Ретиарий. Происхождение, соперники и отказ от использования сети

Одним из наиболее узнаваемых типов римских гладиаторов является, пожалуй, ретиарий. Все дело в его необычной экипировке, стилизованной под рыболовное снаряжение. Прочие гладиаторы, например галл, гопломах или фракиец, олицетворяли воинов, снаряжение которых основывалось на вооружении врагов Рима. Их бои на арене были призваны воплотить в глазах зрителей образ того, что могло бы произойти на поле битвы между двумя армиями. Ретиарий, с трезубцем и сетью, являлся исключением, на арене он олицетворял собой рыбака.


Бой ретиария со своим главным противником секутором фактически являлся аллегорией на рыбную ловлю. А мирмиллоны, сражавшиеся с ретиариями, поначалу даже носили на своих шлемах изображение рыбы.


О версиях происхождения ретиария


Нет однозначных сведений о том когда и как появились первые ретиарии. Распространено мнение, что они впервые приняли участие в поединках во время навмахий, часто проводившихся в правление Императора Октавиана Августа в ознаменование морских побед при Акциуме и Наулохе. Навмахиями римляне называли морские гладиаторские сражения, проводившиеся либо в естественных, либо даже в специально обустроенных искусственных водоёмах. Сражения эти отличались размахом и зрелищностью, поскольку в них порой принимали участие десятки кораблей с тысячами гладиаторов на палубах. Так же во время навмахий проводилась травля зверей. И в случае арены заполненной водой это могла быть травля морских животных. Боец, участвовавший в травле, быстро завоевал популярность среди публики и впоследствии начал выставляться в качестве соперника уже против гладиаторов.


Это могло произойти уже в 20 годах до нашей эры поскольку игры, проводившиеся в этот период в Помпеях, включали бои понтариев - Разновидность гладиаторского поединка на специально сооруженном деревянном помосте. А в таком поединке непременно принимал участие ретиарий. Примерно к этому же периоду относится кубок, найденный в Лионе. На нём изображен ретиарий с сетью, сражающийся против гладиатора с большим щитом.

Ретиарий. Происхождение, соперники и отказ от использования сети Археология, Музей, История, Древний Рим, Античность, Древность, Гладиатор, Римская империя, Видео, YouTube, Длиннопост

Кубок из Лиона. 20-15 года до нашей эры (Музей Галло-римской цивилизации, Лион)


Впрочем, образ ретиария мог быть вдохновлён отнюдь не рыбной ловлей или травлей водных животных, а отдельным эпизодом осады Тира в 332 г. до н.э., когда защитники города бросали трезубцы и сети в нападавших. Эпизод этот был хорошо известен к середине 30-х годов до нашей эры благодаря Диодору Сицилийскому, который включил его в свою работу "Историческая библиотека".


Есть и еще одна версия происхождения ретиария. Историки Фест и Полиэн говорят, что происхождение ретиария связано с видом единоборства, служившего способом разрешения споров в седьмом веке до н.э. Впрочем, эта версия наименее вероятна, так как Фест и Полиен писали во 2 веке нашей эры, то есть через 200 лет после появления ретиария и со времен Страбона, который описывая это единоборство в 7 году до нашей эры никак не увязывает его с ретиарием.


О появлении ретиария и изменении формы шлема его соперника


Первое известное изображение ретиария датируется периодом с 20 по 15 годы до нашей эры. Это упомянутый выше кубок из Лиона. Ретиарий здесь сражается против гладиатора с большим щитом, вероятно, самнита, галла или мирмиллона. К какой бы гладиаторской категории не относился противник ретиария с изображения на кубке, именно мирмиллон быстро становится типичным оппонентом ретиария. И хотя выступающий гребень на шлеме делал его уязвимым, легко путаясь в сети ретиария, мирмиллон продолжал противостоять ретиарию на арене на протяжении первых десятилетий нашей эры.

Ретиарий. Происхождение, соперники и отказ от использования сети Археология, Музей, История, Древний Рим, Античность, Древность, Гладиатор, Римская империя, Видео, YouTube, Длиннопост

Рельеф, начало I века н. э. Мирмиллон (слева) и ретиарий (справа). Обратите внимание на сеть в правой руке ретиария.


С течением времени шлем мирмиллона утратил выступающий гребень и острые углы, приобретя более гладкую и округлую форму. Сети стало труднее зацепиться за него, а сам гладиатор в таком шлеме стал называться murmillo contrarete. Такое название уже прямо указывало на то, что предназначением этого гладиатора было противостояние ретиарию. Слово "rete" буквально переводится с латыни как "сеть". И, помимо того, что оно послужило основой для названия типа гладиатора - ретиария, этим словом в обиходной речи предположительно мог обозначаться и сам ретиарий. Ведь сеть являлась его основным оружием и характерным атрибутом.

Ретиарий. Происхождение, соперники и отказ от использования сети Археология, Музей, История, Древний Рим, Античность, Древность, Гладиатор, Римская империя, Видео, YouTube, Длиннопост

Шлемы найденные в гладиаторской школе в Помпеях.  79 год н. э. (Археологический музей Неаполя)


Шлемы нового типа были найдены при раскопках в Помпеях. Там же обнаружены граффити с изображениями murmillo contrarete. Это, а также многие другие источники, позволяет сделать вывод о том, что эта разновидность гладиатора появилась не позднее середины первого века нашей эры. И вместе с тем, вряд ли раньше 31 года, когда Валерий Максим в своём труде “Девять книг достопамятных высказываний и деяний” упоминает гладиаторский поединок, в котором соперником ретиария всё ещё выступает обычный мирмиллон.


Название murmillo contrarete продолжало применяться на протяжении нескольких десятилетий пока на смену ему не пришло новое - секутор. Впервые это слово употребляется в отношении murmillo contrarete у Светония в жизнеописании Калигулы, написанном в 121 году нашей эры. Слово секутор, которое можно перевести с латыни как "тот, кто следует" или "преследователь", отражало манеру боя этого гладиатора. Его тактика в противостоянии ретиарию основывалась на постоянном следовании за соперником в стремлении не позволить тому сохранять дальнюю дистанцию, на которой эффективность трезубца и сети была наибольшей. Так murmillo contrarete превратился в секутора, то-есть "преследователя". Впрочем, это никоим образом не отразилось на вооружении и снаряжении этого гладиатора. Доспех и оружие, секутора остались полностью идентичными таковым у murmillo contrarete.


Об изменении тактики и отказе от сети (?)

Перемена во внешнем облике секутора по всей видимости сказалась и на тактике ретиария. Последнему стало сложнее запутать своего соперника, набросив на него сеть, ведь на шлеме секутора теперь отсутствовали элементы, за которые она могла бы легко зацепиться. Это даёт основание полагать, что победы ретиария стали всё чаще основываться на применении трезубца. И поэтому вероятно, что со временем его роль существенно возросла. Причём настолько, что после появления у секутора гладкого шлема ретиарии начали постепенно отказываться от применения сети. Тем более, что помимо очевидного снижения её эффективности, она существенно затрудняла использование трезубца, который обретал свою наибольшую боевую ценность лишь при удержании его обеими руками. Так что если ретиарий и не отказывался от сети полностью, он стремился бросить её в соперника в первые минуты схватки, чтобы затем уже действовать исключительно трезубцем. В пользу этого говорит первое известное изображение понтариев, как раз относящееся к середине первого века - времени появления у секутора гладкого шлема. На этом изображении ретиарий не пользуется сетью. Сеть на рисунках выполненных в технике граффити очень проста для изображения. Так что изображение  бойца без сети было вероятно сознательным шагом.

Ретиарий. Происхождение, соперники и отказ от использования сети Археология, Музей, История, Древний Рим, Античность, Древность, Гладиатор, Римская империя, Видео, YouTube, Длиннопост

Понтарии. Ретиарий и мирмилло контрарете взбирающийся на помост. Граффити, Помпеи


Итак можно утверждать, что пара соперников, ретиарий и секутор, вероятнее всего появилась в начале I века нашей эры. Секутор становится идеальной парой для ретиария. И когда к середине I века нашей эры, получают распространение бои между разными типами гладиаторов, пара «ретиарий-секутор» становится особенно популярной. И таковой она остаётся вплоть до самой отмены гладиаторских игр.


Само название ретиарий происходит от латинского rete — сеть. Ретиарий в переводе с латыни, дословно означает «человек с сетью».


Неудивительно, ведь ретиарий сражался, применяя оружие, напоминавшее рыболовное снаряжение: Он имел в своём распоряжении трезубец, сеть и небольшой кинжал пугио. При этом он почти не был защищён. Вся броня его состояла из наплечника галера и защиты для левой руки - маники. Одет ретиарий был только в набедренную повязку, которую удерживал широкий пояс. Также ретиарий мог быть одет в тунику, но это уже выделяло гладиатора в отдельную подкатегорию среди ретиариев. Ни обуви, ни шлема ретиарий не носил.



Чаще всего, в качестве соперника ретиария выступал тяжело бронированный секутор. Отсутствие защитного снаряжения, ретиарию приходилось компенсировать скоростью и проворством, избегая атак оппонента и выжидая возможность нанести удар. Также он мог попытаться набросить на своего соперника сеть, сковав его движения. В случае успешного броска сети, можно было атаковать запутавшегося оппонента трезубцем. Так же, можно было попытаться опутать сетью вражеское оружие, чтобы, вырвав его из рук соперника, оставить того безоружным. В случае неточного броска, сеть можно было снова подобрать. Однако если секутор сам захватывал сеть, то ретиарий предпочитал избавиться от нее. При этом требовалось перерезать кинжалом верёвку, которой сеть была привязана к запястью.


В большей степени ретиарию приходилось полагаться на трезубец и кинжал. Трезубец длиной в человеческий рост позволял наносить быстрые колющие удары и при этом сохранять дистанцию. Кинжал был оружием, к которому ретиарий прибегал в самую последнюю очередь, например, в случае потери трезубца. Также он применялся в тех ситуациях когда противостояние сводилось к бою на короткой дистанции или борьбе.

Ретиарий. Происхождение, соперники и отказ от использования сети Археология, Музей, История, Древний Рим, Античность, Древность, Гладиатор, Римская империя, Видео, YouTube, Длиннопост

Значение в культуре


Помимо того, что поединок ретиария и секутора символизировал поединок человека и природы, в древнеримском сознании ретиарий воспринимался как женственная противоположность мужественному, тяжело вооружённому секутору. Первый постоянно перемещался и изворачивался, в то время как второй неотвратимо преследовал.


В целом, чем меньше тела гладиатора было прикрыто бронёй, тем ниже был его статус и тем более женственным он воспринимался. В римской культуре сеть также могла трактоваться как женский символ. Легкое вооружение и броня ретиария, таким образом, делали его самым непрестижным, презираемым и женственным из типов гладиаторов. Даже стиль боя ретиария в этом контексте играл против него, так как, основанный на скорости и уклонении, он рассматривался как менее достойный по сравнению с прямым обменом ударами.


Вместе с тем, римские произведения искусства, граффити и надгробия содержат примеры отдельных ретиариев, имевших репутацию умелых воинов и любовников.

Ретиарий. Происхождение, соперники и отказ от использования сети Археология, Музей, История, Древний Рим, Античность, Древность, Гладиатор, Римская империя, Видео, YouTube, Длиннопост

Монтанус, ретиарий. Мозаика, 130 г. н. э.  (Вилла деи Квинтиллии)


И несмотря на свой низкий статус, некоторые ретиарии сделались довольно популярными в период ранней империи. Об этом, например, говорят найденные многочисленные изображения ретиариев, нацарапанные простыми людьми на стенах помещений. Римское искусство тоже уделяет достаточно много внимания ретиариям, изображая их столь же часто, как и гладиаторов других типов. Мозаика, обнаруженная в 2007 в бане в Вилла деи Квинтилии, изображает ретиария по имети Монтанус. Тот факт, что имя ретиария было записано, свидетельствует о том, что он пользовался определённой известностью. Мозаика датирована 130 г. н.э., когда дом был построен семейством Квинтиллиев. Император Коммод, сам выступавший в гладиаторских поединках в качестве секутора, приобрёл этот дом в 182 г. н.э. и пользовался им как деревенской виллой.


Шлемы позволяли и гладиаторам, и зрителям, расчеловечить бойцов. И когда гладиатор на арене должен был убить своего товарища по оружию, кого-то, с кем он, возможно, жил и тренировался, скрывающий лицо шлем позволял сделать это без лишних колебаний. Однако, голова ретиария не была закрыта. Его лицо было видно всем. Император Клавдий даже призывал убивать всех проигравших ретиариев специально, чтобы зрители могли наблюдать выражение агонии на их лицах.


Впрочем, тот факт, что зрители могли различать лица бойцов с сетью, очеловечивал их и, возможно, добавлял им симпатии у публики.


И всё же, несмотря ни на что, ретиарии жили в самых худших бараках и содержались в самых суровых условиях. Чтобы улучшить своё положение, некоторые из них даже начинали тренироваться в качестве Самнитов, другой, более престижной разновидности гладиаторов.


Retiarii tunicati


Выдержки из работ Ювенала, Сенеки и Светония указывают на то, что ретиарии, сражавшиеся в туниках могли выделяться в отдельный, ещё менее статусный подтип (retiarii tunicati), который рассматривался не как настоящие бойцы-ретиарии, а, скорее, как клоуны на арене.

Римский сатирик Ювенал писал: «Даже в заведении ланисты порядка больше, чем в твоём, ибо он отделяет презренных от достойных, отделяя носителей бесславной туники от собратьев ретиариев. В тренировочной школе, и даже в темнице, этих тварей содержат раздельно…».


Римский историк Светоний приводит такой анекдот: "Однажды группа из пяти ретиариев в туниках противостояла такому же числу секуторов, уступив почти без борьбы. Но когда им уже присудили смерть, один из них внезапно подхватил свой трезубец и перебил всех победителей." Император Калигула воспринял такую неожиданную развязку с негодованием. Вот что пишет об этом Светоний - "По поводу этого события Калигула проливал в эдикте лицемерные слезы, называя его жесточайшей бойней и проклиная всех, у которых хватило духу смотреть на подобное зрелище.” О дальнейшей судьбе пяти ретиариев в туниках история умалчивает. По всей видимости, этот поединок не являлся типичным, поскольку реальные гладиаторы не сдавались так легко. Скорее всего, подобные ретиарии в туниках могли участвовать в своего рода комических интермедиях, которыми перемежались реальные гладиаторские поединки.


Pontarii


Иногда ретиарий сражался сразу против двоих секуторов. Чтобы компенсировать численное превосходство соперников, он располагался на деревянном помосте и получал запас круглых камней. В этом случае гладиаторы назывались понтарии, от слова понс, что по латыни означает мост. Такой помост мог располагаться на арене заполненной водой. И возможно именно от этих боев и пошло представление о ретиарии и секуторе как об аллегории рыбака и рыбы.


К деревянному помосту с двух сторон вели наклонные доски со ступеньками. Камни располагались на помосте у ног ретиария и он мог бросать их в секуторов когда те пытались забраться на платформу. Предполагается, что бросать камни обратно в ретиария было запрещено, поскольку он, не имея щита и шлема, был слишком уязвим для такого рода атак.

Ретиарий. Происхождение, соперники и отказ от использования сети Археология, Музей, История, Древний Рим, Античность, Древность, Гладиатор, Римская империя, Видео, YouTube, Длиннопост

Появившись на арене на закате Римской Республики, ретиарий оставался популярен на протяжении нескольких сотен лет, вплоть до самого запрета гладиаторских боёв императором Гонорием в 404 году нашей эры. И хотя на протяжении всего этого времени статус ретиария среди остальных типов гладиаторов оставался невысоким, он навсегда оставил заметный след в истории Древнего Рима.


Hаш канал на Youtube: https://www.youtube.com/channel/UC8ancHDSfNXqXkV3ud78Lgw

Лига историков

13.8K постов50.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения