Женщины на страницах книг, часть 1

Впервые опубликовано в Бортовом журнале

Женщины на страницах книг, часть 1 Книги, Героиня, Фантастика, Фэнтези, Ольга Громыко, Алексей Пехов, Андрей Уланов, Генри Лайон Олди, Александр Рудазов, Длиннопост, Текст, Женщины, Олег Дивов, Оксана Панкеева, Михаил Булгаков, Алексей Толстой, Ник Перумов, Анализ

Введение

Женские образы в фантастических историях появлялись давным-давно, будь то сказки, мифы, или уже авторские произведения. Вот только роль женщинам зачастую отводилась не самая главная. Исключение – если мы имеем дело с мифами о деяниях небожителей, богиням быть в центре истории более чем можно. В остальном же случае дело обстоит печальнее.

Изменилось ли что с тех пор? Давайте подумаем и посмотрим. Более того, давайте сравним – как этот образ подается в отечественной фантастике и зарубежной (в основном англоязычной).

Часть 1. Развитие образа

Как уже говорилось, в мифах женский образ обычно на втором плане, причем это касается мифов большинства народов. Опять же, исключение составляют богини или мифические существа. Тем не менее, стоит учитывать различия между «экранным временем» и ролью в сюжете.

Так, например, в мифе о Кухулине женщина играет очень важную роль. Именно Скатах во многом научила его сражаться, и без нее величайший ирландский герой не стал бы настолько могучим воином. Король Артур получил свой знаменитый Экскалибур из женских рук.

Однако в обоих случаях и Скатах, и Леди Озера остаются на втором-третьем плане после встречи с ними, проявляясь лишь в конкретные моменты.

В сказках главные героини появляются чаще, особенно в славянских. Правда, самый частый сюжет с их участием – это странствие, чтобы выручить попавшего в беду возлюбленного или мужа, иногда силой оружия, иногда терпением и умом.

Но самый распространенный мотив для женщины в легендах и сказаниях – это когда она выступает источником вдохновения для героя, или же его мотивацией что-то делать. Самый классический пример – дева в беде, которую герою необходимо спасти от злодея.

Пальп-эра привнесла в западные книги и истории новые архетипы. Если дева в беде обычно пребывала где-то за пределами непосредственно приключения, то теперь персонажи обоих полов оказываются в кадре вместе. Какие же прибавились новые роли?

Женщина может быть верной подругой и спутницей героя. Может быть прекрасной дочерью ученого, помогающего герою. Может быть, напротив, дочерью или помощницей злодея, зачастую встающей на сторону героя.

Но заметили тенденцию? Практически везде женщина в сюжете определяется ее отношением с кем-либо, самостоятельная история у нее редка. Чаще всего она присутствует, если женщина сама является главным злодеем истории.

Перемены начинаются уже ближе к середине XX века, особенно в пятидесятые-шестидесятые годы; как раз в это время в западной фантастике объявляются самые легендарные ее имена – Айзек Азимов, Урсула Ле Гуин, Клиффорд Саймак, Роджер Желязны, Роберт Хайнлайн, Андре Нортон, Энн Маккефри и многие другие. И отношение к женским образам начинает меняться – они нередко оказываются в центре внимания. Более того, меняются и амплуа: например, азимовская Сьюзен Кэлвин – самый блестящий научный ум цикла «Я, робот». Ну а хайнлайновская Фрайдэй вообще профессиональный агент спецслужб (хотя Хайнлайн никогда не стеснялся женских образов и вообще был регулярным провокатором).

С этих времен идея  того, что женщина может быть в той же роли, что и мужчина, неуклонно укрепляется. Пожалуй, немалую роль в этом сыграло и развитие ролевых игр, где, за какими-то редчайшими исключениями, персонаж мог быть любого пола и это на успех совершенно никак не влияло. Естественно, вокруг игр строились миры, которые, в свою очередь, влияли на дальнейшее творчество фантастов.

Что же в это время происходило в отечественной фантастике? По ряду причин у нас она была менее разнообразна по направлениям, но присутствовала. И наблюдается интересная тенденция: женщины на первых ролях нечасты, но присутствуют в сюжете постоянно. У Александра Беляева, например, значимые женские образы едва ли не в каждой известной книге (Брике и Мари Лоран в «Голове профессора Доуэля», Гуттиэре в «Человеке-амфибии», Эльза во «Властелине мира», Вивиан в «Острове погибших кораблей»). У братьев Стругацких чаще всего женский образ – кто-то очень и очень важный психологически для главного или центрального героя (Кира в «Трудно быть богом», Майя в «Жуке в муравейнике», Рада в «Обитаемом острове»). Прослеживается, однако, общая тенденция: женщины участвуют в сюжете наравне с мужчинами, зачастую не уступают, но и не обгоняют. Исключением становятся книги, где женщина на главной роли – базовая концепция (самый яркий пример – цикл об Алисе Кира Булычева). В принципе, это укладывается в целом в мировоззрение того периода.

А теперь же давайте посмотрим, по каким критериям мы вообще можем изучить персонажей в той или иной книге. Разумеется, можно составить целый список, но целесообразно выделить два.

Первый критерий – это роль в сюжете. Можно выделять множество разнообразных типов, но имеет смысл по крайней мере в рамках статьи свести их к четырем основным.

Героиня – та, вокруг кого складывается сюжет, или кто имеет свою сюжетную линию, по большей части не завязанную на других персонажей. Пример первого: сказка «Финист Ясный Сокол», где невеста Финиста сама преодолевает все препятствия.

Член команды – действует наравне с другими персонажами, однако не имеет своей выраженной сюжетной линии, или же таковая неотделима от других. Пример: ефремовский «Час Быка», где члены экипажа «Темного пламени» имеют одинаковую роль в сюжете.

Поддержка – второстепенный персонаж, не имеет своей линии, выступает в основном фоном или в строго конкретной функции. Пример – Баба Яга, когда она выступает союзником; ее роль важна, но заключается лишь в эпизоде помощи герою.

Движущая сила – может вообще слабо появляться в сюжете, однако именно ее наличие становится толчком к развитию сюжета, или же вообще к началу истории. Яркий пример – Елена в мифе о Троянской войне; она очень редко активно действует, но конфликт разгорелся именно из-за нее.

Второй же критерий – это тип действий персонажа, то как она подходит к решению возникающих в сюжете проблем и какую нишу по своим талантам занимает. Тут можно, опять-таки, дробить на очень много фрагментов, но есть смысл сократить список и выделить следующие архетипы:

Воительница – решает проблемы прямолинейно, не всегда именно оружием, но твердым натиском.

Волшебница – здесь очень важно то, что героиня владеет тем или иным сверхъестественным талантом, ее концепт строится вокруг него.

Правительница/дипломат – близкие понятия, только в первом героиня решает вопросы посредством доступных ей ресурсов, во втором – посредством умения общаться. Но очень часто эти две идеи пересекаются.

Исследователь – персонаж подходит ко всему с научной (с поправками на сеттинг) точки зрения, изучает все, что может, и принимает решения на основе этого. Ей движет интеллект.

Часть 2. Примеры

А теперь давайте перейдем к собственно примерам и посмотрим, что они нам покажут. За редким исключением возьмем тех, кто принадлежит современной фантастике, чтобы получить срез тенденций на нынешнем этапе.

Необходимые границы

В плане анализа мы накладываем следующие ограничения:

Не учитываем романтическую фантастику, любовные романы и прочие произведения того же жанра. В них женский персонаж будет в главной роли или одной из главных просто в силу жанровых требований и  традиций.

Не учитываем многочисленные «клоны» – вариации на тему ехидных ведьм или подобное.

Не учитываем межавторские циклы (Star Wars, Star Trek, Warhammer и так далее). В них и образы одних и тех же персонажей и их место в сюжете могут очень сильно варьироваться в зависимости от автора.

Учитываем только книги, причем только фантастику. Анализ женских образов в целом в литературе провести возможно, но для этого понадобится целая энциклопедия. Тем более, если подключать фильмы, комиксы, игры и так далее. В начале статьи рассматривали культурное наследие в виде мифов и сказок, так как без них не обойтись: из них растет немалая часть современной фантастики.

Обусловленное уже автором: здесь приведены примеры, которые автор хорошо помнит, или недавно освежал в памяти. Именно поэтому здесь нет, скажем, книг Андре Нортон или Энн Маккефри – слишком давно читались, хотя вот там с яркими женскими персонажами все очень хорошо. Аналогично автор ограничивает количество примеров, потому что в противном случае раздел бы разросся до размеров главы диссертации.

Женщины на страницах книг, часть 1 Книги, Героиня, Фантастика, Фэнтези, Ольга Громыко, Алексей Пехов, Андрей Уланов, Генри Лайон Олди, Александр Рудазов, Длиннопост, Текст, Женщины, Олег Дивов, Оксана Панкеева, Михаил Булгаков, Алексей Толстой, Ник Перумов, Анализ

Отечественная фантастика

Русскоязычный раздел откроем одним из мастеров женского образа в современной фантастике – Руслана Бирюшева. Сложно назвать, где у него такие яркие образы не встречаются, но выделим троих.

Анастасия Агафьева (цикл «Ветер с востока») – член команды, хотя и знающая больше других. А вот по типу действий агент российской разведки точно относится к исследователям – Анастасия не прочь рискнуть, но ее действиями правит интеллект.

Вэлрия, дочь Вэлтрита (цикл «Светлые головы») – невзирая на то, что она командует отрядом, Вэлрия все же член команды. Ее сюжет – это сюжет отряда. И по типу действий она, несомненно, воительница, пусть даже куда более хитрая, чем обычно предполагается для этого архетипа.

Роза Гранчи («Дертский цикл») – уже несомненно героиня, у нее имеется собственная сюжетная линия. А вот тип действий у нее выделить сложнее; я бы все же отнес ее к исследователям, невзирая на то, что она – маг.

Стоит также отметить, что при всей яркости образов персонажем-рассказчиком все же у Бирюшева обычно выступает мужчина (мэтр Карлон у Вэлрии, Дронов у Анастасии). Исключение – как раз-таки линия Розы Гранчи, где мы видим происходящее именно ее глазами.

Далее обратимся к классике – к Михаилу Булгакову. У него выбрать яркий образ проще простого, это едва ли не самая известная его книга.

Маргарита («Мастер и Маргарита») – однозначно героиня. Да, ее сюжетная линия тесно сплетена с Мастером, но большую часть романа она действует самостоятельно и совершенно по своей воле. С типом действий сложнее, и, как ни странно, я бы даже отнес ее в волшебницы. Происходящим с ней сверхъестественным Маргарита откровенно наслаждается, и легко отрицает обыденность.

Ольга Голотвина обычно вводит в книги множество интересных персонажей. Давайте выделим из них троих.

Камышинка (цикл о постоялом дворе Кринаша) – член команды, ее усилия органично сплетаются с действиями других. Формально своя линия у нее есть, но она все же состоит в основном в том, кто и как ей интересуется. По типу действий же она – дипломат, наибольших результатов Камышинка добивается добрым словом.

Нитха (цикл о Гильдии) – точно член команды, причем в буквальном смысле – компании Подгорных Охотников. Тип же действий у нее такой же, как у Нурайны – воительница, пусть и более изворотливая (хотя бы в силу разницы во влиянии, боевой силы и жизненного опыта).

(Стоит подчеркнуть: в гильдийском цикле все главные герои являются членами команды. Это, собственно, лежало в основе их приключений – совместное обучение на Подгорных Охотников).

Нурайна Черная Птица (цикл об Орешке) – явно член команды, как бы это иронично ни звучало, с ее-то влиянием при дворе. Но принцесса все же не имеет настолько ярко выраженной линии, как у того же Орешка. По типу действий Нурайна точно воительница, и не столько из-за мастерства меча, сколько из-за жесткого подхода.

Другая Ольга – Громыко – вообще заложила основы целого направления в фантастике, получила едва ли не сотни подражателей. Но давайте рассмотрим оригинал.

Вольха («Белорский цикл») – несомненно героиня, именно через ее восприятие и действия мы видим почти все события ведьминского цикла. А по типу действий она также ожидаемо волшебница, поскольку практически каждое решение проблемы Вольхой вовлекает магию в той или иной степени.

Полина («Космоолухи») – уже точно член команды (как, справедливости ради, и весь экипаж «Мозгоеда»). Тип действий у нее совершенно очевиден: исследователь, что по специальности, что по характеру.

Шелена («Белорский цикл») – героиня, пусть даже и член компании. Однако именно с действий Шелены стартует сюжет, и она оказывает серьезное влияние на таковой. И тип действий у нее уже воительница, что с мечом, что с клыками.

У Олега Дивова не так много женщин на центральных ролях, но есть исключение – цикл в соавторстве со Светланой Прокопчик.

Делла Берг (цикл «Профессия: инквизитор») – точно героиня, хотя поначалу она является помощницей Августа Маккинби. Но чем дальше, тем больше фокус смещается на Деллу. И по типу действий она скорее исследователь, полагаясь не только на навыки, но и на расчет и анализ.

Ива Кендалл («Лучший экипаж Солнечной») – уже полностью книга Олега Игоревича, и навигатор группы F попадает в категорию членов команды (неудивительно, вопрос команды вообще один из ключевых в книге). И по характеру она определенно воительница, иначе бы и не прижилась на военном флоте.

В произведениях Генри Лайона Олди не так много женщин на первых ролях, но выделить все же можно.

Регина ван Фрассен (цикл «Ойкумена: Urbi et orbi») – несомненно, героиня, вокруг нее строится весь сюжет трилогии. И тип действий у нее, невзирая на космический сеттинг, волшебница – телепатия в жизни Регины играет очень большую роль, и немало глав посвящено развитию ее дара.

Разнообразных женщин хватает в произведениях Оксаны Панкеевой, но давайте выделим ту, с которой начинается сюжет целого цикла.

Ольга (цикл «Хроники странного королевства/Судьба короля») сходу может показаться героиней, но все же нет, вопреки стереотипам о попавших в иных мир. Ольга – определенно член команды, играющая важную роль в событиях, и влияющая на других. Тип действий у нее выделить непросто, и, как ни странно, я бы отнес ее к дипломатам. Да, потому что Ольга зачастую добивается многого именно словом и решением, хотя и озадачивает всех вокруг. Однако, признаю, тут выделить непросто.

В книгах Анастасии Парфеновой хватает ярких женщин, но именно потому давайте выделим трех из них, принадлежащих к разным мирам (ладно, технически Антея и Таш обитают в одной вселенной, но пересекались лишь через общее знакомство).

Антея тор Дериул (трилогия «Танцующая с Ауте») – однозначно героиня, главный персонаж трилогии. А вот по второму критерию ее распределить не так просто; поразмыслив, ее все же можно отнести к правителям. Очень многое Антея решает именно благодаря доступным ресурсам.

Кимико («Ярко-алое») сходу кажется второстепенной личностью, главная ценность которой – брак с наследником. Но чем дальше, тем яснее становится, что она – член команды, поскольку вносит немалую лепту в деятельность Тимура. По типу активности же Кимико – дипломат; именно она наставляет второго мужа в тонкостях высшего общения и не только.

Таш вер Алория («Город и ветер») классифицируется несложно. Это однозначно член команды, так как все ее сюжетные линии тесно сплетены с линией Тэйона. И она так же однозначно воительница – что по талантам, что по подходу к жизни. Это не значит, что госпожа адмирал не умеет интриговать: еще как умеет. Просто и интригу она воспринимает скорее как военную операцию.

Находится место женским образам и в эпических полотнах Ника Перумова. Вопрос в том, кого бы явно выделить?

Алиедора (цикл «Семь зверей Райлега») в этом плане определяется легко. Она героиня – ей посвящена вторая книга и она же становится в ряд главных героев третьей. И по характеру и умениям она определенно воительница.

Клара Хюммель (цикл о Фессе) классифицируется не так просто, как можно подумать. Но, по размышлении, ее стоит скорее отнести к членам команды: формально своя сюжетная линия у Клары есть, но она завязана на погоню за Фессом. А вот тип действий легок: несмотря на магические таланты, Клара несомненная воительница. Да и магия у нее под бой заточена.

Нельзя обойти вниманием и Алексея Пехова с его разнообразными персонажами.

Бэсс («Пересмешник») придется отнести к поддержке; она появляется в сюжете в основном чтобы как-то помочь Тилю, своей линии у нее нет, как и постоянной команды. Это не значит, что она бледно выписана – скорее наоборот. И тип действий у дочери Крадущей детей определенно воительница, причем опасная.

Лаэн (цикл «Ветер и искры») – член команды, причем семейной – на этом построена немалая часть личного сюжета Серого и Ласки. И, невзирая на мощный магический дар, подход у нее скорее воительницы.

Герои-мужчины у Александра Рудазова часты, но сильными женщинами его миры также не обделены.

Ванесса Ли (цикл «Архимаг») – член команды, причем один из ключевых. Главной фигурой цикла остается архимаг Креол, но именно благодаря Ванессе с его личностью происходит многое и важное (не говоря уже о том, как она планирует и проводит реформы). А вот тип действий у нее точно воительница, хотя зачастую Ванесса пытается убедить.

Василиса (цикл «Преданья старины глубокой») – уже, напротив, героиня. У нее есть своя сюжетная линия, которая с другими практически не пересекается, и успехов она добивается сама, проблемы тоже наживает сама. Тип действий выделить сложнее, но я бы отнес Василису, как ни странно, к исследователям. Она в первую и главную очередь полагается на острый ум.

Снова вернемся к классике, потому что на очереди Алексей Николаевич Толстой, и выбрать у него образ, подходящий под наши требования, очень просто. Это имя слышали, по-моему, даже те, кто не читал.

Аэлита («Аэлита») с трудом куда-то определяется. Я бы, поразмыслив,  причислил ее к движущим силам, поскольку она во многом становится мотивацией для Лося. По типу же действий марсианская принцесса скорее дипломат, ее дело – слово и мудрость.

Завершает список русскоязычных примеров Андрей Уланов. Опять же, обычно основными персонажами у него выступают мужчины, но есть и исключение.

Фейри Грин («Никакой магии») – несомненно героиня, от ее лица ведется повествование, она постоянно оказывается в центре сюжета. Не всегда, правда, оказывает ключевое влияние – но, как ни странно, это в целом свойственно улановским героям-рассказчикам. А вот какой у госпожи инспектора тип действий? Я бы сказал, что нечто среднее между воительницей и исследователем с уклоном в последнее.

Продолжение следует...

Книжная лига

22K поста78.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.