В нашей стране довольно много семей регулярно посещают церковь. Но при этом многодетных, имеющих по 8-10 детей, как во времена наших прабабушек, не так много. В прабабушкины времена - Бог дал, Бог и взял. А сейчас?
Алиса Орлова
"А сейчас, если женщина родит десятерых, то, скорее всего, все они выживут. Правда, жить им придется на папину зарплату, которую по этому случаю вряд ли десятикратно увеличат, да и квартиры наши к большому количеству детей не очень приспособлены. В средней православной семье сейчас не 6-8, а 2-3 ребенка. Это при том, что контрацепция «как бы» не благословляется. И как же тогда?"
"Я пыталась приступать с вопросами к священникам, и даже монахам, но все они отсылали меня… к литературе. Пришлось зарыться в книги. Поначалу хотелось почитать про патриархальные времена, когда во всех семьях было много детей, и все было хорошо. Но выяснилось, что с регулированием супружеской жизни всегда было непросто. Или - слишком просто."
"Рожали часто, иногда почти ежегодно, но нередкими были преждевременные смерти матерей при рождении очередного чада, да и дети выживали немногие: 1–2 ребенка (иногда называется цифра 2–4). В памятниках XVII в. можно встретить сведения о семье из пяти человек (муж, жена и трое сыновей) как многодетной («человек добр и жена его добра, только он семьист, три мальчики у него»). Хотя, может, девочек просто не считали?"
Открытки ко дню матери: Крылов Н. С. Русская крестьянка кормит ребенка из рожка
Автор статьи пишет, что детская смертность была огромной по двум основным причинам: болезней и материального достатка. "Большуха", глава рода, могла практически приказать не кормить лишнего ребёнка. Своеобразное планирование семьи после рождения ребёнка было явлением хотя и ужасно жестоким, но практически повсеместным. Об этом не принято говорить, но явление встречалось, и этого не скрыть.
Ситуация была не столь ужасной, как кажется. При хорошем достатке и высоком положении, наследники, наоборот, были выгодны. Вот у Павла I и Марии Федоровны было 10 детей. Это повышало шансы династии на правление в будущем в разы.
Одним из способов контрацепции были разные спальни супругов. Когда Мария Федоровна не смогла рожать, она "переехала" в другую спальню. И жизнь двора почти моментально оживилась, и началось своеобразное соревнование на звание "фаворитка императора".
Но в наш век, довольно развращенный и терпимый. далеко не все супруги склонны к смирению плоти. Как же быть?
Эти сведения можно найти в исторической литературе, но что же утверждает христианство о контрацепции в век высоких технологий? И неужели ничего не изменилось в жизни современных христиан?
Специализированных книг почти нету. Но не обращаться же к Ветхому Завету с его почти дикими отношениями не только между людьми, но и супругами в частности.
На книгу Юрия Белановского и Александра Боженова «Двое во едину плоть» я возлагала большие надежды. Издательство «Эксмо», кудрявая обложка и солидная библиография казались мне залогом того, что в этом издании найду ответы на все непростые вопросы.
Но нашла отсылки к В. Франклу, Д. Грею и Э. Берну, а так же дискуссию на 32 страницы о том, «можно ли женщине во время месячных ходить в храм и причащаться». Контрацепции посвящено 3 страницы. На которых встречается замечательная фраза: «Относительно же барьерных средств контрацепции, честно говоря, остается больше вопросов, чем ответов». «Со своей стороны мы считаем, что использование неабортивных контрацептивов не может быть однозначно одобрено Церковью, но при этом не может быть и однозначно осуждено. Представляется, что решение этого вопроса необходимо оставить на решение самой супружеской пары» - пишут авторы. Золотые слова, конечно. Особенно, если бы эту супружескую пару при встрече некоторые православные, включая священников, не спрашивали, скоро ли ждать следующего прибавления в их семействе.
Конечно, желание авторов свести в одном издании все высказывания о семье и браке, начиная с апостольских постановлений, и кончая моральным кодексом строителя коммунизма, весьма похвальны. Вот, например, где бы я нашла цитату из книги Зайцева «Проблема пола в церковном браке»: «Посредством половых отношений супруги реализуют свою богоустановленную творческую способность деторождения». Но такого творчества даже при идеальном здоровье и солидном достатке хватит, максимум, лет на десять, а дальше - что? Православный семейно-бытовой воспитательный коллектив? Если по-честному, книгу стоило бы назвать «Да будут двое с кучей детишек каждое воскресенье в храме». Пусть авторы книги поймут меня правильно, академизм - это прекрасно. Но я-то сейчас не диссертацию пишу, а пытаюсь выяснить сексуальную стратегию православной семьи - размножаться ей безудержно, предохраняться или воздерживаться. У меня конкретные цели, мелкие, утилитарные. В супружеской спальне мне не академизм требуется, а тонкое понимание предмета.
И я стала читать все книги, в аннотации которых есть слова «христианство» и «секс». Но нашлось их пока что немного. Если кто-нибудь из читателей может пополнить список - буду благодарна. Очень понравилась мне книга католического священника Джона Пауэлла «Почему я боюсь любить» переведенная с английского прот. Александром Борисовым и изданная в Москве в 2008 году. Правда из издания, упомянутого выше, я узнала, что Джон Пауэлл (написавший, кроме прочих, книгу «Как устоять в любви») был обвинен в сексуальных домогательствах. Но книга его, тем не менее, не про секс, а про психологию влечения, воспитание и проблемы личности, так что я уклонилась в сторону от нашей сексуально-брачной темы.
Следующие примеры автора немного ближе подходят к теме, собственно, воздержания и контрацепции.
А вот книга поляка Ксаверия Кнотца «Секс: неизвестное об известном» очень даже про секс. Вопрос, насколько подходят православным супругам католические наработки, оставим открытым. Будем надеяться, что православные сами разберутся. Отмечу только, что иллюстрации данной статьи взяты именно из этой книги. Автор этих рисунков - Лукаш Забдир.
Книги «Двое во едину плоть» и «Секс: неизвестное об известном» изданы похожим образом - важные мысли главы повторяются во врезках на полях. Попробуем цитировать их, поочередно открывая книги наугад. Православную обозначим буквой «П», а католическую, соответственно - «К»:
П: «До сих пор не было попыток пересмотра канонического наследия на адекватность современности. Обязательно ли сейчас правило Гангрского собора о невозможности замужним женщинам стричь волосы?»
К: «Иисус Христос приходит к супругам не только в те моменты, когда они говорят о Нем, или молятся, но и тогда, когда они обсуждают друг с другом события дня, и даже тогда, когда они ссорятся».
П: «Пока брак, как величайшая тайна и даже святыня существует в мире падшем и болезненном, он будет нуждаться в покровительстве юридических законов и формальностей».
К: «Супруги, живущие в одной квартире, спящие в одной постели, всегда будут балансировать между близостью и отдалением».
П: «За всю историю Русская Церковь не нашла места в святцах ни для одной семейной пары, прославленной именно за семейные добродетели».
К: «Невозможно составить перечень допустимых ласк».
Тема секса в книге Кнотца - раскрыта. Есть даже трогательные советы, касающиеся роли в улучшении сексуальных отношений хорошо подобранной диеты. Автор увлеченно повествует о пользе овощей (особенно - сельдерея), и с удовольствием открывает читателям маленькие секреты, например то, что «небольшое количество шампанского действует, как афродизиак».
Также автор статьи отметила информацию об использовании календарей. Не церковных, конечно, а о тех, которые могут поведать нам о "плодных" и "неплодных" днях. Нужно особо отметить большой процент неэффективности этого метода.
А еще в книге приводится довольно свежее утверждение о том, что в рамках применения такого метода, в принципе, возможно использование внутриматочной спирали, принимая, разумеется, во внимание ее абортивное действие.
Говоря о неабортивной гормональной контрацепции, автор напоминает читателю, что большинство современных средств обладает комбинированным действием. То есть кроме предотвращения овуляции, они приводят к образованию эндометрия, не способного к имплантации оплодотворенной яйцеклетки, а так же делают цервикальную слизь более густой. При этом многие средства допускают сохранение «некоторой фолликулярной активности». Проще говоря, таблетка не допускает овуляции, но на всякий случай не дает сперматозоиду возможности подобраться к яйцеклетке, а, если овуляция все-таки произошла, и яйцеклетка была оплодотворена, то она не сможет прикрепиться к оболочке матки. То есть, получается, что неабортивные препараты все же слегка абортивны, причем это их свойство возрастает пропорционально длительности их применения.
К тому же, существует довольно неприятная зависимость - чем меньше в контрацептиве доза гормонов, тем меньше риск для здоровья женщины, но больше вероятность того, что произойдет овуляция и, возможно, встреча сперматозоида с яйцеклеткой. То есть чем безопаснее таблетки для женщины, тем они опаснее в смысле потенциального аборта. Вот и гадай - убийца ты, или нет.
Книга рекомендует католическим супругам осторожно относиться к выбору метода контрацепции. Презервативы же по мнению Кнотца являются барьером между супругами, но при этом каждая пара должна сама решить, что делать со своими отношениями в зависимости от характеров и менталитета.
На этом статья не заканчивается... Я же хочу лишь поблагодарить автора статьи за прекрасную и лёгкую речь, а также за прекрасно подобранную информацию.
А Вам, дорогие читатели, просто хочу сказать спасибо за терпение и понимание. Всем котиков и Добра. Баянометр немного ругался ((