Дети и родители

Работай! Не улыбайся! (Почему система образования не работает)

Наверное, мало кого из родителей сегодня не беспокоит то, что происходит со школьным образованием. То ли его сознательно демонтируют – кто? зачем? почему? То ли оно само перестаёт работать в силу каких-то объективных причин – каких? И, главное, детей-то куда девать?

Образование не то что бы совсем не работает, просто коэффициент его полезного действия очень низкий. Правда, у паровозов он тоже был очень низкий – всего семь процентов (представьте, что вы чистите картошку, и 93 процента идёт в отходы) – и ничего, пользовались...

Работай! Не улыбайся! (Почему система образования не работает) Образование, Учитель, Школьники, Школа, Воспитание детей, Преподаватель, Урок, Учеба, Детская литература, Начальная школа, Воспитание, Культура, Педагогика, Родители, Родители и дети, Длиннопост

Однако на смену паровозам пришли тепловозы и электровозы, а в системе образования с середины позапрошлого века принципиальных изменений к лучшему не наблюдалось. А поскольку общественная ценность образования снижается (оно перестаёт быть самым очевидным "социальным лифтом" для обездоленных), так ещё и хуже становится. Дошло до того, что у сильных мира сего возникло намерение "постепенно и поэтапно", под видом "реформ" вовсе отказаться от практики всеобщего образования.

Нет, это не декларируется. Это просто делается. Почему в школах учителей не хватает – потому что мало платят и предъявляют абсурдные требования. А почему мало платят? Ах, "в стране денег нет"... Ну хорошо – тогда зачем предъявляют абсурдные требования? И это только один способ. Другой – через ужесточение и абсурдизацию требований к учителям и ученикам сделать обучение психологически некомфортным для них и их родителей. Третий – абсурдизировать методики и учебники, что неизбежно скажется на качестве и на результатах обучения и подтолкнёт тех родителей, которым "не всё равно" детей из государственных общеобразовательных школ забирать. Переводить либо в платные частные, либо на платные дистанционные образовательные платформы, либо на домашнее/семейное обучение.

На Западе с не меньшим успехом применяется диаметрально противоположная методика – "либеральная": свести обучение в государственных школах к обнимашкам, распеванию песенок и размахиванию радужными флажками. Эксперимент с общедоступным образованием длился от силы 200 лет – и признан неудачным. Как говорится в одной книжке, "бедняку не нужно ничего понимать, на то он и бедняк, чтобы ничего не понимать и в темноте жить". (Книжке в этом году исполняется 60 лет, она называется "Незнайка на Луне". Возрадуемся.)

Работай! Не улыбайся! (Почему система образования не работает) Образование, Учитель, Школьники, Школа, Воспитание детей, Преподаватель, Урок, Учеба, Детская литература, Начальная школа, Воспитание, Культура, Педагогика, Родители, Родители и дети, Длиннопост

Что ж, "сильных мира сего" понять можно: индустриальная цивилизация (тщетно выдаваемая финансовыми экономистами за "постиндустриальную": дескать, деньги сами, минуя устаревшую и экологически вредную стадию производства, превращаются в еду и одежду) – так вот, наша цивилизация переживает "кризис пределов роста" – и мышление у "сильных" превалирует соответствующее, антикризисное: всё оптимизировать, неэффективные направления – упразднить. А с цивилизационными последствиями будем разбираться, когда и если они наступят. Сейчас не до этого. Сейчас бы разобраться с последствиями цивилизационного выбора, сделанного ещё аж в XVIII веке...

Так почему же система образования так плохо работала? Почему людей учили в школе по десять лет, а они всё равно писали с ошибками и не могли вспомнить таблицу умножения на восемь?

Назову одну из причин. (Кажется, на неё не очень принято обращать внимание.)

Известно, что умственное развитие ребёнка в первые три года жизни происходит взрывообразно, в последующие четыре – стремительно, а потом резко замедляется. А что дети делают в первые годы жизни? Играют.

Нет, никто не собирается недооценивать роль труда, усердия, прилежания. Но нельзя также недооценивать и того факта, что те дела, которые мы делаем "играючи" – с азартом, с интересом, с удовольствием (при условии усердия и прилежания) получаются у нас лучше всего.

Работай! Не улыбайся! (Почему система образования не работает) Образование, Учитель, Школьники, Школа, Воспитание детей, Преподаватель, Урок, Учеба, Детская литература, Начальная школа, Воспитание, Культура, Педагогика, Родители, Родители и дети, Длиннопост

Обратите внимание: мама-кошка, у которой "своих дел по горло", сама побуждает котёнка играть! Зачем? Для собственного удовольствия? Или это программа обучения?

Мы, родители, – те кто любит и лучше всех знает своего ребёнка, – много играем с ним именно в первые дошкольные годы жизни, а потом – всё реже и меньше. Не потому что становимся нерадивыми – просто наша жизнь так устроена: надо работать, а на работе мы устаём. Поэтому перепоручаем воспитание детей другим людям, для которых это тоже работа, на которой они устают... Логично? Вроде бы да, но в то же время что-то меня во всём этом смущает. Что-то в этой схеме будто упущено...

Работай! Не улыбайся! (Почему система образования не работает) Образование, Учитель, Школьники, Школа, Воспитание детей, Преподаватель, Урок, Учеба, Детская литература, Начальная школа, Воспитание, Культура, Педагогика, Родители, Родители и дети, Длиннопост

Развивать мысль не буду – потому что тема "Учёба – труд или цирк?" из разряда "священных войн", особенно в профессиональной среде, и большинство, разумеется, за труд. (Ну, мы же в марксистской стране родились и выросли.) Однако с интересом прочту ваше мнение, если вы захотите им поделиться. Добавлю только одно.

Я не учитель. (У меня есть диплом учителя, но я не учитель, я издаю вот этот детский журнал.) Мне "легко говорить". Однако не раз и не два убеждался на родительском опыте: если добавить в процесс запоминания иностранных слов или изучения географической карты, или решения задачек по математике элементы игры, веселья, потехи, пусть даже насмешки!.. дело идёт гораздо лучше. А у ваших детей не так?

Читайте также:
Про детей и про любовь. Заметки главного редактора журнала "Лучик"

Работай! Не улыбайся! (Почему система образования не работает) Образование, Учитель, Школьники, Школа, Воспитание детей, Преподаватель, Урок, Учеба, Детская литература, Начальная школа, Воспитание, Культура, Педагогика, Родители, Родители и дети, Длиннопост

Дети и родители

11.5K постов14.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1.Соблюдать правила Пикабу

2.Не стоит выкладывать посты по типу «мы пописали» «мы поели» «это наш первый зуб»

3.Не устраивать споры и срачи по каждому не похожему на ваше мнение

4.Ставить нормальные тэги.

5.Нельзя выкладывать посты не по теме сообщества.

6. Поддерживать интересных авторов