Юмор 17 века. Замечательные картины в деталях

Юмор 17 века. Замечательные картины в деталях История, Живопись, Картина, Искусство, Интересное, Художник, Длиннопост

"Удаление камня глупости"  Франсуа Вервилт


Иногда юмор прошлых столетий теперь уже понять трудно, а иногда все ясно и без комментариев. Давайте взглянем на юморные картины 17 века. Больше всего веселых сюжетов можно найти на полотнах  голландцев. Это закономерно, потому что, в отличие от предшественников, они редко получали заказы от церкви, а работали преимущественно на радость бюргерам богатым и не очень. Соответственно, и темы выбирались такие, которые нашли бы отклик у простых обывателей. Праздники, посиделки в питейных заведениях, любовь и флирт, традиции и суеверия, а еще довольно часто медицина и шарлатаны, выдающие себя за врачей.


Типичный пример - полотно "Удаление камня глупости", которое приписывается Франсуа Вервилту. В качестве антипода знаменитому философскому камню шарлатаны придумали камень глупости. Они убеждали доверчивых людей в том, что если его удалить, то они поумнеют. Располагался мифический камень в голове, обычно в районе лба или выше. Подобный миф породил в голландском языке устойчивые поговорки "иметь камень в голове" (быть дураком) и "вырезать камень" (обмануть). Шарлатаны часто проводили подобные операции на головах глупцов, потом предъявляли тем заранее припасенный камень. Этот сюжет не раз встречался на картинах художников 15-17 веков, например, Босха, Рембрандта, ван Гюса.

Юмор 17 века. Замечательные картины в деталях История, Живопись, Картина, Искусство, Интересное, Художник, Длиннопост

"Больная и врач" Ян Стен


Общение врачей и пациентов - довольно частый сюжет на картинах 17 века. Самая известная из них, пожалуй,  "Больная и врач"  Яна Стена. У данной картины есть и другое название - "Нет лекарства от любви".  Второе название намекает нам, что героиня безнадежно влюблена, и тут не помогут никакие микстуры. Но есть и более интересная версия. В правом нижнем углу  можно увидеть сосуд, из которого торчит нить, и в нем также лежит некий небольшой предмет. Во времена написания картины в качестве примитивного теста на беременность "подозреваемым" давали понюхать паленую шерсть. Может, именно в ней и кроется причина хворей. Судя по унылому лицу девушки, можно предположить, что беременность незапланированная и, скорее всего, внебрачная. Придется состоятельному семейству (а судя по интерьеру и одежде героев, люди они обеспеченные) пойти на встречу дочери и позволить выйти замуж за объекта ее любви. Ну или дать заманчивое приданое, чтобы выдать ее замуж за кого-то еще, ситуации ведь разные бывали. Автор не раз обращался к этой теме, но композиция на всех полотнах оставалась неизменна: унылая дева, встревоженные родственники, все понимающий доктор и сосуд с торчащей нитью. Полотно "Больная и врач" можно увидеть в Эрмитаже.

Юмор 17 века. Замечательные картины в деталях История, Живопись, Картина, Искусство, Интересное, Художник, Длиннопост

"Бобовый король" Якоб Йорданс


Еще более частый сюжет - всевозможные праздники и пьянки. "Пьяными" картинами славился  фламандский художник Якоб Йорданс. Самая известная картина мастера - "Бобовый король" (1638 год). На ней изображен любимый народом обычай того времени. На католический праздник Богоявления (6 января) во время застолья подавался приготовленный накануне пирог. А внутри был запечен боб. Кто его нашел - тот и король застолья, а остальные - его свита. Королевские обязанности были незатейливые. Провозгласить и королеву, носить бумажную корону, отдавать шуточные приказания, а главное - почаще поднимать бокал. Тогда и свита с криками «Король пьёт! Да здравствует король!» должна была присоединиться. Считается, что картина содержит и отсылки к фламандским поговоркам. Изображение собаки, просящей подачку у мальчика, намекает на поговорку «Res immoderate cupido est» («Жадный не знает меры»). Надувший щеки волынщик, вероятно, — изобразительный эквивалент фламандской пословицы «Met ееn goed gevulde buik wil het zinger beter Iukken» («С хорошо набитым животом лучше поётся»). На столе можно увидеть копченый окорок на блюде и миску с маслом. Оба предмета, очевидно, могут рассматриваться как символы Gula (чревоугодия), одного из семи смертных грехов. Известно, что короля художник рисовал со своего тестя и кстати до этого и наставника Адама ван Ноорта (у него же учился и Рубенс), королеву со своей дочери Елизаветы, а самого себя он изобразил позади с кувшином. Праздник существует до сих пор, хоть отмечается и не так шумно. Его также называют праздником трех королей", в честь волхвов, принесших дары Иисусу. Власть короля начиналась с момента застолья сразу после церковной службы, и на следующий день король должен был принести на продолжение пирушки новый пирог. Порций было часто на одну больше, чем присутствующих. Ее либо отдавали нищим, либо хранили на память. Картина так понравилась публике, что Йорданс написал не меньше десятка ее вариаций. Сейчас они разбросаны по разным музеям и коллекциям. Ну а оригинал хранится в Эрмитаже.

