В мире существуют две основных системы оплаты труда и три основных подхода к чаевым. По системам оплаты труда выделяют почасовую и сдельную. На строгорегламентированных работах, таких как конвееры, станки, фаст-фуды, шахты и т.д. применяется почасовая система оплаты труда или оклад, здесь, сколько человек произвёл продукции за один рабочий час – примерно столько же он произведёт и в следующий, и в послеследующий. Для сдельных работ, таких как установка дверей или сантехники, продажи, укладка плитки обычно применяется сдельная система оплаты. Отметим также, что в одной и той же отрасли и даже при одном и том же характере работ, системы оплаты труда могут быть разные или смешанные, например, для оплаты труда программиста, который работает в крупной IT-компании за 30$ в час используется почасовая система, но если тот же самый специалист согласится выполнить какой-то проект по разработке ПО за 1800$ - то в этом случае для оплаты его труда будет использоваться сдельная система оплаты.
Первую систему чаевых условно назовём “японская”. Распространена она больше всего в Азии, даже из названия можно об этом догадаться. В ней чаевых не оставляют, нисколько, совсем. Не принято и считается оскорблением! Работник - это же не нищий возле храма, он не просит милостыню, а пришёл зарабатывать деньги на работу, поэтому у него есть оклад, то есть определённая сумма денег, которую работодатель выплачивает ему за отработанный месяц. Средняя зарплата официанта в Японии составляет 2.780.000 японских йен в год – это примерно 25.460$ США или 2.036.800 рублей. В месяц получается около 170.000 рублей – не очень много, конечно, но при скромной жизни хватит. Японцы работают очень медленно монотонно, но постоянно - национальная особенность у них такая… При введении у нас такой системы оплаты труда, скорее всего, все работники уйдут в курилку, и даже те, что не курят, и в ожидании зарплаты обсуждали бы тщетность Бытия, несправедливость жизни и тех лохов, которые собрались дальше работать дальше при таких раскладах.
Вторую систему условно можно назвать “французская”. Типичные представители реализации – Италия и Франция. Там официанты не дают себя запутать, не стараются чего-то высчитывать, не доверяют гостям оценивать их работу монетой, а просто прибавляют к счёту определённую сумму за свои услуги, обычно самая распространённая цифра сервисного сбора в этих странах 15%, при этом зарплата у них тоже чаще всего есть, но минимально допустимая для данных стран. С точки зрения человека труда – это замечательно, так как он полностью защищён от попыток местных гопников как-то принизить и недооценить его усилия: даже если бутылку минералки заказал – будь любезен заплати плюс 15%. С точки же зрения потребителей и сферы обслуживания – это не есть хорошо, потому как мотивация работать и делать что-то лучше часто и чисто пропадает. Получается, что работники-то в себе уверены, а вот получатели такого сервиса в них уже не очень, но если тебе хоть чего-нибудь пожрать принесли, то скажи “спасибо!” и заплати официанту как следует, тем более, что для твоего же удобства всё уже включено в счёт и посчитано в лучшем виде, но если обслуживание очень понравилось можно добавить ещё и сверху… Всё вместе во Франции получается около 1800 евро в месяц (это около 162.000 рублей).
Третью систему чаевых можно назвать “американская”. Её используют в Германии и США. Там тоже выставляют минимальную почасовую зарплату для официантов, согласно законам штата или федеральной земли, а чаевые обеспечивают значительную часть зарплаты и мотивации. При этом дисциплинированные германцы после своей трапезы, прямо на серьёзных щах начинают подсчитывать сколько они там должны заплатить за сервис, кто-то исходит из двадцати процентов, кто-то из пяти, кто-то просто говорит “Stimmt so!”, это значит, что сдачи ему не надо, ну не до конца ещё организована система чаевых в Германии, несмотря на то, что сами германцы пытаются из последних сил посчитать и заплатить. Другое дело США, там-то у них капитализм, и оставление чаевых налажено на государственном уровне. Американские бизнесмены тоже зарплату платить своим работникам не очень любят, зато очень любят перекладывать оплату услуг на клиентов, но здесь очень важно создать иллюзию выбора. Поэтому в США чаевые чаще всего включены в счёт, но достаточно часто не одной фиксированной суммой, а сразу тремя на выбор - в счёте рассчитаны три суммы для оплаты: сумма счёта плюс 10%, плюс 15% и плюс 20%. Клиент сам решает на сколько там его сегодня наобслуживали и платит соответствующую сумму. Не включать чаевые в счёт – это оскорбить работника, включать какой-то фиксированный процент – это, возможно, оскорбить клиента, а вдруг официант сегодня не вывез, а тут платить надо… Впрочем, если вы позовёте американского менеджера и начнёте выражать своё неудовольствие, то он не всегда войдёт в ваше положение. Средняя зарплата официанта в США составляет около 1750$ в месяц, что на сейчас примерно 140.000 рублей. При этом важно понимать, что продукты, техника и машины у нас и в развитых странах стоят одинаково, а вот услуги, действительно, подороже выйдут, ну не привыкли там люди работать бесплатно, правда, услуги адвоката или психотерапевта, возможно, пригодятся вам не так часто…
Мы в нашей великой и прекрасной стране, как обычно, решили пойти своим путём, не допустили низкопоклонства перед этими чуждыми нам идеалами, ценностями и культурами, и из говна и палок, объединив недостатки всех существующих систем, слепили свою – четвёртую. Наши-то бизнесмены будут похлеще американских и европейских, берегов они не видят, профсоюзы им сдачи не дают, налоговая и другие контролирующие органы от них особо ничего не требуют, зато, наоборот, наши работники без работы хотят хозяина и плетей побольше (хлеба не надо работу давай, лучше всего 24/7, а то возникают трудности с самоидентификацией). При этом по нашему законодательству работодатель обязан платить минимальную заработную плату, у нас, в славном городе Санкт-Петербурге в прошлом году это было 17.000 рублей, а в этом целых 18.000 рублей, но, видимо, последняя тысяча сильно подкосила питерских бизнесменов, и у них теперь модный тренд на то чтобы всех работников оформлять на полставки. Так и выходит, что приходят инспектора из налоговой, и им предъявляют документы, что в ресторане на 350 посадочных мест работает целых четыре(!) официанта с зарплатами по 9000 рублей в месяц, они говорят: “Ну, ни хрена себе!”, пьют чай, уходят назад к себе и пишут в отчёте “налоговая проверка прошла штатно, нарушений не обнаружено…” Сколько раз уже говорили, что чаевые выгодны именно бизнесменам, потому что им денег меньше платить надо, когда в ресторане посетителей нет, а так нормальный оклад платить придётся – это же никаких бюджетов не хватит! В том же Питере средняя зарплата сейчас составляет 50.000 рублей – хорошее дело – это значит работник там стоит, мебель подпирает, яйцами поигрывает, в телефоне игры проходит, пыль подтирает, а ты ему за всё это 300 рублей в час платить должен, да хрен ему, обойдётся, столько даже в день многовато будет. Ну и мотивации в этом случае у официантов никакой нет для совершения трудовых подвигов. Зарплаты для бизнеса – это расходы, и в идеальной бизнес-вселенной надо стремиться к тому, чтобы совсем избежать их платить. Чтобы обеспечить хоть какую-нибудь мотивацию персонала к трудовым подвигам и увеличению продаж работодатель и решил установить смешанную оплату труда, то есть какую-то минимальную гарантированную часть зарплаты, которую платит он и вторую часть зарплаты официанта, которую выплачивают посетители при каждой сделке. Только после того как ресторатор всё-таки выбрал эту порочную систему, в которой он перекладывает свою обязанность платить зарплату работнику на клиента, то неплохо бы участникам системы об этом сообщить и обеспечить процент со сделок, но так будет недостаточно прогрессивно и интересно, потому что одни возмутятся, какого хрена мы должны платить два раза за одно и то же, при том, что нас об этом не предупреждали, а вторые возмутятся, а какого хрена нам не заплатили ни разу! Поэтому на собеседовании манагер говорит потенциальному работнику, что “у нас чаевые оставляют!”, а гости потом из чеков и от тех же манагеров узнают, что “то ли чаевые на Ваше усмотрение, то ли их вообще оставлять не надо…” А дальше учредителю остаётся взять попкорн и насладиться этой эпичной битвой, тех кому не доплатили с теми, кто считает, что он всё уже заплатил. Сражения бывают столь жаркие, что чуть ли не головы валяются в проходах между столами, а бойцы и рады поубивать друг друга не жалея сил и не обращая внимания на того, кто всё это на самом деле организовал.
Стоит отметить , что уровень организационных усилий руководства завладеть самой последней монетой последнего бомжа на районе необычайно высок. Отсюда и происходят “блюда конструкторы”, бизнес-ланчи, различные акции, дополнительные продажи и необязательность чаевых при оплате счёта. Никак не могут понять предприниматели, что надо определиться со своим сегментом рынка, а не предлагать одинаковые продукты и услуги, что бомжу, что олигарху, лишь бы хоть кто-нибудь купил. На рынках, пытаться продать свой товар абсолютно всем – это тупиковый путь , потому что в результате он никому не будет нужен, в нём всем чего-нибудь не хватит…
Некоторые работники у нас уже до такой степени деградации дошли, что сами считают, что денег им за работу можно не платить! Поэтому с природным лизоблюдством в себе и тезисом, что твои или чьи-нибудь другие услуги не нуждаются в оплате нужно бороться не жалея сил своих, а не рассказывать, что "мало денег получают только блюдоносы" или "хороший официант всегда при деньгах". И не хорошие навыки должны быть у работника, а то у большинства контор денег не хватит его нанять, а минимально необходимые для выполнения данной работы. Как-то раз нормальный человек, который в ресторан пришёл, мне объяснял: “У меня на этой карте несколько миллионов рублей лежит и в следующем месяце меньше никак не станет, но Вы сами почему не можете мне сказать, что необходимо и Ваши услуги оплатить, так я хотя бы смогу Вам ответить да или нет, почему я должен отвлекаться от важных дел, вспоминать, что я там чего-то не оставил, а потом тут сидеть и считать, если даже Вам самому это не интересно!” Ну, у нас-то в обществе даже поинтересоваться тем, что, если всё понравилось, то можете отблагодарить, считается чем-то неуместным и из ряда вон выходящим. Нет, если лично вам деньги не нужны, то подойдите к руководству и попросите лично вам платить поменьше или совсем не платить, надеюсь, что несмотря на всю необычность просьбы начальство пойдёт вам на встречу.
А так эту хорошую практику “не платить” можно распространить и на другие сферы нашей жизни. Например, вы снимаете квартиру за 20.000 рублей в месяц, но к концу месяца говорите, что так-то арендодатель очень хорошо насдавал вам в этом месяце квартиру, но “спальный район меня сильно угнетает” и платите только 500 рублей вместо 20.000, не ну а что, у него же зарплата есть, зачем ему деньги ещё и за съём? Правда, потом хозяин квартиры пендаля может вам дать, но не будем придираться к деталям. Или вот сантехника вызвали унитаз установить, и эта прекрасная услуга стоит 2500 рублей по прайсу, а ты такой говоришь “всё очень классно, но тут полчаса пованивало, поэтому только 100 рублей вот я тебе тут заплачу”, да и вообще сантехнику его контора тоже зарплату может быть платит, пока он сидит заказы ждёт. Только он быстро поправит разводным ключём столь неправильный ход мыслей. То есть с унитазом понятно, что тот кто не может услугу по его установке оплатить - идёт ложить в другое место! Или таксисту, когда приехал уже тоже можно сказать: “Извини, но сегодня наличных нет, я в следующий раз заплачу!” Нет, ну а что, агрегаторы доплачивают же, если поездка меньше меньшего, ноль же меньше будет. Или человеку, которому всё по жизни не нравится - то говно и это говно, всё говно и ничего не нравится – ему вообще никогда чаевых что ли не оставлять? Вот что с индустрией гостеприимства-то не так?? Качество товара или услуги определяется соответствием последних спецификации, а не тем, понравились они там кому-то или нет…
Тут видно два решения проблемы с оплатой труда официанта. Первый – это просто начать платить не минимальный, а нормальный оклад. Вот рестораторы и манагеры любят нам рассказывать, что их заведения стоят “на много ступеней выше фаст-фуда!” Поможем определиться с количеством этих ступеней, например, на две с половиной, подойдёт? Так вот в презираемом нами макдаке почасовая ставка уже почти 200 рублей в час. Тогда устанавливаем 500 рублей в час (для великого ресторана - копейки) и дальше продолжаем на собраниях персонала рассуждать про то, что “оставлять чаевые никто не должен…” Всего-то 78.000 рублей в месяц получится, но для начала и так сойдёт. Для второго способа решения данной задачи нам потребуется немного пересмотреть ресторанное ценообразование, и он с элементами игры и неопределённости, что нам так нравятся. Как себестоимость блюда обычно считают – стоимость ингредиентов умноженная в четыре-шесть раз (ресторанная наценка) и округляют до “красивой” цены по правилам маркетинга, на некоторые позиции (хлеб/соуса) умножают в 10-20 раз. Вот после умножения нам надо к результату прибавить ещё 10%, потом получить отчёт по карте официанта, вычесть проценты назад, сложить их и после уплаты НДФЛ прибавить полученную сумму к минимальной зарплате, выглядит сложнее, зато появляется стимул и дополнительная мотивация к работе, и, да, я не думаю, что если кто-то был готов заплатить за 40 грамм сметаны 100 рублей, то он 110 рублей уже не вывезет. Наконец-то, при реализации любого из двух вышеописанных способов оплаты труда управляющие получат полное право говорить на собраниях: “чаевые – это не обязательно, и их нужно оставлять, только в том случае, если всё понравилось!”