И снова про символизм в живописи

Хочу продолжить делиться интересными деталями картин, которые несут особый смысл или просто примечтельны как элементы быта и нравов. На этот раз немного юмора и много драмы на картинах Иллариона Михайловича Прянишникова (1840 - 1894), одного из основателей движения передвижников.

И снова про символизм в живописи Картина, Художник, Искусство, Живопись, Русская живопись, Интересное, Длиннопост

"Любитель" (1860-е)

На картине мы видим богато обставленную комнату с обилием красивых и даже претенциозных деталей. Большая картина, рама у которой явно помпезнее и интереснее самого полотна. По крайней мере художник выписал ее намного детальнее и старательнее чем то, что она обрамляет. Но все же мы можем рассмотреть там обнаженную женскую грудь. Еще одна картина, витиеватая белая консоль (или  иное украшение, видна только нижняя часть), изящная фарфоровая ваза, у камина украшенный росписью экран, золоченые каминные часы под колпаком. В общем дорого-богато, и даже перебор. За столом мужчина в уютном и тоже весьма дорогом халате  и домашних туфлях (остроносые, похожи на восточные, да еще и с намеком на каблук). Даже дома он старательно уложил волосы. В общем мужчина явно считает себя эстетом. А на столе можно рассмотреть лежащие кучкой  некие карточки. В руке же данный ценитель прекрасного держит предмет, точного названия которому я не знаю, но у меня подобный был в детстве. Он для просмотра изображений. В данном случае явно тех самых карточек. Довольное лицо мужчины и само название "Любитель" явно намекают, что картинки эротические.

И снова про символизм в живописи Картина, Художник, Искусство, Живопись, Русская живопись, Интересное, Длиннопост

"Жестокие романсы"

Обычно данную картину описывают как шуточную. Часто вспоминают "Вишневый сад", горничную Дуняшу, за которой  пытается ухаживать хамоватый Яша. Парень, предположительно приказчик или мелкий служащий, брынчит на гитаре и завывает в ухо даме сердца, а она этому совсем не рада. Отвернулась, в руке сжимает платок, нервно курит. Один окурок уже валяется на полу. Это позволяет предположить, что дама хоть и пытается одеваться и  делать прическу как барышня, так же из небогатой среды. Вряд ли благовоспитанная аристократка стала бы бросать бычки на пол. Обычно в аннотациях пишут, что унылый и нервный вид девушки вызван сомнительными вокальными данными ухажора. Но у меня есть и другое предположение, на которое намекает название картины. Жестокие романсы - название довольно популярного тогда среди простых горожан жанра. Слезливые песни про несчастную любовь, душевные терзания,  и прочие бурлящие страсти. И большая часть этих песен была на тему неверности, обмана, коварных соблазнителей, "поматросил и бросил". Вполне возможно, что парень просто случайно попал в точку.

И снова про символизм в живописи Картина, Художник, Искусство, Живопись, Русская живопись, Интересное, Длиннопост

Картина 1880-х годов без названия. Однако сюжет можно предположить. Убогая комната с обшарпанными стенами. Из-за тесноты кровать занимает по длине почти всю стену. А на стене похоже что висит коврик. Может, хозяйка пыталась навести уют исходя из своих незатейливых вкусов, а может, просто чтобы холодная стена не мешала спать. На кровати сидит хорошо одетый господин в цилиндре. Он одет явно "на выход". Но куда бы он так не ходил, кончилось дело злоупотреблением алкоголем. Он, не раздеваясь, плюхнулся на кровать и настолько пьян, что, пытаясь закурить, извел целый коробок спичек, да и лицо явно помятое. Молодая женщина явно собиралась спать. Она переоделась в рубашку, в районе челки папильотки для завивки. А рядом явно люлька с младенцем. Вероятно, классика жанра, пьющий отец - горе в семье. А этот гражданин еще и явно гуляет не по средствам и деньги проматывает, пока его семья живет в нищите.

И снова про символизм в живописи Картина, Художник, Искусство, Живопись, Русская живопись, Интересное, Длиннопост

«Шутники. Гостиный двор в Москве»  (1865)

За эту картину Илларион Прянишников получил большую серебряную медаль и звание классного художника III степени, а вместе с ними и известность. Она навеяна пьесой Островского, премьера которой  была в 1864. Сюжет - купцы и приказчики подпоили пожилого отставного чиновника и издеваются над ним, заставляя танцевать. На чиновнике невнятный костюм, тонкий простой плащ явно не для зимы. Можно рассмотреть медаль за "25 лет беспорочной службы". Одет он опрятно, но бедно. Безупречная служба не принесла ему ни денег, ни благополучия. Его окружили богато одетые купцы. На них, в отличие от него, одежда по сезону, видны соболиные воротники. Участвуют в "шутке" и приказчики. Молодой парень сзади пальцами наставил ему рожки. Хотя он  вдвое моложе и сам ничего из себя не представляет. Но раз хозяева считают, что это смешно, надо присоединиться. Сверху видна часть вывески, можно прочитать "...ыгиной". Вероятно ...ыгина - грузная дама в соболином воротнике, которая для удобства наблюдения даже стульчик себе раскладной поставила.  А сверху на все это взирает икона, явно символ двойной морали этих людей. Картина вызвала резонанс, некоторые сюжет называли  порочащим нравы общества. Многим купцам тоже не понравилась. Картину отправили на Международную  выставку в Вену, но показывать так и не рискнули.