже моей». И уже звучат заключения «раз другие хуже, то они должны быть нашими слугами, «раз другие хуже, то они должны быть нашими слугами»«раз мы лучше, то нам больше положено» – и так далее... Примитивно? Да! Но ведь работает!

А различного рода современные «общественные движения»? «Мы боремся за спасение природы», – заявляют они, «мы боремся за права женщин», «мы боремся за права животных» – «мы боремся за хорошее, а значит, мы хорошие и не можем делать что-то плохое!»

И снова мы видим здесь всё те же самые софизмы – на самом деле можно быть «борцом за хорошее» и одновременно совершать насилие, нарушать права других людей, нарушать приличия и законы... Благородные цели вовсе не лишают человека возможности делать плохое!

Однако с помощью софизмов можно не только обмануть, но и рассмешить! Вот фрагмент из книги «Малыш и Карлсон», когда Карлсон «курощает» домомучительницу фрекен Бок:

Софисты — мудрецы или шарлатаны? Образование, Детский журнал, Софистика, Софизм, Протагор, Демагогия, Судебные решения, Древняя Греция, Длиннопост

Кадр из мультфильма "Малыш и Карлсон".


«– Ты уже перестала пить коньяк по утрам, отвечай – да или нет?
У фрекен Бок перехватило дыхание. Она хотела что-то сказать, но не могла вымолвить ни слова.
– Повторяю свой вопрос! – сказал Карлсон – Ты уже перестала пить коньяк по утрам?
– Да, да, конечно, – убеждённо заверил Малыш, которому так хотелось помочь фрекен Бок.
Но тут она совсем озверела.
– Нет! – закричала она, окончательно потеряв голову.
Малыш покраснел и подхватил, чтобы её поддержать
– Нет, нет, не перестала
– Жаль! – сказал Карлсон. – Пьянство к добру не приводит».

Здесь Карлсон, сам того не зная, использует древний приём софистов: на самом деле далеко не на каждый вопрос можно дать простой ответ «да» или «нет».

Друзья, эту историю мы рассказывали в одном из номеров журнала «Лучик». Полистайте его, мы будем рады, если он вам понравится.

Полистать журнал можно здесь: https://www.lychik-school.ru/archive/

Если он вас заинтересует, можно оформить на него подписку на сайте Почты России: https://podpiska.pochta.ru/press/П5044

Наш телеграм-канал: https://t.me/luchik_magazine

Показать полностью 6
Серия Древняя Греция

Хотеть или не хотеть?

Эпикур жил в IV веке до новой эры в Древней Греции – сначала на острове Самос, а затем в Афинах. Ему было суждено стать одним из знаменитейших философов в истории человечества. Почему?

Хотеть или не хотеть? Воспитание детей, Философия, Античность, Античная философия, Древняя Греция, Культура, Образование, Критическое мышление, Детская литература, Детский журнал, Психология, Литература, Длиннопост

Представьте себе: вот есть два писателя, один и другой. Один пишет хорошо, а другой ещё лучше. Но при этом почему-то первый знаменит, а второй нет. Хоть второй и лучше пишет: красивее, умнее. В чём же дело? Дело в том, что первый писатель случайно угадал скрытые желания людей. А второй – нет. Людям, может быть, вовсе не нужно было, чтобы для них писали умно и красиво. Им, может быть, хотелось попроще! Конечно, сам человек о себе не скажет: «Знаете, я всякое там заумное не люблю, мне главное – чтоб понятно было». Кому же нравится считать себя глупеньким? Вот поэтому его желания и являются скрытыми. Что такое «скрытые желания»? Это такие желания, о которых люди сами не подозревают. Представляете? У вас есть желания, а вы и не знаете, что они у вас есть!

Вот два примера.

