Своя Античность | Думали ли шведы XVII века о Римской империи?

Да, думали. И достаточно много.

XVII век - это время расцвета европейской культуры. Эпоха, когда Ренессанс уже прошел, а Просвещение вот-вот начнется. Времена неожиданных открытий в области культуры, философии и науки. Концепт Античности становится популярен как никогда. И, понятное дело, каждый европейский монарх был обязан знать премудрости древних римлян и счет древних шизов.

Однако говоря о Швеции, стоит сразу сделать изрядную скидку. Прочие развитые государства Европы имели прямую связь с Римом, через свою историю. Все потому, что в Англии, Испании, Франции и Германии эти самые римляне были. Обитали. Бытовали. Присутствовали. А в Швеции римляне не бывали. Отсутствие прямых связей с Римской империей и Римом, как городом, в свое время изрядно помогло шведам провести Реформацию в отдельно взятой стране. Однако с течением времени найти что-то общее с великой империей прошлого хотелось все больше. И, вы не поверите, нашли!

Своя Античность | Думали ли шведы XVII века о Римской империи? История (наука), Швеция, Древний Рим, Культура, Искусство, Идеология, Новое время, Архитектура, Античность, Текст, Длиннопост

как-то так выглядит идея сочетания готов и Рима

Стоит пояснить, что конструирование собственной истории через Античность дело довольно сложное и требует изрядного интеллектуального труда. Изобрести себе историю из головы довольно сложно - нужен хоть какой-то источник. Легенда, рукотворный миф, хроника или иное сочинение, которое можно вознести на пъедестал и тиражировать, как доказательство своей "римскости". Британии, Франции и Испании далеко ходить не надо было. В Германии был Тацит с описанием германских же народов. Даже у России был миф о Прусе и венчании Владимира Мономаха. А у шведов ничего не было. До поры до времени.

В какой-то момент интеллектуалы вся Швеции нашли себе собственного любимчика - Иордана - ромейского хрониста VI века. И его "Гетику" - историю готов. Понятное дело, что про сочинения Иордана в Швеции знали и раньше и спор о "готицизме", т.е. наследии готов, шел не одно столетие. Кстати, в споре 1434 г. между Швецией и Кастилией о том, кто из них на самом деле является наследником готов, победили испанцы.

Исключительная полезность Иордана заключается в описании родины готов – некой земли "Скандза", расположенной недалеко от земли, куда Корнелий Тацит у себя в сочинении помещал эстов. В умах скандинавов два и два наконец складываются. Готский корень оказывается найден.

Своя Античность | Думали ли шведы XVII века о Римской империи? История (наука), Швеция, Древний Рим, Культура, Искусство, Идеология, Новое время, Архитектура, Античность, Текст, Длиннопост

Шведский дворец Дроттингхольм конца XVII века. На лестнице стоят музы, а сама лестница символизирует гору Парнас

Сначала в Дании в XVI веке публикуют "Деяния данов" средневекового историка Саксона Грамматика, где датская история ведется от готов. А позже братья Олаус и Иоханнес Магнуссены пишут свою собственную "Историю готов", где излагают самую правдивую правду. Швецию, по их словам, основал Магог, сын Иафета и внук Ноя. Его народ был слишком далеко от Вавилона, чтобы участвовать в смешении языков, а потому язык, на котором говорили готы и говорят шведы – древнейший из языков и именно на нем Бог говорил с человеком. Помимо этого, братья Магнуссены могут считаться предтечами современных фальсификаторов, ведь они намеренно вставили в легендарную шведскую историю одиннадцать королей (шесть Карлов и пять Эриков), которых никогда не существовало.

На волне подобных сочинений готская идея стала очень популярна. В речах королей и государственных деятелей начинают все чаще звучать слова о "деяниях готов". Книги о готах популярны на ярмарках, а жители города Кальмара как-то раз решили выступить против муниципальной пивоварни, настаивая на праве варить пиво дома. Право это им, конечно же, досталось от древних готов. Быть готом было почетно. Этот народ покорил всю Азию и разрушил Римскую империю, а Сал_ическая правда франков названа в честь Уп_салы и так далее. Античная история оживала прямо на глазах.

Своя Античность | Думали ли шведы XVII века о Римской империи? История (наука), Швеция, Древний Рим, Культура, Искусство, Идеология, Новое время, Архитектура, Античность, Текст, Длиннопост

А вот уже зал с бюстами готских королей сделанных в античном каноне, среди которых присутствуют многочисленные Карлы

Ну хорошо, допустим, что готы крутые. Но ведь они убили Рим, а не сделали его великим. Почему тогда родством с ними стоит гордиться? А тут... все довольно путанно. Просто потому, что имперскость, которую Швеция присваивает себе по итогам Тридцатилетней войны, перемешивается с поиском национальных корней. Рим, Греция, Античность и готы сливаются воедино на территории одной страны, вырабатывая сплав непохожих друг на друга идей. Помните Ясона и аргонавтов? Так вот они плавали по Балтийскому морю. Швеция? Это та самая Атлантида из античных трактатов. А еще Гиперборея - обитель ветров и богов. Нравится Густав Адольф? А знаете ли вы, что имя Gustavus это ничто иное, как Augustus, а сам король - новый Октавиан, созидающий новую империю? Бесконечная мешанина идей. Но выглядит впечатляюще.

Что интересно, в изобразительном искусстве готицизма было на удивление мало. Обычно он оставался на страницах книг и в записях речей. Архитектура тоже была скорее ближе к класицизму, чем самостоятельным трендам. Церковь Упсалы - это римский храм, а Швеция - родина готов. Ну и как прикажете это совмещать?

Своя Античность | Думали ли шведы XVII века о Римской империи? История (наука), Швеция, Древний Рим, Культура, Искусство, Идеология, Новое время, Архитектура, Античность, Текст, Длиннопост

Готы руйнують Рїм

Иногда доходило до откровенного абсурда. Вот есть у нас описание коронации Карла XI. В ней юный король в образе римского генерала ведет за собой свиту, что представляет собой разные покоренные народы. Угадаете, кто идет среди этой толпы? Правильно, специальный мужик, изображающий готов. Как, спросите вы, если миф о готах все же построен на их войнах с Римом? А черт его знает! Это новое имперское движение в искусстве должно было сделать Швецию наднациональной державой, которой и был Рим. То есть ориентирована эта тема была скорее во вне. А готическое начало наоборот - должно было пробуждать эдакий "народный" патриотизм у шведов, которые должны отдать за свою империю жизнь.

Сильным преимуществом этой странной античной готско-римской идеи перед похожими идеями других держав было то, что этот массовый пранк поддерживала церковь. Вернее поддерживала до определенного момента. И скорее не мешала и не клеймила еретической, в отличии от той же Англии. Христианские мотивы шведская церковь смело вплетала в темы праведных войн, богоизбранности шведского народа и его особом предначертании. Хороший инструмент пропаганды для целого народа.

В итоге шведская идея представляется довольно причудливым слиянием торжества Рима и триумфа от его разрушения. Выглядит не очень складно, но зато работало до поры до времени. Понятное дело, что на одной идее империи не удержать на плаву. Зато дает ощущение уверенности в завтрашнем дне.

Список литературы:
1. Lockhart P. D. Sweden in The Seventeenth Century. 2004.
2. Roberts M. Gustavus Adolphus. History of Sweden 1611-1632. Vol. 1. 1953.
3. Swedish Imperial Experience 1560-1718. 1979.
4. Невилл К. Искусство и культура Скандинавской Центральной Европы. 1550–1720. 2023.

Авторский блог и лекторий "Бои за Историю" в Телеграме и ВК

Лига историков

13.9K постов50.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения