zontiki

zontiki

Пикабушник
поставил 35175 плюсов и 68352 минуса
отредактировал 623 поста
проголосовал за 977 редактирований
Награды:
За активное наполнение сообщества SpaceX контентом и просветительскую деятельность. 5 лет на Пикабу редактирование тегов в 500 и более постах объединение 1000 и более тегов
161К рейтинг 209 подписчиков 76 подписок 1165 постов 584 в горячем

Роковая стружка.Как металлические частицы чуть не поставили на вечный прикол новый российский модуль для МКС

Автор статьи Сергей Кузнецов  / источник nplus1

Российский модуль «Наука» должен был стать частью Международной космической станции еще 11 лет назад, но до сих пор остается на Земле. Несколько лет назад сначала в его трубопроводах, а затем и топливных баках нашли металлическую стружку, которая могла оставить его на земле навсегда. В минувшую пятницу Роскосмос объявил, что модуль в ближайшие дни все же отправится на Байконур. Судя по всему, решение о пуске было именно волевым: трубопроводы заменили, а вот от стружки в баках полностью избавиться не удалось — но теперь считается, что двигателям модуля она не повредит.

Роковая стружка.Как металлические частицы чуть не поставили на вечный прикол новый российский модуль для МКС Космос, Модуль, МЛМ Наука, Космонавтика, МКС, Роскосмос, Длиннопост

Последний из клана ТКС


Многофункциональный лабораторный модуль (МЛМ, официально МЛМ-У, о смысле этого «У» мы расскажем ниже) «Наука» — это дублер «Зари», с которой в 1998 году началась Международная космическая станция. Оба они «наследники» советского пилотируемого корабля ТКС (транспортный корабль снабжения). Этот корабль еще в советские времена несколько раз летал в беспилотном режиме к орбитальным станциям, но от него в итоге отказались в пользу значительно более дешевых и легких «Союзов».

1998 год. Снимок «Зари» с борта шаттла «Индевор», который везет на стыковку к ней первый американский модуль, «Юнити»

Роковая стружка.Как металлические частицы чуть не поставили на вечный прикол новый российский модуль для МКС Космос, Модуль, МЛМ Наука, Космонавтика, МКС, Роскосмос, Длиннопост

На базе функционально-грузового блока (ФГБ) этого корабля были построены модули для станции «Мир»: «Квант-2», «Кристалл», «Спектр» и «Природа», еще один ФГБ до этого поработал буксиром для «Кванта-1», самого первого модуля «Мира». После того, как «Заря» вышла на орбиту и успешно образовала там пару с американским «Юнити», на Земле остался последний из «клана транспортных кораблей снабжения» — готовый на 80 процентов ФГБ-2. Его начали строить в 1995 году на случай, если с «Зарей» что-то пойдет не так, и не стали доделывать.

Транспортный корабль снабжения (ТКС) и некоторые его «наследники» (размер не соблюден)

Роковая стружка.Как металлические частицы чуть не поставили на вечный прикол новый российский модуль для МКС Космос, Модуль, МЛМ Наука, Космонавтика, МКС, Роскосмос, Длиннопост

Буквально в том же году Центр имени Хруничева предложил «Боингу» (Boeing), который опаздывал со сдачей второго американского модуля, создать на базе ФГБ-2 многоцелевой модуль для американской научной аппаратуры - вместо модуля «Дестини» (Destiny, «Судьба»). Стороны подписали меморандум о намерениях, но в июле 1999 года «Боинги» пересмотрели свой бюджет и отказались от этой идеи. «Дестини» американцы достроили, тот пристыковался к МКС в 2001-м, а ФГБ-2 продолжил ждать своего часа на Земле.


На основе беспризорного ФГБ можно было создать тяжелый транспортный корабль — он был бы способен доставить на МКС в три раза больше груза, чем «Прогресс» — или стыковочно-складской модуль, для чего пришлось бы его «выпотрошить»: снять служебные системы, лишние топливные баки. От обеих идей в итоге отказались.

Модуль МЛМ в цехе Центра имени Хруничева

Роковая стружка.Как металлические частицы чуть не поставили на вечный прикол новый российский модуль для МКС Космос, Модуль, МЛМ Наука, Космонавтика, МКС, Роскосмос, Длиннопост

Российская «Судьба»


Близнец «Зари» еще долго оставался никому не нужным, и доделывать его не спешили: в составе МКС его функции успешно выполняла сама «Заря». Наконец, в ноябре 2006 года Роскосмос принял решение построить на его базе многоцелевой лабораторный модуль (МЛМ) с целью «развития научно-исследовательских, прикладных и функциональных возможностей российского сегмента станции» — то есть все-таки сделать из него «российскую версию “Дестини”», как предлагал еще в 1998 году ГКНПЦ Хруничева «Боингу».


Это означало, что от оригинального ФГБ-2 должен был остаться только корпус и служебные системы — всю "начинку" извлекли, чтобы освободить место под научную аппаратуру, а точнее — под универсальные и специализированные рабочие места, предназначенные для установки исследовательских приборов. Тогда же было принято решение, что на внешней поверхности модуля будет установлен европейский манипулятор ERA. Эта 11-метровая рука будет помогать космонавтам добираться в нужные точки станции во время выходов в открытый космос, снимать и ставить приборы и устройства, размещенные на внешней поверхности МКС.

Роковая стружка.Как металлические частицы чуть не поставили на вечный прикол новый российский модуль для МКС Космос, Модуль, МЛМ Наука, Космонавтика, МКС, Роскосмос, Длиннопост

Европейский манипулятор ERA, который предполагается установить на МЛМ

Роковая стружка.Как металлические частицы чуть не поставили на вечный прикол новый российский модуль для МКС Космос, Модуль, МЛМ Наука, Космонавтика, МКС, Роскосмос, Длиннопост

Тогда же Роскосмос назвал срок запуска нового модуля — 2009 год. Затем сроки, как это обычно бывает в отрасли, поползли «вправо»: в августе 2011 года Центр Хруничева планировал “вскоре” отправить МЛМ для испытаний в РКК «Энергия», чтобы запустить его в декабре 2012-го, но в декабре 2012 года модуль только привезли из Москвы в Королев на испытания.


Через полгода с небольшим после начала испытаний в «Энергии», источники сообщили журналистам: в модуле оказалось большое количество брака, например, «замусоренными оказались трубопроводы системы заправки горючим». Соответственно, запуск из-за этого сдвигался уже на начало 2014 года. После долгих разбирательств МЛМ отправили обратно в Центр Хруничева — для очистки трубопроводов.


Модуль вернулся на «родину» в самом конце 2014 года. Тогдашний глава Роскосмоса Олег Остапенко в ответ на вопрос, когда МЛМ отправится на орбиту, ответил: «Посмотрим. В нашем веке точно полетит».


Тогда же в названии модуля появляется буква «У» — «усовершенствованный». Никаких кардинальных улучшений при этом за переименованием не стоит, природа этой литеры в основном бюрократическая: по бумагам Роскосмос уже полностью оплатил создание и испытания модуля, поэтому в госконтракте ремонт пришлось проводить как модернизацию.


Дома МЛМ тихо провел еще три года, пока в апреле 2017-го не стало известно, что и в топливных баках модуля было обнаружено то же самое загрязнение, что в трубопроводах. Эта проблема заставила источники в ракетно-космической отрасли допустить, что модуль уже вообще никуда не полетит.


