Лига историков
Серия Викинги

Викинги у себя дома. Религия

Описывая скандинавскую религию, сталкиваешься с определенными трудностями. Во-первых, огромный объем материала, изложить который даже кратко потребовало бы отдельного цикла постов. А во вторых, в определенном смысле, скандинавская мифология не менее "попсовая", чем греческая, и всяческие пересказы были тыщу раз. Так что я отделаюсь кратким описанием, а то и буду пропускать то, что общеизвестно. Ну, а тот, кто хочет подробностей, они хотя бы тут.

Стоит начать с факта, который человеку современному не совсем понятен. Скандинавы не верили в богов, они знали, что те существуют.

Что это значит?

Вопросы веры и неверия появляются на более позднем этапе развития религии и общества. Для человека родового строя сомнений не существует и вера не нужна.

Это так же, как современный человек знает, что существует Австралия. Да, сам он ее не видел, и, скорее всего, не знает того, кто видел. Ну и что? Если ему сказать, что на самом деле Австралии не существует, он посмотрит на вас, как на дурака и не утрудится искать доказательства.

Совершенно так же скандинав был полностью уверен в существовании сверхъестественного мира и так же бы посмотрел на человека, в нем сомневающегося.

Но ведь в Австралии можно убедиться? Так и в богах тоже. Умрешь и убедишься. Да и на этом свете есть видения.

Судьба

Я не случайно поставил явление судьбы впереди всего, потому что скандинавы верили, что будущее всего сущего, даже богов, предопределено. Неудивительно, викинги жили во времена, когда жизнь человека зависела от такого количества случайностей, что свобода воли казалась сомнительной.

Но судьба это не отсутствие выбора, это скорее некий закон, типа природного, который просто существует и все. Сомнения в судьбе кого-либо для скандинавов выглядели как для нас сомнения в законе гравитации. Судьба не имела значения от того, как вел себя человек, хорошо или плохо, это не карма.

Главным было для скандинава не то, какая у него судьба, а как он ее примет. Следовало встретить все удары жизни с честью и достоинством. Образцом здесь был Один, который знал, что погибнет, но собирал сильнейших воинов чтобы сделать это с блеском и героизмом.

Судьба принимала разные обличия. Самое известное - норны, три сущности женского пола, живущие у корней мирового древа, Иггдрасиля. На их ногтях вырезаны руны, а изображают их по-разному. Они ткут судьбу каждого на ткацких станках, в некоторых источниках, вырезают на дереве.

Викинги у себя дома. Религия История (наука), Викинги, Скандинавия, Средневековье, Длиннопост

Их зовут Урд (Судьба), Верданди (Становление) и Скульд (Долг). Скандинавы никогда им не молились, потому что они были совершенно неумолимы.

Мир

Мир викингов возник из борьбы льда и огня в первобытном хаосе. Сначала появился великан Имир, он породил других инеистых великанов, которые были еще до богов. Вместе с ним появилась корова Аудумла, которая кормила Имира и вылизала изо льда первого бога Бури. Тот породил всем известного Одина. Один же с братьями убил Имира и сделал из его тела наш мир. Один также породил людей и все завертелось. Таким образом, мир возник из убийства. В самый раз для викингов.

Викинги у себя дома. Религия История (наука), Викинги, Скандинавия, Средневековье, Длиннопост

Аудумла вылизывает Бури

Картину мира в скандинавской мифологии описывали много раз, так что повторяться не буду. Скажу лишь две вещи. Центральные миры Асгард (обиталище богов) и Мидгард (нас с вами) происходят от слова ограда, граница. Для скандинава упорядоченное пространство должно быть огороженным. За пределами ограды живут враждебные сущности. И мировое древо Иггдрасиль, проходящее через все миры, это ясень. Из ясеня же сделан первый человек, и это что-то да значит.

Боги

Для нас бог это некое всезнающее, всеблагое существо. Для скандинава бог очень похож на человека, конечно, обладающего сверхъестественными силами. Боги занимаются примерно тем же, что и люди. Работают, развлекаются, сражаются и любят. Скандинавские боги не особенно добры, они могут поступать подло и коварно, они делают иногда то, что для скандинава могло быть страшно позорно. Но боги охраняют космический порядок от хаоса и до некоторой степени покровительствуют человеку. Любить богов совсем необязательно, но приходится принимать их существование и иногда служить им.

Главные боги назывались асы. Упав на землю, скандинав кричал "о, май ас", что значило "о, мой бог". Было еще семейство богов ваны, но чем они отличались от асов, только ас и знает.

Как и у всех язычников, у викингов было много богов. Но выделяется большая тройка - Один, Тор и Фрейр. Хотя Один считался главным, Тор был гораздо более популярным. Судя по всему, Одину молились князья, дружинники и вообще люди высокопоставленные. Более простым больше нравился простодушный и добродушный Тор, защитник людей и победитель сил хаоса.

Викинги у себя дома. Религия История (наука), Викинги, Скандинавия, Средневековье, Длиннопост

Тор в средневековом представлении. На рыбалке

Фрейр малопопулярен в массовой культуре. Это бог плодородия и сексуальности. Его часто изображали с огромным стоящим членом. Его сестра Фрейя - главное женское божество и тоже воплощение секса.

В скандинавской религии есть один очень интригующий и очень редкий среди других мифологий момент. В Асгарде были храмы и боги сами кому-то молились. Кому? Кто знает.

Другие сверхъестественные существа

Также существовали так называемые великаны (етуны, буквально, пожиратели), силы хаоса, противники богов и людей. Знаменитый Локи именно великан, которого боги пригласили в Асгард.

Кроме богов из скандинавской мифологии, пожалуй, наиболее известны валькирии. Прислужницы Одина, уносящие с полей битвы души воинов.

В массовой культуре их изображают как дев в бронелифчиках, скорее сексуальных, чем воинственных. Но в мифологии это настоящие демоницы войны, “смотреть на которых все равно, что в пламя”.

Викинги у себя дома. Религия История (наука), Викинги, Скандинавия, Средневековье, Длиннопост

Так их представляют сейчас

Особенно мрачен их образ в стихотворении “Паутина копий”. Валькирии там ткут полотно битвы за станком, сделанным из человеческих тел.

Викинги у себя дома. Религия История (наука), Викинги, Скандинавия, Средневековье, Длиннопост

А так, возможно, скандинавы

Некоторые имена валькирий: “Хьяльмтримуль  — Лязгающая шлемами, Хьёртримуль — Звон мечей, Хълёд — Воющая, Рандгнитр — Царапающая щиты и Скальмьёльд — Время меча, Свава — Разящая, и Таннгнитр — Скрежещущая зубами”. Не слишком романтично, правда?

Также были эльфы и гномы (точнее, дверги), совсем непохожие на толкиеновских. Эльфы были духами, очень похожими на славянских низших духов, типа леших и водяных. Дверги жили в скалах и под землей. Нигде не упоминается, что они были низкими.

Еще были тролли и турсы, враждебные людям.

Культ

Собственно, религии в современном смысле у скандинавов не было. Боги не требовали послушания и поклонения, с ними просто взаимодействовали. Да, им делали подношения, но любить их при этом было совсем не обязательно. Ну, как правительство сейчас. Оно где-то там есть, ему фиолетово, любишь ли ты его, но налоги заплати.

Церкви как организации у викингов не было совсем. Жречества тоже. Обряды проводили обычные люди. Правда тут был принцип, чем выше стоял человек, тем более важные ритуалы он совершал. Самые важные исполняли правители. Религиозные центры соответственно возникали при сильных конунгах.

Определенно были специальные помещения для культа, но поклонялись богам и в священных рощах, и на горах. В этих местах делали изображения богов.

Наверняка обряды сопровождались песнопениями наподобие обращения к Тору из поэмы: «Ты сломал члены Лейкн, ты сокрушил Тирвальди, ты поразил Старкада, ты попирал погибшего Гьялпа», а также: «Твой молот раздробил череп Кейлы, ты смолол в кусочки Кьялланди, ты убил Лут и Лейди, ты пустил кровь Бусейре, ты не давал покоя Хенгьянкьяпте; еще раньше погибла Хюррокин, и еще раньше вся жизнь окинула темного Сивора».

Представляется, что культ Фрейра в Упсале подразумевал какие-то драматические представления с хлопками, «недостойным мужа звоном колокольчиков» и «женственными движениями». (Ж. Симпсон)

Главным ритуалом было жертвоприношение. Обычно делается акцент на кровавых, но повседневно могли подносить богам или духам пищу и пиво, оружие и драгоценности.

Приносили в жертву самых разных животных. Обычно использовали лошадь, быка, кабана или свинью. Животные этих видов были легко доступны древним скандинавам, и все они обладали космологическим значением.

Животным перерезали горло, собирали кровь в чашу и обрызгивали ей все вокруг. Любопытно, что алкоголь считался почти такой же священной жидкостью, как и жертвенная кровь и также использовался в ритуалах.

Мясо жертв часто поедалось, но также их вешали и топили. В первом случае это считалось подношением Одину, так как с ним было связано повешение. Во втором вода считалась проводником в потусторонний мир. Особенно сакральными считались болота. В них находят множество жертв, в том числе и человеческих, а также оружие и драгоценности.

Приносились и человеческие жертвы. Обычно убивали рабов и преступников, но в особых случаях и знатных людей. Если страна много лет бедствовала, могли принести в жертву правителя.

Душа

В обыденном представлении личность состоит из тела и души, или сознания. Сознание представляют чем-то отдельным от тела большинство из нас, за исключением убежденных материалистов, да и они, возможно, лукавят. Для людей верующих душа бессмертна и может существовать без тела в загробном мире.

Но у скандинавов личность состояла из четырех частей (слабаки, сказали египтяне с их семью душами).

С первой (hamr) вроде бы просто. Это просто тело. Однако скандинавы считали, что человек может тело менять. Нет, не раскачаться, или пузо отрастить, а становиться животным. Короче говоря, оборотнем. Не все люди, конечно, некоторые. Знаменитые берсерки и менее знаменитые ульфхеднары (волкоголовые) считали, что они оборачиваются животными во время боя.

Второй аспект личности (hugr)ближе всего к тому, что мы называем душой. Это мысли, чувства, характер человека. Как и у многих других народов, викинги считали, что душа может покидать тело, по случайности или по собственной воле. Это тесно связывали с магией. Существовал ли hugr после смерти, не совсем ясно.

А вот еще две души для современного человека покажутся очень экзотичными.

Первая это hamingja, существо, довольно автономное от человека. Это личная удача, но способная передаваться в роду. Скандинавы считали, что удача вещь не случайная, а некая персонифицированная сила. Удача яснее всего выражалась на поле битвы. Она могла своей волей оставить человека. Так что выражение "его покинула удача" скандинавы понимали буквально.

И последняя, наверное, самая экзотичная часть личности звалась fylgja. Ее название можно примерно перевести как “сопровождающий дух”. Как и предыдущее существо, фюльгья и у мужчин, и у женщин женского пола (или рода?). Это что-то вроде родового ангела-хранителя, оберегающего человека. Она защищала скандинава и несла в нем дух его рода, а после смерти переходила к следующему.

По утверждению Нила Прайса, если вы спросите исландца, верит ли он в троллей или эльфов, он закатит глаза или просто посмеется. Но если спросить его про фюльгьей, то он скорее отведет взгляд и сменит тему.

Похороны

Стереотип гласит, что умершего викинга клали на корабль с вещами и всяческими жертвами, поджигали и пускали корабль на волю волн. Что-то такое действительно было, но задолго до эпохи викингов. На самом деле, похоронных обычаев в Скандинавии было огромное количество.

Начнем с того, что даже основной способ похорон был разный. В одних местах тела преимущественно сжигали (огненное погребение, кремация), в других хоронили в земле (ингумация). И тот, и другой способ использовали в одних и тех же местах и в то же время. Принцип выбора совершенно непонятен.

