BorisVlasenko

BorisVlasenko

пикабушник
Репетитор по информатике. Сторонник семейной формы обучения. Не люблю школы.
пол: мужской
поставил 1464 плюса и 117 минусов
проголосовал за 0 редактирований
сообщества:
Лига Потерянных Игр Лига Сельского хозяйства Фейки Уголок ретрогеймера Народный контроль
1231 рейтинг 1024 комментария 3 поста 1 в "горячем"
453

Бесплатна ли школа?

"Бесплатного ничего не бывает", "Бесплатный сыр бывает только в мышеловке". Эти поговорки знает каждый. Но всегда ли мы следуем этой народной мудрости?

Например, бесплатное образование. Слухи о том, что образование может стать платным регулярно тревожат общественность. Появляются стихийные митинги, люди возмущаются, проникновенно говорят об "оболванивании", о "советской системе образования"... Значит хотят, чтобы образование было по-прежнему бесплатным. А как же народная мудрость? Я предлагаю разобраться.

Образование, всё-таки, платно: граждане платят налоги, а государство тратит их часть на образование. На каждого школьника выделяются сумма, которая зависит от региона, например в г. Шатура, Московская область - это 42000 в год (2012 год). В более крупных городах будет больше. Так получилось что россияне считают "бесплатное" - бесплатным. Считаю это национальной трагедией: "Все вокруг колхозное, все вокруг ничье" (народ). В той же Америке любой гражданин помнит, что он платит налоги, которые идут на различные государственные нужды: чиновников, армию, полицию, образование и т.д. То есть там граждане привыкли понимать, что деньги, даже если они и не прошли через твои руки, всё равно твои.


В России, пока (я надеюсь, что "пока") другой менталитет: государство представляется неким злобным Карабасом-Барабасом, которое отбирает часть дохода в виде налога. Государство - это мифические "они". "Мы им платим налоги". "Они должны нам обеспечить...". Обмануть человека - плохо. Обмануть государство или крупную компанию - не только плохо, но и хорошо. Причины этого лежат глубоко и сейчас разговор не о причинах, но факт остается фактом - налоги россияне не считают инвестицией в развитие государства, а считают "отобранными деньгами" или попросту предпочитают об этом не думать. Это объясняет, почему образование считается "бесплатным" и почему эта бесплатность так яростно отстаивается.


"Кто платит - то заказывает музыку". Представим, что школы стали платными, но каждый год родители получают на специальный счёт 50000, которые расходуют на обучение своего ребенка, оплачивая уроки в школе. Если денег хватает, то забирают себе, а если не хватает - то доплачивают. Чтобы было проще забудем о хлопотах в виде поддержания здания, отоплении - это изменит цифры, но не сам подход к расету. (Хотя я бы хотел посмотреть, как будут проверять качество остекления в доме, где за отопление платят из своего кармана, ну, да ладно). Как будут родители относиться к эффективности образования при таком подходе?


Возьмем такой пример: предположим, что завтра ваша школа вводит новый предмет, что-нибудь вроде "Особенности разведения огня в эпоху позднего палеолита" с одним уроком в неделю, контрольными, экзаменами и оценками в журнале. Что скажете, уважаемые родители? Нужен этот предмет вашему ребенку? Вроде и не нужен, но раз педагоги решили, пусть ходит, лишним не будет. Надо же воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность? Вы скажете, что это явно бредовый курс? Хорошо. Я согласен. Пусть будет "Методы решения тригонометрических уравнений". Это не меняет сути. Пока образование "бесплатное", то почему бы и нет? А если платное? Если этот курс будет стоит 6000 рублей в год? Вы тут же захотите оценить его полезность, не так ли? Стоит ли за него платить, насколько он нужен в реальной жизни, насколько полезен в дальнейшей учебе - вот какие вопросы возникнут сразу же, как только появится ЦЕНА. Другой пример: ребенок пришел со школы и сказал, что их сняли с уроков, была какая-нибудь подготовка. Пожарная тревога, репетиция выпускного, школьный КВН и т.д. Когда образование "бесплатное", какой будет ваша реакция? "Уроки на завтра сделал? Ну всё, иди." А если за этот учебный день вы заплатили деньги? Какая сумма будет для вас значимой, чтобы задать вопрос о том, как она была потрачена? 50 рублей? 150? 300? 500 рублей? Что вы скажете, если вместо оплаченного занятия с репетитором, ваш ребенок просто поболтает с ним "о жизни"? Думаю, что такое расходование ваших средств вам вряд ли понравится. И еще один пример: если ваш ребенок ходит в платный учебный центр, где группа из 6-ти человек изучает английский, но один из этой группы всё время пытается сорвать урок: то отвечает не по делу, то шуточки дурацкие отпускает, шумит, когда отвечают другие и вообще, ведет себя "как в школе", какой будет ваша реакция? Уверен, что вы не потерпите, чтобы кто-то мешал вашему ребенку за ваши деньги получать услуги этого и найдете способ решить проблему. Так почему вы это терпите в школе и, более того, считаете нормальным? Потому что школа "бесплатная"? Потому что деньги колхозные государственные?


"Бесплатное" - это иллюзия. Вы, мы, я, он - мы все платим за образование. Мы (граждане в государстве) тратим налоги на то, чтобы образовывать своих граждан. Мне мало того, что мой ребенок будет образован и культурен. Я хочу, чтобы люди вокруг меня так же были образованы и культурны. Поэтому меня не может устраивать низкая эффективность образовательной системы лишь потому, что мой ребенок учиться дома. Мне и моему ребенку жить в этой стране. Мне не всё равно, что происходит вокруг и как расходуются деньги, которые можно было потратить на что-то более полезное, чем на бесцельное запирание детей в душных классах. Тратим деньги? Значит должен быть результат!


Признаюсь, я терпеть не могу поговорки, которые привел в начале статьи.  Но факт остается фактом: мифическая "бесплатность" развращает, причем все стороны: и родителей, и учителей, и учеников. В результате эффективность процесса стремиться к нулю. "А что вы хотели: бесплатно же!".

Показать полностью
4

Пошаговое руководство для перехода на экстернат (семейное образование)

После того, как вы приняли решение переходить на экстернат, соблазнившись немалыми преимуществами оного, вам придется преодолеть еще две проблемы: это ваша вера в себя и вера ваших родителей в вашу разумность. По сути, это одна проблема, и решение для нее тоже одно. Если вы и ваши родители верите в ваши силы, тогда не читайте дальше - просто идите в школу и пишите заявление на переход на семейную форму обучения или на экстернат(для 10-11 класса).

В большинстве случаев ваши родители считают, что вы просто не будете учиться, а потом "будет поздно". Если причина их сопротивления в чем-то другом, то данный план может и не помочь. Однако помните, что не всегда люди говорят то, что думают, они могут называть любые причины, кроме самой главной. С этим тоже можно бороться.


Почему вы можете не справиться? Лень, неумение планировать свою работу, неумение работать самостоятельно, неправильная оценка своих сил и возможностей. Т.е. всё то, что школа заботливо "выращивала" в вас все школьные годы. Я хочу сделать отступление и сказать, что я встречал немало учителей, которые являются хорошими специалистами и просто хорошие люди, но это не меняет систему. Да, забыл о еще одном моменте: подсознательная программа на неуспех, которая прививается не очень умными взрослыми (родителями и учителями). Некоторые люди настолько не верят в свои силы, что даже когда у них начинает получаться, умудряются "завалить дело", чтобы реализовать подсознательную программу "неудачника".


Иначе говоря, мир полон опасностей, и вам нужны гарантии успеха, не так ли? А вашим родителям - двойные гарантии. Причем вашим словам они не поверят. И будут правы, потому что верить надо делам. Значит делами и нужно показать, что вы сможете освоить школьную программу самостоятельно. Каким может быть дело, доказывающее, что вы в состоянии учиться самостоятельно, без понуканий и надзора?

Самое очевидное, что приходит в голову - это самостоятельное освоение части учебной программы. Т.е. вы подготовитесь (об этом ниже), самостоятельно изучите большой раздел какого-либо предмета, получите подтверждение от учителя (сдадите тест, например) и покажете результат родителям. Но этого мало. Еще надо составить и показать план вашей дальнейшей работы над собой (обучения), приемы, которые облегчат вам работу (например ваше умение структурировать информацию и составлять краткие конспекты, умение работать с библиотечным каталогом, понимание структуры учебного плана, знакомство с программой обучения в школе и т.д.). Будет совсем не лишним рассказать родителям о преимуществах и о недостатках выбранного вами способа, о способах использования преимуществ и уменьшения влияния недостатков.


Вам нужно "продать" свой проект. Вы должны показать родителям (да и себе) готовый результат ДО того, как перейдете на экстернат, а не после этого. Это как с кредитом на бизнес - под работающий бизнес кредит дадут охотно, а под красивое описание возможностей - вряд ли.


Как ни забавно звучит, но первый пункт в плане будет "составить план".

1. Составить план.

План перехода на экстернат (вы его смотрите)

План обучения на экстернате.

План дальнейшего обучения. Даже если еще не определились с выбором ВУЗа или специальностью, это не страшно. Можно указать в плане решение этой проблемы: поездки по ВУЗам на дни открытых дверей, изучение трудового рынка через сайты типа hh.ru


2. Приготовить инструменты.

В процессе самостоятельного изучения вам не потребуется умение прятаться за спину других, списывать или угадывать ответ. А вот умение составлять конспекты, умение оформлять схемы, умение рисовать образные карты для лучшего запоминания  - потребуется. Этому можно и нужно учиться. Это и будет первое учебное задание. Неплохо добавить скорочтение, слепой десятипальцевый метод печати, работу с Excel и Word


2.1. Слепой десятипальцевый метод печати (необязательно, но желательно).

"Соло на клавиатуре" В.В. Шахиджаняна поможет решить эту проблему.

2.2. Умение быстро и грамотно конспектировать (обязательно!)

2.3. Красивое оформление конспектов Если еще не умеете, надо придумать. Не получается - подглядите у кого-нибудь.

2.4. Мыслекарты (mindmap) как средство запоминания и структурирование информации

2.5. Книги по психологии обучения

2.6. Хороший карандаш (автоматический, с мягким грифелем), хороший ластик, удобная ручка, блок с цветными разделителями, диктофон.

2.7. Разберитесь с каталогами в библиотеке. Какие бывают, как искать, что означают коды в библиотечной карточке.


3. Выбрать "подопытный" предмет и тему для самостоятельного изучения. Не очень уверены в своих силах - берите тот предмет, что нравится. Важно получить положительный опыт. Уверены в своих силах - берите то, что не очень нравится, но без отвращения. Экстремально уверены в своих силах - выбирайте тот предмет, который ненавидите. Тему нужно выбрать такую, которую вы еще не изучали в школе. И очень важно - нужно брать только то, опирается на хорошо знакомый вам материал или просто полностью новая тема. Брать тему "особенности рейнского диалекта ранногерманского языка" при условии, что вы весь немецкий проболели - самоубийство.

Размер темы для изучения должен быть примерно такой, какой вы должны изучить за 3-4 месяца в школе. Обращайтесь ко мне - помогу выбрать.


4. Возьмите учебный план и учебную программу по предмету.

Во-первых, как еще можно узнать, что вы будете проходит и в каком объеме?

Во-вторых, при защите вы сможете красиво потыкать пальчиком в план обучения. Это, если и не обезоружит ваших противников, то будет выглядеть очень убедительно.


5. Подберите источники, по которым будете работать Лучше, если это будет не только учебник. Методические рекомендации для учителя, сборник вопросов, контрольных - хорошее решение. Если не получиться их достать, то можно поработать с ними в библиотеке методического центра (должен быть такой при управлении образования). 99%, что вам там не откажут.

Поход в библиотеку (обязательно!), выписать названия книг, авторов, аннотацию (кратко для себя) по этой теме. Это может не потребоваться для учебы, но потребуется для защиты проекта. Поиск в интернете (с сохранением ссылок на источники). Беглый просмотр всего этого богатства с выбором одного-двух дополнительных к учебнику источников. Художественная литература, затрагивающая близкую тематику, лишней не будет. На нее можно красиво сослаться. Неплохо бы спросить мнение учителя, но только если вы ему доверяете!

Полностью исключать неудачу нельзя. Для вас неудача в этом проекте - это повод проанализировать ошибки и взяться за следующую попытку. Но для тех, кто был в курсе ваших планов, неудача может оказаться поводом лишний раз сделать вам неприятно, напоминая об этом. Посвящайте только тех, кому доверяете, а лучше - никого (меня можно).


6. Работа в команде или одному?

Если вы найдете еще одну отчаянную голову - это будет замечательно. А если еще три - идеально! Однако, пока нет опыта работы в команде, лучше "больше двух не собираться". И будьте честны со своим партнером - не тащите его в этот проект, если он явно не готов. Можете создать ему неприятности. А вот использовать кого-то для объяснения ему материала, в котором вы пытаетесь разобраться - это отличный способ понять самому. К сожалению, это настолько затасканная мысль, что ее перестали воспринимать серьезно. И напрасно. Объясняйте другим то, что изучаете сами.


7. Пройдите тест (напишите контрольную работу и т.д.) по выбранной теме Будет отправная точка для сравнения.


8. Составьте поурочный план и выберите время.

Пока нет опыта - следуйте школьному поурочному плану (вы ведь взяли его в школе?). Посчитайте количество учебных часов, которое отводиться на эту тему в школе. Подумайте о том, когда вы сможете этим заняться: параллельно с основной учебой, на каникулах, на выходных... Идеальный вариант - лето. Если лето уже ушло, то каникулы. Нетяжелая болезнь тоже может подойти.


Считайте, что будете заниматься не более двух часов в день. А лучше проверьте, сколько часов за один прием вы сможете работать. Но помните, что усталость может накапливаться и, поработав в один день 5 часов, вы вряд ли продвинетесь следующие пару дней. Один-два часа в день - это нормально. Если в школе тема изучается 3-4 месяца, т.е. 12-15 недель, то это 24-30 часов. По одному-двум часам в день (каждый день или через день, но не реже) получиться три-четыре недели. Дело может пойти быстрее, но закладывать в план мы это не будем, чтобы не создавать авралов. Важно уметь работать в спокойном режиме. Если время не занято (каникулы, например), то 2 часа в день каждый день - это две недели. Составьте график (в календаре мобильного телефона, и/или в календаре Google и/или в Excel). Свяжите даты и темы. Это важно! Многие проекты были загублены из-за недостаточно четкого планирования. Да и пальчиком потыкать надо будет на защите проекта. "Вот тут я начал лениться и выбился из графика, здесь поработал больше и компенсировал отставание. Тут была сложная тема в школе и пришлось немного увеличить длительность проекта".


9. Для каждого урока укажите, что нужно понять, чему нужно научиться (возьмите это из школьного плана или поурочного планирования). Обязательно проверочные вопросы и задания по каждому уроку! Обязательно! В плане добавьте время для повторения пройденного. Каждые четыре урока беглый просмотр и ответ на вопросы. Это важно! Вы же не в школе, вам нужно не "только бы до завтра" выучить - работайте честно!


10. Приступайте! На каждый урок делайте конспект. Он будет помогать при повторениях материала. Конспект - это не переписывание учебника. Это краткий план взглянув на который вы сможете вспомнить, о чем этот параграф (глава/тема).


11. Ведите записи. Номер занятия, дата, тема. Вопросы, вызвавшие затруднения, свои эмоции (пригодиться для анализа)


12. Обращайтесь за помощью

Учителя в школе, толковые ученики старших классов, сайты в Интернете, форумы учителей (обмен методиками), платные репетиторы (не обязательно постоянно ходить, можно просто заказать разовую консультацию)


13. После окончания пройдите итоговый тест и сравните результаты. Возрадуйтесь и возгордитесь (я верю, будет чем!) Сравните время, которая отводила школа и время, которое потратили вы. Задумайтесь. Подготовьте следующий аналогичный проект.


14. Подумайте, какие предметы вы можете освоить сами, по каким вам нужен репетитор. Найдите репетитора. Сами! Не просите помощи родителей. Дистанционно - удобнее и дешевле. Обязательно проведите тестовое занятие. Вы должны сами найти репетитора по сложным предметам, потому что вы в состоянии решать проблемы самостоятельно. Это будет ваш козырь в рукаве, и, когда вы услышите: "Ну а английский ты как сам будешь изучать?" - скромно достаньте этот козырь. Если в ваших родителях есть хоть капля адекватности - они не устоят.


15. Создайте презентацию, цель которой подвести итог (вы сами овладели темой) и донести главную мысль до родителей: "Вы - взрослый человек, который может ставить цели и достигать их". К презентации нужно подойти серьезно. Не уверены, что справитесь сами - обратитесь ко мне, постараюсь помочь. Планы обучения, графики работы, список достижений, диктофонные записи ваших сомнений, ругательств и радостных вздохов, походов в библиотеку, разговоров с друзьями и учителями. Сделайте шоу! Это же, черт возьми, ваша инициация! Были ребенком - стали взрослым человеком! "Сидели на шее у родителей" - стали "выгодной инвестицией". Уделите внимание борьбе с проблемами, не замалчивайте их, даже если часть их осталась нерешенной. Обратитесь за помощью (это ни в коем случае не должно быть ключевым моментом, просто небольшая проблема!). Обязательно покажите план дальнейших действий, где и будет указан ваш переход на экстернат. Не просите разрешения! Просто знакомьте с планом! (картинка, с успешной защитой проекта, все довольны)


16. Запустите еще один проект, по другому предмету Если терпит время, не требуйте немедленного соглашательства. В любом случае, вы сделали свой выбор. Работайте. В крайнем случае, договоритесь с учителем, что на изученную и защищенную вами тему вы не приходите, это время можно провести в библиотеке, работая над другой темой. Так победите!


Читая этот план вы можете подумать, что придется много работать, что нужно много сил, но я вас уверяю - это не так! Нет ничего более утомляющего, чем бесцельное ожидание конца учебного дня в школе. Кроме того, когда вы имеете цель, когда вы работаете на себя и с полным пониманием того, чего хотите достигнуть - силы утраиваются. Кто будет лучше сражаться - наемник или человек, которому есть что и кого защищать?


P.S. Ладно, кое-что можно не делать. Экстремально краткий план выглядит так:

1. Возьмите учебник и изучите "следующую тему".

2. Сдайте тест.

3. Скажите родителям, что хотите учиться на экстернате и у вас получится.

4. ...

5. PROFIT!


P.S.S. Если и этого много, то начните с того, что будете сами читать и разбирать параграф в учебнике до того, как вам расскажут его в школе. Читать и выполнять задания. А там и самом собой придет понимание, что проще чуть больше выучить и сдать, чтобы в школу не ходить. Всем добра.

Показать полностью
0

Школа вредит вашему здоровью

Школа вредит вашему здоровью Школа, Образование, Семейное образование, Дети, Воспитание, Длиннопост

Предисловие: и краткая суть статьи: школа, как социальный институт, не работает. Она вредна. Между тем, я знаю немало хороших учителей, хотя плохих знаю больше. Я знаю немало хороших школьников (некоторые уже давно не школьники), но знаю еще больше - плохих.

Речь не о конкретных людях, речь о школе, как социальном институте.

Если вам повезло с учителями в школе, со школой и с классом, то я очень рад за вас (искренне), но помните, что это, скорее исключение, чем правило.

Школа, как социальный институт - не работает. Даже хуже - работает во вред.


В первой части статьи я рассказывал о том, что "бесплатность" образования - это вредный миф. В этой части я покажу, что еще, кроме денег, берет школа в качестве платы за обучение вашего ребенка. И это во много раз больше, чем те несчастные сколько-то тысяч рублей в месяц/год. В неисчислимое количество раз больше.


Школа выдает аттестат в обмен на:

* здоровье физическое и психическое;

* свободное время отдыха и счастливой жизни;

* неполученные навыки и интересные вещи, на которые не хватило времени;

* неумение найти себя в жизни;

* привычка быть ведомым а не ведущим;

* низкий уровень образования и отвращение к учебе;

* привычка замещать обучение "зарабатыванием оценок", которая вырастет во взрослой жизни в неутолимое стремление к материальным благам;

* высокий уровень инфантилизма и неумение действовать самостоятельно.

Вы всё еще считаете образование "бесплатным" или не согласны со какими-то из пунктов?

Немало книг написано об этом, например "Фабрика марионеток" (об этих книгах будет отдельный пост). Разберем подробнее.


Вследствие обучения в школе у ребенка ухудшается физическое здоровье. Из-за "сидячего образа обучения" и неудобной мебели страдает осанка. А это - мина замедленного действия, которая после 30-40 лет доставит немало проблем со здоровьем. В условиях скученности идет постоянный обмен вирусами, от которых могут быть не только "сопли", но и отиты, что уже чревато ухудшением слуха. Спертый воздух и постоянное недосыпание способствует повышенной утомляемости и депрессивности. Школьная еда - тема отдельной беседы. Я не мог есть в школе в детстве (закончил в 1996), я не мог есть в школе, когда работал в ней (общеобразовательная школа, 2010-2011 года). Да, в частной школе в те же годах меня накормили чудным домашним обедом. Но мы же не о частных школах, верно? В общеобразовательных немного иначе и к проблемам осанки добавляется гастрит.
На мой взгляд, спертого воздуха, гадкой еды и недосыпа уже достаточно, чтобы не ходить в школу.

Дадим слово газете "Первое сентября" http://festival.1september.ru/articles/618059/ :

"

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:


Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.

Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни — в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.

Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей.

Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет — 3 диагноза, 16–17 лет — 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний

Причин сложившейся ситуации несколько и многие из них связаны со школой. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на развивающийся организм. Также, на здоровье губительно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.

"



Но мы продолжим, на очереди здоровье психическое, с которым школа обходиться весьма неделикатно, последовательно и методично подавляя в ребенке Человека Свободного, Человека Ищущего, Человека Счастливого, Человека Доверчивого.

Классно-урочная система основана на этом.(кадр из фильма: Кто посмел перебить учителя? мне всё равно и сегодня это будешь ты!) Я намеренно не буду затрагивать в этой статье тему взаимоотношений в классе (это тема для отдельного поста). Возьмем отношения ученика и ... учебного плана. Что знает первый о втором? Да ничего! Спросите своего ребенка! Я уверен, что он даже не сразу поймет о чем речь. Постоянный вопрос на уроках: "Зачем нам это нужно?" воспринимается учителем только как первый признак саботажа и строго пресекается. "Хороший" ученик должен быть послушен и не тревожить учителя вопросами, на которые невозможно ответить. Ученик привыкает находиться в состоянии барана, который понятия не имеет, куда и зачем его ведут. Самый распространенный ответ: "А как же без ЭТОГО???" или "Чтобы воспитать гармонично и разносторонне развитую личность".

Когда и в какой школе учили знакомиться с планом, планировать своё обучение? Незачем. Всё решено - иди исполняй, вопросов не задавай. Надо и всё тут. И нечего потом удивляться, что выпускники не знают, куда поступать, на кого учиться, кем работать. Они перешли в состояние ожидания. Ожидания, что кто-то придет, скажет что делать, а они будут делать еле-еле, плохо, саботировать и ныть-скулить. Они тренировались 10 лет, богатый опыт.


И это не единственная проблема. Далеко не все учителя умеют по-человечески общаться с учениками. Стало обыденным слышать от учителей оскорбления, унижения, программирование на неуспех. Вы такие, вы сякие, вы не хотите. В результате душа ребенка черствеет, вера в собственные силы подрывается, жизнь становится не мила, а мы говорим "подростковый кризис". Дети не слишком хорошо умеют "уворачиваться" от таких выпадов. Школа подрывает веру в себя, веру в людей, веру в возможность счастливой жизни без страданий и тягучей рутины. "А как же ты хотел? Это жизнь!".


Школа отбирает свободное время. Почти во всех религиях время предписывается отдыхать в определенные дни и не делать никаких дел. Это не случайно, в этом есть глубокий смысл. Пока вы заняты делами, подумать о жизни, привести в порядок мысли и чувства просто не остается времени. Они сваливаются внутрь души, в результате там образуется помойка, в которую и заглядывать-то не хочется. На приборку комнаты находят время, даже машины моют, но на душу времени не остается. Я бы сказал что это заговор, но я не верю в теорию заговора. Это обычное непонимание устройства человека и смысла его жизни. А когда об этом смысле подумать, если времени нет? Свободное время должно быть. Его должно быть много, настолько, чтобы человеку стало скучно и он стал искать себе занятие. Вот тут-то и надо предлагать кружки и секции. Но школа отбирает время, ребенку не становится скучно, он устает в школе и в результате он никогда не накапливает энергии, чтобы сделать свой выбор. Эта беда пострашнее проблем со здоровьем. Это одна из причин отвращения к обучению, духовного отупения и нежелания думать вообще. Есть дети, которые устояли, выдержали, сохранили энергию. Это люди с большим запасом энергии, но их немного. Да и они бы сделали больше, если бы не школа.

Школа полна уныния, и оно убивает жизнь в детях. Дети, конечно, сопротивляются, как могут. И под удар попадает учеба. У школьников складывается ощущение, что в скуке виновата учеба, в качестве самозащиты, они теряют интерес к учебе.


Отбирать свободное время - это очень важная задача школы. Общество боится своих собственных детей. Общество устроено настолько криво, что нет естественного встраивания ребенка во взрослый мир. Поэтому ребенка нужно подержать в школе до 18 лет. Примечательно, что частная школа будет считаться тем лучше, чем лучше она забирает свободное время ребенка. Идеально - полностью. Причем процесс самоподдерживаемый. Сначала мы не даем времени ребенку задуматься о смысле жизни, разобраться в своей душе, а потом он сам будет боятся туда заглядывать: и страшно, и накопилось много, да и умения нет. Попытаешься, иной раз людям сказать что-то, а в ответ: "Ой, не грузи!".

Вот так, декларируя цель "воспитать гармонично и всесторонне развитую личность" школа препятствует развитию личности. Да и как это понять и кто будет определять насколько гармонична и насколько развита личность? Если я не знаю решения квадратных уравнений я буду такой личностью или нет? А закон Менделя? Формулу закона Ома для полной цепи? Интегральное счисление? Теорема Коши? Недавно я слышал горестные вздохи о том, что убрали логарифмы из школьной программы. Однако никто, кроме общих фраз, так и не сказал, в чем проблема. И никто не возмущался, что теория вероятности представлена слабо, а теория игр еще слабее. Я не смог выучить Бородино и не смог прочитать "Войну и мир". Всё, я больше не гармонично развитая личность? Я прочитал множество других хороших книг, которые не вошли в программу, но это же не засчитывается, правда? Кто и как будет определять развитие личности? И знания ли определяют развитие личности? Что важнее в мире: уметь правильно вести себя в конфликтной ситуации или знание определений "конфликт", "субъект", "объект"?


Что важнее умение найти и исправить поломку в автомобиле или пятерка по контрольной на тему "ДВС"?


Выученные молитвы или умение прощать врагов?


Умение нарисовать график "Спрос-Предложение" или понимание, как связаны цены на нефть, курс доллара и война в Сирии, а также хорошо или плохо для России вступление в ВТО?


Аттестат полный пятерок или умение продать свои услуги (или "подать" себя работодателю, защитить проект)?


Если человек знает формулу закона Ома, решает задачи это еще не означает, что он что-нибудь понимает в электричестве.


Если человек на пятерку написал контрольную (сдал тест) по молекулярно-кинетической теории, то это не обязательно поможет ему понять, почему в машине потеют стекла.



Школа стремиться дать знания и оценивает только знания. Точнее оценивает умение запоминать и воспроизводить информацию, не более того. Мало того, что знания - это лишь одна из малых частей развития личности, так школа даже с этой частью не справляется! Все люди изучали химию и физику в школе. Почему они верят в существования памяти воды, телегонии, гомеопатии? Почему продавец мне сказал, что нож блендера нельзя мыть горячей водой, чтобы не тупился? Откуда берется такой бред у людей, которые изучали физику в школе? Может быть они не изучали, а просто запоминали формулы, факты, решение задач? То есть понимания как не было так и нет. Фейнман назвал это "Бразильской системой". Все "знания" остались в школьных стенах. Чтобы возникло понимание нужны осознанные усилия ученика. А зачем он будет прикладывать эти усилия, если у него нет потребности в получении знаний? Интерес к учебе, заложенный природой, убили в начальной школе. Что дальше в жизни, нужны ли там какие-нибудь знания - не ясно. В ВУЗ как-нибудь поступить, как-нибудь "отучиться" и кем-нибудь устроиться работать. Цель "учебы" в школе не в получении знаний, а в "отсиживании" до получения аттестата. Поэтому списывание не считается чем-то странным. Социализация в школе заключается в том, что ребенка учится обманывать "систему", списывать, прятаться за спинами других, отсиживать. Отсиживать школу, чтобы потом отсидеть ВУЗ, и отсидеть рабочее время. Это пожизненное?


Как правило, все школьники, которым я начинал рассказывать об экстернате, отказывались уходить из школы. Основная причина: "А как я буду учиться? Я сам не смогу - меня подгонять надо". Страшно без стада. Не за кого спрятаться. Столько лет "учили лишь бы сдать", а теперь надо учиться по-настоящему. Ведь понимают, что могут не потянуть, что по-началу будет сложно. Боятся брать ответственность за свою жизнь. И невдомек несчастным, что там, за стенами школы не темная и страшная ночь, а светлый день и свежий воздух, что обучение может быть интересным, азартным. Что "прокачка" реального себя интереснее "прокачки перса" в очередной MMORPG? Нет у них такого опыта. Были и честные ответы: "А зачем мне экстернат? Я в школу тусить хожу". И в этих честных словах так и слышится: "Свободная касса!"


Признаюсь честно. В школе я об этом не думал. Я старался вообще не думать. Учился хорошо, чтобы меня не трогали. Мне было интересно узнавать новое, но учиться в школе было скучно. Я боялся учителей, родителей. Боялся, что кто-то будет ругаться. В школе я был обычным балбесом, который думал, что выучусь и пойду работать после ВУЗа по специальности. И отказывался думать, что ВУЗ не даст нужных знаний (он и не дал, да я и не настаивал), а устроится на хорошую работу мне помещает неумение и незнание множества вещей. Но у меня есть оправдание (а у кого его нет?) - в те года нельзя было учиться экстерном. Я даже не догадывался, что так бывает, что можно не ходить в школу.


Непонимание цели пути, отсутствие "карты местности", делает человека пассажиром своей жизни. "Если у тебя нет цели, то ты будешь достигать цели чужой". Недоверие, исключение из решения вопросов взрослой жизни препятствует взрослению школьников, лишает их удовлетворения главной потребности подростков - быть настоящим, взрослым, нужным человеком. Они, как-бы, понарошку. Их, как-бы, и нет. Это катастрофа для подростков! Им не дали легального способа стать взрослыми. Значит они выдумают свои. Надо ли подробно рассказывать, какие?


Алкоголизм, наркомания - это следствие бесцельности жизни. Нет цели, нет смысла ... тоска. "Что это ты делаешь? - спросил Маленький принц. - Пью, - мрачно ответил пьяница. - Зачем? - Чтобы забыть. - О чем забыть? - спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу. - Хочу забыть, что мне совестно, - признался пьяница и повесил голову. - Отчего же тебе совестно? - спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге. - Совестно пить! - объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова. И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий. "Да, право же, взрослые очень, очень странный народ", - думал он, продолжая путь."


Образование далеко не бесплатное. Деньги - мелочи. Ребенок платит школе большую цену за аттестат, который издевательски называют "аттестат зрелости". Готовы ли вы, чтобы ваш ребенок заплатил такую цену? Россия - не идеальная страна, но у родителей есть право не отдавать ребенка в школу. И это прекрасно! Есть несколько форм внешкольного обучения, при которых ребенок получит заветный аттестат, но не заплатит за него столь большую цену. И, кстати, получит шанс развить свою личность пусть и не "всесторонне и гармонично", зато счастливо.


Я одного никак не могу понять, — сказал юный удав, только недавно научившийся глотать кроликов, — почему кролики не убегают, когда я на них смотрю, ведь они обычно очень быстро бегают? (Ф.Искандер, Кролики и удавы)


Страх нужно и можно преодолеть. У меня есть план.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!