Strongwilled

Strongwilled

Медицинский психолог
Пикабушник
поставил 5570 плюсов и 0 минусов
отредактировал 1191 пост
проголосовал за 1209 редактирований
Награды:
За страсть к путешествиям редактирование тегов в 1000 и более постах
15К рейтинг 119 подписчиков 17 подписок 49 постов 18 в горячем

На уроке психологии

На уроке психологии

Адам и Ева: в поисках древней психологии

Представим себе следующую ситуацию. Некий начальник исследовательского подразделения, хитро хихикая, задаёт нам поистине непосильную задачу. Через неделю подать отчёт о том, как Адам и Ева научились человеческому языку...


Напоминает истории агента Малдера и Скалли? Но не будем отчаиваться, и подумаем, что же всё-таки в этой ситуации мы можем сделать. Самое простое и логичное, это преставить себе хотя бы на секунду, что древние мифы вмещают в себя хоть и  минимальную, но частицу правды. Итак. Поехали!


Первая гипотеза о древней психологии людей строится на вполне очевидных фактах. Для того, чтобы кто угодно в нашей галактике заговорил (и не под принуждением, а по-доброму), нужны две вполне понятных вещи: достаточно развитый головной мозг и адекватный речевой аппарат. И тут даже не важно, что будет у этого существа с конечностями: ласты, щупальца, жгутики, клешни. Главное, чтобы выполнялись минимальные требования, о которых уже было сказано выше. И на какой бы планете эти существа не находились, в каких бы далёких туманностях они не зародились, у нас всегда будут шансы их научить... говорить ).


Сказать легко - а вот сделать? А если разговор не выходит и в ход идут острые клыки? Шутки шутками, но опять-таки исходим из простейших фактов. Человек - существо пытливое и любознательное. В результате этого он уже неоднократно пытался (и до сих пор пытается, например, в Центре исследования приматов в Айове) разговорить братьев наших меньших. Самое интересное то, что мы сейчас вполне могли бы сидеть в кафе и беседовать с мартышками, бонобо, шимпанзе и т. д. И они бы на ломаном человеческом сказали бы нам всё... Что о нас думают. Но яркие перспективы такой интересной жизни, увы, омрачились одним недостатком. Мозг обезьян вполне себе предназначен для запоминания и даже воспроизведения некоторого количества слов (в различных экспериментах отмечается от 100 до 3000). Но речевой аппарат этих существ оказался мало предназначенным для разговоров. Поэтому с ними можно поговорить, но только посредством карточек или жестов. Помните, как различные учёные шутили над диссертантами-антропологами? Задавая им риторический вопрос: "Можно ли превратить обезьяну в человека?". Так вот. Попытаться можно. Если провести операцию с голосовыми связками, языком и другими органами артикуляции. То есть перекройка возможна, но вот именно "превращение" - нет.


От обезьян возвратимся к нашим самым невероятным гипотезам. Место действия - Земля. Миллионы лет назад, вокруг отсутствие цивилизации, дикость, безобразие, откровенная борьба за выживание между довольно злобно настроенными дикими зверями. Среди всех этих существ не особо выгодно выделяются какие-то диковинные, с малым количеством шерсти, удивительно похожие на человека особи. Понятно, что очень заросшие, с огромными нестриженными ногтями, с какими-то листьями и шкурами вместо одежды. Говорить они не умеют (кроме каких-то нечленораздельных звуков), орудия как и обезьяны после использования бросают и забывают о них. В общем, перспектив к развитию довольно мало. В это далеко не прекрасное время для человечества на Землю прибывает ещё более странный персонаж под кодовым названием "Бог-1". Понятно, что на здоровую голову он не стал бы преодолевать такие огромные расстояния на своём космическом корабле. Но он довольно религиозен и верит, что распространение разумной жизни в галактике добавит ему очки к карме. Бог-1 тщательно анализирует самых продвинутых млекопитающих на земле. Отметает бонобо и других обезьян (потому что они просто не смогут полноценно заговорить из-за проблем с органами артикуляции), сканирует человека и приходит к выводам, что он для его миссии подойдёт. Из множества человеческих детёнышей он выбирает двоих - мальчика (Адама) и девочку (Еву). Которых воспитывает, учит разговаривать, передаёт им большую часть своих знаний, умений, навыков выживания и технологий. То есть непосредственным фактором повышения интеллекта Адама и Евы служит совместная деятельность и коммуникация с более продвинутым существом. В финале этого всего что-то идёт не так. Бог-1 не учитывает того, что человеки в процессе своего развития не сильно взлюбили усиленный контроль и постоянные директивные указания. В итоге Адам и Ева отсылают своего благодетеля очень далеко, а именно туда - откуда он прилетел. Он садится в свой корабль и улетает. История печальная, и как мы все понимаем - научно малодоказуемая. Но как уже и было сказано, сам механизм передачи знаний и языка через общую деятельность с более продвинутым здесь вполне возможен.


