Трамвай в городе
2 поста
2 поста
Итак, не прошло и полугода, как я решил накатать еще один пост про трамваи. Долго думал, про что же написать, в прошлом посте часто всплывала тема сходов трама с рельс, но к этому вопросу надо еще подойти, а то не совсем понятно будет. Поэтому сейчас мы разберём довольно простой вопрос - как же поворачивает трамвай. Как по мне, то тут не то, что бы сложно было догадаться, но вопрос тоже периодически возникает. Да и друзья просят про это рассказать.
Трамвай, как рельсовый транспорт, двигается по рельсам (ваш Кэп). Для того, что бы повернуть, ему, для начала, нужно что бы пути разветвлялись и позволяли поворачивать. Второе условие в том, что бы была установлена стрелка, которая будет создавать для колёс сплошной рельс. Стрелки могут быть противошёрстными (установлены навстречу движению), которые как раз и позволяют сделать поворот, и пошёрстные, которые трамвай переводит своими колёсами в конце поворота (эти не меняют его направление движения).
Кстати, к вопросу, почему трамвай, зачастую, крайне медленно ползёт на многих перекрёстках. Ограничения скорости на противошёрстных стрелках - 5 км/ч, на пошёрстных, которые необходимо переключить колёсами - 10 км/ч, пошёрстные, которые расположены в нужном направлении - 15 км/ч (так же при движении по крестовинам, т.е. пересекая перпендикулярные трамвайные пути)
10 км/ч, пошерстная стрелка в сторону ответвления
Нас интересуют, естественно, противошёрстные стрелки. Как же их переключить и почему там такое ограничение скорости? Давайте разбираться.
Стрелку можно переключить двумя способами: автоматически (где установлено оборудование) и вручную.
Подавляющее большинство стрелок в Питере оборудовано системой автоматического перевода, которая называется "Лира" (честно, уже и не помню, это официальное название или народное, кто помнит - напишите). Как она выглядит, показано на картинке ниже. Это прямоугольная коробка, расположенная на проводе контактной сети трамвая перед стрелкой. Так же вместе с "Лирой" устанавливается система блокировки, которая препятствует переводу стрелки сзади идущим трамваем. Сделано для предотвращения переключения стрелки до прохода переднего вагона (подсечки). Эта система оснащена световым сигналом, который загорается, когда стрелка заблокирована.
Слева - Лира, Справа - блокировочный фонарь.
Как же работает система автоматического перевода? Всё достаточно просто. В механизме стрелки (обычно внутри пути, многие, думаю. видели, железные коробки с крышками) установлены два электромагнита, которые притягивают стрелку к себе. В зависимости от того, куда надо перевести стрелку, включается одни из магнитов. При проезде "Лиры" трамвай замыкает своим токоприёмником цепь системы перевода и, в зависимости от того, сколько тока он в этом момент потребляет, включается один из электромагнитов. Для поворота направо(соответственно притянуть стрелку влево к левому рельсу) необходимо двигаться потребляя ток из контактной сети, для поворота налево - наоборот, ток из к/с потреблять нельзя. На старых вагонах данная манипуляция проделывается водителем фактически, т.е. проходится "Лира" потребляя ток, на маневровой позиции контроллера водителя(условная первая передача на автомобиле), или выбегом с отключенными потребителями тока (печками, к примеру). На новых вагонах всё делается нажатием кнопочки (хотя, если хочется, то по старинке система тоже сработает).
Кто увидит и услышит перевод стрелки?
Ну и второй вариант переключения. Как многие, думаю догадались - это вручную. Водитель выходит и ломиком переключает стрелку в нужном ему направлении.
А теперь о проблемах наших стрелок и почему на них ограничение скорости в 5 км/ч. Всё упирается в необходимость ручного и быстрого переключения стрелки. Причин для этого может быть множество - от неисправности автоматической системы до звонка диспетчера с требованием изменения маршрута. Соответственно иметь возможность переключить стрелку должен каждый водитель в любой физической форме. Из этого вытекает проблема - магниты работают только в момент перевода стрелки, а пружины, которые удерживают стрелку в нужном положении и не позволяют ей самопроизвольно переключаться - достаточно слабые, при проезде 30+ тонн по ним могут не удержать стрелку, и она от вибраций и ударов переключится в момент проезда по ней трамвая. И для минимизации рисков и введено ограничение скорости. Зачастую его, конечно, не соблюдают и проезжают чуть быстрей, но я вам этого не говорил
Так же возникает проблема в зимний период. Магнитам не хватает силы выдавить снег из жёлоба между рельсом и стрелкой и она не прилегает к рельсу, что не есть хорошо.
Не прилегла, мог быть сход, или уезд по не направлению
Со снегом в стрелках борются несколькими способами:
Рассаливание. Просто засыпают солью стрелку, предварительно её очистив от снега. В принципе, помогает при не сильном снегопаде.
Отключение стрелки. Ну, как бы это тоже способ очитки стрелки и предотвращение сходов. Водитель вынужден с метёлкой топать и чистить стрелку самостоятельно (если она не по направлению ему лежит)
Обогрев стрелки. Есть стрелки с установленным обогревом, который работает. Стрелка всегда чистая. Но, что странно, стрелки с ним в снегопады тоже отключают(
Аж дымится)
На этом про повороты и стрелки, пока что, всё. Нет, можно, конечно, где-то найти электрическую схему "Лиры", схему устройства стрелки и прочее, но мне лень, да и смысл? Кто хочет, сам найдёт, ну или в комментариях выложат. Так же хочу сказать, что вспоминать и искать правильные технические термины и описания я особого смысла не вижу, так что кидайтесь тапками и какашками, исправляя меня. Если получится, добавлю в пост, если нет - то нет.
Пы.Сы. В названии поста строчка из песни "Зеркальце" группы Doodle. И да, я хотел написать полноценное "нихуя", как в тексте песни, но Пикабу не дал, говорит исключите мат в названии поста(
Пы.Пы.Сы. Возможно, есть шанс вероятности, что я когда-нить напишу несколько постов по туристической тематике Лен. области, так что кому интересны трамваи - я оформил серию постов, можете на неё подписаться/переподписаться, а не на меня)
Итак, всем здрасьте. На меня тут подписалось зачем-то кучка человеков, которые давят на меня морально своим существованием и вынуждают написать новый пост. Злые Вы!. А так как я усиленно (нет) собираю материал для следующего типа образовательного поста, но моменты пролюбил, то держите пост о том, как я развлекался в рабочее время. Ну и капля полезной инфы тут тоже, возможно, теоретически, с натяжкой, будет.
Для начала небольшое пояснение. Данное мероприятие было устроено молодёжным советом профсоюза нашего ГУПа, для, собственно, молодёжных советов транспортной отрасли города Санкт-Петербурга. Зачем и почему я нахожусь в профсоюзе, а тем более в молодёжном совете, то вот пояснение: "Бла бла бла, бла бла, бла." Ну а если Вам, почему-то, этой информации недостаточно, то топайте под спойлер.
В один момент сложилась такая ситуация, что мне было очень полезно и рекомендовано вступить в профсоюз, что и сделал. Чем-то заниматься там не надо было, те мероприятия, которые в нём предлагались, меня не интересовали, так что жили мы особо и не вспоминая про существование друг друга. Разве что на Новый год мне подарок вручали, за что я был, конечно же, очень благодарен, хе-хе. Но тут, не так давно, сидел я в запасе (это когда ты сидишь в парке и ждёшь какого-то пиздеца на линии. что бы выйти на замену накосячившего водителя. Ну или если кто-то проспал, опаздывает и т.п., тоже выходишь. Могу привлекать для помощи водителям перегонки внутри парка, для перегонки сломавшегося трамвая на линии и т.п., но это зависит от парка, у нас такое не принято). Так вот, сижу я в запасе, настроение так-себе, пикабушка уже прочитана, сиськи пересмотрены и делать решительно нечего. А что-то сделать хочется, желательно какую-нить хню. А напротив меня висит кусок макулатуры в виде объявления, что всех желающих приглашают в молодёжный совет при профсоюзе. Посмотрел я на неё, почесал свою седую, местами, башку, да и подал заявку. Особо ничего и не ожидал. Может, каких-то нудных сборов в актовом зале, где мы будем, делая умный вид, что-то "очень весело" обсуждать. Но реальность оказалась нааамного интереснее.
В общем, в один момент, в чате этого самого молодёжного совета было вывешено объявление, что состоится встреча на базе НИИ «Перспективных исследований и инновационных технологий в области безопасности жизнедеятельности» и приглашаются все желающие, особенно ждут новичков. Ну я и вписался.
Мероприятие проводилось на двух площадках. Сначала мы приехали в Санкт-Петербургский государственный университет ГПС МЧС России. Там уже было занимательно и интересно. Нам показали пожарную машину, с объяснением что в ней находится, для чего и почему. Посмотрели на пожарные рукава, попинали чугунные разветвители для рукавов (больно). Далее пошли дышать свежим воздухом из баллонов и постреляли из водяной пушки (называется она по другому, но я не помню как 🙂):
Предназначена для сбития пламени на небольших очагах пожара, работает на сжатом воздухе и воде.
После подобных развлечений мы двинули в НИИ МЧС, где началось самое интересное. Для начала нам показали работу разных огнетушителей:
А далее отчасти полезная информация.
Следующим занятием у нас было самостоятельно тушение очагов возгорания. Тушили мы типовыми огнетушителями, которые сейчас находятся в трамваях и троллейбусах:
Как Вы могли заметить, данный огнетушитель достаточно долго тушил небольшой очаг. По результатам израсходования более 20 штук мной был сделан следующий вывод : эффективность этих огнетушителей достаточна, что бы затушить какое-то небольшое возгорание, например загоревшуюся тормозную колодку, но не более того. Были моменты, когда с одного огнетушителя затушили три очага, но были моменты, когда даже на один не хватало. Так же хочу заметить, что для эффективной работы необходимо иметь некоторый навык и знание конструкции огнетушителя, а точней раструба и понимание, как он распыляет огнетушащую смесь. Как мне показалось, именно от этих факторов зависела эффективность тушения. Ну а так как наши огнетушители порошковые, то после окончания тушения все мы выглядели, будто искупались в бассейне с кокосом😁.
Следующим этапом была эвакуация из троллейбуса. Тут комментировать нечего, просто выдалась возможность всё-таки использовать молоточек:
Далее наблюдаем работу автоматической системы пожаротушения в троллейбусе. По сути, она так же работает и в трамваях (в высоковольтных шкафах) и в автобусах (походу нет). Ну или должна работать. В любом случае, она подаёт сигал водителю о возгорании, он останавливается, открывает все двери, полностбю обесточивает/выключает троллейбус/трамвай/автобус (нужное подчеркнуть), выходит и сообщает диспетчеру. Ну, делается это все одновременно, правда. Уже загоревшийся транспорт своими силами никто не тушит и не бегает вокруг с огнетушителями. К тому же зачастую серьезные возгорания начинаются там, где до очага не добраться и вовремя не выявить.
А дальше произошло самое эпичное, для нас сожгли троллейбус:
Для зануд и тех, кому жалко рогатых: они выработали свой срок эксплуатации и были списаны.
Так же посмотрели экспозицию улик с пожаров в небольшом местном музее. Оказывается, что холодильники - это довольно частая причина пожаров 😯
Ну и напоследок небольшое лирическое отступление. Это мероприятие не только развлекательно-показательно-учебно-просветительское. Мы пообщались и с директором Горэлектротранса, и с представителями МЧС, заслушали лекцию об особенностях работы в сфере надзора за пожарной безопасностью предприятий транспортной отрасли и многое другое, но Вам это все, я думаю, не особо интересно, да и я не смогу ничего путного написать. А напоследок держите мою счастливую морду)
А не надо было звонить на ЦДС о том, что я встал под пересечку!
При написании этого поста пострадало два троллейбуса и туева хуча огнетушителей. Ну и мы попали в новости какие-то)
Пы.Сы. Для других беспокоящихся: добро на пост было получено, вроде как.
Пы.Пы.Сы. Данный пост, как Вы могли заметить, несёт минимальное количество полезной информации, ибо кто не умел пользоваться огнетушителями - тот и не научился, как тушить троллейбус я тоже не рассказал. Просто мне хотелось похвастаться, что и было сделано 🙂 И с наступающим Новым Годом!
Доброго времени суток. Так уж случилось, что сошлись две звезды: я работаю водителем трамвая и, пусть и с опозданием, поборол свою лень, поэтому сейчас будет небольшой ликбез по особенности движения трамвая осенью (да и весной...ну и летом бывает...и зима сейчас не сильно от осени отличается)
Для ЛЛ: после начала листопада и до установления минусовой температуры у трамвая появляются проблемы с торможение, держитесь от него подальше.
Начнём издалека. Почему у трамвая во многих случаях приоритет над остальными участниками дорожного движения? Задумывались? А потому что у него наименьший коэффициент сцепления с дорожным покрытием среди всего городского транспорта (ну, нам так во время учебы говорили 🙂). И данный показатель не постоянный, а при определенном стечении обстоятельств и/или погодных условиях и вовсе начинает стремиться к нулю. Официально данные условия называют буксовое состояние пути, или попросту: буксовка.
Причин возникновения буксовки много, но основных две:
Начало листопада. Листья раскатываются по рельсам и создают масляную плёнку, из-за которой теряется сцепление колёс с рельсами.
А вот и каток
2. Низкая плюсовая температура и высокая влажность. В это время вся грязь, пыль и прочие выделения города и автомобилей создают на рельсах такую же плёнку, что и листья.
Как вы могли заметить первая причина возникает чуть раньше, чем вторая, и длится все это...ну, всю осень. А заодно и весну, разве что листья не падают.
Во время буксовки рельсы визуально становятся чёрными или серыми, могут и серыми, где черные участки смешиваются со светлыми.
Бывает и такое, на правом рельсе буксовки нет, а на левом - есть.
Вы, конечно, спросите : "ChDV, это, конечно, познавательно, но нафига этот поток сознания ты сюда вывалил?" А дело в том, что буксовка влечёт за собой две неприятности, а именно:
1. Собственно буксовку, когда колёса крутятся там внизу, а трамвай стоит на месте (ну а если он стоит на подъёме, то и назад может покатиться, да).
На видео видно как буксует вагон. Так же можно заметить, что отрабатывает антипробуксовочная система, сбрасывая ток с буксующей колесной пары, из-за чего колеса крутятся с разной скоростью. Это не самая сильная буксовка, у меня были моменты, когда я с места не мог тронуться.
2. И самое страшно - юз. При торможении колеса теряют сцепление с рельсом и вагон...перестает тормозить, как то ни удивительно. А зачастую он еще и разгоняться может начать. А когда престаёт тормозить махина в 30+ тонн, это не очень хорошо, особенно для тех, кто оказывается на пути у этого тарана.
С возникновением буксовки и то, что она за собой ведет мы, вроде как, разобрались. А что же делать в моменте? Как начать двигаться и, главное, как выходить из юза?
Основное средство, что для первого, что для второго звучит просто: песок. Да, именно он. На видео выше Вы можете увидеть, что перед переднем колесом у трамвая торчит какой-то шланг.
Вот он, в желтеньком кружочке
Это шланг выведен перед первой колесной парой первой и третьей тележки и по нему подаётся песок на рельс, может и автоматически, может и по нажатию кнопки, педали водителем. Ну и да, каждый трамвай возить с собой неплохую такую кучу песка.
"Песочница" в трамвае. Их таких 4 штуки в каждом вагоне.
При буксовании, по Должностной инструкции, водитель должен сбросить ток с двигателей и начать подавать его заново, с выдержкой по времени. Но при сильной буксовке это не очень помогает, и не способствует скорости движения. Проще и эффективней посыпать под себя песочек и, с неплохим таким ускорением, рвануть вперёд...к следующей остановке или светофору.
Ну а при входе вагона в юз...сыпать песок под себя (а заодно и кирпичи) и молиться. Шучу. Но не совсем. При средней буксовке песок и вправду поможет выйти из юза, но, к сожалению, бывают моменты, когда его не хватает. Тогда к нему добавляется торможение рельсовым тормозом. Все же видели те болтающиеся железяки между двумя колесами у трамвая? Вот это он и есть, в виде электромагнитов. Вот они, вкупе с песком, и останавливают вагон. Кстати, такое торможение со стороны выглядит достаточно эффектно (оно же, по сути, является и экстренным): вокруг трамвая вздымаются клубы то ли дыма, то ли пыли, которые его потом обгоняют. Ну и запах стоит несколько...специфический. А когда трамвай буксует, то стоит достаточно сильный вой под днищем, тоже, думаю, многие могли слышать.
Интересный факт, для понимая проблемы. У меня максимальный тормозной путь при буксовке был около 200 метров. Может чуть больше. Ну и попытки как-то разогнаться до скорости, которую можно назвать движением примерно столько же. А теперь учтём, что расстояние между остановками, в среднем, около 500 метров, получим так себе картинку.
К чему, в общем, я вылил тут этот поток сознания? В автошколах не дают никакой информации по подобным особенностям городского транспорта, а, соответственно, водители даже отдаленно не представляют, как движется трамвай, на путях которого они остановились для поворота. Какие силы на него действуют и каким образом он будет останавливаться до автомобиля, а не в нём. Понятно, что за ручками трамвая сидит водитель-профессионал, который учитывает состояние пути, особенности вагона и прочее, прочее, прочее, но...
Пы.Сы. Сейчас этот пост, конечно, не совсем актуален. Обильные дожди и снегопады смыли буксовку и обратно она появляться не должна, погода уже не та. Но и мысль поста пришла не так давно, да и писать эту простыню мне было, честно говоря, весьма лень. Зато теперь можно сюда ссылаться, а не нудно объяснять одно и тоже каждому новому знакомому, с которым зашел разговор на тематику трамвая.
Пы.Пы.Сы. Надеюсь получилось хоть немного читабельно, ибо писатель я так себе(
Посмотрев на пост-агитку Outdoor сообщества Пикабунда, решил что настало и мне время напрудить в эти ваши интернеты.
Значится история начиналась так: в мае на шашлыках тыкали меня всякие люди на предмет "Когда поход?". Тыкали активно, и я уж решил что вот оно, надо собирать. Весь процесс можно было бы описать вот этим мемом:
Но что-то пошло не так, и, в итоге, нас собралось аж 6 человек.
Маршрут претерпел 4 реинкарнации, превратившись, в итоге, в круговой. Добираться до/из точки старта предполагалось на машинах.
Настал час Хэ. Утро. Все на низком старте, кто-то едет на метро до машины, кто-то спит. В этот момент один из водителей, при выезде из двора, притирает стоящую машину. По итогу второй экипаж ждёт приезда ГИБДД (всего 2 часа), а первый выдвигается на точку, по пути шастая по каким-то местам и разглядывает всякое:
По итогу этих небольших приключений встречаемся все и выходим на маршрут в 13:30, вместо 10:30.
Лорога до тропы по Ладоги была...разная. Шли по сомнительной тропке по лесу, два раза переходили одну и ту же канаву, сидели на скамейке с красивым видом кормя комаров.
Вышли к Ладоге, и точнёхонько на самый край кемпинга, так что не пришлось плутать среди палаток. Далее нас вёл путь по местным скалистым берегам в надеже успеть до начала дождя.
Дождь нас всё-таки застал в пути, но сильно вымокнуть не успели, успели выйти на место стоянки, спешно натягиваем тенты, ставим палатки, вешаем гамаки, раскуриваем кальян. К сожалению, под дождём костер гореть с силой, достаточной для приготовления еды не хотел, пришлось пожертвовать один из тентов богу друшлаков. Зато покушали. На следующий день побещали дождь с утра и до вечера...
Наступило утро. Дождя нет, облака убегают, солнце начинает светить. Некоторые спят до часу дня, кто не спит, готовит суп.
По итогу в 15:30 выходим со стоянки и борым топом топаем до наших машин.
Ну и приходим обратно в СНТ, где оставили тачки. По дороге нас встречает местный шушпанцер)
Ну вот и все, поход закончен, даже вполне удачно. Пройдено 23 километра, травм кроме одной разбитой коленки нет.
Ave Grach!
Пы.Сы. И да, у нас собой был кальян и мы купались.
Есть в Крыму на "Большой севастопольской тропе" участок как в конце видео. Правда не над пропастью, но все же. Но там и взбираешься/слезаешь без страховок, или я дурак и ее не взял, тоже возможно.
После такой лесенки на краю скалы уже даже не очень интересно сидеть.
Кто не успел на прошлые раздачи. 3 ключика.
https://www.playgwent.com/ru/redeem/ANYAF114C13C8D048B
https://www.playgwent.com/ru/redeem/ANYEA68D4A6E6200DB