Психолог, не лезь в мое прошлое!

В психотерапии может возникнуть недопонимание между клиентом и психологом. Сегодня я хочу разобрать популярные ситуации и поговорить о том, почему это происходит и как этого можно избежать.

Психолог, не лезь в мое прошлое! Психолог, Психотерапия, Психология, Мысли, Опыт, Терапия, Клиенты, Правила, Ожидание, Реальность, Проблема, План, Работа, Длиннопост

Вопросы «из любопытства»


Клиенту кажется, что вопросы, которые задает специалист, не относятся к запросу консультации. Но поверьте, психолог никогда и ничего не спросит из личного любопытства. Если он о чем-то говорит, значит, на его профессиональный взгляд это важно и напрямую связано с проблемой клиента.

Пример. Клиент рассказывает о том, что он устал от работы. Он понимает, что превратился в трудоголика, но не знает, как это остановить. Психолог спрашивает о личной жизни: есть ли партнер, дети. А также интересуется, как клиент проводит свободное время, или что стал бы делать, если бы это время появилось. В процессе беседы выясняется, что клиент не знает, чем он хочет заниматься и боится заводить отношения — работой он заглушает пустоту, убегает сам от себя.


Работа с прошлым


Клиент не понимает, зачем психолог обращается к его прошлому («Надо же решать мои настоящие проблемы»). Опять же это не просто так. Часто то, что беспокоит человека в настоящем — это последствие прошлых травм. Подобно тому, как мы слышим гром спустя время после молнии.


Психологу важно понять, когда проблема впервые проявила себя, что ей предшествовало. Только проработав первопричину можно избавиться от проблемы. Если же работать только с настоящим, то это похоже на прием обезболивающего — временно боль стихнет, но на глубоком уровне проблема только усугубиться, и потом боль снова появится.


Пример. У человека беспокойный сон: то не может уснуть, то часто или рано просыпается. Психолог спрашивает его о работе, образе жизни, привычках и т.д. Клиент не понимает: я же про сон говорю, причем тут моя работа или отношения с партнером, просто сделайте так, чтобы я нормально спал. А психолог предполагает, что дело в повышенной тревожности и нужно найти ее причину. Беспокойный сон — одно из последствий, но не главная проблема. В процессе работы выяснилось, что тревожность тянется еще из детства — в доме родителей было страшно и небезопасно.


«Я не на это рассчитывал»


Клиенту кажется, что работа с психологом не дает желаемого результата. Он думал, что через пару месяцев все его проблемы решатся, а по факту даже половина проблем не решилась. Он выражает свое недовольство психотерапевту и не приходит на следующую консультацию.

Пример. Клиент не умеет выстраивать отношения с противоположным полом. Он обратился к психологу и ожидает, что через полгода не просто научиться строить отношения, но и окажется в браке. Полгода прошло. А там ни то что брака не намечается, но даже кандидата в партнеры нет. Да и вообще психолога куда-то понесло: разбирает модель отношений родителей клиента, отношение клиента к самому себе. Запрос же об отношениях с противоположным полом…Причем тут это…


Сроки и выбор методов


Клиент пришел к психологу по рекомендации знакомого и не понимает, почему специалист предлагает другой план: «Почему 10 сеансов, а не 5? Почему этот метод, а не тот, который был у Маши? Я уже настроился именно на это». Каждый человек и случай уникален, поэтому нельзя заранее сказать, сколько потребуется времени для проработки проблемы или какой метод лучше подойдет. Психолог решает это исходя из ситуации.


Тут, думаю, и так все ясно, обойдемся без примера.


Как избежать недопонимания?


Каждую из разобранных ситуаций и подобных им можно избежать — составляйте терапевтический контракт, или договор на оказание психологических услуг.

Это письменно соглашение между клиентом и психологом, где прописываются условия сотрудничества, ожидаемые результаты, методы терапии, ответственность сторон. Ведь психотерапия — это двусторонний процесс. Если клиент нарушает условия, например, пропускает сессии или не выполняет домашние задания, то результат пострадает. Или его может вообще не быть.


Со своими клиентами на первой встрече я всегда составляют такое соглашение. У меня это, скорее, пошаговые план работы. Так проще и мне, и клиенту. Мы четко видим, куда, когда и зачем идем. И тогда уже можно говорить о примерном количестве консультаций, которое потребуется для решения конкретного запроса, ожидаемых результатах и прочем. И это помогает избежать недопонимания: я сразу объясняю клиенту ориентировочный путь терапии.

Если проблем несколько, то разбираем пошагово каждую из них — на каждую составляем план.

В заключение хочу отметить, что важно выдвигать реалистичные ожидания. Бывает такое, что клиент ждет невозможного, тогда я мягко подвожу к тому, с чем мы можем сейчас поработать, и каких результатов можно ждать.

Много бесплатной информации по этой теме вы можете найти в моем Телеграм https://t.me/ToxParents

Психология | Psychology

20.2K постов59.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.