Существует и ещё одна менее божественная, но тем не менее тоже довольно фантастическая теория. Гипотеза строится на том, что гости из космоса таки нас посещали, но не в количестве одного божества, а целой делегацией. Различные околонаучные домыслы об этом существуют до сих пор. НЛО, летающие тарелки, сигналы от потусторонних внеземных цивилизаций, похищения незадачливых граждан инопланетянами. Конечно, это всё невозможно проверить на данный момент, потому как мы даже не можем полноценно освоить Луну. Но по большому счёту нам это и не нужно. Ведь если над Адамом и Евой взяла шефство целая социальная группа какие-то инопланетных, более совершенных существ, то результат мог быть даже более ошеломительным чем с одним богом. Потому как воспитание человека только одной мамой (или папой) и воспитательный процесс в полной семье - это может быть небо и земля. Группа может научить большему чем один индивид. И даже в самых безумных мифах это правило выглядит вполне себе правдоподобно.


"Стоп!" - скажете вы. "Какие к чёртикам НЛО, божества и прочее?". И будете совершенно правы. Убираем из уравнения бога, инопланетян и оставляем горемычных Адама и Еву вообще без шансов на развитие и помощи извне. Опять-таки здесь подключаются вполне реальные и разумные факты. Допускаем, что у Бога-1 испортился космический аппарат и он застрял где-то посередине галактики, пришельцы с НЛО решили не тратить время на Землю и полетели в бар где-то в окрестностях Бетельгейзе, ну а наши Адам с Евой сидят и мёрзнут у чудом молнией разведённого костра. Не могут сказать друг другу ни слова. И забывают о предназначении орудий труда сразу же после охоты. Печаль-беда, в общем. Учитывая, что для возникновения языка нужны знаки и смыслы, для развития наших предков требовалось хоть что-то. Причём не передаваемое из уст более умного, способного, продвинутого. Первое, что приходит в голову, это присутствие в окружающем пространстве уже заложенной природой знаково-смысловой кодировки. Например, обычная палка (как знак) - может быть насыщена смыслом (палкой можно отдубасить мамонта - и следовательно, это - оружие). То есть мы наблюдаем зарождение первого, самого примитивного когнитивного зонда (один знак - один смысл). То есть умственного механизма (фильтра), который выискивает в пространстве не только какие-то биотически важные стимулы (еда, более тёплые зоны обитания и прочее), но и абиотические (предметы, знаки, смыслы) - посредством которых можно удовлетворить потребности организма. Если говорить очень по-простому,  умение оперировать с абиотическими объектами - это уже признак интеллекта. Если подключить фантазию, можно также говорить о том, что на самой планете ещё до зарождения на ней жизни мог побывать некий когнитивный инженер, который предусмотрел всю ситуацию на много ходов вперёд. Что появятся некие существа, которые рано или поздно увидят, почувствуют, смогут различить определённые знаки и вложить в них смыслы. Как следствие - появление первого человеческого языка. Как видим, теория интересная, но к ней тоже очень много вопросов. Например, почему у детей-маугли, которые вроде бы тоже развиваются в знаково-смысловой природной среде, притормаживается развитие? Ведь если бы была верна теория о знаково-смысловых кодировках природы, ландшафтов и вообще всего окружения - человек всё равно бы научился говорить. Даже не общаясь с социумом. Но этого не происходит. По крайней мере пока.


Итак. Что у нас вышло. Несмотря на довольно заметную дикость различных мифов, легенд и сказок, мы смогли выйти на важные механизмы формирования хоть какой-то древней психики. Понятно, что истина где-то рядом  неоднозначности имеются. И преодолеть их непросто. Ведь со времён Адама и Евы даже сама земля несколько раз перекраивалась, изменялась форма континентов, в лету канули не только знаки со смыслами, но и даже малозначительные следы не таких уж древних времён. На данный момент официально признанной научной версией считается деятельностный подход. То есть посредством усложнения деятельности древних людей постепенно усложнялась и психика. Иногда закрадывается мысль, что, возможно, в самой инстинктивной сфере человека, прописаны очень сжатые директивы, которые могли бы способствовать раскрутке древнейших психологических процессов. Но это уже совсем другая история.

Показать полностью

Периодичность сексуальных преступлений

Цикличность жизни в мегаполисах иногда отображается и в самых неожиданных статистических показателях. В частности, московскими исследователями ещё в 2000-х годах проводилось отслеживание сексуальных преступлений на протяжении 3 лет. В результате выяснилась совершенно бытовая картина. Максимальные цифры правонарушений приходились на субботу и воскресенье, в то же время минимум на четверг. На данный момент подмечено, что и изменение самой рабочей недели может приводить к своеобразным последствиям. Например, пандемия переструктурировала и сделала малопредсказумыми некоторые криминальные тенденции. Потому как сам рабочий ритм теперь может быть как дистанционным, так и обычным. Наверное, странный вывод, но периодичность сексуальной преступности оказалась в определённой мере зависимой от распорядка рабочего дня.


Своеобразную роль также играют климатические и сезонные изменения. Следует обратить внимание, что в вышеупомянутом исследовании пик сексуальных преступлений приходился на весну, осенью наблюдалось затишье. Соответственно, летом и зимой показатели были где-то на среднем уровне. Здесь тоже напрашивается неожиданный вывод. Что если преступник перемещается в другие климатические пояса, велика вероятность, что и его сексуальное поведение с точки зрения ритмичности станет другим.


Были ещё указания на то, что в четные месяцы количество сексуального насилия становилось меньше чем в нечётные. Но на мой взгляд из этого вряд ли можно добыть хоть что-то полезное для понимания ситуации. Потому как здесь не за что зацепиться с точки зрения логики. Понятно, что у любого преступника, как собственно и у законопослушного гражданина идёт определённый сексуальный цикл (и да, он существует не только у женщин, но и у мужчин - но с другими закономерностями). Но с чётностью / нечётностью месяцев он практически не связывается.


Из действительно важных факторов также выделяются особенности возрастной психологии. Например, в США согласно данным Единого отчёта о преступлениях, который передаётся каждый год в ФБР,  на 2009 год обнаружилась определённая пропорция возрастных особенностей. А именно, 15 % арестованных по обвинению в изнасилованиях были лица возрастом менее 18 лет. В свою очередь, 37 % составляли преступники в возрасте 18-29 лет. Сами понимаете, что комментарии тут излишни. Потому как изнасилования совершаются в расцвет возрастной сексуальной активности. Но, как мы это прекрасно понимаем, сексуальная и когнитивная зрелости могут находится совершенно на разных стадиях. Что, видимо, и формирует печальную статистику.


Были также попытки привязать статистические показатели к различным расистским или этническим инсинуациям. Однако в США эта попытка была пресечена в соответствии с данными отчётностей. В частности, анализируя цифры за 2009 год, ФБР сообщило, что среди арестованных за изнасилование 65 % относились к белым, 33 % к афроамериканцам,  2 % - другие расы. Совершенно очевидно, что свесить всю ответственность только на белых или только на чёрных не получится. Потому что в этой преступной деятельности участвуют представители абсолютно всех рас, а также всех национальностей.


Однако ситуация с сексуальной преступностью продолжает усугубляться. А именно, в 2016 году агентство РИА Новости публикует другую статистику. Где по мнению замначальника управления уголовного розыска ГУМВД Москвы Михаила Трубникова 90 % изнасилований по вышеупомянутому городу приходятся на выходцев из стран Азии. С этого времени была отмечена другая логическая зависимость. Стало понятно, что приём мигрантов с низким квалификационным и образовательным уровнем повысит количество сексуальных преступлений, а вот приглашение образованных специалистов из тех же стран - уменьшит. Тем не менее очевидным стало и другое. Что сексуальная преступность даже среди местного населения также очень зависима от качества образования и сексуального просвещения.


По данным прокуратуры города Москвы за 2021 год число изнасилований по городу выросло на 32 % по сравнению с прошлым годом. Здесь можно добавить лишь то, что скорее всего, здесь обнаруживается не только периодизация сексуального насилия. Но и фазовое прохождение каких-то латентных и не попадающих в фокус внимания событий. Например, продолжает возрастать агрессия среды или население не обучается прорабатывать агрессивность в социально приемлемом контексте.



Источники:

Чуприков А. П., Цупрык Б. М. Общая и криминальная сексология: Учеб. пособие. - К.: МАУП, 2002. - 248 с.

https://smart.ojp.gov/somapi/chapter-1-incidence-and-prevale...;

https://ria.ru/20160825/1475238398.html;

https://novayagazeta.ru/articles/2021/09/09/prokuratura-chis...;

Показать полностью

Групповая проработка ОКР

Довольно интересной идеей, которая мало озвучивается на просторах наших интернетов, является групповая проработка обсессивно-компульсивного расстройства. Которое проявляется навязчивыми мыслями (обсессиями) и навязчивыми действиями (компульсиями). Попытаюсь озвучить все плюсы, которые могут быть в случае применения этого подхода.


1. метод для особо сложных случаев ОКР. Как показал опыт проработок групп анонимных алкоголиков и наркоманов как в странах СНГ, так и в США (программа 12 шагов), групповая динамика способна поддерживать и корректировать поведение даже очень проблемных людей. Причём на длительное время. Это означает, что подобные подходы могут быть уместны и в случае с иными поведенческими моделями. Например, застреваниями на ритуалах;


2. как следует из правил социальной психологии любая малая социальная группа будет развиваться с учётом взаимодействий, которые не доступны при индивидуальном подходе, отгороженной жизни. То есть, проще говоря, сеанс "психотерапевт-клиент" может помочь при навязчивостях, которые проявляются без социальной составляющей. Но когда человек "выходит в люди", могут активизироваться те обсессии и компульсии, которые непосредственно связываются с общением, коммуникацией и интеракцией (то есть обмен не только сведениями, но и действиями);


3. до сих пор не существует данных, которые описывают групповую динамику поведения людей, у которых проявляются те или иные виды ОКР. Что может свидетельствовать о том, что мы не можем прогнозировать или предугадать, как себя поведёт человек, пусть даже и проработанный, после индивидуальных сеансов с психологом (психотерапевтом, психиатром). Поэтому сам фактор группы может помочь выйти на подсознательные социальные зацикливания, смоделировать семью, коллектив, сообщества и т. д.;


4. формирование анонимных групп людей, страдающих от навязчивостей, может способствовать возникновению новых видов терапии и знаний. Насколько нам известно, несколько человек с ОКР при общении друг с другом могут только усилить различные проявления тревожности у себя. Такое иногда происходит в семьях, где у нескольких родственников есть обсессии или компульсии. Однако есть повод предполагать, что группа людей с навязчивостями под руководством медицинского (клинического) психолога / психотерапевта или нескольких специалистов сможет проявить себя иным образом. То есть в ряде случаев избавление от ритуалов может или ускоряться или наоборот быть замедленным;


5. во время проработок интересным фактором может стать выход на коллективное бессознательное людей с навязчивостями. Мы пока мало знаем об этом направлении. Есть основания предположить, что есть некие социальные символы и вкладываемые в них смыслы, которые при передаче могут вызывать ОКР даже у тех, кто к этому мало предрасположен. В какой-то мере это напоминает распространение различных вирусных идей, но только с негативным влиянием на психику. Поэтому во время проработок предлагается не просто общаться или проводить коллективное КПТ (когнитивно-поведенчесткую терапию), но и выходить на некие обобщённые в культуре страхи. Например, работа с карточкой "незакрытая дверь". Сам рисунок будет показывать лишь "знак", символ без смысловой наполненности. Но сам анонимный коллектив попытается выйти на глубинные смыслы. Которые потом нужно будет сравнить с ответами людей, не страдающих навязчивыми мыслями или действиями. Подобные проработки можно также проводить с карточками "мыло", "нож", "огонь", "знак биологической угрозы или опасности заражения", "цифра 13" и т. д. Насколько можно понять, все эти рисунки-символы будут генерироваться с помощью списка навязчивостей шкалы Йеля-Брауна (определяет интенсивность ОКР по количеству обсессий / компульсий и баллам);


6. безусловно, придётся также наблюдать за классическими разделениями малой социальной группы на подгруппы, где будут играть особую роль личности с активной позицией (мотивированные на проработки ОКР) и те, кто активничать не собираются, уходят в зависимо-подчинённые стратегии поведения (ждут поддержки извне). Понятно, что ролевое поведение здесь может дифференцироваться и разделять коллектив на более сложные подгруппы. Также будет немаловажным попытаться понять групповое взаимодействие людей, у которых обсессивно-компульсивное расстройство идёт по одному типу. Например, невротическому.


Интересно узнать, что думают другие о таких форматах проработок. Насколько это реально и нужно в наших реалиях, и в нашем обществе.

Показать полностью

Медицинская психология как специальность

Постараюсь без каких-то заумных слов объяснить самое интересное в этой специальности.


Первое и самое актуальное для каждого из нас - это умение посмотреть на вещи как бы с точки зрения нескольких специалистов. Помните уже ставшие классикой нововведения зарубежных вузов? Когда выпускаешься с дипломом "психолог, филолог, политолог"? Вот о чём собственно и речь. Медицинская психология стала настоящей находкой для тех, кто не хочет замыкаться только на общей психологии или исключительно на медицинских исследованиях. Такая вот интеграция и комбинация очень актуальных направлений.


На мой взгляд, здесь есть своя романтика. Представляете, вы идёте по улице, смотрите на окружающих людей. И почти никто из них не догадывается, что возможно вы один из тысячи на популяцию, кто не побоялся заглянуть в свою собственную психику с точки зрения отклонений. А ведь любая психология начинается с себя. Иногда подшучивают над врачами, говоря, что "доктор - излечи сначала себя сам". Так и с психологами. Первой лабораторией медицинского психологического работника станет его собственная голова, а точнее психика. Насколько он сам сможет совладать со своми же не всегда лёгкими проблемами, настолько легче ему будет посмотреть в пучины психологической жизни других людей.


Как мы все поняли, медицинская психология - это не про здоровую психику. В поле зрения этой дисциплины притягиваются практически все мыслимые и даже немыслимые факторы, которые способны повергнуть нормальную психическую жизнь различным неприятным испытаниям. Здесь под внимательный анализ будут попадать как расстройства психики (неврозы, личностные нарушения, депрессии, психозы), так и обычные болезни, которые тоже могут ударить по мышлению человека не хуже чем психотравма.


Медицинский психолог постоянно будет находится как бы в "межграничье", то есть на границе психики и соматики. Которая до сих пор мало исследована. Если у него есть медицинское образование, он сможет лучше понять такие сложные вещи как биохимия и её влияние на поведение. Например, он сможет вникать в  "скачки" содержания различных веществ в крови - и последствия этого для психики. Если медицинский психолог обладает только психологическим дипломом, это тоже своеобразный и очень ценный взгляд на вещи. Не секрет, что даже самые сложные медицинские дисциплины сейчас "перерабатываются" и адаптируются под нужды психологических работников. Поэтому не удивляйтесь, если обычный психолог вам скажет, что он проходил психиатрию для психологических вузов или же физиологию с точки зрения психологии. В наше время такое вполне может быть.


Медицинский психолог - это своеобразный "сыщик", который будет копаться в "уликах" и искать главного "виновника" - психологическое расстройство. Которое выбило психику того или иного человека из привычного ритма. Иногда люди этой специальности выбирают ещё одну благородную дорогу - реабилитацию. Представьте себе, что перед вами человек, которого нужно заново научить рационально мыслить, грамотно планировать свой день, позаботиться о себе. Банально - обучить его помыть за собой посуду или убраться в комнате. А ведь не секрет, что реабилитационными мероприятиями пренебрегают, считая их ерундой и тратой времени. И потом мы наблюдаем людей, которые вроде и вылечились от неврозов или депрессий, но совершенно не адаптированы к окружающей среде.


Резюмируя, скажу так. Медицинская психология явно не для тех, кто привык к тому, что всё в этой жизни в порядке. Скорее наоборот. Это для непосед и личностей, которые ищут ответы на вопросы.Тут пригодится остроумие, способность видеть то, что не может рассмотреть или заметить медицинский работник. На этом пути будут попадаться "чёрные дыры" в психике, в которые отважится посмотреть не каждый человек. Но это и тот специалист, который сможет помочь там, где другие давно уже опустили руки и сдались.


Всем спасибо за внимание и берегите себя.

Показать полностью

Общая теория навязчивых мыслей и действий

Навязчивые мысли (обсессии) и навязчивые действия (компульсии) долго время оставались чем-то вроде и знакомым, но и недостаточно изученным. Такой вот парадокс. Они виделись многим исследователям как огромные потоки сознания, которые настолько перемешивались своими течениями, что невозможно было отличить одно от другого. История могла завершиться тем, что в МКБ и DSM появились бы финальные описательные статьи об ОКР (обсессивно-компульсивном расстройстве), и мы довольствовались бы теоретическим туманом и уверенностью во всезнании.


Но появились интересные теоретические разработки. Общая теория навязчивых мыслей и действий появилась вроде и случайно, но подарила реальные шансы на улучшение понимания многих странных вещей. Например, первое правило позволяет практически любому человеку сориентироваться в океане навязчивых мыслей. Потому что любая навязчивость зависит от основного расстройства, Соответственно, существует как минимум пять различных качеств обсессий и компульсий. То есть мы уже не просто блуждаем во тьме, а даже знаем, что нужно искать. Начинается наш странный осенний день. Помыв десять раз руки, мы сталкиваемся с нашим первым соседом: навязчивой невротической мыслью-воспоминанием о картинах детства. Когда нам говорили, что на улице очень грязно и много микробов. Мы сильно напугались и запомнили это. Иногда в нашем сознании звучит как эхо установка кого-то из родственников: "помой руки несколько раз...". Потом вдруг из неоткуда появляется личностная навязчивость-педантизм, что сначала надо почистить зубы, только потом побриться, принять душ и пойти на работу. И если какой-то элемент из этого цикла выпадает, мы получим сильнейшую тревогу. Которая просто выведет нас из состояния равновесия. Это уже характер. Потом в транспорте мы печально посмотрим на наше отражение в окнах поезда метро. Когда депрессивная навязчивость о негативном образе собственного "я", о нашем несовершенстве, внешних недостатках, будет долго нас преследовать, аж до нужной нам станции. Выйдя на улицу мы вдохнём полной грудью. Но что-то не так. Какие-то непонятные ощущения. Туманится перед глазами. Внезапно наши щёки покрываются румянцем, руки начинают дрожать, дышать становится трудно. Пробивает пот. И нас пронзает сильнейшая вегетативно-органическая обсессия с панической атакой, что мы не закрыли дверь квартиры... Страшно. Колотится сердце. Кажется, что всё было закрыто, а может и не закрыто... Психосоматика как радуга начинает играть всеми "красками".  И в финале накатывает шок, что какие-то странные люди, возможно, из другого мира преследуют нас, их руки-щупальца тянутся к нам, воздействуют на наш разум... И мы останавливаемся на самой сильной и неприятной навязчивости психотической природы.


Да. Такой вот приблизительно будет жизнь человека со всеми видами навязчивых мыслей: невротических, личностных, депрессивных, вегетативно-органических и психотических. Полный набор. Что является достаточно серьёзным стрессом, когда большое количество психологических защит будет направлено просто на то, чтобы хоть как-то взять себя в руки. Но есть и хорошие новости. Если мы сможем отличить одного от другого - тревожность может быть понижена. А может быть и совсем исчезнет.


Так или иначе но все навязчивые мысли можно попытаться пропустить через пять фильтров или  классификационных регистров. О которых мы сказали выше. Как говорится, надо научиться видеть себя глазами собственной болезни. И ситуация начнёт проясняться.


Вышеприведённая история также довольно живо и детально демонстрирует и другой феномен. Что у человека в его потоке сознания могут уживаться различные типы навязчивостей. И есть смысл предположить, что они будут реагировать между собой. Именно этот момент и объясняет очень разноплановые и непохожие друг на друга картины ОКР.


Последний постулат говорит нам о том, что в ряде случаев можно отслеживать довольно интересные вещи. Когда, например, какой-то патологический страх из одного качества может перейти в другое (регистровый сдвиг). Из простых примеров: долгие, многолетние навязчивые невротические воспоминания могут привести к выработке личностной тревожности. То есть негативный психотравматический опыт впечатывается в характер. Безусловно, бывают и другие "переходы".


Если кому-то нужно больше информации по разработке, могу вам предложить прочитать вот эту статью: https://psy.su/feed/9369/.


Всем спасибо за внимание и берегите себя.

Показать полностью

Психологический анализ песни группы Fleur - Печальный клоун

Всем привет! Недавно мы разбирали песни Короля и Шута, который многими считается ярким представителем мужского рока. Но вот сегодня у нас на рассмотрении совершенно другая группа - Fleur. И безусловно, это совершенно другие психологически энергии, потому что здесь весь психологизм будет проявленным по-другому, не внешне. Много интересного и пугающего будет скрыто в глубинных пропастях сознания.


Печальный клоун смешит кого-то,

Ведь быть весёлым - его работа.

Хочу бежать, но боюсь споткнуться -

Глаза печальны, слова смеются.


Казалось бы, обычная жизненная ситуация. Для тех у кого нет клоунофобии события развиваются вполне себе благопристойно и нормально. Идёт представление. Переодетый в сценическую одежду комендиант в специальном гриме показывает фокусы, смешит людей. Фактически у него это хорошо получается. Идёт ответная реакция от зрительского зала, когда большинство публики непринуждённо смеётся над его шутками, трюками и ухищрениями. Но есть тут и довольно странная деталь или нюанс. Большинство людей в зале охвачены самим представлением и не особо осознанны. Но при необычном стечении обстоятельств одна девушка, сидящая в зале и неравнодушная к клоуну, замечает то, что другим кажется обыденностью. Комедиант смеётся, веселится, - хотя самому ему совершенно не смешно.


Я знаю это - всего лишь шутка,

Но почему-то мне стало жутко.

И этот смех не даёт согреться -

Он раздирает на части сердце.


Повествование ведётся от лица девушки, которая изначально даже не хотела сталкиваться с подобной ситуацией. Потому что за находчивыми шутками и нарисованной улыбкой клоуна она замечает уставшего, депрессивного человека, который скорее готов расплакаться на сцене. Но этого делать нельзя. Ведь идёт представление. Однако беда этого случая ещё более серьёзна. Даже если бы у клоуна и потекли слёзы, большинство зрителей подумало бы, что это часть выступления, ничего более...


Какая странная игра...

Играй, пока нужно играть.

Какая странная игра...

Я так боюсь тебя потерять.

Какая странная игра...

Всё это фарс, всё это ложь.

Какая странная игра...

Я так люблю, когда ты поёшь.


Игра клоуна действительно странная. Поражают перепады между его действительным состоянием и тем, как он должен держать себя на работе. Негативные эмоции подавляются до финала пьесы (играй, пока нужно играть). Человек становится скованным самой ситуацией, что бьёт по психике - но он вынужден ценой больших усилий превозмогать себя. Что само по себе действительно становится опасным для сознания (я так боюсь тебя потерять). Зрители находятся под властью актёрского мастерства, но опытный глаз человека, привыкшего анализировать мимику и жесты угадывает нестыковки. Идёт фарс. Всё это не настоящее веселье. А хорошо закрытая мастерством актёра ложь. Клоун не шутит, он плачет своими собственным шутками. Атмосфера на сцене накаляется.


Печальный клоун смеётся снова,

Он понимает всё с полуслова.

Он улыбается незаметно -

И кто-то будет смертельно бледным.


Веселье начинает действовать на всех, но в то же время оно какой-то другой природы. Вместо потока весёлых шуток, надвигаются гребни настоящего цунами. Клоуну не удаётся полностью сдерживать эмоциональный накал собственного настоящего состояния. И на секунду его улыбка становится зловещей. Что совершенно не соответствует самому представлению. Этого короткого момента правды достаточно для расшифровки его депрессивности. Девушка-наблюдатель замечает эту непродолжительную слабость. Но, похоже, некоторые зрители тоже видят инсайт. Озарение. Ведь основная мысль актёра о внутреннем мучении вдруг доходит до них. И улыбки стираются с их лица.


Глаза печальны, слова смеются,

Но скоро зрители разойдутся,

Всё станет прежним, не театральным,

И будет время не быть печальным.

Я знаю это.


Однако клоуну в последний момент удаётся исправиться. Срыв и паника отступают перед сильнейшим усилием. И вот он снова улыбчивый. Глаза не могут обмануть, они плачут, но мимика адекватна. Можно снова продолжать играть. В какой-то момент актёр невольно саморефлексирует, понимая, что скоро близится финал выступления. А значит, можно будет снова стать собой. Отдохнуть от этого всего. И тогда плотина из волевых усилий спадёт, и эмоции всё-таки проявятся. Интересной может стать и попытка использовать здесь как трафарет треугольник Карпмана. Который здесь сам по себе является "неправильным". Девушка-спаситель не может спасти клоуна, ведь она не может прервать представление. Которое само по себе в определённой мере сводит её с ума. Сама "жертва" вынуждена веселиться и заражать этим чувством других. А зрители-преследователи даже не понимают, что своим присутствием они могут мучить кого-то. В итоге: задавленные эмоции, ужаснувшаяся девушка-наблюдатель и почти ничего не подозревающая зрительская аудитория.


Какая странная игра...

Всё это фарс, всё это ложь.


Печальный клоун...


Самое интересное то, что психика человека может выдерживать такие вещи. Но резервы её не безграничны. Кто же на самом деле этот печальный клоун? Профессионально деформированная личность, нелюбящая свою работу, или здесь сама жизнь показывает нам, что бывает, если мы сами себя давим? Вопрос остаётся открытым. А творчество и песни продолжают нам раскрывать странный мир людей. Где ещё столько всего непонятного и неизведанного.


Всем спасибо за внимание и берегите себя.


Ссылка на видео песни: https://www.youtube.com/watch?v=T_D3uJOFaJM

Показать полностью 1

Психотерапия миграции

Всем привет! Миграционный кризис кого-то застал врасплох, а для кого-то стал будничной хронической проблемой. На это долго закрывали глаза. Пока не разразились ожесточённые словесные баталии между сторонниками мононаций и сдержанной кросскультурности. Начиная от этнических анклавов Нью-Йорка, перемещением народов в странах бывшего СССР и заканчивая тяжёлыми государственно-миграционными преобразованиями на Ближнем Востоке, лицо эмиграционного мира постоянно отзеркаливало тяжёлые и безрадостные эмоции.


Столкновение различных этнопсихологий до сих пор является противоречивым феноменом, который в полном исчерпывающем формате не отражён ни в одной исследовательской работе. Проблема осложняется тем, что постоянно включаются "кнуты" и "пряники" без учёта особенностей то или иной нации, что часто приводит или к принятию огромных  потоков беженцев, или к жёсткой и безапеляционной депортации.


Фактически все психотравмы и озлобленности, которые были получены в своей стране, потом "сливаются" на то государство, которое проявило добрую волю и дало "зелёный свет" для тех или иных мигрантов. Что сразу же приводит к искажению всех социальных атомов и ячеек общества, которые долгое время формировались без сторонних влияний. Мэры миллионников, которые практически являются регуляторами городской межнациональной атмосферы, вынуждены пребывать в "подвешенном" состоянии. Потому что переход на одну из сторон (мигрантов или местных жителей) чреват разбалансировкой настроений в обществе и открытым социальным противостоянием.


По телевизору любят говорить про "окультуривание", но никто не пытается вдаваться в подробности этих процессов. Увы, психология мигрантов сама по себе не способствует принятию чего-то нового. Её можно представить в виде такой вот системы: стремление к образованию анклавов, формирование браков только с представителями своих наций, сектоподобное отделение от общих государственных процессов, выделение механизмов психологической защиты к принятию новой реальности (там, откуда мы приехали было лучше, чище на улицах, люди там добрее), сохранение религиозных взглядов, развитие диаспор как "имунных систем" (которые также всех делят на своих / чужих), обесценивание культурных обычаев местной социальной группы, рассматривание второй родины как "временной" (для заработков). То есть нельзя сказать, что мы не знаем с чем мы сталкиваемся. Есть непосредственные и легко различаемые механизмы, которые формируют миграционный кризис.


Так есть ли "психотерапия" для таких неприятных феноменов? И что реально мы можем с этим делать? Сразу скажу, я не поклонник мононациональных или националистических подходов, которые подразумевают изгнание всех куда подальше. Да собственно, и не нужно много ума, чтобы всех выслать из той или иной страны.


Пункт первый. Подключение знаний по формированию социальных групп для предотвращения одного из проявлений патологической этнопсихологии - ФОРМИРОВАНИЯ АНКЛАВОВ. Тут надо оспаривать изначальные неправильные установки. Многие мигранты считают, что эмиграционный процесс - это просто перемещение участка их страны на территорию другой, где более сытно и безопасно. Но это далеко не так. И им это надо объяснять. Поэтому вопрос ассимиляции является вполне себе честным и открытым. Урбанистическое развитие города будущего - это как раз учёт осей кросскультурности. Если где-то наблюдается рынок с лицами только одной национальности, это повод рассредоточить их торговые точки по городу. Причём с учётом полезности этого шага для районов мегаполиса. Не давить, но и не допускать монополизации.


Пункт второй. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КЛАНОВОСТИ. Предоставить льготы мигрантам, которые готовы и могут создать семьи с местными жителями. Это важный вопрос. Потому что мы никогда не сможем достичь кросскультурности, если семейные психологии разных народов не будут взаимодополняться и взаимообогащаться. Причём нужно на корню пресекать различные попытки объявлять одних женщин "доступными", а других - "честными", только потому что они в хиджабах и т. д. Здесь могут быть привлечены семейные психологи, их вклад может быть особенно важным.


Пункт три. СЕКТОПОДОБНОСТЬ ЭМИГРАНТСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП. Лечение этого процесса - это формирование для мигрантов новой картины мира. Связанной с той страной, где они живут. Конечно, это нелёгкий процесс. Тут следует отметить ещё и другую сторону медали. Например, в Украине никто просто не занимается вопросом ассимиляции цыган. В результате инициативу перехватывают радикально настроенные субъекты, которые начинают устраивать украинско-цыганские побоища. Поэтому здесь бы я отметил равнодушие властей и правоохранителей. Вполне реально повлиять на баронов или фактических руководителей цыганских таборов. Я бы даже так сказал, - эту всю "таборность" вполне реально социализировать. Достаточно того, чтобы дети цыган хотя бы ходили в школы. Про сложную высшую психологию мы тут не говорим. Но... Даже этого нет.


Пункт четыре. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ СТРАНЫ ПРОЖИВАНИЯ. Если мигрант нам говорит, что там, где он жил, было чище, лучше, теплее, добрее - это тоже существенный дисбаланс. И мы отлично знаем корни всего этого. Если мы сами гнобим, тухлим, скулим, обзываем свой город проживания, то не надо ждать, что эмигрантские группы будут это воспринимать как-то по-другому. То есть самооценка нашего родного населённого пункта - это непосредственно и наша самооценка. Ведь то, что мы сами говорим мигрантам - так или иначе будет усваиваться в их сознании. Безусловно, есть нации, которые даже самую худшую мусорку своей страны назовут самой лучшей в мире. А есть люди, которые даже самое светлое в своё государстве разрушат постоянным недовольством и критикой. Поэтому картина наша собственного мира может передаваться мигрантам. И это нужно помнить.


Пункт пять. СОХРАНЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЗГЛЯДОВ МИГРАНТСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП. Очень болезненный и сложный вопрос. Церкви и мечети могут стать определённым механизмом регуляции поведения людей. Но они мало предназначены для объединения различных наций, особенно с разными вероисповеданиями и мировоззрениями. Помните принципы построения эффективных городов, "happy cities"? Если ты выходишь из дома и видишь только ломбард с водочными киосками, то не нужно потом жаловаться, что местные спиваются и берут неподъёмные кредиты. Так и здесь. Если мы не наблюдаем в городе ничего кроме духовных учреждений, то как минимум наивно надеяться, что жители города захотят стать учёными, инженерами или программистами. На мигрантов это действует также как и на местных. Почти никакой разницы.


Пункт шесть. ДИАСПОРА КАК ИМУННАЯ СИСТЕМА ЗАКРЫТОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ. Ну, тут всё вроде понятно. Что мы должны закрытые социальные группы превратить в открытые. То есть те, которые будут интересоваться другими людьми, другими обществами, другими взглядами на жизнь. Тут вполне уместной может стать работа с консерваторами диаспор. И важно изучать психологию их лидеров. Потому что перестановки в руководстве групп социальной идентичности и их социальных институтов может как способствовать дружбе народов, так и ухудшать все усилия, которые были для этого приложены. Если какая-то община как ракушка быстро закрывается и выпускает шипы - мы должны понять причины этого. Иначе все усилия будут напрасны. И самое важное - должны быть выработаны такие законы, которые декларируют, что в диаспору должны входить и представители местного самоуправления. Иначе закрытый аквариум продолжит жить сам по себе.


Пункт семь. РАССМАТРИВАНИЕ СТРАНЫ ПРОЖИВАНИЯ КАК ВРЕМЕННОЙ. Приехали. Поработали. Деньги получили. Лондон, гудбай, пора домой. Всем знакомо. Тогда возникает обычный вопрос. А как это всё лечится? Здесь мы видим лишь вершину айсберга. Если мы предоставим людям не только возможность носить кирпичи, но и учиться, развиваться, - это будет плюс ко всему. Так уж повелось, что необученный, необразованный мигрант - опасный мигрант. А у образованной личности больше шансов стать законопослушной. Кроме этого любой человек своими мыслями и стремлениями будет возвращаться туда, где он по-новому увидел мир, открыл для себя новые знания, умения, перспективы. Безусловно, для желающих повысить квалификацию или остаться в стране должны быть предусмотрены льготы. Но должны действовать и обратные механизмы: если ты уезжаешь - то не просто "до свидания", а "прощай".


Так или иначе, но миграция "психотерапевтируется". И чем лучше мы знаем эту проблему, тем эффективнее мы сможем управлять ситуацией, гармонизировать обстановку и снижать напряжённость в обществе.


Всем спасибо за внимание и берегите себя.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!