Продажа Аляски. Один малозаметный, но важный аспект
Тема продажи Аляски в российском инфополе активно муссируется с позднесоветских времён. Не проходит и месяца, чтобы откуда-нибудь не прозвучало: «Мы ещё Аляску вернём!» Может, и вернём — пути истории неисповедимы, но мало кто упоминает о том, что в обмен на Аляску Россия получила не только давно потраченные 7,2 миллиона долларов, но и кое-что более осязаемое, существующее по сей день. Но давайте по порядку.
К середине XVII века Россия активно осваивала Восточную Сибирь. Дойдя до устья Лены и Колымы, обогнув Чукотку, русские первопроходцы смекнули, что природных богатств здесь выше крыши, а вот людей, чтоб наложить ясак, и земель, чтоб хлебушек растить, как-то небогато. В итоге все усилия сконцентрировались на продвижении на юг — в Забайкалье и на Амур. Но с Амуром вышла незадача — в результате русско-цинских войн, к концу XVII века России пришлось оставить долину реки Амур, сохранив при этом Забайкалье, отдавать которое она категорически не желала. Нерчинск к тому времени уже стал восточными торговыми воротами, и кроме того, в его окрестностях нашли залежи стратегических металлов — свинца и серебра.
Карта России XVI-XVII веков и уступка земель по Нерчинскому договору
К этому моменту у многих может созреть вопрос: «Стоп! Какой Нерчинск? Какое серебро? Какой Амур? В названии поста тема про Аляску!». Понимаю гнев, но без подводки — никак. Так вот, после подписания Нерчинского договора (1689) путь на юг Дальнего Востока для России был закрыт. Остался северо-восточный край Сибири — Чукотка, Камчатка… и что это там за морем? О, и Аляска!
Вначале робкими шагами, малочисленными отрядами, наскоками и набегами русские осматривали берега противоположного континента. Однако две государственные экспедиции 1732 и 1741 годов вызвали небывалый ажиотаж вокруг «Большой земли» (северо-западной Америки). В итоге аж до 1799 года вся движуха вокруг Аляски была в частных руках русских промышленников, вызвав по ходу дела несколько местных восстаний. Ну, а дальше вам известно — РАК, русско-тлинкитские войны, крепость Росс и вот это вот всё. Но мы перенесёмся прямо к теме поста — к моменту продажи. Что же случилось такого, что побудило Россию уступить этот суровый североамериканский край в 1867 году (нет, Екатерина тут ни при чём!).
Россия в 1800 году (ещё с Аляской, но без Приморья) и в 1867 году (без Аляски, но с Приморьем)
Обычно среди главных причин выделяют четыре: колоссальную убыточность РАК, огромный логистический лаг, начавшуюся Крымскую войну и боязнь усиления Великобритании и силового захвата. Но были ещё два фактора - генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Николаевич Муравьёв-Амурский и железные дороги. Именно Муравьёв-Амурский первым смекнул, что наличие огромного, но слабо освоенного куска мёрзлой земли на северной окраине Тихого океана никак не поможет укрепиться России в этом регионе. Более того — Россия этот кусок неминуемо потеряет, поскольку развитие железных дорог не оставят ей никакого шанса перед США. Ключ к господству России на Тихом океане — Дальний Восток, и конкретно — долина Амура и Приморье. Как в воду глядел, не зря же его «Амурским» прозвали (хотя моя романтичная одногруппница из маленькой ставропольской станицы думала, что он ловелас).
Николай Николаевич Муравьёв-Амурский (портрет кисти К. Е. Маковского)
Именно Н. Н. Муравьёв-Амурский, будучи генерал-губернатором Восточной Сибири, склонил чашу весов в пользу начала долгих переговоров о продаже Аляски. Именно он денонсировал Нерчинский договор, заключив вместо него выгодные Айгунский (1858) и Пекинский (1860) договоры, благодаря которым за два года Россия вернула утраченные в XVII веке территории Приамурья, а чтоб два раза не вставать — Приморье и Сахалин. В сумме это составило миллион квадратных километров — «всего» на 700 тысяч меньше Аляски, которая, к слову, занимает пятую часть всей площади США. При нём были основаны Благовещенск, Хабаровск и Владивосток, а также сформированы Амурское и Уссурийское казачьи войска.
Благодаря усилиям графа Россия начала прочное освоение Дальнего Востока, сбросив ненужный балласт в виде Аляски (нефть и золото там найдут позже). При нём страна выработала единый вектор развития на всём восточном направлении — на юг, только на юг! К незамерзающим портам, в Маньчжурию и Корею. Так вместо Аляски Россия получила Приамурье, Приморье, Сахалин и Курильские острова. Конечно, можно сказать: «А с Аляской было бы больше!» Возможно, но скорее всего, побежав за двумя зайцами, нам не досталось бы ни то, ни другое.
Забавно, кстати, что именно Н. Н. Муравьёву-Амурскому принадлежат знаменитые слова: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен» (это он про Г. И. Невельского на Сахалине). Про Аляску он тактично умолчал, а может просто не считал торговый флаг РАК - российским, кто знает)
Если тема вам интересна, подпишитесь — у меня есть ещё материалы о подготовке Россией экспедиций в Северную Америку в XVII веке.
Ищи меня также:
Лига историков
15.2K постов52K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения