Ещё один обзор Dragon Age: The Veilguard от ещё одного фаната серии
Я тут короче закончил Dragon Age: The Veilguard - не сказать, что многого ждал, но всё же пиздец как хочу высказаться. Много текста - я предупредил. Много нытья фаната серии - я тоже предупредил.
Когда материалы по игре стали активно появляться в информационном поле и все стали плеваться от неё, я сказал себе: ок, она выглядит... спорно - но в предыдущих играх серии всегда был хороший сюжет и песонажи; сценарий - традиционно сильная сторона биоваров. Инквизицию (мне +- понравилось, если что) кто-то считает такой себе, но главная линейка и и личные квесты спутников, за некоторыми нюансами, как правило, хороши. Примерно того же самого я ожидал от Вейлгард - не выдающейся игры, но крепкой, в меру драматичной истории, которая интересно раскрывает и подаёт лор и в которой героям сопереживаешь. И вот тут меня ждало разочарование.
Не, сразу скажу, я не то чтобы противник "повестки". Тем более, что в первых 2/3 игры я недоумевал - а чо все бесятся с неё, её ж мало, прям исчезающе мало. Но под конец авторы сумели навалить кринжа, причём уложили это в довольно короткий сюжетный отрезок, когда вместо панического спасения разваливающегося на части мира (ох уж мне эти сюжеты про спасение мира) тебе приходится выслушивать и вежливо отвечать на, хуже всего, совершенно неуместные пиздо/хуестрадания рогатой мисс "Я и моя небинарность". Вкупе с довольно тупыми концовками большинства личных квестовых линеек - впечатление, даже будь оно хорошим, подпортилось бы капитально за час игры.
Диалоги с катсценами. Если коротко - катсцены не хуже, чем были в серии прежде - но ёпта, лет-то прошло! В 2024 это уже не уровень трипл-эй. Диалоги написаны неказисто, их мало, они слишком короткие. Плюс, пожалуй, в том, что иногда твои реплики, именно сами реплики, имеют значение, и кто-то может тебя процитировать или даже сделать из-за твоих слов потом существенный выбор. В принципе, это одна из немногих черт игры, которая действительно выглядит круто. Но общая слабость диалогов спутников между собой, которые были во всей серии лекарством от скуки, пока ты бежишь из пункта А в пункт Б, удовольствия от положительных моментов почти не даёт.
Как выглядело типичное задание в DA2? Ты бежишь от начала локации до пункта назначения по уже остоебавшему маршруту, но по дороге слушаешь 4-5 симпатично написанных и озвученных диалогов сопартийцев с вовлечением Хоука. Тебе весело. Как выглядит типичное задание в Вейлгард? Ты сразу материализуешься у пункта назначения, заходишь в дверь, и тут начинается полчаса боёвки. Ты сперва потеешь, потом уже устаёшь. Тебе не весело.
Dragon Age 2 вообще многим незаслуженно запомнилась коридорными локациями, убогими противниками - но одно там было прекрасно. Знаете, что? Правильно, сюжет. Там просто отличная история с двумя социально-идеологическими конфликтами (город vs кунари и маги vs храмовники), которые плавно нарастают, и, как водоворот, затягивают Хоука в себя с головой, как он ни пытается бороться. В игре большое количество мини-историй, которые дают тебе увидеть множество составляющих, мелких деталей, поступков, из-за которых конфликт в итоге становится неразрешимым и начинается пиздорез.
Так вот, в Вейлгарде этого нет. В серии было много социальных трений и большинство из них тут либо проигнорировано, либо сильно упрощено. Маги-храмовники? Про них забыли. Кунари с их мощнейшей идеологией? Представлены только непонятным антаамом. Церковь, одна из мощнейших организаций юга? Представлена одним зданием и нулём квестов. Единственное, что осталось - Солас и эванурисы. Но и он местами представлен... топорно.
Личности и события предыдущих частей тоже либо, опять же, проигнорированы, либо обесценены. Во-первых, нарастающей глобальностью событий - на фоне мировой войны с эльфийскими богами в декорациях летающих замков условный Герой Ферелдена кажется каким-то деревенским дурачком с помойки, который бомжей по подвалам резал - а он/она вообще-то Мор остановил, таких в тысячелетней истории мира всего пятеро. Но история обесценена, персонаж вычеркнут, и даже Морриган не упоминает события DAO ни разу вообще. Киркволл и Хоук не упоминаются тоже, а войны магов и храмовников как будто не было.
Во-вторых, самими событиями - когда тебе говорят, что Денериму пизда, всему пизда, Редклифф еле держится, ты думаешь: а первая часть вообще была? Если только сейчас начались реальные проблемы, то что было до этого? Потешные бои, которые не имеют значения?
А в-третьих - местом действия. Как пример: две с половиной игры нам педалировали тему угнетения и в то же время опасности магов, Кругов, Церкви, того же Андерса, связанного с этим социального конфликта - но сейчас они перенесли действие далеко на север, где влияния андрастианской церкви почти нет, маги там в гораздо более привилегированном статусе, и т.д. - а на поднятые до этого темы махнули рукой, не доведя их до ума и какого-то логического завершения. Качественные сценаристы увязали бы истории между собой - но здесь качественной работы почти не наблюдалось даже в мелочах, не говоря уж о лоре четырёхсерейной игры.
Что касается визуала - как здесь уже упоминали, он вышел крайне спорный. Визуальный дизайн локаций - качественный; спорный только с точки зрения, так сказать, несоответствия вектору, заданному в первых двух частях. Дизайн персонажей - отвратительный и ужасный. Ближе к концу игры мне в голову пришло, что те, кто их рисовал, занимался мобилками - по крайней мере, персонажи старых частей (Изабелла, Морриган) выглядят, будто сбежали с обложки фри-ту-плей файтинга "по мотивам" для андроид-устройств. Ещё, касательно персонажей, только теперь уже с точки зрения сценария - сопартийцы сплошные нитакусики, как из фанфика 12-летней девочки. Разбойник? Пусть он будет одержим демоном (и безо всяких последствий, да, Анерс, это я тебе)! Гномка? Пусть она умеет колдовать! Никто из гномов в серии не умел? Похуй! Кунари? Пусть умеет дышать огнём! В трёх играх, книгах, комиксах это не упоминалось, только байки об их давнем родстве с драконами? Похуй! И так далее. Только Нэв (даром что с одной ногой) и чёрный эльф Серый Страж плюс-минус нормисы. И кстати о кунари. Их, конечно, меняют из игры в игру - но тут они реально уродливые. Будто на тело условного Железного Быка в фотошопе налепили лицо ребёнка.
Плюсы... Немногочисленные, но они есть. Симпатичная боёвка, в которой чувствуется вес и импакт оружия - в отличие от ужасных в этом плане 2-3 частей. Ещё она заставляет тебя много двигаться, заходить в спину (а враги заходят в спину тебе). Нет тупого закликивания, стоя на месте. У врагов +- разнообразные мувсеты. Красивые локации. Непрямое управление спутниками (ок как идея - на деле реализовано плохо и сопартийцы зачастую выступают в роли мешков для битья и носителей хилок). Полуоткрытые небольшие локации (в серии, где уже был опенворлд, отказаться от главного тренда последней декады - это круто).
И да, моё нытьё больше связано с расхождениями с предыдущими частями, а не объективными критериями левел-дизайна или других аспектов - поэтому самой игре, учитывая, что я прошёл её до конца со всеми побочками - 5/10. Но как Драгон Эйдж - не выше 3/10.
PS: И как вишенка на торте (СПОЙЛЕР!!!!): кааааак же я кекнул пиздеееец, когда они тупо втроём запинали, пусть и с некоторыми сложностями, бога, который полчаса назад передвинул ЁБАНОЕ СОЛНЦЕ. Да он их по щелчку пальцев должен был аннигилировать. Солас столетиями с ним воевал, сотни тысяч погибли, а эти тупо блять перо под ребро и он умер. Сценарий выше всяких похвал просто))))