Во многих сказках, книгах и фильмах есть такой сюжет. Где-то существует волшебное место – допустим, Тайная комната, в которой исполняются главные желания людей. Попасть туда непросто, люди преодолевают для этого много трудностей и опасностей. Но оказывается… что Тайная комната исполняет желания «неправильно»! Например, человек стремится в неё, чтобы загадать «пусть будет мир во всём мире», а получает мешок пряников. Почему? Что за обман? А никакого обмана нет. Всё дело в том, что этот человек только думает, будто мир во всём мире – его заветное желание. «Я хороший, а значит, и желание у меня хорошее. А что может быть лучше, чем мир во всём мире?» – примерно так рассуждает он. Но пока этот человек сюда добирался, он очень оголодал. И Тайная Комната исполнила не то желание, которое он сам себе назначил, а то, которое у него было на самом деле.

Теперь второй пример того, как наши настоящие желания от нас «прячутся». Допустим, у тебя есть желание: новый крутой айфон. Сильное ли оно? Очень! Ты думаешь о нём целыми днями, он тебе даже снится! Желание сильное, но настоящее ли оно? Чтобы это выяснить, пропустим его через четыре «почему». Давайте попробуем?

Отвечает Лучик…

– Почему ты хочешь айфон?
– Я хочу прийти с ним в школу и всех удивить.

– Почему ты хочешь всех удивить?
– Я хочу, чтобы на меня обратили внимание.

– Почему ты хочешь, чтобы на тебя обратили внимание?
– Потому что я непопулярный!

– Почему ты непопулярный?
– Я застенчивый, неважно учусь,что ж тут непонятного-то?

– Итак, твоя проблема в том, что ты застенчивый и неважно учишься. Ну и при чём тут айфон?

Лучик: "Хм, выходит, если я приду в Тайную комнату за айфоном, то вместо него получу раскованность и дружелюбие, да ещё и в учёбе подтянусь? Неплохо!

Дорогая Редакция: Неправильно ты, Лучик, айфон хотел! Вот меня Крит Критыч никакими «почему» не запутает!

Крит Критыч: Ну, давайте попробуем… Отвечает Дорогая Редакция!

– Почему вы хотите айфон?
– Я хочу прийти с ним на работу и всех удивить.

– Почему вы хотите всех удивить?
– Я хочу, чтобы на меня обратили внимание.

– Почему вы хотите, чтобы на вас обратили внимание?
– Потому что я непопулярна.

– Почему вы непопулярны?
– ПОТОМУ ЧТО У МЕНЯ НЕТ АЙФОНА!!!

Крит Критыч: Да, это хорошая шутка. Но в итоге-то что получается? Получается, что Лучик остался без айфона, но зато избавился от своих недостатков. Айфон сделает Дорогую Редакцию популярной на несколько дней, потом все к нему привыкнут и снова перестанут с Дорогой Редакцией дружить. А с Лучиком будут дружить всю жизнь! Так кто же из них ответил на четыре «почему» правильно?

Чему учил Эпикур? Эпикур учил, что человек предназначен для счастья. Быть счастливым для человека естественно. А несчастливы люди бывают только оттого, что живут неправильно. И главное, что мешает им жить правильно, – это их желания. Если ты чего-то желаешь, а у тебя этого нет, ты несчастлив. Но если ты несчастлив, значит, твоё желание неправильное! Ты хочешь не того, что тебе нужно!..

Эпикур делил все желания на три группы. Какие? А также:

  • Почему эпикурейство было очень популярным?

  • Подходит ли эпикурейство для нашей жизни? В каких случаях — да, и в каких — нет?

  • Что общего между Эпикуром и коротышкой Голопузым (из "Незнайки на Луне")?

Об этом вы можете узнать из номера "Лучика", который есть на "Вайлдберриз": https://wildberries.ru/catalog/214317488/detail.aspx

Хотеть или не хотеть? Воспитание детей, Философия, Античность, Античная философия, Древняя Греция, Культура, Образование, Критическое мышление, Детская литература, Детский журнал, Психология, Литература, Длиннопост
Показать полностью 1

Почему на физкультуре строятся по росту? Рассказывает журнал «Лучик»1

Почему самый высокий всегда стоит справа? Никогда не задумывались? Для ответа на этот вопрос нам придётся отправиться на две с половиной тысячи лет назад, в Древнюю Грецию.

Почему на физкультуре строятся по росту? Рассказывает журнал «Лучик» Детская литература, Родители и дети, Воспитание детей, Культура, Образование, Древняя Греция, Длиннопост

Древние греки жили не в единой стране, а в небольших городах-государствах – Афинах, Аргосе, Фивах, Спарте и других. Города эти практически никогда не жили друг с другом в мире, и воевали в те времена греки постоянно.

«Армией» у греков было всё мужское население города старше 16 лет. Раз мужчина, значит – солдат. Неважно, кто ты – торговец рыбой, художник, политик, крестьянин, артист театра, плотник или портной.

Почему на физкультуре строятся по росту? Рассказывает журнал «Лучик» Детская литература, Родители и дети, Воспитание детей, Культура, Образование, Древняя Греция, Длиннопост

Пётр Васильевич Басин (1793–1877). «Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада»

Посмотрите на картину. Возможно, вы знаете, что Сократ – знаменитый древнегреческий учёный, философ, оратор. Так вот – как гражданин города Сократ был обязан служить в войске и воевать, несмотря на всю свою учёность и знаменитость. Воевали в Древней Греции все, отсидеться дома не разрешалось никому из мужчин.

С одной стороны, такое «народное ополчение» удобно, потому что не нужно содержать постоянную армию. Но насколько хорошими солдатами были торговцы рыбой, художники, плотники и портные? Перед древними греками стояла непростая задача – создать эффективное и боеспособное войско из не особо хорошо обученных воинов. В итоге возникло первое в мире организованное боевое построение – фаланга.

Почему на физкультуре строятся по росту? Рассказывает журнал «Лучик» Детская литература, Родители и дети, Воспитание детей, Культура, Образование, Древняя Греция, Длиннопост

Смысл фаланги – действовать не поодиночке, а сообща, единым целым, что давало огромное преимущество перед неорганизованной толпой воинов, пускай даже весьма храбрых и опытных.

Воин фаланги назывался гоплитом, потому что в левой руке держал большой круглый щит – гоплон. Щит этот изготавливался из дерева, обивался железом или бронзой и был очень тяжёлым – больше 8 килограммов. Основным оружием гоплита было довольно длинное (в полтора роста) копьё, которое держали в правой руке.

Чтобы обеспечить мощный натиск, гоплиты вставали друг за другом – такой ряд назывался «лохос». Лохос мог достигать в глубину до 16 человек – напирая друг на друга, действуя «дружно и вместе», воины представляли собой весьма грозную силу!

Лохосы выставлялись сбоку друг от друга, рядом, буквально плечо к плечу. Тогда щит стоящего справа впередистоящего воина прикрывал правый бок воина, стоящего слева от него; образовывалась сплошная непробиваемая «стена щитов», ощетинившаяся острыми копьями. Именно такое построение и называется фалангой.

Почему на физкультуре строятся по росту? Рассказывает журнал «Лучик» Детская литература, Родители и дети, Воспитание детей, Культура, Образование, Древняя Греция, Длиннопост

Слева направо: гоплит; лохос; фаланга

А теперь внимание! Вопрос номер один – смогли бы гоплиты фаланги прикрывать друг друга щитами в первой шеренге, если бы были сильно разного роста? Нет! Мало того, более высокий воин своим щитом мешал бы бойцам из стоящего слева лохоса правильно держать свои копья для атаки! Именно поэтому греческие гоплиты строились «по росту».

А теперь вопрос номер два – где у фаланги самое слабое место? Её самое слабое место – правый фланг, то есть ряд бойцов, который стоит крайним справа! Слева гоплиты защищены щитами, а справа – не прикрыты ничем, кроме копий. Именно поэтому на правый фланг стали ставить самых сильных, то есть самых рослых и могучих воинов.

