Давайте познакомимся с реальной историей Пола Фельдмана.
Давным-давно у Фельдмана была мечта.
Получив образование экономиста по сельскому хозяйству, он хотел бороться с голодом в мире.
Вместо этого он устроился на работу в Вашингтоне и занимался анализом расходов на вооружения для Военно-морского флота США.
Это было в 1962 году.
В течение следующих двадцати с лишним лет он занимался примерно тем же самым.
Он находился на руководящих должностях и зарабатывали хорошие деньги,
но это не было работой его мечты.
Во время Рождественнских корпоративов коллеги представляли его своим женам
не как «глава исследовательского отдела» (которым он на самом деле являлся),
а как «он - тот самый, кто приносит нам в оффис бэйгелс».
История с бейгелс началась случайно: вначале босс в шутку поощрял этим своих сотрудников, когда они выигрывали контракты на исследования.
Затем это стало привыкой.
Каждую пятницу он стал приносить несколько бэйгелс и сливочный сыр.
Когда сотрудники с соседних этажей услышали об этих пятничных бэйгелс, они тоже их захотели.
Привело это к тому, что Фельдман стал приносить пятнадцать дюжин бэйгелс в в неделю
и оставлять их в коробке, в комнатке для перекусов.
Чтобы окупить свои расходы, он поставил рядом с бэйгелс корзинку для сбора денег
и прикрепил рядом табличку, на которой указал предлагаемую цену за 1 штуку.
Его коэффициент сбора составил около 95%.
Неплатежи он объяснял не мошенничеством, но рассеянностью сотрудников.
В 1984 году, когда его исследовательский институт возглавило новое руководство,
Фельдман задумался о перспективах своей работы и карьеры - и поморщился.
Он решил бросить свою работу и начать продавать бэйгелс.
Его друзья-экономисты решили, что он потерял рассудок.
Однако, жена поддержала его.
Ипотека на тот момент была выплачена, а последний из их троих детей уже окончил колледж.
Поездив по офисным центрам, окружающим Вашингтон, он предлагал будущим клиентам простую схему: рано утром он доставлял бы бэйгелс и корзинку для сбора денег в комнату для перекусов их компании, а перед обедом возвращался бы, чтобы забрать деньги и нераскупленные бейгелс.
Это была "коммерческая система полагавшаяся на честность" ("honor-system commerce scheme").
И это сработало.
В течение нескольких лет Фельдман поставлял в 140 компаний 8 400 бэйгелс в неделю,
и зарабатывал столько же, сколько и раньше, будучи шефом отдела аналитики.
При этом, он вырвался из среды офисных клетушек- кьюбиков и был счастлив,
чувствуя себя свободным человеком.
Помимо всего прочего, совершенно о том не задумываясь и ничего такого не планируя ,
Фельдман осуществил интересный эксперимент.
С самого начала Фельдман тщательно записывал все данные данные о своем бизнесе.
Поэтому, подсчитывая деньги, собранные за продажу бэйгелс, он обнаружил, что с точностью до пенни может сказать, насколько честны его клиенты.
Подворовывали ли они?
Если да, то каковы были характеристики компании, в которой они работали?
И в чем отличие таких компаний - от компаний, в которых клиенты платили честно?
При каких обстоятельствах люди склонны красть больше, или меньше?
Как это иногда случается, непреднамеренное исследование Фельдмана пролило свет на форму обмана, которая давно уже ставила в тупик исследователей: преступления "белых воротничков".
( Да-да, обжуливание продавца бэйгелс - это тоже "беловоротничковое" преступление,
хотя и незначительное по объему).
Казалось бы, смехотворно проводить параллели между огромными и плохо отслеживаемыми беловоротничковыми преступлениями - и обманом продавца бйэгелс..
Но часто ответ на маленький и простой вопрос - может помочь приблизиться
к разгадке большой и сложной проблемы.
Несмотря на все огромное внимание, уделяемое компаниям-разбойникам, вроде ENRON, исследователи очень мало знают о практических сторонах беловоротничковых преступлений.
Причина?
Нет хороших данных.
Ключевой фактор проблем с беловоротничковыми преступлениями заключается в том,
что мы узнаем только об очень малой их части, и от людей, которые пойманы с поличным.
Большинство же расхитителей и мошенников ведут тихую и (теоретически) счастливую жизнь. Сотрудники, которые воруют средства и имущество своих компании (и/или клентов),
- обнаруживаются редко.
Например, в случае с уличной преступностью все не так.
Обычно, воровство, грабеж, или кража со взломом, или убийство - обнаруживаются и расследуются независимо от того, пойман ли преступник.
У уличного преступления есть жертва, которая обычно сообщает сведения о преступлении, которые генерируют данные, которые, в свою очередь, приводят к тысячам отчетов криминалистов, социологов и экономистов.
Но беловоротничковые преступления часто не предоставляют очевидной жертвы.
Кого конкретно обокрали владельцы ЭНРОНа ?
И как вы можете что-то измерить, систематизировать и изучить, если не знаете, кто жертвы преступлений, как часто эти преступления происходят и каков ущерб от них?
Бизнес Пола Фельдмана с бэйгелс был иным случаем.
Здесь имелась явная жертва.
И жертвой был никто иной, как сам Фельдман.
Когда он начинал свой бизнес, он ожидал 95% оплат, основываясь на собственном опыте
в своем оффисе.
Но здесь можно провести параллель: так же, как уличная преступность ниже там,
где демонстративно припаркован полицейский автомобиль,
так же и уровень оплат в 95% был завышен "искусственно":
присутствие Фельдмана в офисе удерживало от обмана.
Кроме того, едоки бэйгелс лично знали Фельдмана и ( предположительно) хорошо к нему относились.
Широкий спектр психологических и экономических исследований показал, что люди будут платить разные суммы за один и тот же предмет в зависимости от того, кто его предоставляет.
Экономист Ричард Талер в своем исследовании 1985 года «Пиво на пляже» показал,
что жаждущий пивка готов заплатить 2,65 доллара за пиво, принесенное ему из отеля,
но только лишь 1,50 доллара за то же пиво, если оно прибыло из потрепанного продуктового магазинчика.
Фельдман научился довольствоваться менее чем 95% оплат в реальном мире
Он рассмотривал компанию как «Честная», если объем оплат превышал 90%.
«Раздражает, но терпимо», если оплаты составляли 80-90%.
Если же в некой компании сбор составлял менее 80%,
Фельдман мог прикрепить рядом с бэйгелс такое объявление:
"С начала года стоимость бэйгелс возросла.
К сожалению, выросло и число бэйгелс, которые пропали без оплаты.
Пожалуйста, не позволяйте этому продолжаться.
Я не думаю, что вы учите своих детей обманывать,
так зачем же так поступаете Вы сами?".
Вначале Фельдман оставлял открытую корзинку для денег, но слишком часто деньги исчезали.
Затем он попробовал использовать банку из-под кофе, с щелью в пластиковой крышке, но это оказалось также слишком соблазнительным, чтобы не отсыпать из нее мелочь.
В конце концов, он сделал небольшие коробочки из фанеры, с прорезью в верхней части.
Коробочки из фанеры сработали "на ура".
Каждый год он ставил в компаниях около 7 000 коробочек для денег
и терял изза кражи, в среднем, только 1 коробочку.
Это интригующая статистика:
те же люди, которые обычно крадут более 10% бейгелс - почти никогда не опускались до того, чтобы украсть его денежную коробку.
Скорее всего потому, что это было бы уже нарушением социальных норм
( одно дело - не заплатить за бэйгелс, это вроде как проступок, и совсем другое - стащить коробку деньгами, - это уже всеми понималось, как воровство).
На взгляд Фельдмана, сотрудник компании, который ест бэйгелс не заплатив за него - совершает преступление. Сотрудник же, вероятно, так не думает.
Это различие, вероятно, менее связано с небольшой суммой денег за бэйгелс
(бейгелс Фельдмана стоят по одному доллару каждый, включая сливочный сыр),
чем с контекстом «преступления».
Тот же служащий, который не платит за свой бэйгелс, также, скорее всего, нальет себе побольше содовой в ресторане с самообслуживанием, но вряд ли он покинет ресторан, не заплатив.
Итак, что же могут сказать данные, собранные при продажах бэйгелс ?
В последние годы были замечены два примечательных тренда в процентах оплат.
Первый тренд - это медленный спад в общем размере оплат, начавшийся в 1992 году.
К лету 2001 года средний показатель снизился примерно до 87%.
Но сразу после 11 сентября того же года оплаты увеличились на 2% , и с тех пор они не падали.
(Если 2% выигрыш в оплатах не кажется значительным, подумайте об этом так: размер неплатежей упал с 13 до 11 %, что означает сокращение воровства на 15% ).
Поскольку многие из клиентов Фельдмана связаны с национальной безопасностью,
возможно, был патриотический элемент от эффекта 9/11.
Или, возможно, это было более общее - всплеск сочувствия и сознательности.
Данные Фельдмана также показывают, что небольшие офисы более честны, чем большие. Честность в оплатах у офисов с несколькими дюжинами сотрудников - обычно выше на 3-5%, чем в офисах с несколькими сотнями сотрудников.
Это может показаться противоречащим здравому смыслу.
В самом деле - в бОльшем офисе вокруг стола для бэйгелс собирается бОльшая толпа, обеспечивая больше свидетелей того, что деньги за бэйгелс будут опущены в коробку.
Но при сравнении большого офиса и малого офиса, "бейгельные преступления" можно сравнить с уличной преступностью:
в сельской местности гораздо меньше уличной преступности на душу населения,
чем в городах, в значительной степени потому, что сельский преступник, скорее всего,
будет известен (и, следовательно, пойман).
Кроме того, меньшая по размеру община имеет тенденцию проявлять больше социальных стимулов к сдерживанию преступности ( например, важным сдерживающим стимулом может быть всеобщий позор нарушителю).
Данные, собранные при помощи бэйгелс, отражают также то, насколько настроение может влиять на честность.
Например, погода представляет собой основной фактор.
Неожиданно приятная погода в не сезон вдохновляет людей платить честнее.
Неожиданно холодная погода - предвестник того, что люди постараются обмануть
( так же, как их "обманывает" неожиданный сильный дождь и ветер ?).
Хуже всего - это .... праздники.
Неделя Рождества дает 2% снижение оплат ( то есть, как в примере ранее - рост краж составляет 15%).
День благодарения почти так же плох.
Неделя Дня святого Валентина такая же паршивая, как и неделя 15 апреля.
(прим.: 15 апреля - день всеобщей нервозности, - это последний срок подачи годового отчета о доходах - в налоговую инспецию))
Однако есть несколько хороших праздников:
недели, которые включают Четвертое июля (день Независимости), День труда и День Колумба.
В чем различия в двух наборах праздников?
Праздники с низким процентом обманов предоставляют сотрудникам 1-2 выходных дня.
Праздники с высоким процентом обманов - связаны с разными тревогами и высокими ожиданиями от любимых.
Фельдман также сделал некоторые свои выводы о честности, основанные больше на его опыте, чем на собранных данных.
Он пришел к выводу, что моральный дух в компании - это важный фактор.
Более честны те компании, в которых сотрудники уважают своего босса и любят свою работу.
Он также считает, что сотрудники, продвинувшиеся по карьерной лестнице,
обманывают чаще, чем те, кто ниже их по иерархии.
По его мнению, топ-менеджеры, ввиду своего положения, считают, что имеют на это право (тоесть имеют право платить или не платить - когда им вздумается).
(Интересно, задавался ли Фельдман вопросом, что их нечестность как то связана с тем,
каким образом они продвинулись по служебной лестнице?).
Если мораль представляет собой то, как мы хотим, чтобы мир работал, а экономика отражает то, как это работает на самом деле, то история о бизнесе Фельдмана лежит на самом пересечении морали и экономики.
Да, многие люди подворовывают у него, но подавляющее большинство этого не делает, хотя за ними никто и не присматривает.
Этот результат может некоторых удивить, в том числе друзей-экономистов Фельдмана,
которые 20 лет назад убеждали его, что его система, построеннаяя на честности, никогда не будет работать.
Но это не удивило бы Адама Смита.
Фактически, темой первой книги Смита «Теория моральных чувств», была врожденная честность человечества.
"Каким бы эгоистичным ни был человек", писал Смит, - " очевидно, что есть некоторые принципы в его характере, по которым он не безразличен совершенно - к судьбам других, и счастье других - радует и его самого, даже несмотря на то, что ему лично это ничего не приносит, кроме удовольствия видеть, что другие - счастливы".
Иногда Фельдман рассказывает своим друзьям-экономистам историю " Кольцо Гига",
о которой рассказано в "Республике" Платона: