Адам и Ева: в поисках древней психологии

Представим себе следующую ситуацию. Некий начальник исследовательского подразделения, хитро хихикая, задаёт нам поистине непосильную задачу. Через неделю подать отчёт о том, как Адам и Ева научились человеческому языку...


Напоминает истории агента Малдера и Скалли? Но не будем отчаиваться, и подумаем, что же всё-таки в этой ситуации мы можем сделать. Самое простое и логичное, это преставить себе хотя бы на секунду, что древние мифы вмещают в себя хоть и  минимальную, но частицу правды. Итак. Поехали!


Первая гипотеза о древней психологии людей строится на вполне очевидных фактах. Для того, чтобы кто угодно в нашей галактике заговорил (и не под принуждением, а по-доброму), нужны две вполне понятных вещи: достаточно развитый головной мозг и адекватный речевой аппарат. И тут даже не важно, что будет у этого существа с конечностями: ласты, щупальца, жгутики, клешни. Главное, чтобы выполнялись минимальные требования, о которых уже было сказано выше. И на какой бы планете эти существа не находились, в каких бы далёких туманностях они не зародились, у нас всегда будут шансы их научить... говорить ).


Сказать легко - а вот сделать? А если разговор не выходит и в ход идут острые клыки? Шутки шутками, но опять-таки исходим из простейших фактов. Человек - существо пытливое и любознательное. В результате этого он уже неоднократно пытался (и до сих пор пытается, например, в Центре исследования приматов в Айове) разговорить братьев наших меньших. Самое интересное то, что мы сейчас вполне могли бы сидеть в кафе и беседовать с мартышками, бонобо, шимпанзе и т. д. И они бы на ломаном человеческом сказали бы нам всё... Что о нас думают. Но яркие перспективы такой интересной жизни, увы, омрачились одним недостатком. Мозг обезьян вполне себе предназначен для запоминания и даже воспроизведения некоторого количества слов (в различных экспериментах отмечается от 100 до 3000). Но речевой аппарат этих существ оказался мало предназначенным для разговоров. Поэтому с ними можно поговорить, но только посредством карточек или жестов. Помните, как различные учёные шутили над диссертантами-антропологами? Задавая им риторический вопрос: "Можно ли превратить обезьяну в человека?". Так вот. Попытаться можно. Если провести операцию с голосовыми связками, языком и другими органами артикуляции. То есть перекройка возможна, но вот именно "превращение" - нет.


От обезьян возвратимся к нашим самым невероятным гипотезам. Место действия - Земля. Миллионы лет назад, вокруг отсутствие цивилизации, дикость, безобразие, откровенная борьба за выживание между довольно злобно настроенными дикими зверями. Среди всех этих существ не особо выгодно выделяются какие-то диковинные, с малым количеством шерсти, удивительно похожие на человека особи. Понятно, что очень заросшие, с огромными нестриженными ногтями, с какими-то листьями и шкурами вместо одежды. Говорить они не умеют (кроме каких-то нечленораздельных звуков), орудия как и обезьяны после использования бросают и забывают о них. В общем, перспектив к развитию довольно мало. В это далеко не прекрасное время для человечества на Землю прибывает ещё более странный персонаж под кодовым названием "Бог-1". Понятно, что на здоровую голову он не стал бы преодолевать такие огромные расстояния на своём космическом корабле. Но он довольно религиозен и верит, что распространение разумной жизни в галактике добавит ему очки к карме. Бог-1 тщательно анализирует самых продвинутых млекопитающих на земле. Отметает бонобо и других обезьян (потому что они просто не смогут полноценно заговорить из-за проблем с органами артикуляции), сканирует человека и приходит к выводам, что он для его миссии подойдёт. Из множества человеческих детёнышей он выбирает двоих - мальчика (Адама) и девочку (Еву). Которых воспитывает, учит разговаривать, передаёт им большую часть своих знаний, умений, навыков выживания и технологий. То есть непосредственным фактором повышения интеллекта Адама и Евы служит совместная деятельность и коммуникация с более продвинутым существом. В финале этого всего что-то идёт не так. Бог-1 не учитывает того, что человеки в процессе своего развития не сильно взлюбили усиленный контроль и постоянные директивные указания. В итоге Адам и Ева отсылают своего благодетеля очень далеко, а именно туда - откуда он прилетел. Он садится в свой корабль и улетает. История печальная, и как мы все понимаем - научно малодоказуемая. Но как уже и было сказано, сам механизм передачи знаний и языка через общую деятельность с более продвинутым здесь вполне возможен.


Существует и ещё одна менее божественная, но тем не менее тоже довольно фантастическая теория. Гипотеза строится на том, что гости из космоса таки нас посещали, но не в количестве одного божества, а целой делегацией. Различные околонаучные домыслы об этом существуют до сих пор. НЛО, летающие тарелки, сигналы от потусторонних внеземных цивилизаций, похищения незадачливых граждан инопланетянами. Конечно, это всё невозможно проверить на данный момент, потому как мы даже не можем полноценно освоить Луну. Но по большому счёту нам это и не нужно. Ведь если над Адамом и Евой взяла шефство целая социальная группа какие-то инопланетных, более совершенных существ, то результат мог быть даже более ошеломительным чем с одним богом. Потому как воспитание человека только одной мамой (или папой) и воспитательный процесс в полной семье - это может быть небо и земля. Группа может научить большему чем один индивид. И даже в самых безумных мифах это правило выглядит вполне себе правдоподобно.


"Стоп!" - скажете вы. "Какие к чёртикам НЛО, божества и прочее?". И будете совершенно правы. Убираем из уравнения бога, инопланетян и оставляем горемычных Адама и Еву вообще без шансов на развитие и помощи извне. Опять-таки здесь подключаются вполне реальные и разумные факты. Допускаем, что у Бога-1 испортился космический аппарат и он застрял где-то посередине галактики, пришельцы с НЛО решили не тратить время на Землю и полетели в бар где-то в окрестностях Бетельгейзе, ну а наши Адам с Евой сидят и мёрзнут у чудом молнией разведённого костра. Не могут сказать друг другу ни слова. И забывают о предназначении орудий труда сразу же после охоты. Печаль-беда, в общем. Учитывая, что для возникновения языка нужны знаки и смыслы, для развития наших предков требовалось хоть что-то. Причём не передаваемое из уст более умного, способного, продвинутого. Первое, что приходит в голову, это присутствие в окружающем пространстве уже заложенной природой знаково-смысловой кодировки. Например, обычная палка (как знак) - может быть насыщена смыслом (палкой можно отдубасить мамонта - и следовательно, это - оружие). То есть мы наблюдаем зарождение первого, самого примитивного когнитивного зонда (один знак - один смысл). То есть умственного механизма (фильтра), который выискивает в пространстве не только какие-то биотически важные стимулы (еда, более тёплые зоны обитания и прочее), но и абиотические (предметы, знаки, смыслы) - посредством которых можно удовлетворить потребности организма. Если говорить очень по-простому,  умение оперировать с абиотическими объектами - это уже признак интеллекта. Если подключить фантазию, можно также говорить о том, что на самой планете ещё до зарождения на ней жизни мог побывать некий когнитивный инженер, который предусмотрел всю ситуацию на много ходов вперёд. Что появятся некие существа, которые рано или поздно увидят, почувствуют, смогут различить определённые знаки и вложить в них смыслы. Как следствие - появление первого человеческого языка. Как видим, теория интересная, но к ней тоже очень много вопросов. Например, почему у детей-маугли, которые вроде бы тоже развиваются в знаково-смысловой природной среде, притормаживается развитие? Ведь если бы была верна теория о знаково-смысловых кодировках природы, ландшафтов и вообще всего окружения - человек всё равно бы научился говорить. Даже не общаясь с социумом. Но этого не происходит. По крайней мере пока.


Итак. Что у нас вышло. Несмотря на довольно заметную дикость различных мифов, легенд и сказок, мы смогли выйти на важные механизмы формирования хоть какой-то древней психики. Понятно, что истина где-то рядом  неоднозначности имеются. И преодолеть их непросто. Ведь со времён Адама и Евы даже сама земля несколько раз перекраивалась, изменялась форма континентов, в лету канули не только знаки со смыслами, но и даже малозначительные следы не таких уж древних времён. На данный момент официально признанной научной версией считается деятельностный подход. То есть посредством усложнения деятельности древних людей постепенно усложнялась и психика. Иногда закрадывается мысль, что, возможно, в самой инстинктивной сфере человека, прописаны очень сжатые директивы, которые могли бы способствовать раскрутке древнейших психологических процессов. Но это уже совсем другая история.

Психология | Psychology

19.9K постов59.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.