Почему на физкультуре строятся по росту? Рассказывает журнал «Лучик» Детская литература, Родители и дети, Воспитание детей, Культура, Образование, Древняя Греция, Длиннопост

Правый фланг не защищён щитами, поэтому здесь стоят самые сильные воины

Итак, правый фланг фаланги естественно оказывался сильнее, чем левый. К чему это приводило в битвах? Более высокие и сильные воины оказывались против более низких и слабых, – правый фланг своим натиском продавливал левый фланг противника, а вот левый фланг, наоборот, отступал под натиском более сильного врага. В итоге две враждебные фаланги на поле боя часто «закручивались мельницей», пытаясь измотать друг друга.

Итак, фаланга была идеальным оружием против неорганизованной толпы, но вот когда одна фаланга сталкивалась с другой, возникала проблема...

Почему на физкультуре строятся по росту? Рассказывает журнал «Лучик» Детская литература, Родители и дети, Воспитание детей, Культура, Образование, Древняя Греция, Длиннопост
Почему на физкультуре строятся по росту? Рассказывает журнал «Лучик» Детская литература, Родители и дети, Воспитание детей, Культура, Образование, Древняя Греция, Длиннопост
Почему на физкультуре строятся по росту? Рассказывает журнал «Лучик» Детская литература, Родители и дети, Воспитание детей, Культура, Образование, Древняя Греция, Длиннопост
Почему на физкультуре строятся по росту? Рассказывает журнал «Лучик» Детская литература, Родители и дети, Воспитание детей, Культура, Образование, Древняя Греция, Длиннопост
Показать полностью 9

Спарта и спартанцы. Миф или военная тайна? Рассказывает журнал «Лучик»

Принято считать, что спартанцы были лучшими воинами в Греции: каждый спартанец стоил как минимум 3-4 бойцов любого другого греческого города. В битве при Фермопилах 300 спартанских гоплитов (воинов) под командованием царя Леонида три дня удерживали многотысячное персидское войско.

А ещё все знают про «спартанское воспитание», когда мальчиков уводили от родителей в возрасте 7 лет, не давали им никакой одежды, морили голодом и холодом, заставляли драться друг с другом – в общем, самыми суровыми и жестокими методами выращивали «суперсолдат» древнего мира...

Спарта и спартанцы. Миф или военная тайна? Рассказывает журнал «Лучик» Древняя Греция, Античность, Спарта, Военная история, История (наука), Образование, Воспитание, Воспитание детей, Родители и дети, Детская литература, Длиннопост

Кристофер Вильгельм Эккерсберг. «Спартанские мальчики»

Доверяй, но проверяй!

Большинство этих сведений мы знаем из книги «Сравнительные жизнеописания» греко-римского писателя Плутарха. Однако вот в чём загвоздка: Плутарх жил и работал в конце I – начале II веков нашей эры, во времена императора Траяна. В те времена Спарта уже давным-давно была небольшим провинциальным городком, мирным и тихим. Со времён царя Леонида (480 год до нашей эры) тогда прошло уже больше 500 лет!

Это, для сравнения, как если бы современному писателю предложили бы написать книгу про времена царя Ивана Грозного. Что-то, возможно, автор изложит более или менее точно, но ему часто придётся «включать фантазию» и додумывать какие-то детали и события. Полтысячи лёт всё-таки, большой срок!

Археологи, ведущие раскопки на территории Древней Спарты, считают, что Плутарх (который, кстати, сам никогда военным не был) в своих книгах «немножечко приврал», а точнее говоря – просто переписал разные народные байки и легенды. И про то, что слабых и больных детей спартанцы сбрасывали в пропасть. И про то, что спартанцы не давали мальчикам есть, одеваться и умываться, превращая их жизнь в тяжелейший «курс выживания», во время которого многие дети погибали. И про то, что спартанские мужчины были невежественными солдафонами, способными только размахивать копьём в бою.

Спарта и спартанцы. Миф или военная тайна? Рассказывает журнал «Лучик» Древняя Греция, Античность, Спарта, Военная история, История (наука), Образование, Воспитание, Воспитание детей, Родители и дети, Детская литература, Длиннопост

Роспись древнегреческой вазы

Но тогда вопрос: а есть ли источники, которым мы можем доверять? Да, есть. Прежде всего это книги древнегреческого историка Ксенофонта.

Ксенофонт был не только учёным и писателем, он был профессиональным военным, полководцем. Ксенофонт жил в V и IVвеках до нашей эры, то есть был современником «тех самых» легендарных спартанцев. Ксенофонт – несмотря на то, что родился в Афинах – был личным другом спартанского царя Агесилая II. Наконец, двое сыновей Ксенофонта – это очень важно! – сами прошли через спартанскую систему воспитания («агогэ» по-гречески). Кстати, между прочим, спартанцы очень редко приглашали сыновей «чужаков» обучаться вместе со спартанскими детьми – это считалось огромной честью.

Что же пишет Ксенофонт о спартанском воспитании? Он пишет, что «мальчикам выдавался только один гиматий» (то есть плащ), но при этом он не пишет о том, что им не давали никакой другой одежды. Он просто подчёркивает, что спартанские мальчики воспитывались не как юные «модники» из Афин.

Ксенофонт пишет о том, что «мальчики ели за общим столом, и порции были такими, чтобы никто из них не разжирел и получил представление о том, что значит меньше, чем хочется». Но – снова! – никто не пишет о том, что детей морили голодом.

Во время военных игр мальчикам давали разные задания – в том числе поручали украсть тщательно охраняемые круги сыра с алтаря Артемиды. Но никто не говорит о том, что дети были вынуждены постоянно воровать, чтобы выжить...

Спарта и спартанцы. Миф или военная тайна? Рассказывает журнал «Лучик» Древняя Греция, Античность, Спарта, Военная история, История (наука), Образование, Воспитание, Воспитание детей, Родители и дети, Детская литература, Длиннопост

Почему их нельзя было победить?

Что же, получается, никакой такой особой «военной тайны» у Спарты не было? А вот не торопитесь!

Смотрите: с 550 года до нашей эры (битва при Тегее) по 391 год до нашей эры (битва при Лехее), то есть за 160 лет (а войны в те времена происходили постоянно) спартанская пехота не потерпела ни одного поражения! Какая современная армия мира может похвастаться такой результативностью? А значит, всё-таки была у спартанцев своя военная тайна, было что-то особенное в подготовке воинов! Но что же именно?

Для того чтобы раскрыть главный спартанский военный секрет, давайте посмотрим на войско Афин – частых соперников Спарты.

Войско Афин представляло собой народное ополчение – то есть каждый здоровый мужчина во время войны должен был нести военную службу. В мирное время он мог быть крестьянином, кузнецом, торговцем и даже философом (как знаменитый Сократ), но вот как только объявляли войну – должен был в обязательном порядке превращаться в солдата.

Спарта и спартанцы. Миф или военная тайна? Рассказывает журнал «Лучик» Древняя Греция, Античность, Спарта, Военная история, История (наука), Образование, Воспитание, Воспитание детей, Родители и дети, Детская литература, Длиннопост

Гоплит и пельтасты

Войско Афин состояло из трёх частей – лёгкой пехоты (пельтастов), тяжёлой пехоты (гоплитов) и конницы. Как решали, «кто кем будет»? А очень просто – по уровню достатка! Если горожанин был богатым и мог себе позволить купить боевого коня, то шёл в конницу. Горожанин среднего достатка, способный купить бронзовый доспех, щит-гоплон и копьё, попадал в тяжёлую пехоту. А граждане победнее, вооружённые дротиками, пращами и луками, шли в лёгкую пехоту.

Спарта и спартанцы. Миф или военная тайна? Рассказывает журнал «Лучик» Древняя Греция, Античность, Спарта, Военная история, История (наука), Образование, Воспитание, Воспитание детей, Родители и дети, Детская литература, Длиннопост

Бронзовая фигурка всадника. 500 г. до н.э.

Поскольку доспехи каждый покупал себе сам, качество и внешний вид доспеха могли быть самыми разными. Те, кто побогаче, заказывали себе щиты, окованные бронзой лучшего сорта, украшенные разноцветными гербами и рисунками. Те, у кого денег не хватало, часто довольствовались щитами чисто деревянными.

Раз в год это войско проводило общие учения – однако учения старались не затягивать, потому что торговцу надо было возвращаться в свою лавку, а крестьянину – на поля и виноградники. Да и отношения «внутри» войска были «гражданские» – слева в строю мог стоять какой-нибудь торговец рыбой (который обманул тебя на рынке в прошлом месяце), а справа – кузнец, с которым ты повздорил и даже подрался...

Спарта и спартанцы. Миф или военная тайна? Рассказывает журнал «Лучик» Древняя Греция, Античность, Спарта, Военная история, История (наука), Образование, Воспитание, Воспитание детей, Родители и дети, Детская литература, Длиннопост

Богатый афинский гоплит с дорогим бронзовым щитом-гоплоном

А что же придумали в Спарте? Прежде всего спартанцы поняли, что набор войска «по имущественному принципу» никуда не годится. Основной боевой силой тогда считалась тяжёлая пехота (гоплиты), построенная в длинную фалангу – «стену щитов». А если у кого-то из воинов щит или копьё окажутся худшего качества? «Где тонко – там и рвётся»! Плохое вооружение одного гоплита может поставить под угрозу всё войско!

Тогда-то спартанцы решили, что все воины в войске должны быть абсолютно равны: каждый получал от государства доспехи и оружие – тщательно отобранные и проверенные! Все щиты были одинаковыми, никаких гербов и рисунков – только греческая буква «лямбда» («Λ»), от слова «Лакедомон», так спартанцы называли своё государство. Все воины получали совершенно одинаковые плащи алого цвета, которые как бы говорили: «В нашем войске нет богатых или бедных!», «Здесь все равны!».

И, конечно, никаких «медников», «рыбников» и «крестьян» – профессиональный воин должен быть профессиональным воином и заниматься боевой подготовкой. Причём круглый год!

Спарта и спартанцы. Миф или военная тайна? Рассказывает журнал «Лучик» Древняя Греция, Античность, Спарта, Военная история, История (наука), Образование, Воспитание, Воспитание детей, Родители и дети, Детская литература, Длиннопост

Спартанский гоплит

Спартанская система воспитания также была перестроена на создание «общества равных». Все мальчики с семи лет жили в казармах и виделись с родителями только по праздникам. Все они получали одинаковую одежду и одинаковую пищу. Так же, как и в Афинах, с ними занимались гимнастикой, чтением, музыкой, танцами. Но кроме того, их с малых лет учили, что сила спартанского войска – не в каких-то «супергероях» и «супербойцах», а в том, насколько фаланга умеет действовать совместно, дружно.

Спарта и спартанцы. Миф или военная тайна? Рассказывает журнал «Лучик» Древняя Греция, Античность, Спарта, Военная история, История (наука), Образование, Воспитание, Воспитание детей, Родители и дети, Детская литература, Длиннопост

Их учили передавать приказы «по цепочке», быстро и тихо, и повиноваться этим приказам без вопросов. Их учили слаженно двигаться, медленно «давить» противника массой сотен людей, плечо к плечу. Их учили думать прежде всего не о себе, а о своих товарищах, защищать в бою прежде всего друга, а уже после – себя. Мальчики из одной казармы были друг другу как братья. Было немыслимым, чтобы один маленький спартанец что-то украл у другого или не заступился за него!

Спарта и спартанцы. Миф или военная тайна? Рассказывает журнал «Лучик» Древняя Греция, Античность, Спарта, Военная история, История (наука), Образование, Воспитание, Воспитание детей, Родители и дети, Детская литература, Длиннопост
Спарта и спартанцы. Миф или военная тайна? Рассказывает журнал «Лучик» Древняя Греция, Античность, Спарта, Военная история, История (наука), Образование, Воспитание, Воспитание детей, Родители и дети, Детская литература, Длиннопост

От Древней Спарты сегодня осталось совсем немного…

В итоге спартанская фаланга превратилась в самую настоящую «боевую машину». Это был не просто «коллектив», в котором все «ходят на работу» или «в школу». Это была самая настоящая «семья», в которой и в самом деле «один за всех и все за одного».

Гоплитов приучали презирать имущество, торговлю, деньги – они ценили только воинскую славу, а слава победы или позор поражения доставались в равной степени каждому. Победили – так все, потерпели поражение – тоже все!

«Тяжёлый характер»

Потрясающие боевые качества спартанской фаланги проявились в 480 году до нашей эры, в сражении при Фермопилах, во время греко-персидских войн.

Отряд из 300 спартанцев перегородил узкий Фермопильский проход. Слева была отвесная скала, справа – высокий обрыв, так что обойти фалангу было нельзя ни с суши, ни с моря. Задачей спартанцев было удержать персов как можно дольше, прикрыть организованное отступление союзных войск других греческих городов.

Спарта и спартанцы. Миф или военная тайна? Рассказывает журнал «Лучик» Древняя Греция, Античность, Спарта, Военная история, История (наука), Образование, Воспитание, Воспитание детей, Родители и дети, Детская литература, Длиннопост

Персы были в ярости – перед ними поперёк прохода стояла самая настоящая бронзовая стена, ощетинившаяся копьями. Персидский царь Хшаяршан (греки называли его Ксеркс) бросал на спартанцев свои лучшие отряды, но они ничего не могли сделать против дисциплинированной, действующей как единое целое фаланги! Как пишет древнегреческий историк Геродот, за три дня битвы Хшаяршан потерял больше 20 000 воинов, включая двух своих братьев!

Когда персы, наконец, сумели опрокинуть сопротивление измученных и израненных спартанцев, было уже поздно: по всей Греции рассказывали о том, как горстка воинов смогла нанести тяжелейшие потери сильному и многочисленному противнику.

Спарта и спартанцы. Миф или военная тайна? Рассказывает журнал «Лучик» Древняя Греция, Античность, Спарта, Военная история, История (наука), Образование, Воспитание, Воспитание детей, Родители и дети, Детская литература, Длиннопост

Персидский царь Хшаяршан (Ксеркс)

В книгах приводится и вот какая история: спартанец по имени Аристодем входил в число «отряда 300», но накануне сражения заболел, и царь Леонид отправил его в тыл. В результате Аристодем не принял участия в битве, а потому остался жив.

Спартанцы дали ему прозвище «Аристодем-трус» и всячески презирали. На следующий год в битве при Платеях Аристодем дрался с персами так отчаянно храбро, что другие греки хотели объявить его лучшим воином битвы. Однако спартанцы воспротивились этому, объявив, что Аристодем не совершил ничего выдающегося – он просто искал смерти, чтобы избавиться от позора.

Спарта и спартанцы. Миф или военная тайна? Рассказывает журнал «Лучик» Древняя Греция, Античность, Спарта, Военная история, История (наука), Образование, Воспитание, Воспитание детей, Родители и дети, Детская литература, Длиннопост

Кто-то назовёт их жестокими – однако тут стоит ещё раз вспомнить, как воспитывались спартанские воины. Для Аристодема его отряд был не просто «местом службы» – это была его семья, его лучшие друзья, его братья, товарищи, вместе с которыми он воспитывался и рос. Остаться совершенно одному, без верных друзей и семьи – тут и вправду можно отчаяться и искать смерти в битве...

Спарта и спартанцы. Миф или военная тайна? Рассказывает журнал «Лучик» Древняя Греция, Античность, Спарта, Военная история, История (наука), Образование, Воспитание, Воспитание детей, Родители и дети, Детская литература, Длиннопост

Сегодня трудно сказать, где находилось то самое место, где сражались 300 спартанцев. За 2500 лет береговая линия сильно изменилась (море отступило), скалы выветрились… Но это было где-то здесь.

Плутарх писал о «великом братстве» спартанцев так:

«...Они и не хотели, и не могли жить врозь, но, подобно пчёлам, находились в нерасторжимой связи с обществом, все были тесно сплочены вокруг своего руководителя и целиком принадлежали Отечеству, почти что вовсе забывая о себе в порыве воодушевления и любви к славе...»

Спарта и спартанцы. Миф или военная тайна? Рассказывает журнал «Лучик» Древняя Греция, Античность, Спарта, Военная история, История (наука), Образование, Воспитание, Воспитание детей, Родители и дети, Детская литература, Длиннопост

Монумент на предполагаемом месте битвы при Фермопилах

Через год, в битве при Платеях, объединённые греческие войска разгромили персов, и спартанцы, жаждущие отомстить за Фермопилы, сыграли в этом ключевую роль. Однако интересно вот что – после битвы спартанский полководец Павсаний (регент при малолетнем сыне погибшего царя Леонида) велел отлить из отобранного у персов оружия бронзовый памятник, на котором было написано так:

Греческий вождь и начальник Павсаний в честь Аполлона-владыки
Памятник этот воздвиг, полчища персов сломив!

И вот тогда остальные спартанцы страшно возмутились!

Подобная хвастливая надпись совершенно не увязывалась со спартанским кодексом воинской чести. Победа принадлежит ВСЕМ, а выпячивать себя и собственную славу – это неслыханный ПОЗОР!

Спартанцы немедленно соскоблили с памятника надпись, а вместо неё поместили названия всех городов, войска которых принимали участие в сражении.

А судьба Павсания была печальной… Мы не будем тут о ней рассказывать.

Спарта и спартанцы. Миф или военная тайна? Рассказывает журнал «Лучик» Древняя Греция, Античность, Спарта, Военная история, История (наука), Образование, Воспитание, Воспитание детей, Родители и дети, Детская литература, Длиннопост

Конец «военной машины»

Но что же произошло со спартанской «военной машиной» дальше? Осталась ли она навсегда непобедимой? Нет. Почему?

По многим причинам. Прежде всего, как вы помните, спартанская армия была «обществом равных». То есть все спартанцы были тяжеловооружёнными гоплитами – а лёгкой пехоты и конницы у Спарты было очень мало, и вся она состояла из союзных племён (не спартанцев).

Тяжёловооружённая спартанская фаланга прекрасно держала натиск персов в Фермопилах – но в 391 году до нашей эры была неожиданно побеждена при Лехее небольшим отрядом афинской лёгкой пехоты – пельтастов!

Спарта и спартанцы. Миф или военная тайна? Рассказывает журнал «Лучик» Древняя Греция, Античность, Спарта, Военная история, История (наука), Образование, Воспитание, Воспитание детей, Родители и дети, Детская литература, Длиннопост

Гоплит и персидский всадник

Легковооружённые пельтасты забрасывали спартанских гоплитов дротиками, камнями и стрелами – а те ничего не могли с этим поделать. Как только они в своих тяжёлых бронзовых доспехах пытались догнать противника и атаковать, афиняне просто по команде отбегали назад! А когда спартанцы окончательно выдохлись, афиняне пустили в ход конницу... Как видите, к тому времени и полководцы других греческих городов научились тому, что слаженные действия – даже легковооружённых воинов! – могут привести к победе.

Окончательно добила «спартанскую славу» битва при Левктрах, о которой мы рассказывали однажды в статье «Почему на физкультуре строятся по росту?». У каждой истории бывает начало и конец. Время непобедимой Спарты подошло к концу.

Спарта и спартанцы. Миф или военная тайна? Рассказывает журнал «Лучик» Древняя Греция, Античность, Спарта, Военная история, История (наука), Образование, Воспитание, Воспитание детей, Родители и дети, Детская литература, Длиннопост

Статья из журнала "Лучик". Познакомиться с журналом можно тут.

Показать полностью 18
Отличная работа, все прочитано!