Беглый конструкторский взгляд на Storm Shadow/ SCALP
В пятницу в сети появились кадры внутрянки знаменитой англо-французской КР. К нам на исследование её увы не привезут, поэтому мы с коллегами изучили видео и были немного удивлены, о чем, собственно этот небольшой обзор.
1. Культура веса
👆Просто плита с отверстиями, надеюсь дюралька
👇 Куча грубых и массивных деталей узла раскрытия
Первое от чего схватились за голову наши ведущие, это куча "мяса", которую с собой таскает шторм. Я конечно понимаю, что там на западе презирают бодишейминг и надо принимать свое тело, свой вес... Но не в ракетах же... В то время когда мы рисуем обводы и скругления корпусов, сверлим отверстия и делаем выборки, лягушатники просто засунули плиту люмяхи с 6 отверстиями толщиной порядка 20 мм, ну видимо могут себе позволить.
Всё же надо признать, что крылатая ракета имеет большую подъёмную силу и большой удельный импульс своего ТРД (турбореактивного двигателя), а еще сбрасывается с самолета, поэтому несколько лишних килограммов металла может взять, если и так летит на заданную дальность. И все равно обоснованность таких деталей вызывает много вопросов. С одной стороны это технологично и упрощает производство, но с другой стороны - это увеличивает массу, момент инерции ракеты, снижает управляемость, увеличивает нагрузку на органы управления и в конце концов исключает потенциал к модернизации.
Ладно двигаемся дальше...
2. Что там под крышкой?
Тяжело рассмотреть подробно, но вот что мы видим слева направо:
- устройство раскрытия крыльев: сам блок, скорее всего с пороховым аккумулятором давления и дальше длинную тягу к вилке, которая распределяет тянущее усилие на обе консоли крыла. Если я правильно рассмотрел, то там вообще используются троссы для передачи вращения от тянутеля толкателя. Сомнительно, но окэй.
- вилка тяги уходит под две ячейки трапециевидной формы и другого цвета, скорее всего антенны спутниковой навигации, вероятно простой GPS, а может и что-то другое, но точно не Starlink. Ключевой момент, что антенна смотрит вверх для поиска спутников и экранирована от помех снизу, ракета стабилизирована, но при поворотах крена сигнал не должен ослабевать, поэтому антенны стоят под углом друг к другу, при этом охватывая большой участок пространства над ракетой.
3. Крылья
Крыльевой блок, достаточно жесткий и монолитный, что очевидно - на него приходится наибольшая нагрузка. Внутрянка крыла подозрительно коричневая, как будто там есть что-то из фанеры. Допускаю что это может быть цвет смолы, и сама поверхность из стекловолокна, но более подробного изображения нет. Судя по характеру общей конструкции, тут вероятно тоже не парились и залили тонкие листы прессованного чего-то там смолой, покрасили и вуаля.
Ну и конечно инженеры советской и российской конструкторской школы не могли не ужаснуться от винтов с такой смачной головкой под внутренний шестигранник/звезду) На фоне простетской геометрии деталей, эти болты - еще один плевок в культуру веса, и в технологичность. Понятное дело они купили такие винты и вообще не парятся, но торчащие шляпки возмутят любого нашего ракетостроителя - ведь там можно вкрутить потайной винт со шлицом и зенковкой под него.
Также непонятен вопрос с контровкой винтов от вибраций, я не обнаружил на винтах следов фиксатора или лака, а также контровочных шайб или других приспособлений.
4. Температуры
Забавный момент, что диапазон температур чуть шире чем у нас, но... О какой температуре речь? Если температура хранения, то где вы на планете видели +71°C? Мировой рекорд +56,7°C, и явно её не будут хранить в пустыне под открытым солнцем. Может для понту написали? Или это на самом деле температура эксплуатации? Тогда извините, но в полете на почти трансзвуке вы можете и до 100-200°С градусов нагреть ракету, и ваш диапазон явно слабоват. В общем наши изделия, которые обычно по ТТХ ±50°C, а в последнее время и пошире, выглядят на фоне этой странной надписи более убедительно, но... Не будем задерживаться и идем дальше)
5. Обтекатель
У меня никаких возмущений по поводу этой детали не было, но некоторые наши конструктора назвали его убогим 💁♂️
Дело вкуса конечно.
По внешнему виду понять механизм отстыковки тяжело, но я бы удивился, если там не какой-нибудь пироболт разрывной или пиропатрон. У нас тоже есть изделия с раскрывающимся носиком и там все сделано достаточно просто и элегантно (но технологи страдали).
6. Бабаха
Да, это не БЧ (боевая часть), но то, что её "взводит", то есть - взрыватель. Действительно это намного интереснее, потому что бч там - стальная толстостенная болванка с ВВ внутри, почти как простой бетонобойный снаряд.
А вот этот цилиндрик позволяет решать - взорвать первый этаж или подвал здания.
Там стоят очень жесткие и устойчивые акселерометры, регистрирующие диаграмму пробития цели, что буквально по пикам графика позволяет считать этажи или уровни бункера. Мы видим интересный белый полупрозрачный кабель, идущий видимо от блока управления или батарей к Г-образному разъему с винтом по центру.
Что за кабель - вопрос не однозначный, коллеги говорят, что похоже на высокочастотную линию, я же подозреваю вообще оптоволокно, но это точно не 2 проводка + и -, как на ЭВП-18 или ЭД-4.
Ну и последнее возмущение было вызвано отсутствием кембрика или термоусадки на лепестке провода... Да, возможно там обжимка, да, он замыкается на корпус все равно, но инженерная культура должна быть. Банально защитить место соединения двух металлов, обжать вокруг и перекрыть доступ к окружающей среде, чтобы повысить надёжность соединения после хранения и при эксплуатационных нагрузках.
В принципе на этом обзор закончен.
Виноват, что ввел вас в заблуждение в начале, сказав про "небольшой" обзор, но получилось как получилось)
Всем мира и добра!