user6237019

user6237019

Всем привет! Я практикующий юрист. Помогаю составить процессуальные документы, жалобы, претензии. Я в вк https://vk.com/76lawyer
На Пикабу
поставил 31 плюс и 67 минусов
262 рейтинг 2 подписчика 16 подписок 23 поста 1 в горячем

Признавать вину или нет?!

Меры пресечения

КС РФ запретил взыскивать с военнослужащих ошибочно выплаченные им надбавки

КС РФ запретил взыскивать с военнослужащих ошибочно выплаченные им надбавки

Суть дела: учреждение подало иск о взыскании с А.В. Ерохина излишне выплаченных ему денежных средств (ежемесячная надбавка за выслугу лет была рассчитана не верно).

Решение суда первой инстанции: иск удовлетворён.

Определение суда апелляционной инстанции: решение оставлено без изменений.

Определение суда кассационной инстанции: судебные постановления оставлены без изменения.

Определение судьи Верховного Суда РФ: А.В. Ерохину отказано в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. Судья не расценил действия военнослужащего как недобросовестные, но констатировал, что несвоевременное внесение достоверной информации в базу данных, повлекшее неправильный расчет и излишнюю выплату военнослужащему денежных средств, свидетельствует о наличии счетной ошибки.

Постановление КС РФ: Признать взаимосвязанные положения ст.1102 и п.3 ст.1109 ГК РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку они  не предполагают взыскания в качестве неосновательного обогащения с военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, а равно и с лица, уволенного с военной службы, денежных средств, излишне выплаченных ему в результате начисления в большем размере дополнительных выплат, входящих в состав его денежного довольствия, если действительной причиной их неправильного начисления (выплаты в повышенном размере) послужили действия (бездействие) лиц, обеспечивающих исчисление и перечисление военнослужащим денежного довольствия, при отсутствии недобросовестности со стороны военнослужащего или счетной ошибки.

Обоснование суда: КС РФ пояснил, что возможность взыскания с военнослужащего излишне выплаченных ему денежных средств не исключена, в том числе когда непосредственной причиной переплаты послужили не его действия (бездействие), однако сумма полученного им довольствия явно и очевидно превышает его разумные ожидания. Получение военнослужащим излишних денежных средств было вызвано ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей лицом (лицами), обеспечивающим исчисление и перечисление денежного довольствия  необходимых для этого сведений в программное обеспечение и т.п.), поэтому на самого военнослужащего не может быть возложено бремя неблагоприятных имущественных последствий в виде взыскания с него необоснованно начисленных и выплаченных ему денежных средств.

Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2022 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В. Ерохина"

Показать полностью

В чем отличие личного досмотра от личного обыска?

В чем отличие личного досмотра от личного обыска?

Разграничение личного досмотра и личного обыска следует проводить по основаниям их проведения, регламентации в законодательстве и внутреннему содержанию данных действий.

Так, личный досмотр регламентирован ст.27.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и представляет собой обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

В свою очередь, основания и порядок проведения личного обыска регулируются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Согласно ст. 184 УПК РФ, личный обыск производится при наличии достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела, в целях их обнаружения и изъятия.

Основное отличие здесь состоит в том, что личный досмотр осуществляется по делам об административных правонарушениях, а личный обыск – в ходе уголовного процесса в отношении особых субъектов, а именно подозреваемого или обвиняемого.

Для производства личного обыска наличие возбужденного уголовного дела не является обязательным условием его проведения. Так, личному обыску может быть подвергнуто лицо, которое было застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; на которое указывают потерпевшие или очевидцы как на лицо совершившее преступление; а также в случае, когда на лице или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.

По субъектам проведения, данные действия отличаются тем, что личный досмотр вправе осуществлять должностные лица, указанные в статьях 27.2, 27.3 КоАП РФ, а личный обыск – лица, проводящие предварительное расследование по уголовному делу.

Стоит подчеркнуть, что требования сотрудников торговых центров, супермаркетов, продуктовых магазинов и т.д. о демонстрации им содержимого вещей, одежды, ручных кладей, находящихся при лице, являются незаконными. Уполномоченными на проведение личного досмотра в данных случаях являются лишь названные в КоАП РФ должностные лица. Поэтому в таких случаях гражданин имеет полное право не подчиняться незаконным требованиям сотрудников данных организаций.

По общему правилу личный обыск производится на основании постановления следователя. Вместе с тем законом установлен ряд случаев, при которых наличие данного постановления не требуется, а именно при задержании лица, заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Отличительной особенностью личного обыска является то, что он может быть проведен параллельно при осуществлении другого следственного действия. Например, при производстве обыска в жилище, если имеются достаточные данные полагать, что лицо, находящееся в этом жилище, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Так же как и при личном досмотре, личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.

В том случае, когда личный обыск происходит при обыске в жилище, для его производства необходимо судебное решение. Однако отдельного судебного решения на личный обыск в этом случае не требуется. Поэтому его проведение в ходе обыска в жилище будет законно, если соблюден порядок получения судебного решения для проведения обыска в жилище. Во всех остальных случаях производство личного обыска осуществляется без судебного решения.

При осуществлении личного обыска отдельный протокол может не составляться в случае, если личный обыск производился по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 184 УПК РФ. Данные о производстве личного обыска заносятся в протокол соответствующего следственного действия (протокол задержания лица или заключения его под стражу, а также протокол обыска в жилище).

В свою очередь, личный досмотр производится без предварительного вынесения постановления досматривающего лица.

И личный досмотр и личный обыск производятся лицом одного пола с досматриваемым или обыскиваемым в присутствии двух понятых того же пола. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр или обыск может быть произведен без участия понятых.

Показать полностью

Задержание подозреваемого

Задержание подозреваемого – мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.
Целью задержания является установление личности подозреваемого, его причастности к совершенному преступлению и решение вопроса о применении к нему меры пресечения.
В соответствии с ч. 1 ст. 91 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ) орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишение свободы.
Задержание может иметь место при наличии одного из оснований, перечисленных в ч. 1 ст. 91 УПК РФ:
когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
когда потерпевшие или очевидцы укажут на лицо как на совершившее преступление;
когда на лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления (например, оружие, наркотики, похищенные вещи, предполагаемые следы крови и т.п.);
когда имеются иные данные, дающие основания подозревать лицо в совершении преступления.
В последнем случае в соответствии с ч. 2 ст. 91 УПК РФ лицо может быть задержано, если пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Задержание оформляется протоколом, который должен быть составлен не позднее трех часов после доставления подозреваемого в орган дознания или следователю. При составлении протокола подозреваемому должны быть разъяснены все его права.
При задержании подозреваемый может быть подвергнут личному обыску. Это необходимо как для сохранения доказательств, так и для обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, а также всех иных лиц (сотрудников полиции, людей, находящихся вокруг, и т.п.), особенно когда есть основания полагать, что при подозреваемом находится (может находиться) оружие и иные опасные предметы.
Орган дознания или следователь, к которому доставляется задержанный (в зависимости от подследственности), обязан не позднее 12 часов с момента задержания уведомить о произведенном задержании прокурора, что позволяет последнему реализовать свои надзорные полномочия.
Предельный срок задержания установлен ч. 2 ст. 22 Конституции РФ и составляет 48 часов, по истечении которых лицо либо освобождается, либо в отношении него принимается судебное решение об избрании меры пресечения, связанной с изоляцией от общества.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 46 УПК РФ, лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, наделяется процессуальным статусом подозреваемого, который согласно части второй этой же статьи наделен следующими правами:
знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;
давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний;
пользоваться помощью защитника, в том числе с момента фактического задержания, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;
с момента избрания меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста иметь свидания без ограничения их числа и продолжительности с нотариусом в целях удостоверения доверенности на право представления интересов подозреваемого в сфере предпринимательской деятельности;
представлять доказательства;
заявлять ходатайства и отводы;
давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;
пользоваться помощью переводчика бесплатно;
знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;
приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда;
защищаться иными средствами и способами, не запрещенными законом.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 96 УПК РФ  подозреваемый в кратчайший срок, но не позднее 3 часов с момента его доставления в орган дознания или к следователю имеет право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения, о чем делается отметка в протоколе задержания. В случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять указанное право такое уведомление производится дознавателем, следователем, о чем также делается отметка в протоколе задержания.

Показать полностью

Лицо без гражданства

Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (п. 1 ст. 2 закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Лица без гражданства пользуются в РФ правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; п. 2 ст. 2, ст. ст. 3, 4 Закона N 115-ФЗ).

Социальные налоговые вычеты

На федеральном уровне принят закон о повышении социальных налоговых вычетов

Закон увеличивает максимальный размер расходов, которые учитываются при предоставлении налогового вычета по НДФЛ на обучение ребенка с 50 до 110 тысяч рублей и на собственное обучение - со 120 до 150 тысяч рублей.

О значимости увеличения налогового вычета ранее говорил Президент. Он отметил, что вычет должен предоставляться в проактивном режиме, быстро и дистанционно, не обременительно для граждан. Действительно, принятый в Государственной Думе законопроект важен для наших жителей, ведь он работает на будущее, создавая условия для улучшения качества жизни в стране.

А увеличение налоговых вычетов сэкономит деньги, которые граждане смогут направить, например, на дополнительное образование. Также необходимо проработать систему информированности жителей, чтобы каждый знал о такой возможности.

Штраф за вейп и сигареты

🚫С 9 мая 2023 года увеличен штраф за продажу сигарет и вейпов несовершеннолетним.

Вступил в силу закон, ужесточающий наказание за приобщение несовершеннолетнего к курению никотинсодержащей продукции, кальянов и т. д.

Ответственность за нарушения

- Для граждан штраф может составить до 5 тыс. рублей.

- Для родителей или законных представителей он может быть до 7 тыс. рублей.

Штрафы за продажу несовершеннолетнему табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, кальянов, устройств для потребления такой продукции увеличены:
- для граждан — с 20–40 тыс. рублей до 40–60 тыс. рублей;
- для должностных лиц — с 40–70 тыс. рублей до 150–300 тыс. рублей;
- для юридических лиц — со 150–300 тыс. рублей до 400–600 тыс. рублей.

Принятый ранее закон также предполагает запрет продажи вейпов на ярмарках, выставках и путем развозной и разносной торговли, дистанционно и с использованием автоматов.
Право на реализацию этих устройств получат только розничные магазины, но при этом открытая выкладка и демонстрация, а также предоставление скидок на них будут запрещены.

Отличная работа, все прочитано!