Как сдвигались даты запуска «Науки»

Роковая стружка.Как металлические частицы чуть не поставили на вечный прикол новый российский модуль для МКС Космос, Модуль, МЛМ Наука, Космонавтика, МКС, Роскосмос, Длиннопост

Это семейное


Баки, которые чуть было не «похоронили» проект, это 400-литровые емкости на внешней поверхности корпуса «Науки» , в которые заливается горючее (несимметричный диметилгидразин, НДМГ, он же «гептил») и окислитель (тетраоксид азота, он же «амил»). Из них топливо поступает в двигатели коррекции и сближения (ДКС, индекс 11Д442, разработаны в КБ Химмаш). Двигатели эти критически необходимы как минимум в момент вывода модуля на орбиту. Ракета «Протон» может вывести 24-тонный модуль только на опорную орбиту высотой около 180-200 километров, а на орбиту МКС высотой 400 километров он должен добраться сам.

Рабочий цикл сильфонных баков модуля МЛМ

Роковая стружка.Как металлические частицы чуть не поставили на вечный прикол новый российский модуль для МКС Космос, Модуль, МЛМ Наука, Космонавтика, МКС, Роскосмос, Длиннопост

Посторонние частицы в баках и трубопроводах теоретически могут попасть в двигатели и заглушить их: модуль застрянет на опорной орбите, а затем сгорит в атмосфере, повторив судьбу «Фобос-Грунта».


Баки точно такого же типа стояли на модулях «Мира» и других наследниках ТКС, в том числе и «Заре», которая благополучно добралась до целевой орбиты и «основала» там МКС. Все эти модули также приспособлены для многократной дозаправки в условиях невесомости — внутри них стоят сильфоны, гофрированные цилиндры с мембраной, похожие на меха гармоники. С одной стороны бака нагнетается газ (азот), сильфон растягивается и выталкивает топливо из бака. При заправке происходит обратный процесс.

Часть схемы гидравлической и топливной системы модуля МЛМ с четырьмя из шести сильфонных баков: БНДО (бак низкого давления для окислителя), БНДГ (бак низкого давления для горючего). Аббевиатурой ДКС обозначены главные двигатели

Роковая стружка.Как металлические частицы чуть не поставили на вечный прикол новый российский модуль для МКС Космос, Модуль, МЛМ Наука, Космонавтика, МКС, Роскосмос, Длиннопост

«Бак представляет собой алюминиевую трубу с двумя днищами с концов, внутри находится сильфон из нержавеющей стали толщиной 0,3 миллиметра. У них цельная обечайка из алюминия, калиброванная, с допуском на точность по всему периметру 0,1 миллиметра. Сильфон сжимается за счет подачи азота в газовую полость и выдавливает топливо», — объясняет N + 1 один из сотрудников Центра Хруничева.


Появление в топливной системе стружки — металлических частиц размером сто микронов — было, по его словам, неизбежно, а удалить их почти нереально: «Сильфон из нержавейки при движении трется об алюминиевую обечайку, так что сколько ни мой баки, все равно в процессе работ получается стружка».


Заменить баки на запасные не получилось: в них тоже было найдено загрязнение, а идея сделать новые даже не рассматривалась всерьез — их производитель, завод «Серп и молот», не просто прекратил свою деятельность — к этому моменту на его территории уже было снесено около 90 зданий из 150-ти. Заводов, которые делали бы алюминиевую обечайку и нержавейку такой толщины для сильфона, в России больше нет, говорит собеседник N + 1.

2016 год. Ручной демонтаж 80-метровой дымовой трубы на заводе «Серп и Молот»

Роковая стружка.Как металлические частицы чуть не поставили на вечный прикол новый российский модуль для МКС Космос, Модуль, МЛМ Наука, Космонавтика, МКС, Роскосмос, Длиннопост

По данным портала RussianSpaceWeb, обсуждалась идея поставить на МЛМ баки еще одного строящегося модуля для МКС, научно-энергетического (НЭМ), но тот уже не принадлежит «династии ТКС», и потому баки у него другие: больше в диаметре и потому не поместились бы под радиаторы «Науки». Чтобы уместить их на модуле, Центру Хруничева потребовалось бы переделать еще и головной обтекатель ракеты «Протон».


В марте 2019 года было принято решение заменить «родные» баки на «одноразовые» сферические баки от разгонного блока «Фрегат» производства НПО Лавочкина. «Выпустили даже чертежи, долго колебались, одно время думали всё, не будем наши емкости ставить [оригинальные баки ФГБ], но отказались от этого варианта [установки баков “Фрегата”]», — говорит сотрудник Центра Хруничева.


Руководитель Центра Хруничева Алексей Варочко в интервью КП заявлял, что всего на МЛМ заменили 576 трубопроводов, а что касается баков, то их «разобрали, придирчиво проверили, испытали — никаких микротрещин и грязи не обнаружили».


Однако источник N + 1 рисует другую картину. По его словам, чтобы вернуться к родным бакам, их попытались отмыть. «Заняло это очень много времени, год, может и больше. Мойку сначала отрабатывали на стендовой емкости, потом мыли штатную. Отрезали одно днище [бака] и мыли отдельно сильфон и емкость. Мойку проводили в страшном аврале. Работали семь дней в неделю в две смены, постоянные комиссии и попытки помыть, испытания постоянные. Получаем протокол, что емкость чистая, через некоторое время — опять загрязнения. В итоге комиссия допустила их в дальнейшую работу, но с условием, что они будут использованы только один раз, для вывода на орбиту и стыковки», — говорит он.

Пара баков в сборе на корпусе модуля МЛМ

Роковая стружка.Как металлические частицы чуть не поставили на вечный прикол новый российский модуль для МКС Космос, Модуль, МЛМ Наука, Космонавтика, МКС, Роскосмос, Длиннопост

На баках модуля появились дополнительные швы, а железных гарантий, что металлическая стружка больше в баках не появится, нет. Возможно, что точно такие же загрязнения были в однотипных баках модулей станции «Мира» и «Зари», и это то ли никого не смутило на этапе испытаний, то ли этого никто не заметил (например, потому, что процедура испытаний была другой и подобные частицы обнаружить просто не могла). Все это, однако, не помешало модулям добраться до цели.


«Боялись, что из-за загрязнения трубопроводы, клапаны, форсунки засорятся и двигатель заглохнет, — продолжает собеседник N + 1. — Но на заводе-изготовителе двигателей, в которые будет поступать топливо из емкостей, сказали, что эту стружку двигатель не заметит, проскочит через форсунки без проблем. Раньше на это внимания не обращали. Сейчас требования очень лихо закручены, а условного Королева, который напишет, что все это ерунда и допустит к запуску — больше нет».


Если все пойдет по плану, то в конце этой недели модуль погрузят и отправят на Байконур. Следующие девять месяцев уйдет на подготовку «Науки» к запуску — на модуль надо будет установить солнечные батареи и радиаторы, экранно-вакуумную теплоизоляцию (ЭВТИ), микрометеоритную защиту, европейский манипулятор, а потом провести последний цикл испытаний.

Так будет выглядеть российский сегмент МКС после прибытия МЛМ-У и узлового модуля (УМ). Модуль МЛМ-У направлен вниз, к его нижнему концу пристыкован УМ.

Роковая стружка.Как металлические частицы чуть не поставили на вечный прикол новый российский модуль для МКС Космос, Модуль, МЛМ Наука, Космонавтика, МКС, Роскосмос, Длиннопост

Пуск модуля назначен пока что на апрель 2021 года. На борту и внешней поверхности МЛМ предполагается установить около 30 унифицированных рабочих мест, пригодных для размещения научных приборов: посадочные места для аппаратуры, электрические разъемы и разъемы для кабелей управления, трубы для вакуумирования и так далее. Кроме того, в модуле будет оборудована каюта для одного из российских космонавтов и еще один туалет.

Показать полностью 12

Весна на Марсе: ExoMars поделился новыми фотографиями планеты

Орбитальный аппарат Роскосмоса и Европейского космического агентства сделал несколько новых снимков Марса еще весной. Теперь ученые решили поделиться этими уникальными кадрами, которые показывают интересные геологические особенности поверхности Красной планеты.

Весна на Марсе: ExoMars поделился новыми фотографиями планеты Марс, Экзомарс, Космос, Длиннопост

Дно ударного кратера Антониади


На фото, сделанном 25 марта 2020 года, видно дно ударного кратера Антониади диаметром 400 километров, который расположен в северном полушарии Марса. Несмотря на то, что само изображение синее, оно не переедает реальный цвет кратера, а указывает на определенные породы.

Весна на Марсе: ExoMars поделился новыми фотографиями планеты Марс, Экзомарс, Космос, Длиннопост

Линии похожие на прожилки на дубовых листьях называются дендритными структурами. Они говорят о древних сетях рек в этой области. Ученые предполагают, что когда-то каналы рек были заполнены лавой, но со временем мягкие породы, которые примыкали к этим линиям, были размыты, этот процесс и оставил после себя такие отпечатки.


Дюны в Зеленом кратере


Снимок ниже сделан 27 апреля 2020 года, на нем можно увидеть часть ударного кратера, расположенного внутри более крупного Зеленого кратера в четырехугольнике Аргира в Южном полушарии Марса. На изображении также запечатлено черное дюнное поле справа, окруженное породами огненного цвета, и частично покрытое белым льдом. На стенах кратера видны овраги покрытые льдом. Сейчас ученые хотят понять есть ли какая-нибудь связь между этими льдами, обрывами и сезонами года. Этот снимок был сделан сразу после весеннего равноденствия в Южном полушарии Марса, когда самая южная часть кратера (справа) была почти полностью свободна ото льда, а северная (центр) была еще частично покрыта льдом.

Весна на Марсе: ExoMars поделился новыми фотографиями планеты Марс, Экзомарс, Космос, Длиннопост

Бассейн Аргире


Изображение равнины Аргире сделано 28 апреля 2020 года, когда Марс прошел свое весеннее равноденствие. Зимний лед отступает, но хребет справа все еще покрыт дымкой инея, так как его гребень обращен к полюсу и получает меньше солнечного тепла. Такой красивый эффект получается за счет того, что на Марсе поступающее солнечное излучение превращает лед сразу же в водяной пар, «минуя» водную стадию.

Весна на Марсе: ExoMars поделился новыми фотографиями планеты Марс, Экзомарс, Космос, Длиннопост

Скалы каньона Ius Chasma


Дно каньона Ius Chasma было снято 5 мая 2020 года. Этот каньон входит в систему Долин Маринер, которая имеет длину в 4 500 километров (четверть окружности планеты). Каньон Ius Chasma в длину составляет около 1000 километров, а в глубину достигает 8 километров. Такие коллосальные размеры делают его в два раза длиннее и в четыре раза глубже Большого Каньона в Аризоне, США.

Весна на Марсе: ExoMars поделился новыми фотографиями планеты Марс, Экзомарс, Космос, Длиннопост

Необычный цвет дна каньона обусловлен составом горных пород. Ученые считают, что здесь также могла быть вода, которая оставила после себя солевой осадок.

источник популярная механика

Показать полностью 4

На следующей неделе OSIRIS-REx подлетит на 40 м к астероиду Бенну

Американский научно-исследовательский аппарат OSIRIS-REx был запущен в сентябре 2016 года. Он достиг астероида Бенну в начале декабря 2018 года и вышел на его орбиту 31 декабря. Основная цель миссии – отбор и возврат образца грунта с поверхности астероида на Землю.

Сейчас OSIRIS-REx завершает приготовления к последнему тренировочному сближению с астероидом Бенну, которое состоится 11 августа. Очередной подлет к месту будущей посадки получил название Matchpoint. Он будет аналогичен предыдущему отработочному сближению, которое состоялось в апреле. Однако на этот раз космический аппарат не сразу вернется на безопасную орбиту, а выполнит еще одно включение двигательной установки, которое выведет его на рекордно низкую высоту и позволит зависнуть над точкой посадки, двигаясь вместе с Бенну.

На следующей неделе OSIRIS-REx подлетит на 40 м к астероиду Бенну Osiris-rex, Космос, Космонавтика, Астероид, Космические исследования, Бенну, Длиннопост

На ранних этапах планирования миссии ученые не предполагали, что поверхность астероида Бенну окажется настолько неровной и каменистой. Из-за этого программу посадки пришлось менять уже после того, как космический аппарат передал на Землю детальные снимки астероида. Согласно утвержденному плану, на последнем этапе сближения система навигации OSIRIS-REx будет ориентироваться на показания камеры, которые будет сравниваться с заранее собранной коллекцией снимков – на них специалисты вручную разметят крупные камни и другие опасные объекты.


Согласно плану тренировочного сближения 11 августа, двигатели OSIRIS-REx будут задействованы трижды для снижения высоты. Космический аппарат покинет безопасную орбиту высотой 870 м со скоростью около 0,3 км/ч. После этого он развернет руку-манипулятор, предназначенную для отбора образца грунта и начнет съемку поверхности для пополнения данных навигационной системы.

На следующей неделе OSIRIS-REx подлетит на 40 м к астероиду Бенну Osiris-rex, Космос, Космонавтика, Астероид, Космические исследования, Бенну, Длиннопост

Во время спуска солнечные панели космического аппарата будут приподняты вверх (в форме буквы Y) для того, чтобы уменьшить площадь нижней части аппарата. Кроме того, в таком положении центр тяжести OSIRIS-REx сдвигается к головке манипулятора, который будет контактировать с поверхностью при отборе образца грунта.


На высоте 125 м OSIRIS-REx во второй раз включит двигатели, чтобы снизить скорость сближения. Третье включение произойдет на высоте 50 м. Оно должно еще сильнее затормозить аппарат и выровнять его горизонтальную скорость, чтобы аппарат оставался над выбранной посадочной площадкой на поверхности Бенну. OSIRIS-REx продолжит съемку поверхности астероида для пополнения навигационной базы данных в течение приблизительно трех минут. Когда высота полета снизится до 40 м, космический аппарат вновь включит двигатель и начнет возвращение на безопасную орбиту. Весь полет займет около четырех часов.

На следующей неделе OSIRIS-REx подлетит на 40 м к астероиду Бенну Osiris-rex, Космос, Космонавтика, Астероид, Космические исследования, Бенну, Длиннопост

Время прохождения сигнала от Земли до астероида Бенну составляет около 16 минут, а потому специалисты не могут управлять операциями космического аппарата в реальном времени. Все необходимые команды будут загружены в OSIRIX-REx заранее, и программу сближения с астероидом он выполнит автономно. В ходе снижения будет работать только малонаправленная антенна, работающая со скоростью 40 бит/с, а потому передача снимков и собранных научных данных на Землю начнется только после возвращения аппарата на 870-метровую орбиту.


Во время следующего сближения с астероидом Бенну OSIRIS-REx должен будет отобрать с его поверхности образец пород. Это событие запланировано на 20 октября 2020 года.

источник kosmolenta / asteroidmission

Показать полностью 3

Космос как задача. Из чего и как делают обшивку головной части российских ракет-носителей

Авторы статьи Дмитрий Левин, Елизавета Кочергина / источник nplus1

Выводить груз и людей в космос — до сих пор чрезвычайно дорогое удовольствие. Ученые и инженеры не один десяток лет бьются за каждый килограмм полезной нагрузки, работая над созданием деталей из легких и прочных материалов. Совместно с ОНПП «Технология», которое входит в Госкорпорацию «Ростех», рассказываем, как собираются головные композитные обтекатели современных российских ракет-носителей, до скольки сотен градусов Цельсия они разогреваются в полете и почему срок службы космических аппаратов раньше не превышал пяти лет.

Космос как задача. Из чего и как делают обшивку головной части российских ракет-носителей Космонавтика, Головной обтекатель, Ракета-носитель, Протон-М, Производство, Ростех, Космос, Гифка, Видео, Длиннопост

Программа «Энергия — Буран», запущенная в 1974 году, предполагала создание многоразовых космических кораблей и должна была стать ответом на американскую гражданско-военную программу «Space Shuttle». Уже в ноябре 1988 года советский орбитальный космоплан «Буран» успешно совершил первый полет вокруг Земли. Разработкой остекления, композитных конструкций и теплозащиты для корабля занималось экспериментальное предприятие, сегодня известное как ОНПП «Технология».


К тому моменту научный центр, располагающийся в Обнинске, работал над созданием новых материалов, предназначенных для авиации и космоса, меньше десяти лет. Первые детали из созданных там композитов получили истребитель МиГ-29, первый советский широкофюзеляжный самолет Ил-36 и межпланетные станции «Венера-15» и «Венера-16». Тем не менее, знаковой работой сразу по нескольким направлениям (композиты, стекло и керамика) сотрудники «Технологии» до сих пор считают именно «Буран». В Обнинске собирали трехслойные композитные створки отсека полезного груза для кораблей, каждый из которых был рассчитан на сто полетов.


Судьба распорядилась иначе: первый полет «Бурана» стал последним. Программа была закрыта в 1993 году, а корабли в разной степени готовности — уничтожены, разобраны или превращены в музейные экспонаты. Советские космопланы больше ни разу не летали в космос. Тем не менее, реализованные в «Буране» технологии и новые материалы, подготовили почву для инноваций в будущих проектах отрасли.


Когда в конце 1990-х «Технология» занялась модернизацией ракеты-носителя «Протон», специалисты решили отказаться от стеклопластика в пользу углепластика. Масса конструкции тут же сократилась на полторы тонны. На сегодняшний день головные обтекатели отечественных ракет-носителей прошли четыре этапа модернизации: металлические детали постепенно заменяются композитными, и на орбиту можно выводить все больше полезной нагрузки.

Космос как задача. Из чего и как делают обшивку головной части российских ракет-носителей Космонавтика, Головной обтекатель, Ракета-носитель, Протон-М, Производство, Ростех, Космос, Гифка, Видео, Длиннопост

Миниатюрный «Протон-М» в одном из кабинетов НПК «Композит» ОНПП «Технология»


Корреспонденты N + 1 отправились в Обнинск, чтобы посмотреть, как устроена композитная обшивка, и своими глазами увидеть производство обечаек ракет-носителей «Протон-М», «Ангара-А5» и «Орёл». В частности, огромную печь, где детали «запекаются» до готовности.

Выгнать воздух


К масштабам объектов ОНПП «Технология» приходится привыкать. Учитывая габариты изделий, буквально все, от цехов до коридоров, сделано очень просторным. У заготовок и деталей самолетов и ракет кропотливо трудятся люди в масках и перчатках. На время режима самоизоляции работа здесь не прекращалась. Всего на предприятии, по словам представителя «Ростеха», занято 2756 человек, из которых 830 — ученые.


Изготовление одного комплекта композитных деталей занимает не менее полутора месяцев. И начинается — не важно, будет это крыло самолета или часть ракеты — всегда одинаково: с подготовки мастер-модели, необходимой чтобы изготовить оснастку на которой будет выкладываться деталь. Мастер-модель – зеркальная копия этой детали. Из пластика, который не впитывает влагу, формируется примерный контур будущего изделия.

Космос как задача. Из чего и как делают обшивку головной части российских ракет-носителей Космонавтика, Головной обтекатель, Ракета-носитель, Протон-М, Производство, Ростех, Космос, Гифка, Видео, Длиннопост

Мастер-модель детали самолета или ракеты проходит через несколько этапов фрезеровки, чтобы добиться максимальной точности геометрии.

Заготовка проходит несколько этапов обработки на пятикоординатном фрезерном станке: черновую, получерновую, получистовую и чистовую. Так вероятность оставить на пластике сколы и трещины сводится к минимуму. «На этапе черновой обработки фрезеровка до пяти миллиметров может доходить, тогда как на финальных этапах снимается толщина от одного до пяти сотых миллиметра», — рассказывает заместитель директора НПК «Композит» ОНПП «Технология» по производству Вадим Шогенов, пока станок методично гуляет вдоль мастер-модели.


На первом этапе на обработанную мастер-модель с нанесенными рисками (линиями, определяющими габаритные размеры детали) выкладываются слои углеродной ткани и пропитываются специальным связующим методом инфузии. Так изготавливается формообразующая оболочка оснастки, которая соединяется с каркасом и проверяется на соответствие мастер-модели. Только после этого будущая деталь отправляется на выкладку обшивки.

Космос как задача. Из чего и как делают обшивку головной части российских ракет-носителей Космонавтика, Головной обтекатель, Ракета-носитель, Протон-М, Производство, Ростех, Космос, Гифка, Видео, Длиннопост

Вакуумный шланг откачивает из препрега (углеродной ткани, пропитанной связывающим веществом) лишний воздух. На заднем плане — фрагменты установки для выкладки, которые прилегают к изделию.

Конструкция выкладывается слоями, которые скрепляются между собой связующим полимерным веществом. С помощью вакуумных шлангов из конструкции устраняют лишний воздух. Оставшиеся внутри пузырьки могут привести к появлению дефектов, расслоению и уменьшению прочности детали. Завершающий этап производства — «формование» в гигантском автоклаве. Давление внутри установки составляет 6 атмосфер (6 килограмм на квадратный сантиметр), а температура — 165-175 градусов.

Космос как задача. Из чего и как делают обшивку головной части российских ракет-носителей Космонавтика, Головной обтекатель, Ракета-носитель, Протон-М, Производство, Ростех, Космос, Гифка, Видео, Длиннопост

Под писк сирены деталь заезжает в жерло автоклава. Там она будет «запекаться» в течение 12-14 часов.

Существует альтернативный способ изготовления деталей из углепластика, который не предполагает использования автоклава — метод вакуумной диффузии. О нем мы рассказывали в тексте, посвященном изготовлению композитного крыла пассажирского самолета МС-21.

Почему автоклав, а не вакуумная инфузия?


Слой обшивки состоит из множества углеродных жгутов, каждый из которых, в свою очередь, состоит из 12000 моноволокон, раскатанных на определенную ширину и толщину. Наша задача – 12 тысяч моноволокон уместить в определенный объем. Да так, чтобы не было ни одного пузырька воздуха. Каждому типу углепластика, каждому типу волокна и связующего вещества соответствуют жесткие требования. Например, 60 процентов объема должно занимать углеродное волокно, а оставшиеся 40 процентов – связующее вещество. Если выполнить это условие и не допустить пустот, можно добиться максимальных характеристик.


Метод вакуумной инфузии предполагает следующее: волокна упаковываются в пакеты, откуда откачивается воздух и следом заливается связующее. Когда деталь маленькая, плоская – все хорошо. Но постулат 60/40 инфузией очень сложно обеспечить. Потому что воздух, зашедший вместе с жидкостью, трудноудалим особенно в сложных конструкциях. Как показывает мировая практика, при использовании метода вакуумной инфузии теряется процентов 10-15 прочности по отношения к автоклавному формованию.


А что такое автоклавный метод? К препрегам, пропитанным связующим, прикладывается температура. Инфузия тоже позволяет так сделать, но при использовании автоклава дополнительно подается давление – и конструкция уплотняется. Тем самым автоматически выполняются два условия: конструктив получается абсолютно без воздуха, пустоты исключены. Плюс, при помощи давления и всех технологических параметров можно управлять процентным содержанием волокна и связующего.


Заместитель директора НПК «Композит» ОНПП «Технология» Николай Выморков


Изготовление одного комплекта деталей головного обтекателя ракеты обходится в десятки миллионов рублей. В стоимость, помимо дорогих компонентов, входит необходимость разрабатывать новые материалы и связующие вещества, поясняет Вадим Шогенов. В среднем за год ОНПП «Технология» получает порядка 30 патентов.


Слой на слой


По коридору с высокими потолками, который будто насквозь проходит через все здание, мы перемещаемся в другой цех. Внутри стоит резкий химический запах. Перед нами раскинулось нечто напоминающее гигантский ткацкий станок. Здесь создается ключевой материал для изготовления обшивки. Углеродные волокна формируют в однонаправленные ленты и пропитывают специальным связующим – изготавливают препреги.


С начала 2000-х для производства препрегов научно-производственный комплекс ОНПП «Технологии» использовал импортные углеродные волокна, с которыми не могли на равных тягаться советские разработки 1970-1980-х годов. Зарубежное волокно не только обходилось дешевле, но и обладало большей прочностью. Однако в 2017 году Росатом запустил завод по производству углеродных волокон. В «Ростехе» говорят, что они практически не уступают американским и японским аналогам. Уже некоторое время конструкции для космоса производятся с применением российских волокон — из них выполнены головные обтекатели «Ангары» и «Протон-М».

Космос как задача. Из чего и как делают обшивку головной части российских ракет-носителей Космонавтика, Головной обтекатель, Ракета-носитель, Протон-М, Производство, Ростех, Космос, Гифка, Видео, Длиннопост

Катушки с углеродными нитями, которые позже станут одним целым.

Тысячи нитей волокна, намотанные на катушки, заводятся в шпулярник, проходят через «гребенку» и распрямляются. Каждая из них проводится через ванну со связующим веществом и пропитывается. Процесс повторяется еще раз — но зазоры в «гребенке» становятся меньше. Углеродные нити плотнее водятся друг с другом. В очередной раз пропитавшись связующим веществом, они отправляются под каландр и окончательно соединяются друг с другом. Получившаяся ткань отправляется в термошахту, где при температуре 100-120 градусов происходит просушка препрега до определенной липкости.

Космос как задача. Из чего и как делают обшивку головной части российских ракет-носителей Космонавтика, Головной обтекатель, Ракета-носитель, Протон-М, Производство, Ростех, Космос, Гифка, Видео, Длиннопост

Углеродные нити распрямляются и проходят через ванну, наполненную связующим веществом.

Готовый препрег оберегают с обеих сторон защитными слоями: с одной стороны ткани находится специализированная пленка, с другой — силиконизированная бумага. Перед нанесением на оснастку сотрудник удаляет бумагу и укладывает препрег на оснастку. Затем, расположив его необходимым образом, он удаляет пленку.


Препреги изготавливаются из однонаправленных углеродных волокон или на основе ткани – это зависит от предполагаемой нагрузки. На растяжение и сжатие работают однонаправленные волокна, тогда как на сдвиг – перекрестная структура. Во время полета ракета испытывает скручивающие, сжимающие и изгибающие нагрузки по длине головного обтекателя. Поэтому конструкция головного обтекателя обладает высокой жесткостью в осевом направлении и чуть меньше – в поперечном.

Какие связующие вещества подходят для космоса?


Связующих для изготовления композиционных материалов много: полиэфирные, винилэфирные, эпоксидные, бисмалеимидные и полиимидные. Это разные классы связующих с отличными друг от друга свойствами и характеристиками по прочности и температуре эксплуатации.


Космос — это температура от минус 100 градусов. Если полный вакуум, то минус 150-160 градусов. Если на орбите взошло Солнце, температура достигает 150-200 градусов. Соответственно, материал должен выдерживать эти температуры и работать в диапазоне от минус 100 до плюс 150 градусов. Самый оптимальный вариант для данных перепадов температур – это эпоксидные связующие. Они свободно работают в диапазоне до 200 градусов, хорошо сохраняя свои свойства даже в космическом пространстве. И поэтому основными связующими для изготовления углепластика, который используется и в космосе, и в авиации, главным образом являются эпоксидные.


Однако аппарат еще нужно доставить с Земли в космос и для этого сильно разогнаться. Если взять просто истребитель сверхзвуковой, то рабочая температура для, например, Су-57 или F-15, когда самолет выходит на сверхзвук, на острых кромках устанавливается температура 175-200 градусов. При спуске космического аппарата температура еще больше – это следующий рубеж по градации материалов: бисмалеимидные связующие, температура 200-250 градусов. Температура 250 градусов и немножко выше – это полиимидные связующие.


В зависимости от того, для чего предназначен ваш космический аппарат, условия меняются. Для части ракеты, которая взлетает, будут одни условия. Для той, что садится, – другие.


Заместитель директора НПК «Композит» ОНПП «Технология» Николай Выморков

Задача головных обтекателей ракет-носителей – на момент старта и до вывода в космическое пространство – это защита космического аппарата от всех внешних факторов. Максимальной температурой головного обтекателя считается 175 градусов Цельсия по поверхности. На самом кончике показатели другие. «Буквально через две-три минуты скорость полета увеличивается, – говорит Выморков. – Соответственно, температура в конусной части может вырастать и до 500, и до 600 градусов Цельсия». На самые «горячие» участки головного обтекателя наносят дополнительную теплозащиту, обеспечивающую сохранение свойств материала.


Однако обшивка головной части состоит не только из десятков слоев углеволокна. Аккурат между углепластиковыми обшивками располагается еще один компонент – алюминиевый сотовый заполнитель. Взяв в руки фрагмент заполнителя, Вадим Шогенов сперва легко растягивает его, превращая металлический брусок в «пчелиные соты», а затем безуспешно пытается эти соты сплющить. «Нагрузка именно на сжатие идет. Он прочный, как будто целиком металлический, но здесь-то у нас воздух и пустота. — Шогенов указывает на шестиугольные отверстия по всей площади материала — Это облегчает конструкцию, и намного — когда предприятие сделало первый обтекатель для “Протона-М”, выигрыш в весе составил порядка полутора тонн». Сотовые заполнители бывают самых разных форм и размеров. Каждый подгоняется под конкретную часть обшивки.

Космос как задача. Из чего и как делают обшивку головной части российских ракет-носителей Космонавтика, Головной обтекатель, Ракета-носитель, Протон-М, Производство, Ростех, Космос, Гифка, Видео, Длиннопост

Шестиугольные отверстия покрывают всю площадь алюминиевого заполнителя, позволяя существенно облегчить будущую конструкцию.

Раньше срок службы космических аппаратов не превышал пяти лет. Как только система охлаждения, убранная в герметичный корпус, выходила из строя (например, из-за столкновения с маленьким астероидом), неизбежно переставала функционировать вся система. В конце 1990-х в обиход вошла новая система охлаждения: корпуса начали изготавливать с использованием тепловых панелей, представляющих собой трехслойные сотовые панели с размещенными внутри тепловыми трубами. Наполненные аммиаком тепловые трубки, пропущенные сквозь алюминиевый сотовый заполнитель, отдавали тепло от работающих приборов в космос. Благодаря тому, что система перестала быть герметичной, вывести аппарат из строя уже не так просто.


Усиление и никакого брака


На определенных участках головного обтекателя необходимо обеспечить повышенную прочность и жёсткость конструкции. Если в среднем обшивка состоит из 30-40 слоев углепластика, то на местах дополнительного усиления — крепления и технических отверстий — выкладывается 15-20 дополнительных слоев.

Космос как задача. Из чего и как делают обшивку головной части российских ракет-носителей Космонавтика, Головной обтекатель, Ракета-носитель, Протон-М, Производство, Ростех, Космос, Гифка, Видео, Длиннопост

Двигательный отсек пилотируемого космического корабля «Орёл», покрытый фильтровальной тканью. Сотрудники могут наносить на нее элементы разметки, не рискуя нарушить целостность корпуса.

Распределение слоев Шогенов демонстрирует на корпусе двигательного отсека многоразового пилотируемого корабля «Орёл» (бывшая «Федерация»). Тут все так же, как у «Протона-М» или «Ангары»: угольные обшивки и алюминиевый сотовый заполнитель внутри. Однако у отсека «Орла» конусная часть соединяется с цилиндрической, а вокруг отверстий соты по периметру забиты пастой. Она позволяет надежно зафиксировать необходимые конструкции и элементы. Повредить корпус в этих местах значительно сложнее.

Почему углепластик?


У алюминия КЛТР (коэффициент линейного теплового расширения – прим. N + 1) 22 на 10-6. У стали – порядка 7-8×10-6. Титан – четверка. Уголь – в диапазоне от 0 до 2×10-6. Углепластик применяется, чтобы обеспечить минимальный КЛТР во всех направлениях – не только в обшивке, но и в размеростабильных конструкциях.


Применение композитов позволяет сделать конструкцию как минимум на 30 процентов легче по отношению к металлической. Но прочностные характеристики и надежность должны подтвердить испытания. И только после подтверждения всех параметров будет запущена серия.


Заместитель директора НПК «Композит» ОНПП «Технология» Николай Выморков

Невооруженным взглядом заметно, что в местах усиления корпус немного выступает наружу. По словам Шогенова, здесь количество слоев углепластика доходит до 80. В результате элемент, который будет закреплен в этом месте, не сместится под воздействием нагрузок и не повлияет на ход полета.

Космос как задача. Из чего и как делают обшивку головной части российских ракет-носителей Космонавтика, Головной обтекатель, Ракета-носитель, Протон-М, Производство, Ростех, Космос, Гифка, Видео, Длиннопост

Обшивка обечайки ракеты-носителя в разрезе.

Когда речь заходит о дефектах, в «Ростехе» утверждают, что их нет. «Брак не допускается ввиду того, что у нас каждая операция и каждый переход контролируется ОТК (отделом технического контроля — прим. N + 1), и любое несоответствие выявляется сразу же», — объясняет Вадим Шогенов. После выкладки заготовка проходит неразрушающий контроль и при обнаружении дефектов дальше уже не проходит.


На финальном этапе контроля готовые детали прозванивают ультразвуком. Мы решили самостоятельно попытаться обнаружить в обечайках дефекты. Оказалось, что это не так просто: размеры изделий не позволяют справиться с этим за один рабочий день. Как правило, сотрудники в течение нескольких дней кропотливо проверяют каждый миллиметр детали.

Космос как задача. Из чего и как делают обшивку головной части российских ракет-носителей Космонавтика, Головной обтекатель, Ракета-носитель, Протон-М, Производство, Ростех, Космос, Гифка, Видео, Длиннопост

Сотрудники несколько дней проверяют внушительные элементы обечайки головного обтекателя, чтобы не допустить ни одного дефекта.


Настроив прибор по контрольному образцу, необходимо медленно проводить им вдоль поверхности. Обнаружив дефект, прибор начинает визжать. На контрольных образцах с дефектами машинка исправно подавала сигнал, однако на готовых обечайках, которые я прозванивал около 10 минут, обнаружить брак не удалось. После тот же участок детали на всякий случай прозвонила сотрудница одного из научно-производственных комплексов ОНПП «Технология» и отчиталась о ее качестве по форме.

Показать полностью 11 1

SpaceX успешно вывели на орбиту новую партию интернет-спутников Starlink-9!

Ракета-носитель Falcon 9 успешно стартовала 7 августа в 08:12 МСК с космодрома LC-39A на мысе Канаверал (штат Флорида). Помимо 57 спутников Starlink, которые должны создать на орбите Земли сеть для доступа в интернет пользователей по всей планете, на орбиту также были выведены два спутника компании BlackSky в рамках программы SpaceX по совместному запуску малых аппаратов на орбиту SmallSat Rideshare Program.

SpaceX успешно вывели на орбиту новую партию интернет-спутников Starlink-9! SpaceX, Космос, Запуск, Starlink, Спутник, Falcon 9, Многоразовая ракета, Видео, Длиннопост
SpaceX успешно вывели на орбиту новую партию интернет-спутников Starlink-9! SpaceX, Космос, Запуск, Starlink, Спутник, Falcon 9, Многоразовая ракета, Видео, Длиннопост

Успешная посадка первой ступени (видео без прерываний!) произведена на плавучую платформу OCISLY в 635 км от места старта, в Атлантическом океане. Состоялся пятый успешный полёт 1-й ступени B1051!

Спасение створок обтекателя запланировано кораблями Go Ms Tree и Go MsChief, в 634 км от места старта

SpaceX успешно вывели на орбиту новую партию интернет-спутников Starlink-9! SpaceX, Космос, Запуск, Starlink, Спутник, Falcon 9, Многоразовая ракета, Видео, Длиннопост

Успешное отделения полезной нагрузки по таймеру трансляции:


01:01 - Развёртывание первого спутника BlackSky Global 7

01:06 - Развёртывание первого спутника BlackSky Global 8

01:33 - Развёртывание спутников Starlink

Особенности миссии:


- 5-й полёт 1-й ступени B1051

- 10-й массовый запуск спутников Starlink

- 2-й полёт по программе SmallSat Rideshare Program.

- Все спутники Starlink в этом запуске будут иметь специальные "солнечные зонтики", чтобы предотвратить сильное отражение солнечного света от поверхности спутников. Это необходимо для предотвращения нежелательных последствий для астрономов в наблюдениях за космическим пространством.


Состоялся 13-й запуск этого года для SpaceX, 90-й пуск Falcon 9 и 98-й запуск компании.

Трансляция от SpaceX:

Фотографии ночного запуска:

SpaceX успешно вывели на орбиту новую партию интернет-спутников Starlink-9! SpaceX, Космос, Запуск, Starlink, Спутник, Falcon 9, Многоразовая ракета, Видео, Длиннопост
SpaceX успешно вывели на орбиту новую партию интернет-спутников Starlink-9! SpaceX, Космос, Запуск, Starlink, Спутник, Falcon 9, Многоразовая ракета, Видео, Длиннопост
SpaceX успешно вывели на орбиту новую партию интернет-спутников Starlink-9! SpaceX, Космос, Запуск, Starlink, Спутник, Falcon 9, Многоразовая ракета, Видео, Длиннопост
SpaceX успешно вывели на орбиту новую партию интернет-спутников Starlink-9! SpaceX, Космос, Запуск, Starlink, Спутник, Falcon 9, Многоразовая ракета, Видео, Длиннопост
SpaceX успешно вывели на орбиту новую партию интернет-спутников Starlink-9! SpaceX, Космос, Запуск, Starlink, Спутник, Falcon 9, Многоразовая ракета, Видео, Длиннопост
SpaceX успешно вывели на орбиту новую партию интернет-спутников Starlink-9! SpaceX, Космос, Запуск, Starlink, Спутник, Falcon 9, Многоразовая ракета, Видео, Длиннопост
SpaceX успешно вывели на орбиту новую партию интернет-спутников Starlink-9! SpaceX, Космос, Запуск, Starlink, Спутник, Falcon 9, Многоразовая ракета, Видео, Длиннопост

Следите за актуальными новостями в сообществе SpaceX!

источник / telegram SpaceX

Показать полностью 10 4

Миссия NASA “Люси”, которая раскроет тайны “молодости” Солнечной системы

На сайте EurekAlert опубликован пресс-релиз, в котором сообщается, что миссия NASA по исследованию троянских астероидов Юпитера “Люси” (Lucy) прошла финальную фазу проектирования и так называемый системный обзор — System Integration Review (SIR). SIR проводится перед финальной сборкой космического зонда, тестированием всех необходимых приборов и их установкой на аппарат. Системный обзор определяет, готово аппаратное обеспечение и научные инструменты к “слиянию” с зондом или нет. К сборке самого аппарата инженеры приступят в конце августа 2020 года.

Миссия NASA “Люси”, которая раскроет тайны “молодости” Солнечной системы Космос, NASA, Космические исследования, Космонавтика, Длиннопост

“Люси” — первая в истории космических исследований миссия, которая должна будет изучить популяцию троянских астероидов, вращающихся вокруг Солнца вместе с Юпитером («впереди» и «позади» планеты). Газовый гигант достаточно массивен, чтобы “рассеивать” все астероиды в своих окрестностях, но из-за гравитационного баланса Солнца и Юпитера некоторые астероиды попадают в “ловушку” — оказываются в области равновесия, или иначе точках Лагранжа L₄ и L₅. Такие объекты называют троянскими, в честь героев Троянской войны, описанных в гомеровской «Илиаде».

Малые тела, попавшие в L₄ или L₅, будут находиться в неподвижном состоянии относительно газового гиганта и обращаться вместе с ним вокруг звезды миллиарды лет. Это происходит, потому что в одной точке меньшее тело притягивается с одинаковой силой как к планете, так и к звезде, в другой гравитационные силы, действующие на объект с меньшей массой, уравновешиваются центробежной силой инерции.

Миссия NASA “Люси”, которая раскроет тайны “молодости” Солнечной системы Космос, NASA, Космические исследования, Космонавтика, Длиннопост

На иллюстрации показаны орбиты аппарата. Сперва он посетит астероид (52246) Donaldjohanson в 2025 году, потом, в точке L4 в 2027-2028 годах астероиды (3548) Eurybates (белый цвет) и его спутник, (15094) Polymele (розовый цвет), (11351) Leucus (красный цвет), и (21900) Orus (красный цвет). В точке L5 в 2033 году станция приблизится к двойному астероиду (617) Patroclus-Menoetius (розовый цвет)

Стоит отметить, что точки Лагранжа есть не только у системы Юпитер-Солнце, но, например, и у системы Земля-Солнце, Нептун-Солнце и так далее. Исследователи считают, раз “троянцы” существуют в области равновесия миллиарды лет, то эти астероиды могут быть остатками того же первичного материала, который сформировал внешние планеты Солнечной системы. В таком случае “троянцы” являются “капсулой времени”, изучив эти тела, ученые получат ценные данные об истории ранней Солнечной системы. Возможно, что с помощью таких астероидов специалисты раскроют тайну происхождения органических материалов в космосе и даже жизни на Земле.

Миссию NASA планирует отправить в космос в октябре 2021 года. Свое название она получила в честь австралопитека по имени Люси, скелет которого нашли в Эфиопии в 1974 году.

«Подобно тому, как Люси дала ученым уникальную информацию об эволюции человечества, одноименная миссия NASA произведет революцию в изучении происхождения планет и образования Солнечной системы», — говорится на сайте проекта.

Аппарат “Люси” и полезная нагрузка


“Люси” — это космическая станция длиной более 13 метров. Значимую часть зонда займут две солнечные панели, каждая длиной не менее 6 метров, они будут служить источником питания корабля, когда тот выйдет на орбиту Юпитера. 

На своем борту аппарат будет нести 4 научных инструмента:


L’Ralph — состоит из двух приборов: многоспектральной камеры (MVIC), работающей в области спектра 0,4-0,85 микрон, и инфракрасного спектроскопического картографа (LEISA), работающего в области спектра 1-3,6 микрон. MVIC будет делать цветные изображения троянских астероидов, а LEISA будет исследовать силикаты, искать лед и органические вещества на поверхности “троянцев”.


L’LORRI — разведывательный сканер дальнего радиуса действия с высоким пространственным разрешением. Это панхроматическая камера, улавливающая длины волн 0,35–0,85 микрон. Благодаря L’LORRI ученые получат самые детальные изображения поверхности “троянцев”.


L’TES — тепловой инфракрасный спектрометр, работающий в области спектра 6-75 микрон. Инструмент позволит узнать тепловые характеристики астероидов, а также состав и структуру материала их поверхности.


High Gain Antenna — 2-метровая высокочастотная антенна, предназначенная для радиосвязи с Землей. С помощью нее ученые также попытаются измерить доплеровский сдвиг и таким образом узнать массу “троянцев”.


Кроме того, “Люси” будет использовать свою систему T2CAM, представляющую собой специальную камеру с усовершенствованной оптикой, цифровой логикой и программным обеспечением,чтобы определить формы астероидов.

Миссия NASA “Люси”, которая раскроет тайны “молодости” Солнечной системы Космос, NASA, Космические исследования, Космонавтика, Длиннопост

Монохромная камера ECAM-M50 с объективом NFOV. Камера T2CAM практически будет выглядеть аналогично

Цели “Люси”


Аппарат исследует шесть астероидов системы Юпитер-Солнце с разных расстояний.


Первое тело, которое посетит “Люси” — (52246) Donaldjohanson. Это астероид С-класса. Астрономы открыли его в 1981 году. Считается, что он представляет собой углеродистый объект, диаметром около 4 километров. К “троянцам” он не относится. Зонд пролетит мимо этой цели в апреле 2025 года.


Специалисты предполагают, что (52246) Donaldjohanson откололся от некого объекта после того, как тот столкнулся с крупным телом около 130 миллионов лет назад. Ученые думают, что в результате этой “космической аварии” появились астероиды семейства Эригона (Erigone) — очень темные объекты Главного пояса астероидов (область между орбитами Марса и Юпитера).


Вторая цель “Люси” — троянский астероид C-класса (3548) Eurybates, расположенный в точке Лагранжа L4. Этот объект намного крупнее первой цели, его диаметр около 64 километров. Ученые предполагают, что, как и (52246) Donaldjohanson, астероид Eurybates появился после столкновения, случившегося 130 миллионов лет назад.


Исследование этой цели поможет астрономам разгадать тайну “троянцев”, а именно ответить на ряд вопросов: — почему среди “троянцев” чаще встречаются астероиды C-класса?


— почему астероидов С-класса в центральной части главного пояса больше, чем во внешней и внутренней областях?


— почему среди 8 000 открытых «троянцев» в Солнечной системе, больше 90% находится на орбите Юпитера?


— почему астероиды D-класса встречаются в главном поясе крайне редко? Может быть, астероиды D-класса распадаются? Или, может быть, при столкновении с другими телами каким-то образом становятся астероидами C-класса?


В январе 2019 года команда “Люси” узнала, что у (3548) Eurybates есть спутник диаметром около 1 километра. В августе 2027 года зонд исследует и этот объект.


Третья цель “Люси”— астероид (15094) Polymele — самый маленький известный “троянец”. Его диаметр 21 километр. Это астероид P-класса с низкой отражательной способностью. Ученые считают, что тела этого класса богаты органикой. Зонд приблизится к (15094) Polymele в сентябре 2027 года.


Четвертый объект, который исследует “Люси” — (11351) Leucus, астероид D-класса, диаметром 34 километра. Астрономы считают, что, в отличие от других астероидов, это тело вращается вокруг своей оси очень медленно, полный оборот делает за 466 часов. Сравнив (11351) Leucus с другими объектами D-класса, специалисты больше узнают о материалах, из которых состоят подобные астероиды. Аппарат прибудет к цели в апреле 2028 года.


В ноябре 2028 года “Люси” приблизится к очередному астероиду — (21900) Orus. Этот объект, диаметром 51 километр, относят к D-классу астероидов и считают одним из 100 крупнейших “троянцев” Юпитера. Аппарат исследует (21900) Orus и проведет его сравнительный анализ с меньшим объектом, (11351) Leucus.

Миссия NASA “Люси”, которая раскроет тайны “молодости” Солнечной системы Космос, NASA, Космические исследования, Космонавтика, Длиннопост

Снимок двойного троянского астероида (617) Patroclus и Menoetius, сделанный телескопом Хаббл в 2018 году

Последняя цель “Люси” — двойной троянский астероид (617) Patroclus и Menoetius. Это “троянцы” P-класса с диаметром 113 км и 104 км, соответственно. Ученые предполагают, что “космическая парочка” сформировалась во времена молодой Солнечной системы 4 миллиарда лет назад, из материала, из которого образовались внешние планеты. “Люси” подойдет к цели в марте 2033 года.


Планируется, что миссия “Люси” продлится 12 лет. За это время аппарат изучит состав и свойства реголита троянских астероидов, определит минералы, органику и количество льда на поверхностях этих тел, узнает их массу и плотность, а также попробует найти кольца и спутники у таких астероидов.

источник severnymayak / eurekalert

Показать полностью 4

SpaceX Falcon 9 и ULA Atlas V выиграли контракт на запуск двух спутников с люксембургской компанией связи SES

Для SpaceX это просто один из длинного ряда коммерческих контрактов, способствующих исключительно здоровому старту, а также прочным и многолетним отношениям с SES. Однако для ULA SES-20/21 является первым коммерческим контрактом на запуск, заключенным с ракетой Atlas V почти за два года. По состоянию на 2020 г. компания Lockheed Martin-Boeing с декабря 2016 г. не запускала коммерческие спутники в качестве основной полезной нагрузки.

SpaceX Falcon 9 и ULA Atlas V выиграли контракт на запуск двух спутников с люксембургской компанией связи SES SpaceX, Falcon 9, Atlas V, Ula, Космос, Космонавтика

Обе миссии направят на геостационарную орбиту два среднеразмерных спутника связи, установленных друг над другом. Несмотря на то, что эта практика является распространенной для европейского провайдера запусков Arianespace, она так и не увенчалась успехом у американских провайдеров. Как Falcon 9, так и Atlas V планируют запустить свои спутники SES не ранее чем (NET) в 2022 году.

Первая победа ULA в коммерческом контракте на запуск с сентября 2018 г. стала большим сюрпризом, учитывая, что ракета Atlas V просто не способна на равных конкурировать с Falcon 9 в коммерческом плане. Для более дорогостоящих миссий (большинство правительственных) с более сложными требованиями ULA все же удалось удержать свои позиции, но доля компании на коммерческом рынке сократилась почти до нуля после регулярных запусков SpaceX в середине 2010-х гг.

SpaceX Falcon 9 и ULA Atlas V выиграли контракт на запуск двух спутников с люксембургской компанией связи SES SpaceX, Falcon 9, Atlas V, Ula, Космос, Космонавтика

По информации общественности, абсолютная минимальная стоимость запуска ракеты-носителя Atlas V (около 2016 г.) составила $110 млн., способной разместить на геостационарной орбите (ГСО) до 4,7 тонны (~10 500 фунтов). С другой стороны, при коммерческой базовой цене в $50 млн. ракета Falcon 9 может вывести на ту же орбиту 5,5 тонны при одновременном восстановлении разгонного блока ракеты.

Следите за актуальными новостями в сообществе SpaceX!

источник / teslarati

Показать полностью 2

Прямая трансляция запуска РН Falcon 9 с миссией Starlink-9 / BlackSky Global 5-6

В рамках миссии 7 августа в 08:12 МСК на орбиту планируется вывести следующие 57 спутников SpaceX для группировки Starlink. В качестве вторичной полезной нагрузки планируется вывести 2 малых спутника BlackSky Global 5 и 6 компании LeoStella для наблюдения Земли. Их полёт состоится в рамках программы SpaceX по совместному запуску малых аппаратов на орбиту SmallSat Rideshare Program.

Прямая трансляция запуска РН Falcon 9 с миссией Starlink-9 / BlackSky Global 5-6 SpaceX, Космос, Запуск, Starlink, Трансляция, Спутник, Falcon 9, Видео, Длиннопост

РН Falcon 9 FT (1-я ступень B1051.5) стартует с площадки LC-39A, KSC, Мыс Канаверал.


Для первой ступени это будет уже 5 полет (SpaceX DM-1, RADARSAT Constellation, Starlink-3, Starlink-6). Посадка ступени запланирована на платформу Of Course I Still Love You в в 635 км от берега в Атлантическом океане.

Также запланировано спасение створок обтекателя кораблями Go Ms Tree и Go MsChief, в 634 км от места старта.

Погода: 70% за запуск в назначенное время. Резервная дата - 8 августа.

Прямая трансляция запуска РН Falcon 9 с миссией Starlink-9 / BlackSky Global 5-6 SpaceX, Космос, Запуск, Starlink, Трансляция, Спутник, Falcon 9, Видео, Длиннопост

Особенности миссии:


- 5-й полёт 1-й ступени B1051

- 10-й массовый запуск спутников Starlink

- 2-й полёт по программе SmallSat Rideshare Program.

- Все спутники Starlink в этом запуске будут иметь специальные "солнечные зонтики", чтобы предотвратить сильное отражение солнечного света от поверхности спутников. Это необходимо для предотвращения нежелательных последствий для астрономов в наблюдениях за космическим пространством.


Это будет 13-й запуск этого года для SpaceX, 90-й пуск Falcon 9 и 98-й запуск компании.

Трансляция SpaceX:

Русскоязычная трансляция Alpha Centauri:

Следите за актуальными новостями в сообществе SpaceX!

источник

Показать полностью 2 2
Отличная работа, все прочитано!