Юмор 17 века. Замечательные картины в деталях История, Живопись, Картина, Искусство, Интересное, Художник, Длиннопост

"Распущенные повара" Петер Герритс Ван Ройстратен


Петер Герритс Ван Ройстратен был голландцем, но долгое время жил и работал в Лондоне. Происходящее на картине в целом понятно из названия. Забавная деталь - обезьянка, заглядывающая подвыпившей женщине под юбку. Дело в том, что отношение к приматам в христианской культуре было, как минимум, неоднозначным. Они считались одним из символов порока и распутства. С другой стороны, обезьяна, посаженная на цепь иногда являлась символом умения держать себя в руках, поэтому на портретах добропорядочных бюргеров иногда ее можно увидеть в качестве питомца. Изображение приматов часто встречалось на голландских картинах еще с 16 века. Считается, что "популяризировал" хвостатых гравер Питер ван дер Борхт, выпустивший серию гравюр с работами Питера Брейгеля, где те присутствовали. Кстати на данной картине использован еще один любимый художником прием - реалистичное изображение всех блестящих поверхностей, в данном случае бутылок, бокала и цепи. Другое название полотна - "Безнравственная кухарка", а на Западе его чаще называют "Признание в любви".  Та же героиня и любопытная обезьянка "засветились" и на другой картине автора.

Юмор 17 века. Замечательные картины в деталях История, Живопись, Картина, Искусство, Интересное, Художник, Длиннопост

Ну и еще несколько замечательных картин Яна Стена

Юмор 17 века. Замечательные картины в деталях История, Живопись, Картина, Искусство, Интересное, Художник, Длиннопост

"Кошкины танцы"

Юмор 17 века. Замечательные картины в деталях История, Живопись, Картина, Искусство, Интересное, Художник, Длиннопост

"Кавардак"

Юмор 17 века. Замечательные картины в деталях История, Живопись, Картина, Искусство, Интересное, Художник, Длиннопост

"Беспутный дом"


Автор часто рисовал хаос и последствия алкогольных возлияний, поэтому словосочетание "дом Стена" стало нарицательным.

Юмор 17 века. Замечательные картины в деталях История, Живопись, Картина, Искусство, Интересное, Художник, Длиннопост

"Дети учат кошку читать"

Юмор 17 века. Замечательные картины в деталях История, Живопись, Картина, Искусство, Интересное, Художник, Длиннопост

"Гуляки"


Эта картина - фактически автопортрет, ведь герои - сам Ян Стен и его жена. Супруга была и сама дочерью известного художника, поэтому с удовольствием позировала мужу в таком забавном образе. В руке у автора трубка, и еще одна сломанная валяется на полу.  На момент написания картины курение табака считалось делом предосудительным и было дополнительным штрихом к образу "плохиша". Эта картина также находится в Эрмитаже.


Часть информации взята тут

https://smallbay.ru/francken_works.html

https://www.rct.uk/collection/402604/a-vanitas

https://www.liveinternet.ru/users/4000579/post226952819/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бобовый_король


Другие мои посты о живописи


Русская живопись

Живая история на картинах Владимира Маковского

И снова про символизм в живописи (И. Прянишников)

Скандальная история на картине (передвижник А. Волков)

Еще раз о картинах в деталях (передвижник В. Макимов)

Картины в деталях (передвижник А. Корзухин)

Житейские истории в картинах Василия Пукирев

Смешное и грустное на картинах передвижника Неврева

И снова интересные штрихи к картинам (Ф. Журавлев)

Еще раз об интересных деталях на картинах (П. Федотов)

И снова интересные детали и разные судьбы на картинах (С. Грибков)

И снова картины в деталях. Передвижник Константин Савицкий

Житейские истории на картинах [ИДЕТ ОПРОС] (И. Богданов)

Новоселье до революции и после

Жилищный вопрос до революции. Что расскажут картины

Жизнерадостные картины и большая драма их создателя (К. Коровин)

Несколько штрихов к известной картине (Боярыня Морозова)

Художник, ставший символом времени (Эрте)

И снова живая история в картинах Маковского


Английская живопись

Удивительная история самой известной английской картины

Неизвестный подтекст известных картин

Кто есть кто в британском искусстве

О картинах, котиках и шизофрении

И снова интересные детали и житейские истории на картинах

Житейские истории и скрытые детали английских картин

И снова картины в деталях

Об искусстве с английским юмором

И снова об английском юморе


Другие художники

Хулиган, дебошир и гений

Скандальный гений и приключения его картин

«Рассказчик с кистью» и один из самых известных американских художников

Лига историков

13.6K поста50.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения