Скандальная история на картине

И снова пост о живописи и о превратностях судьбы на картинах. На этот раз давайте присмотримся к творчеству художника-передвижника Адриана Волкова.  Еще один талантливый, но подзабытый живописец с интересными и не банальными сюжетами. Пост является моими личными наблюдениями и не претендует на историческое исследование. Если у вас есть дополнительная информация или идеи, делитесь ими в комментариях.

Скандальная история на картине Картина, Живопись, Русская живопись, История, Искусство, Художник, Длиннопост
Скандальная история на картине Картина, Живопись, Русская живопись, История, Искусство, Художник, Длиннопост
Скандальная история на картине Картина, Живопись, Русская живопись, История, Искусство, Художник, Длиннопост
Скандальная история на картине Картина, Живопись, Русская живопись, История, Искусство, Художник, Длиннопост
Скандальная история на картине Картина, Живопись, Русская живопись, История, Искусство, Художник, Длиннопост

«Прерванное обручение» (1860)

Эту картину довольно часто публикуют в постах на тему брачных злоключений, часто на пару с полотном Василия Пукирева «Прерванное венчание» (оно же «Двоеженец»). Похождения двоеженца разбирались кстати в одном из моих предыдущих постов. Идея похожа, но есть и свои нюансы даже в самой ситуации. Описания к этой картине обычно  сводятся к тому, что легкомысленный парень решил пополнить свой бюджет выгодной женитьбой на дочке купца, но в разгар празднования помолвки пришла соблазненная им девушка с младенцем на руках. От себя хочу добавить несколько личных наблюдений.
Изначально Академией Художеств Волкову было предложено написать полотно на безобидный сюжет "сговор невесты". Но художник решил добавить перца. Академия это не оценила, а вот публика бурно обсуждала и отнеслась благосклонно, так что шалость удалась. То, что невеста - дочь богатого (и даже очень) купца, понять легко по интерьеру. Красивая комната, потолок с росписью и лепниной, большая хрустальная люстра, дорогой паркет. В большинстве домов полы были просто дощатые, паркет стоил недёшево, а такой наборный из разных пород дерева был  по карману только состоятельных людям. На то, что семья купеческая, указывает и типичная  одежда семьи невесты. Мужчина одет подчёркнуто просто. Но это влияние не бедности, а, скорее всего, старообрядческой среды. Среди купцов их было много, а щегольство и повышенное внимание к одежде среди них не приветствовались. Семья подчёркнуто религиозная (или пытается казаться таковой). В углу гостиной (правый верхний угол) можно рассмотреть икону с лампадой. Позади купца ещё одна икона, которой глава семейства собирался благословить пару. На помолвку он и батюшку пригласил, что не являлось непременным условием данного мероприятия. Но состоятельные купцы частенько приглашали на праздники «служителей культа» (вспомним юморную картину Неврева с протодьяконом на именинах).
Теперь давайте разберёмся, кто же жених. Купеческая среда была в этом плане весьма консервативна и патриархальна. Женихов дочерям либо выбирал сам отец, ну или как минимум все было с его одобрения. Одобрение обычно вызывали представители других уважаемых купеческий семейств. Но в 19 веке была и другая тенденция, не раз высмеянная в искусстве (например, всем известная картина «Сватовство майора»). Богатые купцы для повышения своего социального статуса (ну и чсв заодно) хотели породниться с дворянством. Обычно на такие браки шли обедневшие дворяне, чтобы пополнить свой скудный бюджет. Жених внешне больше похож как раз на второй вариант. На сохранившемся эскизе картины он явно офицер, но потом художник сделал его  штатским (до 1880 года по закону чиновники обязаны были бриться и допускались только бакенбарды, почти все офицеры должны были носить усы без бороды, духовенство традиционно носили бороды и усы, представители купечества тоже почти всегда предпочитали быть усаты-бородаты, деревенские мужики тоже). Кстати судя по эскизу, изначально задумка была ещё перченее, и любовница пришла бы прямо на свадьбу.
Ну и теперь самое интересное. Кто же любовница, зачем ей публично рассказывать об этой позорной по тем временам истории, и что же будет дальше. Судя по виду её папеньки, она из семьи мелкого чиновника. По меркам того времени рождение внебрачного ребёнка для женщины было большим позором. Аристократки обычно старались замять дело, записав детей на замужних дам, а потом брали в свою семью в качестве «воспитанников». А вот для обычной девушки все было сложнее. Она могла попытаться не афишировать внебрачную связь и сдать ребёнка в приют. Либо оставить его себе и терпеть насмешки окружающих, да и замуж выйти было очень сложно. Выбор часто зависел ещё и от позиции семьи девушки. А ещё при Николае I ужесточили законы и в отношении самих внебрачных детей. Они считались незаконнорожденными даже если родители потом поженились (такая ситуация случилась с художником Перовым). Даже при желании отцы не могли их усыновить, чтобы передать им свою фамилию, не говоря уже о титуле (а то был бы Перов немецким бароном, может, и картины у него были бы повеселее). Их не брали в приличные гимназии, с высшим образованием тоже были проблемы. И самое нелепое, что дети не могли официально получить наследство не только со стороны отца, но и собственной матери. Вот такая борьба за нравственность граждан при императоре, который сам имел внебрачных детей. У них все кстати было ок и с карьерой, и наследством, но это уже совсем другая история. Позже законы смягчились, все стало не так драматично.
Вероятно, наш соблазнитель и рассчитывал, что девушка постарается спасти свою репутацию и скроет факт рождения внебрачного ребёнка, а что она будет делать - это уже её проблема. Но девушка от ребёнка отказываться не стала, и папенька предпочёл её понять и простить. А раз так, то и скандала ей бояться уже нечего, как и скрывать имя нерадивого папаши. О её позоре знакомые знают и так. Даже если бы соблазнитель соизволил на ней жениться, ребёнку бы это с юридической точки зрения уже  не помогло, клеймо обществом на нем уже поставлено. С финансовой точки зрения этот брак героине тоже бы не помог, денег у папаши, скорее всего, нет. Более того, у подобных легкомысленных дворян ещё часто и долги были, потому что амбиции мешали им жить экономно. Ну а из романтических соображений тем более. Вряд ли бы после всей этой истории они могли бы создать счастливую и надёжную ячейку общества. Так что терять любовнице было фактически нечего. А так соблазнителю хоть какая-то ответочка в виде расстроенного выгодного брака и потери финансовых вливаний в его прохудившийся бюджет от несостоявшегося тестя. Итог данной истории, скорее всего, будет такой. И дальше героиня продолжит жить с букетом проблем матери-одиночки, а ребёнок с клеймом незаконнорожденного и ущемленными правами. На дочке богатого купчишки или иного богатея в ближайшее время и в этом городе он уже не женится, потому что респектабельности и статусности такой оскандалившийся жених семейству не добавит. Но есть шанс попробовать проделать это в другом городе, где о скандале не слышали.
Но есть на этой картине и ещё один интересный для меня персонаж. Кто он такой, я не поняла. Вот он, бородач рядом с печью. Он стоит отдельно от гостей на свадьбе, но и не совсем рядом с чиновником и его дочерью. Он в пальто, поставил позади себя цилиндр, похоже, что зашёл вместе со скандальными визитерами. Невеста в обмороке, любовница плачет, на лице чиновника явная неловкость и праведное возмущение. Кто-то в гневе, кто-то сконфужен, кто-то в шоке. В общем на всех лицах живые эмоции. В отличие от остальных персонажей бородач выглядит спокойно и даже степенно, сложил ручки на животе и вроде даже улыбается. Не удивлюсь, если он сам и привел этих нежданный гостей. А вот зачем, история умалчивает.

Скандальная история на картине Картина, Живопись, Русская живопись, История, Искусство, Художник, Длиннопост

"Обжорный ряд в Петербурге" (1858)

Ну и просто для иллюстрации творчества художника еще парочка картин без анализа. Обжорный ряд - это место на рынке, где продавали готовую еду для непритязательной публики. Особенно много там было пирожков со всякими начинками, выпечкой. Можно было и на месте перекусить. Там же располагались и дешевые забегаловки, питейные заведения (как раз такое мы видим слева). Еда была часто сомнительного качества, но зато дешевая и по карману любому.Там часто встречались и устраивали посиделки городская беднота, приехавшие на заработки крестьяне.

Скандальная история на картине Картина, Живопись, Русская живопись, История, Искусство, Художник, Длиннопост

"Демьянова уха"
А эта картина написана на сюжет басни Крылова. Басня на тему назойливого гостеприимства, когда гостя во что бы то ни стало хотят накормить «досыта, до отвала». А с другой стороны назойливого внимания вообще и надоедливых приставаний с разговорами.  Надеюсь, мой пост вам не надоел и было интересно.