Викинги у себя дома. Религия История (наука), Викинги, Скандинавия, Средневековье, Длиннопост

Похороны по Ибн Фадлану. Генрих Семирадский, 1833

Покойников зарывали в кораблях, лодках, деревянных ящиках, просто в земле. Над могилой насыпали курганы разных форм и размеров, с самыми разными сооружениями. Похоронные ритуалы также были очень различающимися.

“Женщины, похороненные в рысьих шкурах или уложенные под тяжелые шкуры медведей. Вертикально воткнутые в могилу мечи. Щит, закрывающий лицо или лежащий рядом на уровне пояса.

Одна-единственная монета, возрастом не меньше ста лет, уже истончившаяся. Ряд захоронений, в которых каждый покойник сжимает в руке гладкий белый камешек. Приведенная в могилу лошадь, которая фактически стояла на трупе, прежде чем ее зарезали; в ногах у того же захоронения, внутри могилы, вертикально поставленный камень, о  который размозжили тело собаки. Мужчина и мальчик, похороненные в одной огромной могиле крест-накрест, так что их тела образуют жутковатую букву X.

Ряд пряслиц, аккуратно выложенных вдоль ножен меча. Посох колдуньи, придавленный тяжелым камнем. Две разрубленные пополам лошади, чьи части тела поменяли местами. Яма с убитыми детьми, вырытая сбоку от воинской братской могилы. Человек в скромной могиле, поверх которой десятилетия спустя закопали полный людей корабль, так что его киль оказался точно над первым захоронением — с годами ритуал повторяли, людей и кораблей становилось все больше. Таких примеров хватило бы на целую книгу”. (Н. Прайс)

Загробный мир

Также стереотип гласит, что умершие викинги попадают в Вальхаллу, где вечно сражаются и пируют. Более подкованные люди знают, что в туда попадают избранные воины, а остальные в некую Хель.

На самом деле, история та же, как и с похоронами, то есть очень большое разнообразие верований. Из источников видно представление, что мертвые живут прямо в своих могилах. Некоторые из покойников могут покидать могилы, не в прямом смысле, а что-то вроде материальных призраков, если так можно сказать.

Часто такие беспокойные покойники причиняли вред, их звали драуги. Они нападали на людей и животных, любили скакать по крышам. Некоторые могли выполнять и положительные действия. Умершие женщины могли возвращаться в дом, чтобы готовить и прибираться, к ужасу домочадцев.

Викинги у себя дома. Религия История (наука), Викинги, Скандинавия, Средневековье, Длиннопост

Также мертвые могли жить в холмах. В некоторых источниках утверждается, что в каком-нибудь особенном холме обитает целый род. Покойники в холмах пируют, по крайней мере, встретив пополнение.

Умершим почти всегда что-нибудь клали в могилу, оружие, инструменты и прочие вещи, так что можно предположить, что загробный мир представлялся вариантом этого. Есть мнение, что огромное количество кладов зарывалось в землю не для того, чтобы выкопать когда-нибудь, а пользоваться на том свете. Так что скандинавы бы не поняли нашего выражения “с собой в могилу не унесешь”.

О Вальхалле (а правильнее, Вальхолл, “чертог мертвых, дворец убитых”) я подробно рассказывать не буду, хотя при ее описании, как всегда, куча красочных деталей.

Но скажу о вещи менее известной. Вообще-то, половина воинов, убитых в бою, уходила не к Одину, а к богине Фрейе, в ее дворец Сессрумнир (вмещающий много сидений). Есть намеки, что туда отправлялись и женщины, по крайней мере, некоторые.

Был еще один загробный мир - Хель, буквально, могила. Путь туда был на север и вниз. Правила им дочь Локи, Хель, половина которой была прекрасной, а половина синей, как у трупа.

Викинги у себя дома. Религия История (наука), Викинги, Скандинавия, Средневековье, Длиннопост

Хель

Несмотря на то, что Хель созвучно с английским “hell”, судя по всему, мертвые живут там так же, как и на земле, а может, даже лучше. Скандинавы вообще не верили в идею божественного воздаяния.

