Серия «Автолегенды»

149

Автолегенды. Часть 10. "Вартбург": Рыцарь восточногерманских дорог

Введение

Автолегенды. Часть 10. "Вартбург": Рыцарь восточногерманских дорог Авто, ГДР, История автомобилей, Длиннопост

Сборка "Вартбургов" на автозаводе в г. Айзенах


История Айзенахского автозавода, ныне не действующего по понятно каким причинам, начинается еще во времена кайзеровской Германии, когда там производились автомобили под маркой Dixi. В 1920-е же завод перешел под контроль BMW, которая до Второй мировой производила на данном заводе модели 315, 319, 321, 326, 327, 328, 335. После окончания Второй мировой войны завод попал в советскую зону оккупации Германии и вошел в состав советско-германского акционерного общества АвтоВело, которое с 1952 года, с образованием ГДР было преобразовано в народное предприятие VEB Automobilenwerk Eisenach. С тех пор, и началось производство автомобилей марки "Вартбург".

Автолегенды. Часть 10. "Вартбург": Рыцарь восточногерманских дорог Авто, ГДР, История автомобилей, Длиннопост

Вот он, наш герой


Как известно, наряду с СССР, Польшей, Чехословакией, Румынией и Югославией развитым автопромом обладала еще одна социалистическая страна Центральной и Восточной Европы - Германская Демократическая Республика. И это не только малыш "Трабант", ставший символом ГДР навека. Это и "баркасы", и "мультикары" и даже грузовики ИФА. Но особое внимание заслужила марка автомобилей, которая с 1950-х по начало 1990-х годов производилась на ранее принадлежавшем именитому концерну BMW заводе в городе Эйзенах. Имя ему - "Вартбург".


311-й: "отец" 353-его

Автолегенды. Часть 10. "Вартбург": Рыцарь восточногерманских дорог Авто, ГДР, История автомобилей, Длиннопост

311-й


Первым наиболее удачливым "Вартбургом" стала 311-я модель, которая производилась с 1956 года по 1965-й. Важно отметить, что 311-й был своего рода "модником". Он был разработан на агрегатах  IFA F9 и впервые был показан на Лейпцигской ярмарке. 311-й Вартбург был переднеприводным, имел продольное расположение мотора. Однако мотор объемом 900 кубических сантиметров был довольно шумным, а сама машина была очень сильно привязана к конструкторским особенностям IFA F9. Мотор, однако, был дешевым в производстве, но обладал всеми недостатками  двухтактных двигателей: небольшой мощностью (47 л.с.), шумностью, токсичностью выхлопа и необходимостью использования топлива с добавлением масла. Тем не менее, 311-й стал родоначальником целого семейства - была и люксовая версия (311/1 Luxus-Limousine), кабриолет, купе, универсал. Кроме того, в 1960-е годы производился немного обновленный "Вартбург", получивший индекс "312". Производился он даже в Аргентине! Но тем не менее, пришла пора его заменить - так и появился 353-й. К слову, 311-й заслужил любовь не только в ГДР, но даже в США и Великобритании!


353-й: Тот самый "Вартбург"

Автолегенды. Часть 10. "Вартбург": Рыцарь восточногерманских дорог Авто, ГДР, История автомобилей, Длиннопост

Рекламный постер 353-его


В 1966 году увидел свет тот самый Wartburg 353, ставший поистине долгоиграющей моделью данной марки. Напоминает он "Жигули" и "Москвич" - угловатый корпус, квадратные фары. Но все же, как и предшественник, 311-й, он был переднеприводным. Несмотря на ограниченность ресурсов, завод попытался приложить усилия к тому, чтобы 353-й вышел в свет. Так, сварочную линию и конвейер закупили во Франции, у "Рено" (примерно в те же годы с "Рено" активно стали сотрудничать румыны, что в 69-м вылилось в появление Dacia 1300), а окрасочную линию - в ФРГ. Попытались Вартбург оснастить и роторным двигателем Ванкеля, но не срослось.

Автолегенды. Часть 10. "Вартбург": Рыцарь восточногерманских дорог Авто, ГДР, История автомобилей, Длиннопост

Британская рекламная брошюра "Рыцаря", как его называли в Туманном Альбионе


Кроме того, для "Вартбургов" характерной оставалась проблема выхлопа - приметой остался сизоватый выхлоп с характерной кислинкой сгоревшего масла. Однако, в отличие от "Трабанта", у "Вартбурга" бензонасос таки был. Объем мотора поменялся мало, как и мощность - она осталась на уровне 45-47 лошадей. Также 353-й был известен за "грушевидную" форму рамы, а в его конструкцию была внедрена обгонная муфта, целью которой было уберечь двухтактный мотор "трудяги Ганса" от поломок, связанных с торможением и малыми оборотами. А отключать муфту рекомендовалось лишь при движении на скользкой дороге. Сцепление же использовалось лишь для старта. Но тем не менее, 353-й заслужил свою любовь. Машина ходовая, удобная, сборка надежная и крепкая. Скорость не шибко высокая, но плавность хода очень хорошая. У некоторых вариаций была даже коробка-полуавтомат. Обрел он свою славу и в Великобритании, где экспортный вариант 353-го получил название "Рыцарь" (Knight). Продавался "Вартбург", кстати, не только в соцстранах и Великобритании, но и в такие страны как Финляндия, Кипр, Бельгия и даже Южно-Африканская Республика, где был режим апартеида.

Автолегенды. Часть 10. "Вартбург": Рыцарь восточногерманских дорог Авто, ГДР, История автомобилей, Длиннопост

"Турист"


Особое внимание заслуживает и "Вартбург" в кузове универсал. Двигатель "Туриста" стал более мощным - до 57 л.с. Кузов получил довольно вместительный багажник. Кроме того, "Вартбург" получил версию в кузовах фургон и пикап, а также служебные версии. Например, одним из символом Народной Полиции ГДР (Volkspolizei) как раз стал бело-зеленый "Вартбург", который был служебным транспортом наряду со знакомыми нам "Ладами", "Москвичами", "Нивами" и "Волгами".  Был даже гоночный "Вартбург" - Wartburg 353 WR. Данная модификация отличалась тем, что из модифицированного двухтактного двигателя него можно выжать неплохо так мощности!

Автолегенды. Часть 10. "Вартбург": Рыцарь восточногерманских дорог Авто, ГДР, История автомобилей, Длиннопост

Один из символом "фольксполицай". На заднем плане - "мерс"


Но ничто не может вечно не модернизироваться. И пришла пора и "Вартбургу" хоть немного, но обновиться.


70-е-80-е: Модернизации и новые проекты

Автолегенды. Часть 10. "Вартбург": Рыцарь восточногерманских дорог Авто, ГДР, История автомобилей, Длиннопост

Одна из поздних модернизаций (мотор 1.3)


К тому времени, "Вартбург" проигрывал "Жигулям" - тольяттинские седаны котировались выше и стоили дороже. К тому моменту, в 1978 году, на Айзенахском заводе стали разрабатываться различные прототипы "нового Вартбурга". Одним из таких прототипов стал "Вартбург-610", который мог бы стать для ГДР чем-то вроде ВАЗовской "Самары" .

Автолегенды. Часть 10. "Вартбург": Рыцарь восточногерманских дорог Авто, ГДР, История автомобилей, Длиннопост

610-й в музее


Действительно, этот прототип был довольно прогрессивен по меркам тех лет. Кроме того, еще до 610-го был представлен прототип - Вартбург 360, который многие детали заимствовал от Шкоды. Мотор 360-го располагался спереди, был четырехтактным, имел объем 1.3. В Айзенахе вовсю велись работы над установкой на автомобиль газотурбинного мотора и планировалось совместно со "Шкодой" создать новое поколение машин. Также, еще с конца 1960-х - начала 1970-х годов, разрабатывалась модель купе под условным названием "Вартбург-355".

Автолегенды. Часть 10. "Вартбург": Рыцарь восточногерманских дорог Авто, ГДР, История автомобилей, Длиннопост

355-й


ГДРовское купе, увы, тоже свет не увидело - ибо 353-й пользовался стабильным спросом. Кроме того, эта модель интересна тем, что четырехтактный мотор Renault. А между прочим, добавление четырехтактного мотора, было весьма прогрессивным и правильным решением на фоне появления норм безопасности в ходе нефтяного кризиса 1970-х годов. Прототипы также имели несущий кузов, ибо классический "Вартбург" был рамным. Но здесь прежде всего интересны 360-й и 610-й. 610-й как бы является условным продолжением 360-го и стал попыткой кардинально осовременить "Вартбург". Обладал он и французскими агрегатами от "Рено". Однако все равно, в серию он не попал.

