snoepie
Ужин на скорую руку.
вчерашний ужин
Курица+ салат со свёклой и бобами
Порционные кусочки курицы посолить, поперчить и смешать с небольшим количеством растительного масла(я брала подсолнечное). Обжарить курицу на сковородке-гриль до коричневой корочки, минут десять-пятнадцать на сильном огне, в процессе курочку переворачивать.
Пока жарится курица делаем салат.
Сначала заправка. 15О мл. подсолнечного(или оливкового) масла+50 мл. красного бальзамического уксуса+1 ст.л. мёда+1 ст.л. горчицы. Я смешивала все ингридиенты прямо в салатнице венчиком, слегка взбивая. Режем большую красную луковицу на тоненькие колечки и добавляем к заправке.
Варёную свёклу(300 гр.) режем на кубики и в салатницу к луку и заправке. Туда же одну бльшую натёртую морковку и банку бобов(или фасоли, что в доме есть). Бобы я обжаривала слегка на гриле, но это необязательно. Всё хорошо перемешиваем, добавляем соль и чёрный перец по вкусу.
На тарелку по кругу выкладываем листья салата, в центр свёкольно-морковно-бобовую смесь и на неё красиво укладываем курочку.
Быстро и вкусно. У меня супер быстро получилось, так как свёклу купила уже варёную и морквь уже натёртую.
Выше написанное количество на 4 персоны.
Рекомендую, мне очень понравилось сочетание свёклы и бобовых, можно поэксперементировать с разными видами бобовых или фасолью, свёклу я следующий раз нарежу тоненькими брусочками, а не кубиками, в тон морковке.
Голландская система образования-5
В этом последнем посте о голландской системе образования я хотела бы рассказать об особенностях работы учителем.
1. В Нидерландах существует такое понятие как право на преподавание (lesbevoegdheid). Получают такое право либо учась целенаправленно в педагогическом вузе, либо доучиваясь после обыкновенного института или университета на специальных годичных курсах. В зависимости от того, где и как долго учился право на преподавание может быть первой или второй степени. Со второй степенью можно преподавать в первых трёх классах средней школы(возраст учеников 12-15 лет), первая степень даёт право на преподавание в старших и экзаменационных классах, а также в колледжах и институтах.
2. Обладателям иностранных дипломов могут выдать временное право на преподавание. Так было и у меня: дали временное право на год. Затем в школу, где я работала приходил инспектор от министерства образования, посетил мои уроки, поговорил с дирекцией и мне утвердили право на преподавание второй степени. Чтобы получить более высокую степень нужно было непременно доучиваться. Что я через семь лет работы в школе и сделала. Училась на специализированном вечернем отделении. Продолжительность учёбы три года, занятия раз в неделю с 17.30 до 21.30 плюс домашние задания. Работать дома приходилось реально много, я чуть позже прикинула: два-два с половиной часа каждый день, а в выходные и больше. И это всё параллельно с работой и семьёй. Сложно было учиться, требования высокие, временные рамки для сдачи очень ограничены. И отсев был действительно большой. Мы начинали в группе из 32 человек. Диплом через три года получили трое, и еще через полгода(в том числе и я, задержало написание диплома) ещё двое. Всё, остальные сошли с дистанции. ))
3. Полная ставка, как я уже писала, 24 или 25 учебных часов в неделю. Зависит от длительности урока, если урок 40 минут, то ставка 25 часов, а если 45, то 24. Кроме этого еще 22-23 часа попадают в так называемые обязательные внеурочные часыЖ собрания, педсоветы, проверка, администрация, классное руководство и прочее (например дополнительные занятия со слабыми учениками или организация экскурсий и праздников). Все учителя считаются госслужащими и зарплату(а также всяческие льготы и пенсии) получают как любые другие чиновники. При начислении зарплаты учитывается образование, стаж работы, а также возраст и пол(мужчины в принципе получают больше).
4. Традиционно в (средней) школе работает больше мужчин, чем женщин. Сейчас баланс в нашей школе примерно: одна треть персонала женщины и две трети мужчины. Но когда я только начинала работать(в 2002) мужчин было подавляющее большинство. В нашей секции немецкого языка их девяти учителей я лет шесть была единственной дамой. Как правило, математику, немецкий язык, географию, физику и химию преподают только мужчины. А вот в секциях французского языка, биологии и музыки много женщин.
5. Учителей страшно не хватает. Особенно в больших городах. Студентов в пед. вузах мало, да и всегда ещё вопрос пойдут ли они работать в школу после получения диплома. Учитывая то, что Нидерланды вообще быстро стареющая страна, учителей очень не хватает сейчас, а через пять лет вообще статистики предсказывают катастрофическую нехватку в 40 процентов. Очень высок процент болеющих учителей и учителей, уходящих в burn-out. По риску свалиться с нервным перенапряжением учителя на втором месте. Смешно, но их опережают только полицейские.))
6. Ну и чисто личный пунктик: мне было сложнее всего привыкнуть к обилию сокращений и жаргонных словечек и к тому, что все твои действия всегда и всеми могут быть оспорены. Получая контрольные назад, ученики прежде всего смотрят, не ошибся ли учитель при проверке. А родители забрасываю мейлами с вопросами о педагогической компетенции после каждой плохой оценке. Конечно, чем дольше работаешь, и чем больше опыта накапливается, всё больше споров выигрываешь и всё меньше претензий. Но это порой очень напрягает и требует постоянной готовности ответить за каждое, даже самое маленькое, действия. Прям как сапёр на минном поле, особенно в первые годы работы.
Голландская система образования-4
Eсли в конце начальной школы голландские дети выбирают уровень, на котором будут продолжать образование, то в конце второго (VMBO=проф-техническое образование) или третьего (HAVO-общее среднее образование и VWO-пред-университетское среднее образование) класса они выбирают специализацию.
В VMBO можно выбрать один из четырёх секторов: машиностроение и технология, экономика, сельское хозяйство или социальная работа и уход.
На уровнях HAVO и VWO предлагаются четыре профиля: наука и техника, наука и здоровье, экономика и общество, культура и общество.
Ученикам предлагается выбрать предметы по сектору или профилю из такой специальной таблицы. Таблица составлена так, что количество предметов будет одинаковым и сохраняются такие основные предметы как голландский язык, математика, английский, второй иностранный язык, физкультура и культурология.
Выбор предметов слегка варьируется в разных школах в зависимости от наличия учителей и количества учеников. Но в принципе получается, что в третьем или четвертом классе(возраст 14-15 лет) образование уже очень специализированно и у каждого ученика своё индивидуальное расписание. Периодически возникают дискуссии о том, насколько хорошо такая ранняя специализация, но пока голландцы остаются верны своему принципу: «лучше хороший специалист по лечению правого уха, чем доктор, который умеет лечить понемногу (и не всегда хорошо) всё.» Эту шутливую фразу я слышу практически каждый раз, когда пытаюсь рассказать о российском образовании. Именно потому, что специализация в Голландии проходит так рано, российские школьные дипломы признаются на более низком уровне. И никакие пояснения не помогают.)) То же и с дипломами институтов и университетов, первый (а иногда и второй год) голландцы считают за последний год школы.
Мне лично идея кажется, что в 14-15 лет выбирать довольно-таки прицельно своё дальнейшее образование и профессию все-таки рановато. У меня классное руководство именно в третьем классе VWO, когда выбирается профиль. На 30 учеников обычно два-три знают, кем они хотят стать. Еще человек пять примерно могут обрисовать область, в которой хотели бы работать. А все остальные очень сомневаются и мечутся, выбирая предметы. Довольно-таки стрессовый это год для учеников. От выбора зависит многое и насколько осознанно подростки делают этот выбор – это ещё вопрос. Это минусы (по моему мнению) ранней специализации. Плюсы в том, что дети выбирают предметы, которые им интересны и от этого мотивированны на уроках. Ну и не мучают никого, к примеру химией и физикой, которые гуманитарию потом никогда не пригодятся и вообще не интересны.
А вообще очень интересно, что российские педагоги думают по поводу такой системы.
Жду комментариев.
Голландская система образования-3
Оценки и экзамены
четыре раза в год или раз в шесть недель (зависит от школы) ученики получают рапорт о своей успеваемости, основанный на оценках, полученных за домашнюю работу, тесты, рефераты и проекты. Оценки выставляются по шкале от 1 до 10, причём это не обязательно может быть 6 или 8, гораздо чаще ученики видят в своём (электронном) дневнике 6,3 или 8,6. Высшая оценка 10 выставляется довольно-таки редко, только за работу, которая выполнена на очень высоком уровне и абсолютно безошибочно. Удовлетворительными считаются оценки от 5,5 и выше. Все, что ниже неудовлетворительно и если в конце года ученик имеет в заключительном рапорте три неудовлетворительные оценки, то он остаётся на второй год. Дублировать класс можно только один раз на одном и том же уровне. То есть, если ученик остался на второй год во втором классе VWO и в третьем или четвёртом классе оценки тоже плохие, то он должен перейти на уровень ниже и продолжить обучение в HAVO.
Также учитывается, что при переходе в следующий класс оценки по трём основным предметам (голландский язык, математика и английский язык) должны быть удовлетворительными. В нашей школе требования очень строгие и остаться на второй год можно и с одной «четвёркой» по математике. В других школах могут быть свои нюансы.
Текущие оценки выставляются согласно договорённостям в предметных секциях. Так в начале года, мы в секции немецкого языка обговариваем, сколько контрольных в году будет, на какие темы и какого рода (письменные, устные, проекты и т.п.) и как будет выставляться оценка. Есть специальные таблицы, где определено, за сколько ошибок снимается балл.
В принципе, материал для контрольных предоставляется издательством, учителя сами комбинируют задания, в зависимости от того, что они считают важным и что второстепенным. В этом вопросе школы достаточно автономны. Грубо говоря, есть определённые конечные требования, и все ученики должны будут сдать гос. экзамены. А каким именно образом школа учеников к экзаменам подготовит, это уже определяется в самой школе. Можно заниматься по учебникам, а можно и без, по своим материалам, можно тестировать и контролировать всё и часто, а можно и только пару раз в период. Главное, чтобы результаты на экзаменах хорошее были. Как говорит наша дирекция, путь не важен, важен результат.)) И в принципе, мне нравится, что у школ и учителей есть свобода выбора и право на принятие собственных решений.
Я очень долго привыкала к системе оценок в голландской школе. Сначала, по неопытности, ставила слишком много оценок или не учитывала, что оценка может иметь разный «вес», то есть оценка за итоговую контрольную может считаться четыре раза, а за небольшой тест только один раз. Коллеги, сами прошедшие голландскую школу, порой просто не понимали, что мне нужно пояснить и того, что я не знаю каких-то вещей, для них само собой разумеющихся.
После периода основного среднего образования ученики переходят ко второй части обучения, готовясь к выпускным экзаменам. Государственным экзаменам предшествуют внутренние школьные экзамены. Это большие, итоговые контрольные работы, требования к которым предъявляются такие же, как к гос. экзаменам.
Например, что вся параллель пишет контрольную в одно и то же время и её проверяют два учителя.
Ученики VMBO и HAVO государственные экзамены по шести предметам, а VWO — по семи предметам. Предметы определяются в зависимости от сектора или профиля, выбранного учениками (об этом чуть позже).
На фото: работа в группах с грамматикой, подготовка к контрольной (в оранжевых футболках мои стажёры).
Голландская система образования-2
Продолжу.
Итак, в начальной школе ребёнок учится до 12 лет. В восьмой группе (заключительном году) начальной школы родители и дети вместе решают, какой путь и какую конкретно школу выбрать для дальнейшей учебы. Выбор уровня образования ограничивается рекомендацией, данной начальной школой вашему ребенку по результатам CITO-теста и рекомендацией учителя. Два года назад был принят закон, по которому рекомендация учителя важнее баллов теста. В случаях, если ребёнок или родители сомневаются в правильности рекомендации, можно записать ребёнка на более высокий уровень. Примут его в таком случае или нет зависит от правил конкретной школы.
В конце января средние школы традиционно проводят дни открытых дверей, где родители могут ознакомиться с особенностями школы, правилами и программой обучения. А еще в январе проходит так называемая ярмарка школ. Это специальный вечер для родителей, когда директора и представители окрестных средних школ рекламируют свои заведения, стараясь заполучить как можно больше учеников в новом учебном году. От количества учеников зависит финансирование школы.
Итак, в средней школе существуют три типа образования: VMBO (сравнимо с пред-профессиональнм средним образованием), HAVO (общее среднее образование ) и VWO (пред-университетское среднее образование ).Бывает,что VMBO, HAVO и VWO это различные школы. Но чаще всего школы предлагают все три типа образования, или по крайней мере два. Школы, которые предлагают больше чем один тип, называют объединенные школы. Их — большинство. Объединенные школы предоставляют возможность ученикам легче переходить от одного типа образования к другому в пределах той же самой школы в случае необходимости.
Школа, где я работаю именно такого типа. В ней учатся 2100 учеников и работают 132 человека (учителя, консьержы, библиотекари и др.)
В течение первых трех лет дети получают общее среднее образование, независимо от типа обучения (VMBO, HAVO или VWO) хотя и оно отличается длиной курса и уровнем сложности выпускных экзаменов. Обязательные для учебного плана предметы: голландский язык, английский язык, немецкий, французский язык, в гимназии(VWO в свою очередь делится на два потока: атенеум и гимназия) латынь и древнегреческий язык, математика, физика и химия( в первом классе это как правило совмещенный предмет, биология, история и политика, география, экономика, физкультура, информатика, музыка,. рисование и в христианских школах религиоведение.
По завершении трехлетнего общеобразовательного цикла ученики сдают тесты, чтобы оценить свои знания. В большинство средних двухлетний переходный период (brugklas, brug=мост). За это время дети могут сориентироваться и сделать окончательный выбор, на каком уровне они будут продолжать обучение — VMBO, HAVO или VWO.
На фото мои ученики на моём уроке(5HAVO), публикую с их разрешения.
В посте частично использованны материалы с форума "Голландия сквозь дырки от сыра".
Голландская система образования-1.
Почти двадцать лет назад я переехала в Голландию (оф. название, как вы конечно знаете, Нидерланды). В России я закончила иняз и работала несколько лет в школе в моём любимом Нижнем Новгороде. В Голландии сначала была дома с ребенком, да и время нужно было, чтобы язык выучить. Но вот уже пятнадцать лет работаю здесь тоже в средней школе. Преподаю немецкий и совсем немного русский.
Почитав на Пикабу истории учителей, подумала, что возможно кому-то будет интересен рассказ о голландской системе образования. Здесь меня на первых порах часто спрашивали; а какая система лучше. российская или голландская? Да никакая. Они просто разные и в каждой есть что-то хорошее или то, что можно сделать по другому, лучше.
Итак, голландская система образования. Сегодня я расскажу о начальной школе. Почти все голландские дети идут в четыре года в школу. С пяти лет это уже обязательно, но большинство к пяти годам уже и так в школе. Начальные школы это всегда отдельное здание и в каждом. даже небольшом городке их несколько. В нашем городке девять тысяч населения и четыре начальные школы. Школы есть общие, христианские и специальные(Монтессори, например). Программа в принципе везде одинакова, но в христианских школах(тоже разного направления есть) обязательно есть религиоведение и придаётся большое значение христианским правилам поведения. В начальную школу, как я и упомянула выше, дети приходят, когда им исполнится четыре года. То есть начать ходить в школу ребенок может в любой месяц года и состав группы(так классы называются в начальной школе) все время меняется.
Первые два года обучение больше похоже на занятия в российском детском саду. Даже парт как таковых нет и дети учатся немного счёту, немного буквам, немного песенок и прочее.
Только в третьей группе начинается учат читать. считать и писать. У чебники и вообще всё для школы родителями не покупается, а выдаётся в школе. В школе же и хранится, сумки детям не нужны, в них просто нечего носить. С собой берут только контейнер с бутербродами и что-то попить. Занятия начинаются в 8.30 и заканчиваются в 15.30, в среду до 13.00. Есть большая премена. с 12.30 до 13.45. Как правило дети идут тогда домой обедать. Такое расписание было в начальной шкое моей дочки, в других школах время может минут на 15 отличаться.
Домашних заданий в начальной школе нет. В старших группах может быть, что нужно презентацию приготовить или смастерить что-то дома, но это и всё. Оценок тоже нет, но в старших классах в специальном листке отмечается на каком уровне знаняи ученика по тому или иному предмету.
В последней группе, когда детям по 12 лет проводится тестирование, длится неделю и по итогам формулируется рекомендация на какой уровень в средней школе можно будет пойти учится дальше.
О том какие уровни есть в средней школе, как ведётся обучение там и как работается учителям расскажу в следующих постах.
Если интересно, конечно.
Ах да, есть вопросы-задавайте, не стесняйтесь! ))
Любителям немецкого языка.
Замечательный проект для тех кто любит (и преподаёт!) немецкий язык : музыка, фильмы, футбол, информация о стране плюс задания и тексты. Рекомендую!