Разбираем труды З. Фрейда: "Толкование сновидений". Часть десятая
В текущей серии цикла разбора "Толкования сновидений" З. Фрейда мы продолжим изучать шестую главу так называемой "библии психоанализа". Нами будет затронута тема счета и речи в сновидениях.
Фрейд вновь затрагивает вопрос мифологии. Хенценом было подмечено, что особенно часто остроумие сновидения можно наблюдать в скандинавских сагах. Именно в них едва ли можно найти пример сновидения без использования двойного смысла или игры слов.
Далее следуют примеры сновидений, отличающихся остроумием. Приведем некоторые из них.
Одному человеку снится, что у него спрашивают о каком-то имени, но он не может его припомнить. Он сам объясняет, что это значит: «Мне это и во сне не приходит в голову».
Игра слов.
Одна пациентка рассказывает сон, в котором все действующие лица были очень высокого роста. Это значит, добавляет она, что речь, должно быть, идет о каком-то событии из моего раннего детства...
Речь идет о том, что ребенок видит взрослых намного выше себя. Однако Фрейд замечает, что куда более часто сцены из детства видятся в сновидениях как будто из далека. То есть, пространство становится заменой времени. Что было далеко в прошлом, то видится, словно сцена того времени стоит очень далеко.
Мужчине, в бодрствующей жизни склонному к абстрактному и неопределенному способу выражения, но при этом наделенному хорошим чувством юмора, снится в связи с некоторыми обстоятельствами, что он идет на вокзал, и как раз в это время приходит поезд. Затем вдруг оказывается, что это перрон приближается к стоящему поезду...
В этом сновидении наблюдается инверсия.
В другой раз этот же сновидец рассказывает краткий сон, напоминающий технические приемы ребуса. Его дядя целует его в автомобиле. Он сам тут же дает толкование, которое я никогда бы не нашел. Сон означает аутоэротизм.
Тут наблюдается игра слов. Аутоэротизм - Авто - Автомобиль.
Сновидец в качестве офицера сидит за столом напротив императора.
Разгадка этого сна кроется в том, что сновидец во сне противопоставляет себя отцу.
Также Фрейд подмечает, что достаточно часто время на часах может представлять в сновидении детские годы. Так, например, 5 часов 15 минут утра будет приравнено к пяти годам и трем месяцам.
Стоит отметить, что люди, которые проходят психоанализ, часто видят об этом сновидения. Достаточно часто во снах прохождение терапии предстает в виде поездки. Часто - на автомобиле. Здесь также наблюдается игра ассоциаций. Стоит отметить, что подобное изображение в сновидении обусловлено временным отрезком, в котором жил Фрейд. В конце 19 - начале 20 веков автомобиль представлял из себя современное и сложное средство передвижения. Это перекликается со статусом психоанализа.
Также отмечено, что часто бессознательное предстает в сновидениях как подземные помещения (подвал). А если человек не знаком с психоанализом, то подобную аналогию можно толковать как материнскую утробу.
Низ в сновидениях может иметь отношение к гениталиям. Верх - лицо, рот, грудь.
Страстные влечения благодаря работе сновидения могут представляться в виде диких зверей. При этом Фрейд замечает, что дикие звери - это люди, являющиеся носителями страстей.
Иногда дикие животные - это пугающее "Я" либидо. Особенно часто это может наблюдаться в случае вытеснения либидо.
Сновидцу может приходить во сне его невроз в виде больного человека. Причем, больной человек - это не сам сновидец, а другое лицо.
Кастрация часто представляется в виде двух различных символов пениса. Это происходит из-за противоположного ей желания в действующей реальности.
Числа и вычисления, встречающиеся в сновидениях, демонстрируют работу сновидения, то, как сновидение распоряжается с материалом сна.
При этом Фрейдом отмечается, что генерировать совершенно новые диалоги сновидение не может. Часто сновидение вырывает слова из контекста диалогов, которые сновидец слышал в реальности. Сновидение занимается ловкой перестановкой слов. При этом в анализе сновидения диалог, который казался связанным во время сна, становится разложенным на несколько составных частей - становится ясно, что они имеют отношение к разным ситуациям и услышанным репликам.
Также в содержании данной части шестой главы Фрейд приводит достаточно важное воспоминание из детства, которое касается его отношений с племянником. Тут стоит помнить, что Зигмунд Фрейд был поздним ребенком, его родные братья годились ему в отцы, а его отец - ему в дедушки. Племянник как бы был его братом - ровесником, с которым он мог дружить в силу возраста. Это воспоминание в дальнейшей жизни Фрейда будет словно повторяться в отношениях с его друзьями и коллегами.
До трех лет мы были с ним неразлучны, любили друг друга и друг с другом дрались, и эти детские отношения, как я уже отмечал, оказали решающее влияние на все мои последующие чувства в общении со сверстниками. С тех пор у моего племянника Джона произошло много воплощений, которые воскрешали то одну, то другую сторону его существа, неизгладимо запечатлевшегося в моей бессознательной памяти. По всей видимости, порой он очень плохо со мной обращался, и мне приходилось восставать против своего тирана, ибо мне часто потом рассказывали, что на вопрос отца – его деда: «Почему ты бьешь Джона?» – я отвечал краткой речью в свое оправдание: «Я побил его, потому что он побил меня».
На этом подходит к концу обсуждение счета и речи в сновидениях в контексте шестой главы. Мы также на этом пока остановимся.
Книжная лига
24.6K постов79.5K подписчиков
Правила сообщества
Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА
При создании поста обязательно ставьте следующие теги:
«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;
«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;
«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».
Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.
ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.