Автолегенды. Часть 10. "Вартбург": Рыцарь восточногерманских дорог Авто, ГДР, История автомобилей, Длиннопост

Одна из поздних модернизаций в старом кузове


ГДР действительно оказалась здесь в роли "догоняющего". К тому моменту, серийный 353-й претерпел изменения лишь в номенклатуре кузовов. В то же время, и на улицах ГДР уже активно колесили ВАЗовские "пятерки". До модернизаций конца 1980-х годов существенной проблемой всех "Вартбургов" все также оставался сизый выхлоп с ядовитым запахом. Хотя в 1985 году мощность мотора доведена до 55 сил. Кузов же стал комплектоваться пластиковыми бамперами, пластиковой решёткой радиатора. Далеко "Вартбургу" было и до "Самар", и даже до польских "Полонезов". Лишь в 1988 году "Вартбург" получил более мощный фольксвагеновский мотор - 1.3 литра и мощностью 64 лошадиные силы, а также стал немного свежее. Увы, "трудяге Гансу" в условиях объединения Германии это не помогло.


Постскриптум

Автолегенды. Часть 10. "Вартбург": Рыцарь восточногерманских дорог Авто, ГДР, История автомобилей, Длиннопост

В целом, Вартбург - машина не хуже и не лучше "Жигулей" и "Москвичей". Но при этом, несмотря на достоинства, он оказался "бедным родственником" как советских, так и западногерманских машин - в свое время над архаизмами в его конструкции даже посмеивались. Судьба "Вартбурга", как и "Трабанта", увы, была предрешена. Сам Айзенахский завод в 1991 году был куплен "Опелем". И у большинства автомобилистов как в бывшей ГДР, так и на постсоветском пространстве, "Вартбург" ассоциируется лишь с 353-м и его производными. Но тем не менее, восточногерманский автопром в свое время все-таки смог создать модель, которая была классом больше легендарного "Трабанта".

Показать полностью 12
142

Автолегенды. Часть 9. ГАЗ-3102: Самая стильная "Волга"

Введение

Автолегенды. Часть 9. ГАЗ-3102: Самая стильная "Волга" Газ-3102, Авто, Сделано в СССР, История автомобилей, Газ, Длиннопост

"Директорская", или "Генеральская"


Я давно хотел написать про какую-то из "Волг". И поэтому, я решил здесь выбрать одну из поистине легендарных моделей. Данная "Волга" стала правопреемницей "двадцать четвертой" и разрабатывалась еще с 1960-х, и уже в серии она стала "флагманской" машиной семейства в 1980-е. Поэтому, данная "Волга" так интересна


Предыстория: Путь к серийной машине

Автолегенды. Часть 9. ГАЗ-3102: Самая стильная "Волга" Газ-3102, Авто, Сделано в СССР, История автомобилей, Газ, Длиннопост

Прототипный ГАЗ-3101


История разработки автомобиля начинается еще с конца 1960-х годов. Именно тогда впервые задумались о том, какой автомобиль придет на замену ГАЗ-24. В тот момент, в конце 1960-х - начале 1970-х высвободилась ниша для ВАЗа, который в те годы начал производить "копейки" и "тройки". АЗЛК начал процесс перехода от компактных автомобилей к среднеразмерным, а ГАЗ сосредоточил усилия на автомобилях более "больших", а если оперировать американскими терминами - "дредноутах". Эта машина должна была стать автомобилем для номенклатуры среднего звена и спецслужб. Кроме того, без проблем не обошлось. С усилением "тольяттинского лобби" в Минавтопроме, представителем которого был В.Н. Поляков, ставший в 1975 году министром, обстоятельства заставили ГАЗ сделать автомобиль в модернизированной версии старого кузова ГАЗ-24. Кроме того, на это повлиял нефтяной кризис 1973 года. Так вышел первый прототип - ГАЗ-3101, который был вполне перспективен для своего времени. Современная на тот момент архитектура кузова, безопасный салон и перспективный для ГАЗа шестицилиндровый V-образный мотор превращали автомобиль во вполне отвечающий современным тенденциям. Однако, пришлось отказаться от оснащения перспективной "Волги" автоматической коробкой передач.

Автолегенды. Часть 9. ГАЗ-3102: Самая стильная "Волга" Газ-3102, Авто, Сделано в СССР, История автомобилей, Газ, Длиннопост

Предсерийная "ноль вторая"


"Тридцать первая" проделала достаточно долгий путь на конвейер. Изначально предполагалось, что готовая машина встанет на конвейер в 1978 году, но застой опять внес свои коррективы. Вместо перспективной "ноль первой" так появилась "ноль вторая", чьим основным мотором стала модернизированная версия агрегата "двадцать четвертой". Кроме того, отказались от гидроусилителя и кондиционера. Еще неизвестно, попала бы данная "Волга" в серию, но все решила роковая гибель П.М. Машерова в автокатастрофе. Тогда ГАЗ получил заказ на производство опытно-промышленной партии новых "Волг", которая стала "подарочной" к XXVI съезду КПСС и 50-летию ГАЗа.


Выход в серию

Автолегенды. Часть 9. ГАЗ-3102: Самая стильная "Волга" Газ-3102, Авто, Сделано в СССР, История автомобилей, Газ, Длиннопост

Одна из еще советских "Волг"


В массовое серийное производство новая "Волга" поступила в апреле 1982 года. Кроме того, возникла парадоксальная ситуация - 3102 производилась одновременно с "двадцать четвертой", так как руководство рассматривало новую "Волгу" как прежде всего автомобиль для номенклатуры, генералов и КГБ. "Волга" сохранила фирменную решетку "китовый ус", бензобак был вынесен в пространство за задним сиденьем, боковины и двери были модернизированы - в частности, автомобиль получил "утопленные" дверные ручки, которые позже применялись на ГАЗ-24-10. Кроме того, автомобиль получил угловатые фары с габаритными огнями, что являлось и наследством от прототипов. Улучшился и антикор - например, стали использовать пластизолевую мастику на некоторых элементах кузова (наружная часть днища, брызговики, внутренние полости кузова). Запаска стала располагаться в полу багажника. Приборная панель получила травмобезопасную обивку и наклейку под дерево. Кроме того, "Волга" обрела новый мотор - ЗМЗ-4022.10 с форкамерно-факельным зажиганием, работающим в режиме лавинной активации горения. Новая "Волга" стала быстрее и экологичнее "двадцать четвертой", но форкамерный мотор требовал точной настройки карбюратора. Еще одним главным новшеством стала тормозная система. Кроме того, новшеством стал тандемный вакуумный усилитель.


1980-е: производство и новые проблемы

Автолегенды. Часть 9. ГАЗ-3102: Самая стильная "Волга" Газ-3102, Авто, Сделано в СССР, История автомобилей, Газ, Длиннопост

"Волга" с номерами еще времен Союза


Новая модель давалась заводу и не без проблем. Тем не менее, от многих "детских болезней" избавить "Волгу" удалось. Первоначально "тридцать первые" собирались мелкой серией, что затрудняло переход в массовую серию. На Горьковском автозаводе на фоне событий начала - середины 1980-х годов, когда сначала свои преобразования пытался проводить Андропов, потом какое-то время правил Черненко, а в 1985 году генсеком стал Горбачев, решили сам найти выход из ситуации - создать упрощенную модель. Так в 1985 году в серийное производство была запущена ГАЗ-24-10, которая в старом кузове "двадцать четвертой" была оснащена и некоторыми элементами от "тридцать первой". Форкамерный мотор на самой 3102 был заменен на ЗМЗ-402, однако форкамерные моторы оставались на "Волгах" более мелкой серии. Кроме того, уже начали закладываться версия для такси (31021) и в кузове универсал. На фоне перестройки, "Волга" начала постепенно превращаться из "номенклатурного шика" в "рабочую лошадку". Также, на фоне "борьбы с привилегиями" стал разрабатываться проект ГАЗ-3105 в совершенно новом кузове - этот автомобиль был бы более современным и демократичным на фоне тяжеловесной "Чайки". Тем не менее, для своего времени "тридцать первая" все еще оставалась самой престижной.


После 1991 года

Автолегенды. Часть 9. ГАЗ-3102: Самая стильная "Волга" Газ-3102, Авто, Сделано в СССР, История автомобилей, Газ, Длиннопост

"Тридцать первая" 1990-х годов. На вид отличий мало, но изменения были


"Ноль пятая" в массовую серию так и не пошла, навсегда оставшись мелкосерийным образцом. Кроме того, в начале 1990-х годов появилась совершенно иная версия упрощенной модели - ГАЗ-31029, которая получила свой оригинальный передок, в то время как задние кузовные панели были от "ноль второй", и целью создания такой машины было временно облегчить спрос на коммерческий автомобиль и дать прибыль, которая будет источником денег для производства "ГАЗели". Но "элитно-мелкосерийная" ГАЗ-3102 продолжала производиться до 2009 года - она все же имела небольшой, но стабильный и устойчивый спрос. Да и сама она смотрелась хоть и консервативно, но стильно и оставалась на фоне "народной" 31029 вполне качественной. Кроме того, с появлением ГАЗ-3110 часть агрегатов этой модели перешла на "ноль вторую". 402-й мотор также был заменен на ЗМЗ-406, который в начале 1990-х годов соответствовал стандарту Евро-1. 

Автолегенды. Часть 9. ГАЗ-3102: Самая стильная "Волга" Газ-3102, Авто, Сделано в СССР, История автомобилей, Газ, Длиннопост

"Волга" 2000-х


Более поздние ГАЗ-3102 стали оснащаться инжекторным мотором, который был и у ГАЗ-3110. Автомобили ГАЗ-3102, по сути, с конца 1990-х были унифицированы с "десятой Волгой". Кроме того, "Волги" 1990-х и 2000-х годов получили задний мост типа "Спайсер", 16-клапанный двигатель, гидроусилитель руля и более надежные тормоза. Это позволило "Волге" задержаться на конвейере достаточно долго. Отдельно следует сказать, что были мелкосерийные "Волги" с японскими и "роверовскими" моторами, а поздние "ноль вторые" получали "крайслеровский" мотор. Но в ноябре 2008 года, классические "Волги" были сняты с производства.


Постскриптум

Автолегенды. Часть 9. ГАЗ-3102: Самая стильная "Волга" Газ-3102, Авто, Сделано в СССР, История автомобилей, Газ, Длиннопост

В целом, ГАЗ-3102 остается самой стильной из всех классических "Волг". Несмотря на внутренние изменения, вызванные обстоятельствами 1980-х и 1990-х годов, а также консервативный внешний облик, она является самой "базированной", если оперировать языком мемов. Эта "Волга" задержалась на конвейере на 28 лет, что являлось самым рекордным для всех легковых автомобилей ГАЗа. Поэтому, "тридцать первая" заслужила свое почетное место среди автолегенд.

Показать полностью 8
213

Автолегенды. Часть 8: Экспортные варианты "Нив"

Введение

Автолегенды. Часть 8: Экспортные варианты "Нив" Нива, Авто, Экспорт, История автомобилей, АвтоВАЗ, Длиннопост

"Тайга", экспортный вариант для Германии конца 2000-х - начала 2010-х


В этом году, автомобилю "Нива" исполнилось 45 лет. Но к сожалению, этот пост является запоздалым, поскольку он должен был быть выпущен еще в апреле, однако все время был занят, но, собрав волю в кулак, я все же решил написать то, что хотел давно сделать - рассказать про экспортные варианты советского, а затем и российского внедорожника.


"Англичанка": "Казак" и "Гусар"

Автолегенды. Часть 8: Экспортные варианты "Нив" Нива, Авто, Экспорт, История автомобилей, АвтоВАЗ, Длиннопост

"Казак" для британских дорог


"Нивы" поставлялись на экспорт во множество стран. Но особенно, я хотел бы заострить внимание на "праворульных" модификациях для Великобритании, страны с левосторонним движением. "Нива" не просто поставлялась на экспорт, но еще и была сверхпопулярной за границей, особенно в 80-е годы, когда фактически не существовало аналогичных компактных и недорогих кроссоверов. С 1978 года также начались поставки в Великобританию - "праворукая" модификация получила индекс ВАЗ-21212. Хотя поначалу для Туманного Альбиона поставлялись и машины с левым расположением руля. В 1987 году в Великобританию начались поставки более продвинутой, "топовой" версии "Казака", как называли "Ниву" британские дилеры. Данная модификация получила легкосплавные диски, люк в крыше, пластиковые фендеры на колесных арках, более комфортабельный салон с иными сиденьями, «приборкой» и рулем. И с таким оснащением экспортная версия для Великобритании производилась вплоть до конца 1990-х годов.

Автолегенды. Часть 8: Экспортные варианты "Нив" Нива, Авто, Экспорт, История автомобилей, АвтоВАЗ, Длиннопост

"Гусар" 1990-х годов


Поздние "англичанки", которые уже оснащались мотором 1.7 (или 1.7i), получили наименование "Гусар". Кстати, один из таких "Гусаров" 1996 года выпуска из последней "праворукой" партии с инжекторным мотором был выставлен на продажу за £10999.99 (а это больше миллиона рублей). Такая высокая стоимость обусловлена тем, что внедорожник находился в идеальном состоянии. Однако, в комментариях под объявлением о продаже пользователи единодушно отметили излишне высокую цену, указав, что справделивая величина - 5500 фунтов стерлингов (а это больше 500 тысяч рублей). Кроме того, "праворукие" версии внедорожника поставлялись в Австралию, Новую Зеландию и Японию, а также на Ямайку и Мозамбик.


Франция: "Сен-Тропе", "Гран Ларж" и другие

Автолегенды. Часть 8: Экспортные варианты "Нив" Нива, Авто, Экспорт, История автомобилей, АвтоВАЗ, Длиннопост

"Гран Ларж" как предтеча "Урбана"


Доступной и эффективной альтернативы «Ниве» для езды по бездорожью в 1980-е в Европе попросту не было - поэтому и Франция не стала исключением. "Ниве" неоднократно аплодировали на "Париж-Дакар", и именно на "Ниве" экипаж Андре Тросса занял почетное второе место в 1983 году. Мода на "Ниву" с начала 1980-х годов во Франции стала весьма и весьма сильной. Были даже и некоторые топовые "дилерские" модификации, такие как "Сен-Тропе" или "Гран Ларж". На втором мы остановимся отдельно. Разработкой "Гран Ларжа" занималась знаменитая компания Poch S.A. Эта модификация получила новый, более элегантный кузовной обвес, состоящий из иных бамперов, новой решетки радиатора, капота с небольшим воздухозаборником, накладок на пороги и спойлера на крыше. На "Гран Ларж" также устанавливались литые пятиспицевые колеса оригинального дизайна. Что касается салона, то спереди компания-разработчик установила более удобные сиденья с развитой боковой поддержкой. 
Автолегенды. Часть 8: Экспортные варианты "Нив" Нива, Авто, Экспорт, История автомобилей, АвтоВАЗ, Длиннопост

"Нива" 90-х годов с мотором "Пежо"


Также, в 1990-е годы на французском рынке продавались и "Нивы" с дизельным мотором от "Пежо" объемом 1,9 л. "Лошадок" хватало на покорение среднего оффроуда и перевозки грузов. Также прилагались кенгурятник и лебедка. Данная модификация получила название Tinga.

Автолегенды. Часть 8: Экспортные варианты "Нив" Нива, Авто, Экспорт, История автомобилей, АвтоВАЗ, Длиннопост

Randonnee


В 2000-е свет увидели две редкие и довольно красивые модификации "Нив" - Metalic и Randonnee, которые опять же были созданы дилерами. Например, Metalic окрашивали не в один цвет "металлик", а в два: темный оттенок для крыши, стоек, верхней кромки дверей и капота, а светлый — для нижней части. Модификация Randonnee была совсем другой: она получила экспедиционный багажник, кенгурятник, защиту фонарей и дополнительные замки на капот. Кроме того, данная "Нива" получила плотные светлые наклейки из композитного материала, похожие на броню, которыми он обклеен в нижней части, что по замыслу защитило бы его от легких повреждений.


