Ямщик, не гони
Первым агрегатором такси в России можно назвать… Ивана Грозного. С алгоритмами в те времена было туго, а вот принцип «договорились — поехали» оказался вполне рабочим. Впрочем, он существовал задолго до тех суровых времен и уж точно до появления приложений.
В XVI веке, во времена правления Грозного, в Москве появились «зимники»
Это наёмные извозчики — крестьяне, которые на осень и зиму, когда в полях не было работы, нанимались в город и возили желающих по сходной цене.
Идея оказалась удачной и прижилась, с тех пор число городских извозчиков только росло. Постепенно они начали появляться в других крупных российских городах, и работали не только осенью и зимой, а круглый год.
Дорогами и расстояниями наша страна всегда славилась, но вот с общественным транспортом у нас было туго.
Были, разумеется, и ямщики
Они в основном использовались на государственной службе: доставляли почту, перевозили чиновников и казенные грузы. По городам передвигались в основном пешком или верхом, более состоятельные люди — на собственных экипажах или повозках. Любая поездка даже между городами становилась настоящим приключением, и не всегда приятным.
Расцвет городских извозчиков пришелся на XIX век
Из подработки их ремесло превратилось в профессию со знаками отличия, правилами, регистрацией в полиции и даже номерами. Их крепили на самое видное место повозки или экипажа. К этому моменту появились и категории извоза разного уровня комфорта и стоимости.
Эконом-класс того времени — «ваньки», извозчики на телегах, запряженных лошадьми. Дешево и сердито.
Эконом-плюс — живейные извозчики на экипажах. С ними поездки были очевидно комфортнее и быстрее, потому что лошадей запрягали более резвых. Но и стоили они дороже.
Комфорт и комфорт-плюс — «лихачи»», или «голубчики». Тут уже и экипажи шикарные (у некоторых с дутыми шинами), и лошадки резвее. Они брали дорого, и поездка с ними была своего роде кутежом. Кстати, прозвище «голубчики» они получили за любимую присказку «Эх, голуби». А еще они украшали упряжь колокольчиками, так что прокатиться можно было еще и с веселым перезвоном.
Во все времена было принято договариваться с возницей о цене
Да, были установленные рамки тарифов, но и извозчик оценивал платежеспособность пассажиров, а последние выбирали себе экипаж по карману и маршруту.
Простая схема прямых договоренностей действовала безотказно, и даже появление современного такси с таксометрами до конца этот принцип не изжило.
В XX веке пассажирские перевозки эволюционировали стремительными темпами
Этому немало способствовал технический прогресс и сильно возросшая скорость жизни. Приложения для заказа поездок и алгоритмы, формирующие окончательную цену за поездку — дань нашему времени, в котором все меняется еще стремительнее. Теперь не нужно ловить такси, диктовать адрес диспетчеру (надеясь, что тебя правильно расслышали) и пытаться понять, нужной ли дорогой вы двигаетесь — всё есть в телефоне. Единственное, что не изменилось за все эти столетия — люди и их способности договариваться между собой.
Принцип «договорились — поехали» работает и в наши дни — в сервисе поездок Drivee. Только договариваться стало удобнее, можно все сделать прямо в приложении в телефоне: выставляете цену, указывайте маршрут и ждете, кто из водителей откликнется.
Сейчас невозможно предсказать, как изменится мир даже через полвека: будем ли мы так же заказывать поездки с помощью телефона или окажется достаточно моргнуть в пространство, чтобы вызвать машину — а может, принцип будет совсем другим. Но в одном можно быть уверенными — простые человеческие договоренности всегда будут в цене.