Голландская система образования-4

Eсли в конце начальной школы голландские дети выбирают уровень, на котором будут продолжать образование, то в конце второго (VMBO=проф-техническое образование) или третьего (HAVO-общее среднее образование и VWO-пред-университетское среднее образование) класса они выбирают специализацию.

В VMBO можно выбрать один из четырёх секторов: машиностроение и технология, экономика, сельское хозяйство или социальная работа и уход.


На уровнях HAVO и VWO предлагаются четыре профиля: наука и техника, наука и здоровье, экономика и общество, культура и общество.


Ученикам предлагается выбрать предметы по сектору или профилю из такой специальной таблицы. Таблица составлена так, что количество предметов будет одинаковым и сохраняются такие основные предметы как голландский язык, математика, английский, второй иностранный язык, физкультура и культурология.


Выбор предметов слегка варьируется в разных школах в зависимости от наличия учителей и количества учеников. Но в принципе получается, что в третьем или четвертом классе(возраст 14-15 лет) образование уже очень специализированно и у каждого ученика своё индивидуальное расписание. Периодически возникают дискуссии о том, насколько хорошо такая ранняя специализация, но пока голландцы остаются верны своему принципу: «лучше хороший специалист по лечению правого уха, чем доктор, который умеет лечить понемногу (и не всегда хорошо) всё.» Эту шутливую фразу я слышу практически каждый раз, когда пытаюсь рассказать о российском образовании. Именно потому, что специализация в Голландии проходит так рано, российские школьные дипломы признаются на более низком уровне. И никакие пояснения не помогают.)) То же и с дипломами институтов и университетов, первый (а иногда и второй год) голландцы считают за последний год школы.


Мне лично идея кажется, что в 14-15 лет выбирать довольно-таки прицельно своё дальнейшее образование и профессию все-таки рановато. У меня классное руководство именно в третьем классе VWO, когда выбирается профиль. На 30 учеников обычно два-три знают, кем они хотят стать. Еще человек пять примерно могут обрисовать область, в которой хотели бы работать. А все остальные очень сомневаются и мечутся, выбирая предметы. Довольно-таки стрессовый это год для учеников. От выбора зависит многое и насколько осознанно подростки делают этот выбор – это ещё вопрос. Это минусы (по моему мнению) ранней специализации. Плюсы в том, что дети выбирают предметы, которые им интересны и от этого мотивированны на уроках. Ну и не мучают никого, к примеру химией и физикой, которые гуманитарию потом никогда не пригодятся и вообще не интересны.


А вообще очень интересно, что российские педагоги думают по поводу такой системы.


Жду комментариев.