Германия и Австрия: "Тайга" как легенда немецких дорог

Автолегенды. Часть 8: Экспортные варианты "Нив" Нива, Авто, Экспорт, История автомобилей, АвтоВАЗ, Длиннопост

"Тайга" в современном рестайлинге


Экспорт "Нивы" в Германию имеет довольно долгую историю - и поставляли машину не только в ГДР, но и по другую сторону стены, в ФРГ. В Германии "Нива" имеет довольно длительную историю успеха. Кроме того, дилеры постоянно создавали модификации. Одна из первых таких экспортных версий вышла в начале 1980-х - специальная версия для рынка Германии от местного импортера Deutsche Lada Automobil GmbH разошлась в количестве 150 экземпляров.

Автолегенды. Часть 8: Экспортные варианты "Нив" Нива, Авто, Экспорт, История автомобилей, АвтоВАЗ, Длиннопост

Одна из первых "Нив" для Германии


Эта мелкосерийная версия обзавелась качественным антикоррозийным покрытием. Кроме того, данная серия получила пластиковые расширители колесных арок, особые дизайнерские штампованные колесные диски с более широкой, чем у крупносерийных "Нив" резиной, а также декоративные белые полосы на боковинах кузова. Бензиновая «Нива» стоила в Германии в начале 80-х 22 тысячи дойчмарок, а дизельная — чуть меньше 26 тысяч. Кроме того, большой успех "Нива" имела в Австрии и Швейцарии. Тюнинг "немецких" версий был не таким вычурным, как у "французских". Немцы и австрийцы больше сосредоточились на повышении внедорожных качеств и удобстве водителя и пасажиров. Впрочем и о внешнем декоре не забывали. Кроме того, можно выделить и версию под названием "Калифорния".

Автолегенды. Часть 8: Экспортные варианты "Нив" Нива, Авто, Экспорт, История автомобилей, АвтоВАЗ, Длиннопост

"Калифорния" с открытым люком


"Калифорния" совмещала в себе черты внедорожника и кабриолета. Хотя из "кабриолетного" у нее был скорее открывающийся матерчатый люк. На первых версиях "Калифорнии" в 80-е устанавливалась крыша из винила - в те годы на Западе это был популярный прием придать автомобилю с твердой крышей внешность кабриолета. Главным назначением этого доступного внедорожника были поездки на пляж. Эта версия в разных ее рестайлингах продавалась аж до 2009 года! Кроме того, продавались и "Нивы" в варианте "Тайга". В "Тайге" для Германии установлен кондиционер, люк в крыше, система ABS, усилитель рулевого управления, и даже есть место для множества вещей. Вместимость автомобиля при сложенных задних сиденьях достаточно адекватная.


Канада: "Нива" в стране кленовых листьев и бобров

Автолегенды. Часть 8: Экспортные варианты "Нив" Нива, Авто, Экспорт, История автомобилей, АвтоВАЗ, Длиннопост

"Канадка"


В Канаде "Нива" также продавалась, причем имела специфическую расцветку - чаще всего мне на фотографиях встречались "канадки" красного цвета. Кроме расцветки "канадка" отличалась светотехникой, измененной в соответствие с заокеанскими стандартами – габариты над головной оптикой сменили цвет с белого на оранжевый, а задние указатели окрасились в красный.

Автолегенды. Часть 8: Экспортные варианты "Нив" Нива, Авто, Экспорт, История автомобилей, АвтоВАЗ, Длиннопост

Одна из поздних "канадок"


В Канаде не упустили возможности слегка "принарядить" машину. Данные доработки включили в себя яркие наклейки и пластиковые накладки на бортах кузова, а также более эффектные по дизайну колёсп. Из прочих изменений можно вспомнить мелочи вроде рейлингов на крыше и зеркал с аэродинамичным корпусом. Кроме того, в Канаде продавался и редкий пикап на базе "Нивы".


Кабриолеты

Автолегенды. Часть 8: Экспортные варианты "Нив" Нива, Авто, Экспорт, История автомобилей, АвтоВАЗ, Длиннопост

Кабриолет в версии "Саванна"


Кроме того, "Нива" продавалась в экспортных вариантах и в версии "кабриолет". Например, в 1983 году немецкий импортер Deutsche Lada Automobil GmbH представил "Ниву"-кабриолет, разработанную при участии местного кузовного ателье GWS. В 1985 году увидела свет ее упрощенная версия.


Испания: "Икра"

Автолегенды. Часть 8: Экспортные варианты "Нив" Нива, Авто, Экспорт, История автомобилей, АвтоВАЗ, Длиннопост

"Икра" заморская, баклажанная


Автомобили Lada Niva iKRA производились в период 1993-1995 гг. Модификация была создана специально для продажи на испанских автомобильных рынках. Отличительные особенности этой модели — комфортабельный салон и яркий обвес. Кроме того, "Икра" отличалась вырезом в крышке капота в виде гоночного воздухозаборника, а также новой задней оптикой, которая по форме смотрелась также, как и старая, только вот фонари устанавливались более дорогие, а саму оптику защищала черная накладка. Внедорожник оказался надежным и долговечным вопреки испанскому климату.


Постскриптум

Автолегенды. Часть 8: Экспортные варианты "Нив" Нива, Авто, Экспорт, История автомобилей, АвтоВАЗ, Длиннопост

"Нива" в Японии


Как мы видим, "Нива" продавалась на экспорт весьма широко. Ее узнали и полюбили на многих континентах и в разных странах. Местные условия эксплуатации, вкусы и предпочтения автолюбителей разных стран привели к появления большого числа интересных версий автомобиля. В отличие от других советских авто, "Нива" за бугром всегда стоила не дешево, а благодаря уникальности конструкции, удивительной проходимости и выносливости внедорожник стал поистине легендарным и за границей.

Показать полностью 13
105

Автолегенды. Часть 7: Иж-2126 "Ода": Бедный родственник "Лады" и "Москвича"

Введение


После написания постов о машинах Восточного блока, решил уделить внимание и родным просторам. Понимая, что про КамАЗ будет не один пост, а несколько, я решил написать про другой автомобиль. Герой мема про оцинковку. Автомобиль, который очень долго шел к конвейеру. "Бедный родственник" более именитых "Лады" и "Москвича". Это все о нем - об автомобиле Иж-2126 "Ода".

Автолегенды. Часть 7: Иж-2126 "Ода": Бедный родственник "Лады" и "Москвича" Иж-2126, Авто, История автомобилей, Отечественный автопром, 90-е, 2000-е, Видео, YouTube, Длиннопост

"Иж-Ода"


"Старт" и "Орбита": прототипы


"Ода" действительно проделала очень долгий путь к конвейеру. В 1970-е годы, когда еще молодой ВАЗ и более именитый АЗЛК уже вовсю трудились над будущими новыми моделями, на "Ижмаше" вовсю начали трудиться над будущими моделями, которые могли бы прийти на смену упрощенным вариантам "Москвича". Примером первого прототипа стал Иж-13 "Старт".

Автолегенды. Часть 7: Иж-2126 "Ода": Бедный родственник "Лады" и "Москвича" Иж-2126, Авто, История автомобилей, Отечественный автопром, 90-е, 2000-е, Видео, YouTube, Длиннопост

"Старт", прототип 1970-х


По замыслу, "Старт" являлся весьма прогрессивным автомобилем, превосходившим как "412-й", так и "копейку". Начинание было очень смелым - построен он был по переднеприводной компоновке. При этом, он замышлялся как весьма удобный в обслуживании. Однако, в 1974 году это перспективное начинание было загублено. Далее, в 1975 году появился новый прототип - Иж-19, который имел уже классическую заднеприводную компоновку, был унифицирован с серийными образцами, но дизайн был опять же прогрессивен.

Автолегенды. Часть 7: Иж-2126 "Ода": Бедный родственник "Лады" и "Москвича" Иж-2126, Авто, История автомобилей, Отечественный автопром, 90-е, 2000-е, Видео, YouTube, Длиннопост

"Старт-Комби"


В какой-то мере, его можно называть первым шагом к Иж-2126. В плане новаторства он проигрывал предыдущему прототипу, но прогрессивный характер в целом сохранился. Изначально, на машину хотели поставить блок-фары. Однако и от этого начинания, увы, отказались - обычные фары получили круглую оправу, а поворотники перенесли на бампер. Но опять же, он стал жертвой "производственного ада". ВАЗ и АЗЛК уже получили добро на разработку своих переднеприводных моделей - будущих "Спутника" и "сорок первого". Но у ижевских конструкторов сохранилась компромиссная линия - разработать заднеприводный пятидверный хэтчбек. Кроме того, продолжению разработки способствовала поддержка со стороны Министерства обороны СССР во главе с Д.Ф. Устиновым. И в 1979 году появились прототипы серии "Т".

Автолегенды. Часть 7: Иж-2126 "Ода": Бедный родственник "Лады" и "Москвича" Иж-2126, Авто, История автомобилей, Отечественный автопром, 90-е, 2000-е, Видео, YouTube, Длиннопост

Серия "Т"


Экстерьер машины был вполне современным для конца 1970-х - начала 1980-х годов. Чем-то он смахивал на польский FSO Polonez, который стал более удачливым на этом поприще. Основным отличием стали передние круглые фары в черной "оправе" с поворотниками по углам передка, что напоминало "пазние" ижевские "Москвичи". Мотор и редуктор заднего моста были смещены вправо, что уменьшило длину моторного отсека и улучшило эргономику. Далее, в 1980-е годы появились еще одни прототипы - серии "Орбита" (О1, О2, О3, О4). Тогда же, с конца 1970-х годов, начались работы по усовершенствованию трансмиссии, подвесок, тормозной системы.

Автолегенды. Часть 7: Иж-2126 "Ода": Бедный родственник "Лады" и "Москвича" Иж-2126, Авто, История автомобилей, Отечественный автопром, 90-е, 2000-е, Видео, YouTube, Длиннопост

Один из прототипов


Передок на этих прототипах изменился - на одной из серий поворотники были встроены в бампер, а сам автомобиль стал "четырехглазым". Стоит отдать должное ижевским конструкторам - эту модель дорабатывали весьма и весьма старательно. В частности, отходили от угловатых линий, которые все еще были характерны "Спутникам" и "Москвичам". Уже на третьей серии, "Орбита" стала получать знакомые черты.

Автолегенды. Часть 7: Иж-2126 "Ода": Бедный родственник "Лады" и "Москвича" Иж-2126, Авто, История автомобилей, Отечественный автопром, 90-е, 2000-е, Видео, YouTube, Длиннопост

"Орбита" четвертой серии


Третья серия получила дизайн за авторством В. Савельева, А. Зорина, В. Зорина, Ю. Аверьянова и А. Палагина. Уже в 1983 году прототипы третьей серии были отправлены во Францию, где при поддержке специалистов концерна Renault производилась доводка кузова, бамперов, светотехники и интерьера. Благодаря доводке и "продуванию" в аэродинамической трубе, задняя часть "Орбиты" получила улучшенную аэродинамику. Далее, в 1984 году, облик претерпел еще ряд изменений - и после этого появилась "четвертая серия", гораздо больше похожая на серийные "Оды". Но "зеленый свет" на производство был дан в 1986 году, а серийной она стала лишь в 1990 году. Осложнили все смерть Д.Ф. Устинова, а затем выпуск ВАЗом и АЗЛК своих моделей, имевших передний привод. Кроме того, фактическим конкурентом стала и ВАЗовская "четверка".


От "Орбиты" - к "Оде"

Автолегенды. Часть 7: Иж-2126 "Ода": Бедный родственник "Лады" и "Москвича" Иж-2126, Авто, История автомобилей, Отечественный автопром, 90-е, 2000-е, Видео, YouTube, Длиннопост

Один из немногих предсерийных "ежиков" на российских дорогах


Прототипы четвертой и пятой серии - история, в целом, отдельная. Они были гораздо ближе к серийным образцам. Средства на ряд элементов у ижевского завода попросту отсутствовали. Вместо немецких фар были установлены фары от "Самары" с оригинальными поворотниками, затем на замену оригинальному рулю пришел руль от "десятки", а приборы - вообще от "сорок первого". К слову, на 1990 год, Иж-2126 стоил 9700 рублей, что выходило дешевле "Москвича" и дороже "Лады". В начале 1990-х годов, "ежик" все же встал на конвейер. Но уже получил другое название - "Ода", так как название "Орбита" было уже занято.


Итак, "Ода"

Автолегенды. Часть 7: Иж-2126 "Ода": Бедный родственник "Лады" и "Москвича" Иж-2126, Авто, История автомобилей, Отечественный автопром, 90-е, 2000-е, Видео, YouTube, Длиннопост

"Иж-Ода" начала 1990-х


Уже в начале 1990-х годов, "Ода" была запущена в производство. Привод на серийных образцах остался задний, классический. Еще раз стоит отметить, что итоговый автомобиль получил запчасти от моделей ВАЗа и АЗЛК. Это коснулось и двигателей - на "Оду" устанавливался мотор от ВАЗ-2106. Но справедливости ради, такая "сборная солянка" позволила снизить себестоимость, но компоненты уже были устаревшими. Машину довольно проще первоначально купить лишь в самом Ижевске. К слову, машина получилась действительно довольно просторная. Покупатели ощущали, что не только место водителя было удобным, но и сзади салон был просторным, о чем говорили наружные габариты и длина кузова. Однако, завод настигли финансовые проблемы - часто машины оставались неукомплектованными. Ситуация исправилась лишь после дефолта. К апрелю 2000 года завод был реанимирован, и началось более полноценное серийное производство.

Автолегенды. Часть 7: Иж-2126 "Ода": Бедный родственник "Лады" и "Москвича" Иж-2126, Авто, История автомобилей, Отечественный автопром, 90-е, 2000-е, Видео, YouTube, Длиннопост

"Ода" начала 2000-х


В 2000 году главный конвейер был запущен в полном объеме. Кроме того, Ижевский автозавод получил и лучшую на тот момент в России роботизированную линию сварки кузовов. Кроме тольяттинских моторов, "Ода" получила моторы УЗАМ, которые по объему были схожи с "нивовскими". К слову, сами "нивовские" моторы устанавливались и на полноприводные модификации.

Автолегенды. Часть 7: Иж-2126 "Ода": Бедный родственник "Лады" и "Москвича" Иж-2126, Авто, История автомобилей, Отечественный автопром, 90-е, 2000-е, Видео, YouTube, Длиннопост

"Иж-Фургон" - работник хоть куда!


Кстати, насчет модификаций. Можно упомянуть про "каблучок" модели 2717, универсал "Фабула", который в каком-то смысле стал "Ларгусом до Ларгуса", а также полноприводные "Оды" и рестайлинговые версии от фирм "Ника" и "Норма-Авто". Например, обновленные "каблучки" стали производиться в 1998 году, но в качестве пикапов - фургоны появились лишь через год. Еще одной надеждой на оживление завода в конце 1990-х стал полный привод. В частности, стала выпускаться полноприводная версия хэтчбека, а также были планы создать пикап "Охотник" - но до прототипов в итоге не дошло.

Автолегенды. Часть 7: Иж-2126 "Ода": Бедный родственник "Лады" и "Москвича" Иж-2126, Авто, История автомобилей, Отечественный автопром, 90-е, 2000-е, Видео, YouTube, Длиннопост

Полноприводный "ежик"


Кроме хэтчбека, фургона и пикапа, весьма удачной в итоге оказалась "Фабула" - универсал, который увидел свет в 1995 году. "Фабула" имела приподнятую над багажником крышу, что делало ее с другой стороны похожей на катафалк, по мнению некоторых острословов. Однако, этот технический ход позволил легко поместить в багажник сборный груз весом до 400 килограмм. Кроме того, такая конструкция позволяла пассажирам чувствовать себя комфортно. В серию "Фабула" пошла лишь в 2003 году. Однако производилась она недолго - в 2005 году "Оду" сняли с производства.

Автолегенды. Часть 7: Иж-2126 "Ода": Бедный родственник "Лады" и "Москвича" Иж-2126, Авто, История автомобилей, Отечественный автопром, 90-е, 2000-е, Видео, YouTube, Длиннопост

"Фабула"


Постскриптум

Автолегенды. Часть 7: Иж-2126 "Ода": Бедный родственник "Лады" и "Москвича" Иж-2126, Авто, История автомобилей, Отечественный автопром, 90-е, 2000-е, Видео, YouTube, Длиннопост

"Русский развозчик тофу"


Иж-2126 "Ода" - автомобиль достаточно прогрессивный, но в то же время успевший устареть. Кроме того, машина действительно оказалась невезучей в плане разработки. Однако, сама "Ода" все же обладала своими достоинствами вроде аэродинамики, легендарного мотора УЗАМ и вместительного багажника. Кроме того, следует отметить, что все-таки часть деталей на "Оде" была оцинкована - те же двери и пороги. В целом, машина оказалась неплохая. Кстати, бонусом будет та самая реклама, где упоминается про "кузов с оцинковкой".

Та самая реклама начала 2000-х

Показать полностью 13 1
133

Автолегенды: Часть 6. Zastava Yugo: а была ли она худшей машиной в истории, как о ней говорят?

Введение

Автолегенды: Часть 6. Zastava Yugo: а была ли она худшей машиной в истории, как о ней говорят? Авто, Югославия, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

Zastava Yugo, где-то в Сербии

Социалистическая Федеративная Республика Югославия также обладала своим автопромом, как и другие соцстраны. Особое положение Югославии как независимой от Восточного блока страны, которая также сотрудничала и с западными странами. Хотя те же СССР, Польша и Румыния сотрудничали с западными концернами ФИАТ и "Рено", на автомобилях из СФРЮ стоит остановиться поподробнее. И одна из таких югославских машин - легендарный "Югич", он же Zastava Yugo

Предыстория

Автолегенды: Часть 6. Zastava Yugo: а была ли она худшей машиной в истории, как о ней говорят? Авто, Югославия, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

Zastava 1300, она же "Тристач"

История марки Zastava начинается с 1950-х годов, когда на заводе "Црвена Застава" (в переводе с сербохорватского - "Красное знамя") стали производиться внедорожники для нужд Югославской Народной Армии. Но судьбоносным стал 1954 год, когда югославское руководство заключило договор с итальянским ФИАТом. Первыми легковыми моделями стали Zastava 1400 и Zastava 600 (затем - 750 и 850), она же "Фичо", а в 1961 году вышла еще одна - Zastava 1300/1500. Все три модели были фактическими копиями ФИАТа, производство которых со временем было локализовано, что превратило их в полностью национальную марку. К слову, "Тристач" имел в самой Югославии репутацию большой и солидной машины и производился аж до 1979 года!

Автолегенды: Часть 6. Zastava Yugo: а была ли она худшей машиной в истории, как о ней говорят? Авто, Югославия, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

Zastava 750, она же "Фичо"

"Фичо" стоит назвать своеобразным предком "Югича" - малолитражка, отличавшаяся компактностью. Прозвище "Фичо" этот автомобильчик по одной из версий получил в честь югославского партизана, носившего такое прозвище - он был низенького роста, но при этом шустрый и пронырливый. По другой версии, это прозвище машина получила в качестве уменьшительно-ласкательной формы слова "Фиат". Со временем, в 1960-е годы производство было локализовано, но комплектующие производились в разных югославских республиках - Сербии, Хорватии и Словении. "Фичо" стал поистине народным автомобилем, который производился до 1980 года.

Автолегенды: Часть 6. Zastava Yugo: а была ли она худшей машиной в истории, как о ней говорят? Авто, Югославия, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

Zastava 101, или "Стоядин"

Еще одним своеобразным предком "Югича" стала Zastava 101, являвшаяся югославским вариантом машины "ФИАТ-128". В отличие от 124-го и 125-го ФИАТов, которые были взяты за основу советской "копейки" и польского "комода", машина была переднеприводной, что отчасти ее роднит с румынской "Дачией". На основе прототипа 128-го в кузове лифтбек и был создан "Стоядин". Машина производилась аж до 2008 года и отличалась весьма прогрессивной конструкцией - двигатель объемом 1,1 литр, подвеска "МакФерсон" и реечное управление. Также, он претерпел несколько рестайлингов.

Автолегенды: Часть 6. Zastava Yugo: а была ли она худшей машиной в истории, как о ней говорят? Авто, Югославия, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

"Стоядин" в рестайлинге конца 80-х, он же Yugo Skala

"Югич": от лицензионной копии - к собственной разработке

Автолегенды: Часть 6. Zastava Yugo: а была ли она худшей машиной в истории, как о ней говорят? Авто, Югославия, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

Опытная "Застава-102"

В 1970-е годы встал вопрос о создании совершенно новой модели на замену устаревшему "Фичо". "Стоядин" являлся машиной более высокого класса, и требовалось создать новую, младшую модель. Изначально "Застава-102", как назывался прототип машины, разрабатывался на платформе машины "ФИАТ-127". Но кузов уже являлся чисто собственной разработкой. Заводчане нацеливались на покорение зарубежных рынков, и требовалось создать такую машину, которая бы не была чьей-то копией. К слову, одна из предсерийных машин была подарена самому Иосипу Брозу Тито.

Автолегенды: Часть 6. Zastava Yugo: а была ли она худшей машиной в истории, как о ней говорят? Авто, Югославия, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

"Югич" в Канаде

В производство машина была запущена уже после смерти Тито, в ноябре 1980 года. Индекс 102 не прижился, и серийные образцы носили наименование Jуго, или Yugo. Кроме того, в наименование машины был включен индекс 45, обозначающий мощность двигателя "Югича" в лошадиных силах. Автомобиль оказался довольно компактным, чем-то похожим на ту же "Таврию". Название Yugo, однако, происходит вовсе не от названия Югославии. Словом "Юго" сербы называли и южный ветер. Югославы здесь ориентировались на немецкий "Фольксваген", который давал машинам названия в честь ветров или течений - тот же "Гольф" получил название от течения Гольфстрим. В народе новая машина получила прозвище "Югич".

Автолегенды: Часть 6. Zastava Yugo: а была ли она худшей машиной в истории, как о ней говорят? Авто, Югославия, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

"Югич" 1980-х годов

После 1980 года производство "Югичей" неоднократно нарастало - машина производилась аж до 2008 года, даже несмотря на кровавый распад Югославии. В Югославии, а в особенности в Сербии, машина получила народную любовь за свою практичность, ремонтопригодность, доступность запчастей и современность. Появилась и версия с индексом 55, на которую ставили более мощный мотор от "Стоядина". Заслужил "Югич" свое признание и в западных странах, включая Великобританию.

Автолегенды: Часть 6. Zastava Yugo: а была ли она худшей машиной в истории, как о ней говорят? Авто, Югославия, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

Yugo 55 в комплектации GLS, версия для Великобритании

Для британского рынка создавались праворульные версии "Застав". Принят "Югич" в Туманном Альбионе был довольно неплохо, так как за ту же "Форд-Фиесту", более именитого западного одноклассника, давали 4162 фунта, а за "Югича" - 2749 фунтов. Свою роль также сыграло сотрудничество с ФИАТом - многие хотели получить качественный автомобиль по доступной цене.

Автолегенды: Часть 6. Zastava Yugo: а была ли она худшей машиной в истории, как о ней говорят? Авто, Югославия, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

Американская реклама Yugo, которая ставила "Югич" в один ряд с "Фордом-Т" и "Жуком"

"Югичи" на экспорт продавались под более благозвучной маркой "Yugo". Но к сожалению, в Америке для "Югича" путь оказался весьма сложным. На американский рынок "Югич" попал благодаря усилиям двух американских бизнесменов - чехословацкого иммигранта Мирослава Керфурта и Малкольма Бриклина. Кроме того, в конструкцию Yugo пришлось вносить ряд изменений, чтобы он был более приемлем для американского рынка. Экспортные варианты для североамериканского рынка можно узнать по прямоугольным поворотникам, а прочие изменения варьировались в зависимости от модификации. Поначалу "Югич" произвел фурор - он стоил 3990 долларов на американском рынке, что было весьма дешево.

Автолегенды: Часть 6. Zastava Yugo: а была ли она худшей машиной в истории, как о ней говорят? Авто, Югославия, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

Американская реклама "Югича"

В 1980-е годы машина получила свою волну успеха, и на этой волне марка Yugo становится основной для всех югославских машин, а сам "Югич" получает наименование Yugo Koral. Многие отмечают, что лучшими по качеству являются те "Югичи", которые были произведены в конце 1980-х. В Америке для "Югича" пиковым стал 1987 год - за этот год было продано 48812 "Застав". Однако, он стал и объектом стеба и ругани - многие высмеивали низкий уровень надежности и эргономики. В том же 1990 году в Америке было продано сравнительно мало машин марки Yugo. Однако, справедливости ради, Yugo был единственным восточноевропейским автомобилем, поставляемым в Америку в те времена, и американцам не с чем было сравнить эту машину. В то же время, канадцы, британцы и немцы могли сравнить "Югича" с теми же самыми "Ладой"," Дачией", "Шкодой" или "Полонезом".

Автолегенды: Часть 6. Zastava Yugo: а была ли она худшей машиной в истории, как о ней говорят? Авто, Югославия, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

"Югич" предположительно 1989 года выпуска

И если бы в Америке знали, какие в те годы развалюхи производили те же китайцы, индусы и другие, у американцев бы язык не повернулся назвать "Заставу" худшей. Тот же Nyayo Pioneer по сравнению с "Югичем" был действительно худшим. Кроме того, опыт Yugo дал многим автопроизводителям вроде Suzuki вдохновение на производство малолитражек, как когда-то опыт советской "Нивы" дал японцам идею производить компактные кроссоверы.

Эпилог

Автолегенды: Часть 6. Zastava Yugo: а была ли она худшей машиной в истории, как о ней говорят? Авто, Югославия, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

Yugo Tempo начала 2000-х годов

В конце 1980-х годов у югославского автопрома были весьма большие перспективы, и на этой волне начала свое производство новая модель Florida, которая была создана не без участия итальянских дизайнеров. Однако, Югославия распалась - в стране началась гражданская война, производство упало почти до нуля, да и после возобновления производства в 1996 году производилось довольно мало машин. На Сербию в начале 90-х наложили действовавшие до 1996 года санкции, из-за чего какое-то время "Югичи" проталкивали под маркой Innocenti. Машины марки Zastava производились до 2008 года, пока завод не был продан ФИАТу. Но тем не менее, "Югичи"," Стоядины" и даже старички "Фичо" до сих пор колесят по дорогам бывшей Югославии, в особенности Сербии. Многие даже передаются по наследству. Но и худшим "Югич" называть вряд ли стоит называть - ему просто не повезло.

Американская реклама "Югичей", 1988 год

Некоторые предыдущие посты из колонки "Автолегенды":

Автолегенды: Часть 5. Dacia: румынский "Рено"

Автолегенды: Часть 4. "Полонез": лучший автомобиль Польши

Автолегенды. Часть 2. "Нива" - детище проб и ошибок

Показать полностью 12 1
61

Автолегенды: Часть 5. Dacia: румынский "Рено"

Введение

Автолегенды: Часть 5. Dacia: румынский "Рено" Авто, История автомобилей, Румыния, Renault, Длиннопост

Dacia 1300, фото предположительно из рекламной брошюры


Кроме СССР, ГДР, Польши, Югославии и Чехословакии, своя автомобильная промышленность была и в социалистической Румынии. И это были не только внедорожники ARO. В середине 1960-х годов, румынское руководство поставило задачу создать "народный автомобиль", недорогой и удобный. Как СССР и Польша, которые взяли курс на сотрудничество с "ФИАТом",  румыны пошли по пути сотрудничества с французским автогигантом "Рено" - приобрести достаточно подходящую для этого западную конструкцию. И первоначально была приобретена лицензия на две модели французской марки - Renault 8, чья румынская версия получила наименование Dacia 1100 по объему двигателя, и Renault 12, на которой стоит остановиться поподробнее.

Автолегенды: Часть 5. Dacia: румынский "Рено" Авто, История автомобилей, Румыния, Renault, Длиннопост

Dacia 1100 - первый "румын с французскими корнями"


Dacia 1300: История родственника "Рено"

Автолегенды: Часть 5. Dacia: румынский "Рено" Авто, История автомобилей, Румыния, Renault, Длиннопост

Цех по сборке "Дачий"


Поподробнее хотелось бы остановиться на истории модели Dacia 1300 - румынского "родственника" переднеприводного французского автомобиля Renault 12, лицензия на который была приобретена еще тогда, когда "двенадцатый" являлся еще прототипом. Решение румынского руководства было хоть и политическим, но при этом весьма рациональным - Румыния пыталась наладить экономические отношения с западными странами, включая Францию. В итоге, в 1969 году, с завода в небольшом городке Миовени близ Питешти, сошли первые Dacia 1300, получившие свой индекс по объему мотора - 1,3 литра. При этом, первые "Дачии" от французских собратьев отличались внешне лишь эмблемой, и более массовое производство было развернуто лишь в 1970 году - практически параллельно с "копейкой".

Автолегенды: Часть 5. Dacia: румынский "Рено" Авто, История автомобилей, Румыния, Renault, Длиннопост

Dacia 1300 в кузове "универсал "(комплектация Break)


Как Dacia, так и ее французский собрат, стали продаваться практически одновременно. Кстати, Renault 12 продавался и производился как в самой Франции, так и в таких странах, как Австралия, Турция и Аргентина. "Дачия" же экспортировалась в страны Восточного блока, Северную Корею, Китай. Обе машины также пользовались спросом на Ближнем Востоке, странах Южной Америки и Африки. Стоит отметить такой факт, что даже венгры, единственные в соцблоке, кто не имел своего легкового автопрома, часто предпочитали "Дачию". Не отставали румыны и от советских товарищей - по примеру АвтоВАЗа, отправлявшего за границу "Жигули" и "Нивы", они отправляли "Дачии" на экспорт в Западную Германию, Великобританию и Канаду.

Автолегенды: Часть 5. Dacia: румынский "Рено" Авто, История автомобилей, Румыния, Renault, Длиннопост

Британская брошюра с изображением Dacia Denem (под таким наименованием в Великобритании продавались 1300/1310)


Модернизации и дальнейшая судьба

Автолегенды: Часть 5. Dacia: румынский "Рено" Авто, История автомобилей, Румыния, Renault, Длиннопост

Dacia 1310 в Германии


"Дачия" пережила не одну модернизацию. И несмотря на это, оставался ряд проблем, вроде коррозии кузовных панелей или отсутствия антиблокировочной системы. Кроме того, на ее базе стали производиться пикапы и двухдверные купе. Первой крупной модернизацией "Дачии" стала Dacia 1310 - обновленная версия увидела свет в 1979 году после прекращения соглашения о сотрудничестве между "Дачией" и "Рено". Но свой индекс она получила только в 1982 году. Также появились и другие "Дачии" с разным объемом двигателей - 1210 и 1410, а также хэтчбек Dacia 1320/1325.

Автолегенды: Часть 5. Dacia: румынский "Рено" Авто, История автомобилей, Румыния, Renault, Длиннопост

"Дачия" в кузове купе

Общее между всеми "Дачиями" состояло и в том, что передний привод у них прекрасно уживался с продольным расположением мотора. К 1980-м годам, Румыния смогла полностью локализовать производство машин у себя, что опять же позволяет провести аналогию с ВАЗом - дальнейшие модели производились уже без участия специалистов из Европы. Но даже это не помешало "Дачии" остаться популярной и достаточно востребованной машиной в Румынии. Обновленные "Дачии" отличались и рестайлингом - появилось четыре фары в пластиковых "очках", да и решетка стала более простой.

Автолегенды: Часть 5. Dacia: румынский "Рено" Авто, История автомобилей, Румыния, Renault, Длиннопост

"Дачия" для канадского рынка


От хромированной отделки отказались в пользу черной матовой. Также, в 1987 году, свет увидел хэтчбек Dacia 1320, который создавался как румынский ответ советским "восьмерке" и "девятке", польскому "Полонезу", а также чехословацкой "Шкоде-Фаворит". Кроме того, данный хэтчбек получил новую переднюю часть и приборную панель.

Автолегенды: Часть 5. Dacia: румынский "Рено" Авто, История автомобилей, Румыния, Renault, Длиннопост

Dacia 1320


Данная модель в 1991 году была модернизирована до версии 1325, получившей наименование Liberta и была унифицирована с поздними версиями Dacia 1310. Хотя честно говоря, 1320/1325 больше смахивает на "Иж-Орбиту" или пошедшую вместо нее "Оду", и оказался совсем уж редким. Машина производилась аж до конца 1990-х годов, но она уже не могла соответствовать нормам безопасности 1990-х годов, и на ее замену была разработана Dacia Nova, пошедшая в производство лишь в 1995 году, но полноценной заменой еще не ставшая в силу экономических трудностей.

Автолегенды: Часть 5. Dacia: румынский "Рено" Авто, История автомобилей, Румыния, Renault, Длиннопост

Самая поздняя версия 1310-й


"Нова", успевшая устареть


"Нову" разрабатывали еще с середины 1980-х годов, и она действительно успела устареть ко времени запуска в производство. Однако, следует отметить, что это была стопроцентно собственная разработка "Дачии". В 1998 году был представлен прототип минивэна на базе "Новы", однако до серийного производства этой версии так и не дошло. В 1999 году "Дачия" была куплена концерном Renault, с которым когда-то было налажено сотрудничество, и "Нова" получила очередную модернизацию, получившую название SupeRNova ("Сверхновая"), а в 2003 году вышла новая версия - Solenza, на которой тестировалось оборудование для будущего "Логана", на который, кстати, "Соленца" получилась очень похожа. Двигатели и коробка передач, которыми оснащались обе версии, были взяты от Renault Clio.

Автолегенды: Часть 5. Dacia: румынский "Рено" Авто, История автомобилей, Румыния, Renault, Длиннопост

Solenza, предок "Логана" и последний вариант "Новы"


Эпилог


Действительно, румынский автопром также имеет довольно долгую историю, но судьба у него пошла по пути унификации с "Рено". 1310-е и "Новы", которые были более-менее самобытны, в середине 2000-х годов окончательно оказались сняты с производства на замену новым машинам на платформе "Рено". Но справедливости ради, наследники Renault 12 долгое время были довольно востребованными машинами для румынского потребителя.

Показать полностью 10
3

Автолегенды: Невошедшее. Дополнение к посту про "Полонез"

Делая свой пост про польский автомобиль "Полонез", я не мог не обойти стороной некоторые видео на тему польского автопрома. Однако, в силу разных причин, видеоролики не попали в основной пост, и теперь я публикую их здесь.

Polski Fiat 125p, реклама 1977 года

Реклама Polski Fiat 125p 1980 года

"Полонез", рекламный ролик 80-х

Polonez Caro, рекламный ролик 1994 года

Выпуск Top Gear 1983 года, посвященный машинам Восточного блока. Один из "героев" - "Полонез"

Показать полностью 4
20

Автолегенды: Часть 4. "Полонез": лучший автомобиль Польши

Введение

Автолегенды: Часть 4. "Полонез": лучший автомобиль Польши Авто, Польша, История, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

Социалистическая Польша, наряду с Советским Союзом, Чехословакией и Германской Демократической Республикой, обладала довольно развитой автомобильной промышленностью. Польский автопром в разное время производил грузовики, легковые автомобили и автобусы. Легковушки в период существования социалистического строя в Польше производились двумя изготовителями - Fabryka Samochodów Osobowych (FSO, в переводе на русский - Фабрика пассажирских автомобилей) и Fabryka Samochodów Małolitrażowych (FSM, Фабрика малолитражных автомобилей). Эти два завода были известны и "польскими ФИАТами" - 125p, он же "Комод" и 126p, он же "Малюх" (Maluch). Но все же, им удалось создать модель автомобиля, которая по достоинству была оценена как в соцблоке, так и на Западе. Речь пойдет о "Полонезе", названном в честь известного польского танца.


Кузен "Жигулей"

Автолегенды: Часть 4. "Полонез": лучший автомобиль Польши Авто, Польша, История, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

"Полонез", экспортная версия для Великобритании, фото начала 1980-х годов


После того, как начиная с середины 1960-х было налажено производство лицензионных версий автомобилей марки ФИАТ, которые специально для производства в Польше были упрощены, полякам получилась сделать относительно недорогой, но современно выглядящий автомобиль. Однако затем польские ФИАТы постепенно устаревали даже на фоне вазовских "копеек", "троек" и "шестерок", которые пережили не одну модернизацию, и несмотря на успевший устареть дизайн, выглядели на фоне "комодов" как-то свежее. Например, в отличие от тольяттинских собратьев, польский ФИАТ 125p имел устаревший привод клапанов ГРМ с помощью толкателей нижнего распредвала и рессорную заднюю подвеску. Зато тормоза были дисковые, что было более эффективно.

Автолегенды: Часть 4. "Полонез": лучший автомобиль Польши Авто, Польша, История, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

"Комод" и "Тройка"


К тому времени, назрела необходимость создать нечто новое. В то время как в Советском Союзе в производство были запущены "Нивы", ставшие первым компактным кроссовером, а также разрабатывались "Жигули" пятой модели, запущенные в производство в 1980 году, в Польше начали разработку и производство совершенно новой модели.

Автолегенды: Часть 4. "Полонез": лучший автомобиль Польши Авто, Польша, История, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

Страница из британской брошюры 1979 года со сравнением характеристик машин. Первый - "Полонез".


Разработка машины началась с 1974 года, и за помощью поляки обратились опять же к итальянцам. Дизайн будущего "Полонеза" разрабатывал итальянский дизайнер Джорджетто Джуджаро, и новая машина чем-то получилась схожей с Simca 1307, который считается прототипом "сорок первого" "Москвича". Причем, автомобиль был спроектирован на шасси 125-го польского ФИАТа, что делает машину родственником "Лады". В итоге в 1978 году свет увидел угловатый пятидверный хэтчбек с наклоненным лобовым стеклом. В свое время эта машина получилась довольно безопасной и отвечавшей даже американским требованиям по безопасности и весьма комфортной.

Автолегенды: Часть 4. "Полонез": лучший автомобиль Польши Авто, Польша, История, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

Трехдверный вариант, версия конца 1980-х


От старенького ФИАТа (или FSO 125p), который переживал модернизации, "Полонез" по конструкции все же отличался не только внешне. Привод сцепления стал механическим, а цепной привод ГРМ был заменен на ременный, а также были незначительно изменили передаточные числа в коробке передач. Кроме того, в конструкцию были включены энергопоглощающие зоны с запрограммированной деформацией кузовных элементов. По аэродинамике автомобиль оказался обтекаемее "Лад", включая первые переднеприводные семейства 2108/09/099. А благодаря богатому оснащению и просторному салону, он получил спрос даже в Западной Европе и КНР. Но в самой Польше "Полонез" в основном был машиной полицейской либо более "люксовой", чем 125-й.


Мотор и обновления


"Полонез" пережил несколько модернизаций (1983, 1986 и 1989), обновлений, в том числе обновления и замены мотора. Изначально "Полонез" был сделан в вариантах с двигателями объема 1.3 и 1.5 по схеме OHV от старого 125-го, но затем и он получил собственную линейку. Обновления касались и внешнего вида машины. В том числе, появилась и лоукост-версия, получившая букву C в индексе.

Автолегенды: Часть 4. "Полонез": лучший автомобиль Польши Авто, Польша, История, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

"Лоукост" с угловатыми фарами


В частности, "лоукост"-версия отличалась большей упрощенностью по сравнению с обычными вариантами. Но главным отличием была прямоугольная оптика вместо круглых фар. В 1986 году "Полонез" пережил рестайлинг - он получил пластиковую решетку радиатора, была улучшена обзорность. Последний рестайлинг "тот самый Полонез" пережил в 1989 году - в частности, он получил новый вид задней части кузова.

Автолегенды: Часть 4. "Полонез": лучший автомобиль Польши Авто, Польша, История, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

"Полонез" 89-го спереди...

Автолегенды: Часть 4. "Полонез": лучший автомобиль Польши Авто, Польша, История, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

... и сзади


Caro и Daewoo: "Полонез" в 1990-е годы

Автолегенды: Часть 4. "Полонез": лучший автомобиль Польши Авто, Польша, История, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

Caro


В 1991 году вышла модернизированная версия "Полонеза", получившая наименование Caro, отличавшаяся новым видом передней части. Как и "Самара", "Полонез" стал "длиннокрылым" и смотреться современнее. Была создана и версия в кузове седан, получившая название Atu. Затем, в последней модернизации, "Полонез" получил приставку Plus. Но это уже совсем другая история, связанная с тем, что данная марка попала под контроль южнокорейского концерна Daewoo.

Автолегенды: Часть 4. "Полонез": лучший автомобиль Польши Авто, Польша, История, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

Atu Plus


Эпилог

Автолегенды: Часть 4. "Полонез": лучший автомобиль Польши Авто, Польша, История, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

Польский развозчик тофу. Скриншот из BeamNG Drive


Действительно, "Полонез" в свое время получился довольно прогрессивным. Но в то же время, он стал устаревать. Однако, у поляков все же получилось создать одну из самых лучших машин. Стоит заметить, что "Полонез" имеет отчасти общую судьбу и с "Иж-Одой" - новая машина на старом шасси. Но польская машина имеет историю более богатую.

Бонус: Inicjal D. Ролик сделан в Assetto Corsa

Показать полностью 11 1
Отличная работа, все прочитано!