Диалоги о танках
3 поста
3 поста
Сегодня 100 день рождения Кристофера Толкина, сына того самого Профессора. На самом деле достаточное количество прочитал сегодня постов касательно этого события, так как сам фанат вселенной. Но на мой взгляд человеком он был всё-таки неоднозначным, с одной стороны спасибо ему за то, что сохранял творчество отца, собирал различные черновики и вообще по сути своей создавал в итоге вселенную после смерти отца. Тут ведь интересный вопрос: а насколько Кристофер вмешивался в черновики отца? Есть информация? Если да, расскажите пожалуйста.
С другой стороны, постоянно противодействовал съемкам фильмов, судился и так далее, рассказывая, что Питер Джексон снял боевичок для подростков. Вот только если бы не его трилогия, был бы сейчас Толкин на том уровне популярности? Но, в 2020 году дедушка скончался. А внуки решили, что пора рубить деньги, и какая разница че там за идеалы были у предков.
Sic transit gloria mundi
Я не фанат развенчивать мифы и рассказывать о том, «как оно было на самом деле», в целом правда даже не всегда нужна, но иногда она бывает полезна. Полезна для того, чтобы обратить внимание на что-то еще. Поэтому сегодня немного поговорим о культе танка Т-34.
Вообще, с детства лично у меня было впечатление, мол, машина эта летала в небе, вылезала из-под земли и сияла так, что засвечивала всё остальное. И действительно, если обратиться к людям в нашей стране, практически все вспомнят танки Т-34, кто-то, возможно, тяжелые ИС и КВ, но про другие машины мало что слышали. Отдельная тема — это «кино и немцы» «Т-34 и немцы». Вообще, немецкие генералы активно создавали культ для нашего среднего танка.
Вот даже если банально пройтись по статьям в интернете, можно найти цитату фельдмаршала Эвальда фон Клейста, который говорил: «Т-34 — лучший танк в мире». Впрочем, неясно, когда это говорил Клейст, может, в советской тюрьме, и говорил ли вообще. Нельзя также не вспомнить Гудериана, который активно жаловался на то, что у русских есть танк Т-34, а у них, немцев, его нет. Но когда жаловался Гудериан? Если обратиться к его «Воспоминаниям солдата», то окажется, что с момента нападения на Советскую Россию танка Т-34 долго не существовало, и вот лишь когда его 3-я танковая дивизия в боях октября 41-го года получила по зубам от 4-й танковой бригады Катукова, Гудериан уже после войны напишет:
4-я бронетанковая дивизия южнее Мценска несколько ужасных часов переживала атаку русских танков. Впервые четко проявилось превосходство «Т-34» над нашими танками. Дивизия понесла тяжелые потери. Планируемый бросок на Тулу пришлось отложить.
Однако, здесь «Быстрый Хайнц» находит оправдание для бедных, ибо проводить нормально разведку он не любил с самого начала войны против СССР, под Мценском его подловили, но проблемы в этом плане с ним были еще в боях в районе Смоленска в августе. Тогда Гудериан спешил к Москве, пытался уболтать Гота и Гитлера, а тем временем наши бойцы вырывались через его слабые заслоны из окружения под Смоленском. Отто Кариус также вспоминал о танках Т-34, при этом проводя аналогию с ударом об кирпичную стену, и вот его можно понять: он воевал в начале компании против СССР на Pz.38, это совсем грустно.
Но на самом деле, уже после войны немцы пытались оправдаться как могли, им мешали все: сумасшедший Гитлер, русские танки Т-34, которые спрыгивали с берез, русская зима и много чего другого. Впрочем, наши «баснописцы» в итоге воспользовались этим при создании мифа о том, что воевали только на Т-34, ибо те же самые немцы про легкое танкостроение вообще практически ничего не пишут. А ведь на нем принимали самый тяжелый удар противника. Но об этом дальше.
Проработав несколько лет в музее, я кое-что понял: во-первых, я не сильно люблю людей. Нет, я не то чтобы отношусь к ним как-то плохо, но порой общество в достаточной степени напрягает. Во-вторых, несмотря на то, что кажется, мол, музеи — это достаточно статичный и вялый «организм», на самом деле это не так, и движухи порой много, даже слишком много. Тут, конечно, смотря какой музей, но мне довелось отработать в значительном заведении. Но хочется начать по порядку.
Когда я не знал, с чем мне придется столкнуться, то казалось, встречу отъявленных историков и мощнейших специалистов с опытом в несколько десятков лет. Наверное, такая типичная ошибка новичка. На самом деле всё проще. Редко в музеях работают люди с образованием, если говорить про профильное, иногда даже никакого образования не надо, чтобы занять хорошую должность, главное только попасть в момент или иметь нужные связи. И это я тоже никогда не порицал, единственная проблема: такие люди не всегда понимают, как надо работать. Точнее, они стараются понять, они пытаются что-то придумать, вот только они скорее представляют, как правильно, но не знают этого. Впрочем, это не самая страшная проблема.
Да и на самом деле мне буквально повезло: я познакомился с хорошими людьми, некоторые из них прекрасные специалисты, а другие отличные раздолбаи. И самое грустное было терять этих людей, с которыми я встречался значительно чаще, чем с собственными родителями. Хотя есть и другие люди, я их называю «грибы». Почему грибы? Сам не знаю.
Но кто такие грибы? Один из их вида — это ребята, попавшие в нужный момент, а другие, к сожалению, деятельные дураки. И вот деятельный дурак — это самое худшее, что может случиться с организацией. Кроме того, эти люди очень обидчивы, и даже если начать легко критиковать какие-то их решения, можно встретить если не слезы, то рассказы о том, что весь мир против них. Вот таких в музеях достаточно, причем удалось повидать многие, и иногда ребята собираются как под копирку.
Чаще всего, когда посетитель приезжает в музей первый раз, его внимание настолько рассеяно, что он, скорее всего, не запомнит и 5% от экспозиции, если мы, конечно, говорим про большие музеи. Я вообще рекомендую в музей ходить дня эдак три подряд, если вам, конечно, интересно и есть для этого дела средства. В течение нескольких дней нахождения в большом музее можно что-то запомнить, и побывав там еще раз, осознать, что же изменилось.
Хотя чаще всего кажется, что в общем-то ничего не изменилось. На самом деле, экспозиция многих музеев достаточно мобильная штука, и постоянно где-то происходят большие или не большие перемены. Другой вопрос, что на своем опыте я понял одну вещь: про эти перемены ты узнаешь нередко вместе с посетителями. Но об этой проблеме стоит поговорить в следующий раз.
Также надо сказать, что если экспонаты, которые любят, а есть те, которые вот есть, но никто с ними ничего делать не хочет. Чаще всего они не фигурируют, когда говорят про реставрацию, и никто особенно с ними не хочет возиться. Как же составляется перечень таких экспонатов? Да буквально согласно собственной хотелке. Мне не нравится XX век, я не хочу, чтобы музей был как будто из того времени, я не хочу в нем сойти с ума, поэтому мы будем развивать только одно направление, абсолютно забив на другое.
Проблема эта, кстати, знакома многим, кто работает в музее. Весь потенциал не используется, ибо считается, что это не интересно. Тут уже выступают большие начальники, которые говорят: мы хотим больше денег, а некоторые экспонаты «не вписываются» в рынок. Но открою страшную тайну: музеев крупных, которые бы окупали все статьи расходов, в нашей стране в общем-то нет. И если государственные живут в этих обстоятельствах нормально, то вот частные музеи должны крутиться. Каким образом? Тоже отдельная история, напишу об этом позже.
Так что, если вы видите в музее старые таблички, а где-то новые, где-то пыль, а где-то ограждения, знайте: экспонаты или даже сотрудники не виноваты, фанаты своего дела и отдельных направлений есть всегда, вот только что-то не вписывается в рынок.
Работа с туристическими фирмами — это конечно отдельная трагикомичная история. Они конечно нацелены на то, что заработать как можно больше денег. Поэтому у них настоящая война: все друг друга знают, и стараются быть первыми. Правильно, кушать то хочется. Кроме того, нередко турфирмы считают, что им должны: мол мы к вам людей возим, деньги вам даём, а вы почему скажем не сделаете скидку. Хотя в целом, сильных сложностей не бывает, единственное самое смешное порой названия этих фирм. Я рекомендую пройтись по фирмам вашего города, и какую-нибудь отменную кринжатину вы точно найдете. Про гостей тоже поговорим отдельно.
Ах да, еще ребята любят позвонить буквально за год, и на какие-нибудь праздничные дни занять чуть ли не все время, а потом за пару недель отмениться. Это вот прям бесконечная классика жизни. Когда ты отказываешь другим людям, а в итоге....В итоге бывает всякое.
Кстати, можете подписаться на мою телегу
Ёжики в тумане
В истории Советской России, пожалуй, самое интересное — это биографии главных деятелей. При тщательном анализе окажется, что Хрущев вроде как не из крестьян, Сталин на самом деле никогда не имел грузинского акцента, а первый кавалер Ордена Красного Знамени Василий Константинович Блюхер окажется не Василием, даже не Константиновичем и даже не Блюхером.
Но, пожалуй, главная феерия — это Андрей Андреевич Андреев, то есть Иван Иванович Иванов, то есть буквально никто. Если обратиться к Википедии, мы найдем там «каноничную» биографию революционера: из крестьян, потом в рабочие, потом литература и прочая, прочая, прочая. В последующем товарищ переживет всё: поиски японо-уругвайских шпионов, заговоры лыжников и альпинистов, снятие Ежова, войну и смерть Сталина. Но всегда будет тихо сидеть в ЦК, при этом буквально про него ничего не говорят, просто сидит и всё. Дает какие-то советы, и в иные моменты согласно стенограммам дико угорает над квадратноголовыми ребятами вроде Хрущева или Маленкова.
А потом в итоге оказалось, что старичок слух потерял и тихо сложил все дела. Причем буквально единственный такой. Один из тех деятелей советской культуры, который пришёл из ниоткуда и ушел в никуда. Так и живём.
Живём.
Телеграм-канал https://t.me/alko_museo
На картинке вы видите неказистый рисунок какого-то танка, внешне похожего на продукцию советской танковой промышленности. Он принадлежит капитану Курдесу, который воевал в составе 8-й пехотной дивизии вермахта из 20-го армейского корпуса.
Для немецкой пехоты из состава 8-й дивизии это была первая встреча с советскими тяжелыми танками КВ-2.
Сам рисунок был сделан 27 июня 1941 года, когда немцы схлестнулись с отступающими частями РККА, однако, приняв бой с тяжелыми танками КВ-2, были вынуждены подключить 4-ю танковую дивизию. В итоге форсирование противником реки Свислочь(юго-восточнее города Гродно) окончилось для него значительными потерями. Танк, однако, удалось захватить абсолютно целым, ибо у КВ-2 закончился боекомплект, в результате чего он был оставлен экипажем.
Впрочем, несмотря на хорошую броневую защиту и крупнокалиберную гаубицу М-10, КВ-2 в итоге сгинули в огне 41-го года, оставшись интересным, но не самым эффективным советским танком или танком с закосом под самоходку. А немецкая разведка проспала появление у СССР целой линейки тяжелых машин, которая стала крайне неприятным «сюрпризом».
Не забывайте подписываться на мой телеграмм-канал - t.me/alko_museo
Когда мы говорим “танк” сразу встает образ какого-нибудь Т-34-85, который в огне и дыме едет по немецким позициям расстреливая всё вокруг. Но сейчас, мне кажется, наступил настоящий кризис – танки уже не танки.
Вот есть отечественный танк Т-90М “Прорыв”, и различные его западные аналоги. Машина стоит в районе 6 млн долларов согласно открытым источникам, но сейчас кажется постепенно наступает закат такой техники. Несмотря на то, что война как известно не меняется, но похоже она изменилась. Так что танки сейчас выступают в основном на вспомогательных функциях. Если проследить действия штурмовых групп, окажется что главная задача — это как можно быстрее добраться, выбросить солдат и уехать обратно, чтобы ребята в это время закрепились.
А что сейчас делают танки? Выходят на позиции, стреляют и уходят. И это на самом деле касается не только нашего Т-90, но и западных машин. Думается что дроны слишком пошатнули принципы войны XX века, когда все хотели быстрее и мощнее. Так вот, важный вопрос: что мы увидим в будущем закат современных танков или изменение концепции применения? Кажется, что скорее первое.
Впрочем, такие “титаны” будут нужны, но возможно в ином обличии. Скажем как-нибудь как на этой картинке.
Кстати, подписывайтесь на мою телегу - t.me/alko_museo