Но и это еще не все. Те, кто тонут в море, попадают к морской богине Ран. Что они там делают, неясно, но есть сведения, что будут делать. Когда корабль Нагльфар, сделанный целиком из ногтей мертвецов, повезет ледяных великанов на битву с асами, то мертвые из чертогов Ран будут на нем командой.

Рагнарек уже был

Как известно, конец этого мира в скандинавской мифологии называется Рагнарёк. Буквально это переводится как рок владык, судьба богов. Дело в том, что гибель богов и мира предопределена и все, что могут сделать боги, это готовиться к ней. Как Один, например, который вербует самых лучших воинов в Вальхаллу, чтобы они потом за него сражались.

Описание Рагнарека очень красочно, но я не буду его здесь приводить. Интереснее другой вопрос. Вообще-то для язычества конец света нехарактерен. В нем обычно мир существует вечно, или умирает-возрождается циклично. Эсхатологические мифы появляются, когда родовое общество терпит тяжелый кризис. И он у скандинавов уже был.

До конца 5 века население Скандинавии росло, быстро шло освоение земель. Но потом что-то случилось. В первой половине 6 века количество поселений, захоронений и прочих признаков человеческого существования резко сокращается. Были брошены многие тысячи хозяйств. Исследования почв показывают, что пашни повсюду зарастали лесами. Прекратилось производство многих вещей, резко меняется культура, становится примитивней.

Что же случилось?

Долго этот упадок связывали с падением Римской империи и общим кризисом Эпохи переселения народов. Однако это всего не объясняет. Исследования последних десятилетий прояснили картину.

Бурение льда в Антарктиде, исследование годовых колец деревьев и другие кропотливые исследования восстановили ситуацию.

В 536 и 539 годах произошли мощнейшие вулканические извержения. Одно из них нашли, на территории Сальвадора. Это извержение входит в десятку мощнейших за последние семь тысяч лет.

Вулканические выбросы заслонили солнце и вызвали замедление роста и гибель растений. Что, конечно, повлекло неурожаи и социальные потрясения. Их описывают, например, индийские и китайские источники.

Но Скандинавия была гораздо более уязвима. Здесь люди всегда балансировали на грани голода. И такая катастрофа привела к запустению огромных территорий. Для десятков тысяч людей источники пропитания просто исчезли, и они умерли голодной смертью, а остальные начали яростно сражаться за скудные ресурсы. А в по ночам в небе колыхались огненные полотнища, наверняка усиливая ужас людей перед творившимся. По некоторым оценкам, вымерло до 50% населения Скандинавии.

Кризис был настолько тяжел, что, видимо, оставил отпечаток в мифологии.

Вот что пишет Снорри в Младшей Эдде: «Наступает лютая зима, что зовется Фимбульветр. Снег валит со всех сторон, жестоки морозы, и свирепы ветры, и совсем нет солнца. Три таких зимы идут сряду, без лета».

А потом наступает “Век секир, век мечей, век щитов рассеченных, Вьюжный век, волчий век — пред кончиною мира…

И на этом я заканчиваю цикл о викингах

@user8486636, спасибо за донат

Хорошие авторы:

@cristall75

@Aconite.Poison

@Dr.Lemon

@historia.maximum

@olgertym

@IrinaKosh

Обзор литературы

Гуревич А. Я. Походы викингов

Как говорится, без комментариев. Лучший наш классический специалист

Джонс Гвин. Викинги

Классика, хотя, слегка устаревшая.

МакКой Д. Дух викингов

Хорошее популярное представление о религии и мифологии. Примерно половина -изложение самого интересного в мифах

Прайс Нил. История викингов.

Одна из лучших работ по теме, которую я читал. И самая новая, вышла в 2020. Огромное количество интересных деталей, много отсылок к тому, как все это было открыто, социальный и психологический анализ. К недостаткам можно отнести только плохую структурированность, да кое-где проскальзывающую повесточку.

Роэсдаль Э. Мир викингов

Классика от ученой-датчанки

Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура.

Хорошая книга от хорошего специалиста с хорошим балансом популярности и научности.

Лига историков

13.7K поста50.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения