Про планы, дела и дофамин

Про планы, дела и дофамин Психология, Воспитание, План, Дофамин, Нейромедиаторы, Мотивация, Баг, Длиннопост

Вы составляете километровые планы, клянётесь, что всё сделаете, ложиться спать с твёрдым намерением вгрызться в дела вот прямо с утра - и на следующий день тупите до часу, не может заставить себя начать, даже будучи вроде бы выспавшимся и вроде бы при нормальном сомочувствии?


Так было всегда - уже со школы?


Вас это очень раздражает, но вы ничего не в состоянии с собой сделать?


Если ответ положительный, возможно, у вас дофаминовый сбой.

Это ещё один совокупный подарок нам любимым от матери-природы и мачехи-жизни.


Дофамин - медиатор достижений. Он вырабатывается, когда что-то получается.


Вы сделали работу, получили результат, что-то поняли, чего-то достигли. - Молодец! Возьми с полки пирожок! Ну, то есть на тебе твой дофамин, кайфуй.


В норме дофамин - один из мощнейших медиаторов мотивации. Наше стремление что-то делать, выполнять какие-то задачи и даже просто браться за них во многом завязано именно на дофамин.


Причём, надо понимать, что в природе всё построено на стремлении к получению максимума результата при минимуме затрат. Поэтому наши мозги при выполнении любой задачи сканируют ситуацию, оценивают возможности и составляют прогноз: насколько вероятен успех. Если он маловероятен - шевелиться нет смысла. Если очень вероятен, то тут же включаются активирующие системы для работы по достижению.


Сидит, скажем, лев в кустах. И надо бы пожрать. И на горизонте стадо газелей.


Но.


До горизонта степь и в ней ни кустика. Стадо не просто так пасётся, оно мониторит окрестности. При таких вводных его скорее всего засекут ещё на дальних подступах. Соответственно стадо срулит когда лев будет на полпути к нему. Ну и смысла топать нет, нефига зря тратить силы.


А вот если какая-то коза настолько дурная, что пошла гулять и догуляла до ближнего куста - это уже другое дело. Тут мозги переходят в режим "охота", кортизол, адреналин и прочие поднимают активность. Глазоньки засверкали, ушки домиком, лапы напряглись - вперёд, за обедом.


У льва нет того разума, которым оценили бы эту ситуацию мы. Он не прикидывает "ой, далеко". Его поведение строится не на интеллектуальном анализе, а на совокупности случаев из прошлого опыта.


Увидел газель в кустах - прыгнул - поймал. И получил дозу дофамина.


Увидел вдалеке стадо - побежал - обломался. - Не получил дофамина.


В следующий раз мозги уже знают, когда дофамин вероятен, когда нет.


И они не будут активировать соответствующие системы, если вероятность получить свою наркоту стремится к нулю. На кой, спрашивается?



Планировали много дел на свободный день? Не получилось выполнить всё задуманное? - Ну, так вы свой дофамин и не получили. А шли-то вообще-то и за ним тоже.


Не получилось два-три-четыре раза? - Всё, мозги точно знают, что это провальная затея и не активируют вам организм на трудовые подвиги. Ибо - нафиг? Вы сейчас упашетесь, время и силы потратите, профита не получите... ты бы, в-общем, лучше полежал, дорогой.


Дальше начинается триллер Годзилла против Конга. Продвинутая обезьяна опять пытается пересились архаичную рептилию. Чем больше высший примат себя заставляет, тем больше сопротивление. Ведь с точки зрения дофаминовой системы усилие порожнее. Чем больше сопротивление, тем хуже результат, дела накапливаются и переносятся на завтра, напряжение тоже накапливается. Гора дел становится непреодолимой и затмевает эверест. Защитные механизмы (это в другой раз) пытаются эту гору развидеть - вы начинаете всё забывать...


К сожалению, нормальную работу дофаминовой системы многим из нас сбили ещё в детском саду.


Во-первых, у нас вообще не очень принято подкреплять результат, что у детей, что у взрослых, что в школе, что в семье, что на работе. У нас принято использовать критику и негативную стимуляцию. Чем это фигово? Человек с таким мотивировочным паттерном работает не на результат, а на избегание наказания. Результат тут вообще ни при чём. Что бы ты ни делал тебя в лучшем случае - не отлают. Поэтому смысл не втом, чтобы что-то делать и достигать, а в том, чтобы не попадаться на глаза начальству, не высовываться, слиться с ландшафтом. Выполнять можно требуемый минимум. В идеале - откосить, там где можно откосить.


Отсюда страдания на всю страну разных руководителей высокого уровня об неэффективности российской рабочей силы.


Во-вторых, если вы думаете, что за время с развала совка что-то в целом поменялось - так нет. Стало даже хуже.


Возьмём сад. Я регулярно слышу от родителей садовских детишек, что сидели до трёх ночи, делали для ребёнка задание по труду. Родители делали. Угадайте, кто дофамин получил? И будет ли у ребёнка мотивация нормально развиваться.


2-3-4 года - очень важный период именно для формирования мотивационных механизмов. Это именно тот возраст, когда между макакой и ящерицей устанавливаются в этом плане "дипотношения", которые будут иметь значение всю оставшуюся жизнь.


Что я регулярно вижу? Маме некогда, поэтому ребёнок (нормальный шестилетний ребёнок) стоит, пока она его застёгивает. Маме неприкольно, когда маленькое чадо пытается справиться с пылесосом и пылесос отобрали, а чадо послали смотреть мультики, чтобы не мешалось под ногами.


А потом они приходят и говорят - его ничего не заставишь делать! Ему ничего не интересно! Он ничего не хочет!


Хотеть что-то делать тоже надо уметь. Если у ребёнка дофаминового опыта нет (а его всеми силами этого опыта лишали в критически важное время) - он и не знает, что от делания чего-то бывает хорошо. Более того, потом его начинают заставлять делать то, что ему никакого кайфа не приносит с воплями и из-под палки.


Это всё опять же последствия изменившихся условий жизни. Увеличившаяся продолжительность жизни, контроль рождаемости и некоторые другие нюансы позвояют очень сильно "продлить детство", вопреки возможностям.


Между прочим в первобытных обществах где-то с трёх-четырёх лет ребёнок уже не балласт, а пользу приносит - собирает корешочки, таскает всякую мелкую фигню, типа сумочки с теми же корешочками. Да и ладно, что все подряд, мама разберётся, он научится. В четыре - пять эти дети уже за мелочью следят самостоятельно и вполне способны помогать по немудрённому хозяйству. В семь-восемь лет в крестьянских семьях дети вовсю использовались в повседневном труде. И у них вполне получалось и кашу готовить (в печи на минуточку) и избу мести (веником, а не пылесосом). Так что дети куда менее беспомощны, чем это укоренено в нашем повседневном сознании. И когда говорят, что дети несамостоятельны, ничего не умеют - это чаще всего следствие воспитания. Не дети поменялись, поменялся подход к детям.


В школе в ряде случаев дофаминовый баг закрепляется. Тут можно писать много, но давайте не будем, потому что принцип тот же - мотивация строится не на тех медиаторах и механизмах, которые ответственны за мотивацию.


С годами всё это входит в систему и формируется особый тип функционирования. Такие люди вообще малочувствительны к похвале, зачастую не знают, как на неё реагировать, не воспринимают её и не чувствуют от похвалы никакого удовлетворения. Работают только на пинковой тяге. На действия поднять их может только угроза полного и тотального неумолимого абзаца. Знаете таких? У 90% этих людей - просто не простроено нормально функционирование дофаминовых механизмов мотивации. Причём оно искусственно убито и подлежит восстановлению путём несложных манипуляций.


Самое основное, что надо помнить при прокачке дофаминовых систем:


Дофамин выделяется на результат.


Отсюда мораль: любая задача, которую вы перед собой ставите должна быть гарантированно выполнима. У вас должно получиться.


Дела надо планировать так, чтобы они были максимально исполнябельны в заданные сроки. Все дела так спланировать не получится, но форсмажоры-форсмажорами, у нас речь о повседневшине.


Если возвратиться к началу поста и вспомнить историю про список дел и посмотреть на него внимательно, то "Результат" = "Я вотпрямсегодня переделал всё".


Развидьте.


Во-первых, не планируйте себе дел на весь день, даже если он свободен. Оставьте не меньше трети на гарантированный отдых.


Во-вторых, разбейте свой список на отдельные дела. Напишите их на бумажках и постарайтесь переформатировать цель. Каждое дело = результат.


Сделал одно? - Молодец, возьми с полки дофамин!


Тут есть проблемный момент, что далеко не сразу это начинает срабатывать. Когда вы годами в одной колее, то просто так дофамина вам не накапают, его поначалу приходится доить долго и мучительно, как старую корову. Поэтому постарайтесь чтобы у вас было подкрепление за счёт каких-то других медиаторов счастья.


Таким подкреплением может быть перерыв на чашку кофе, кусочек любимого вкусненького, три-четыре минуты движения (при физической активности вырабатывается эндорфин) эмоциональная положительная реакция другого человека (не обязательно, чтобы она была даже особо искренней, можно прийти к кому угодно достаточно адекватному и доверенному и попросить о содействии).


При чём тут сон? Чем эффективнее вы в повседневной жизни, чем чаще вы ложитесь с чувством удовлетворения от выполненных дел, чем меньше тревог у вас вызывает завтрашнее "планов громадьё" - тем лучше спится.

Про планы, дела и дофамин Психология, Воспитание, План, Дофамин, Нейромедиаторы, Мотивация, Баг, Длиннопост

источник


РОЛЬ ДОФАМИНА В СИСТЕМЕ МОТИВАЦИИ


Исследования показали, что дофамин в мезолимбической системе у животных и людей повышается от вкусной еды, приятных телесных ощущений, секса, и от ассоциированных с ними мыслей.


Соответственно, дофамин там резко падает от голода, холода, боли, неприятных телесных ощущений и ассоциированных с этим мыслей. То есть повышение дофамина в мезолимбике маркирует полезные для выживания и размножения действия, а падение дофамина - маркирует вредные и опасные действия.  


Повышение дофамина в мезолимбике вызывает у человека чувство удовольствия, а понижение - чувство неудовольствия, что потом записывается в память, ассоциируется нейронными связями с данным действием, и помогает людям и животным определять надо ли снова делать данное действие в будущем, или надо его избегать. Кроме того, активизация/деактивизация некоторых отделов "системы поощрения" (в частности "вентральная область покрышки") влияет на префронтальную кору головного мозга (мезокортиальный путь), отвечающую за движение и принятие решений, и таким образом влияет на то, будет ли человек выполнять задуманное ранее действие или нет.


отсюда


(К сожалению, ссылка на источник основного текста не вставляется, домен запрещен Пикабу)

Лига психотерапии

5.2K поста25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
108
Автор поста оценил этот комментарий

" в природе всё построено на стремлении к получению максимума результата при минимуме затрат. Поэтому наши мозги при выполнении любой задачи сканируют ситуацию, оценивают возможности и составляют прогноз: насколько вероятен успех. Если он маловероятен - шевелиться нет смысла."

Истинно так :)), потому то меня и удивляют люди способные себя превозмогать раз за разом когда ничего не получается. И ведь добиваются результата, через свою кровь и пот.

раскрыть ветку (32)
57
Автор поста оценил этот комментарий
Где-то читал, что чем больше люди ждут желаемого, тем больший положительный отклик они получают в итоге. С людьми, которые все превозмогают, может быть похожий случай, их ждет "большая банка" дофамина в конце, и их опыт говорит, что рано или поздно они ее получат.
раскрыть ветку (13)
19
Автор поста оценил этот комментарий

Видимо не для всех длительный проект является достижимым, как есть люди хороши на короткие дистанции (быстрый старт и быстрый финиш иначе выдохнется ) , а другие только на длинные (длительнее набор скорости, но большая выносливость).

Также играют роль останавливающие контраргументы (например: “у меня есть более важные дела, если я их не сделаю, то будут проблемы” или “ я просто трачу время попусту, дальнейшее обдумывание этой идеи не приносит практического результата”). Такие "антимысли" создают негативные нейронные связи, которые будут понижать удовольствие (дофамин) ассоциированное с прокруткой приятных мыслей. Такая ложка дегтя в банке с мёдом портит всё.

раскрыть ветку (4)
15
Автор поста оценил этот комментарий
На своем опыте заметил, что если бросить дело на половине, закрепляется негативная нейронная связь, сложнее к нему вернуться, кин-конгу требуется наподдать годзилле, чтобы вынудить сыграть еще одну партию.

Поэтому даже говорят, что лучше заканчивать дела на положительной ноте, тогда к ним легче вернуться, нежели убить полдня и не получить дофамин. В этом плане короткие дела выглядят хорошим стартом для выправления ситуации в целом. Например, не хочешь заниматься английским, говоришь себе, полистаю учебник хотя бы минут 10. В процессе включается механизм желания завершить дело, и час пролетает незаметно.

И я бы еще добавил важность регулярности действий:
1) мы знаем, что дело сложное, поэтому не хочется за него браться
2) даем мозгу обещание не мучать его долгим решением задачи
3) начинаем делать, много усилий, мозг страдает
4) каждый день возвращаемся к выполнению задачи, в мозге формируются и закрепляются регулярным повторением новые нейронные связи
5) задача уже не кажется сверхсложной и непонятной
6) чем больше мы знаем область задачи, тем легче она и тем большее удовольствие приносит
7) начинаем получать дофамин за то, какием мы молодцы


Очень похоже на спорт, организм и мозг адаптируются под конкретную задачу, в итоге мы где-то обрастаем недостающими мышцами, а где-то оптимизируем движения. Пловцы, они не гребут что есть дури и выдыхаются через 5 метров как новички, а просто минимизируют усилия. В итоге могут проплыть 10 км в удовольствие, благодаря нейронным связям образовавшимся потому, что мозг не хотел слишком напрягаться расходуя энергию на пустое барахтание.

раскрыть ветку (3)
10
Автор поста оценил этот комментарий
Например, не хочешь заниматься английским, говоришь себе, полистаю учебник хотя бы минут 10. В процессе включается механизм желания завершить дело, и час пролетает незаметно.
OK, вот я пытаюсь себя обмануть и сажусь за учебник «на 10 минут», чтобы в итоге затянуло и не хотелось оторваться. И… 9:57, 9:58, 9:59, клик на вкладке пикабу, урааа!! Что я делаю не так?
раскрыть ветку (2)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Цель ставишь неправильно. Решил отсидеть ровно десять минут, отсидел — ура, вот твой дофамин.
А твой собеседник ставил себе цель «втянуться в процесс за десять минут».
раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий
А дофамин-то (или другой какой гормон) всё равно не от 10 отсиженных минут, а из-за всё это время висевшей перед носом морковки — «молодец, теперь можно и на пикабу». Подлая натура в следующий раз просто требует морковку сразу, без условий. Всё тут неправильно.
5
Автор поста оценил этот комментарий

Ну фиг знает, у меня наоборот - если что-то долго делаю и вкладываю максимум усилий, то на радость от результата уже никаких сил не остается, просто как-то пофиг становится. У меня, видимо, в голове всегда мысль о том, насколько результат стоил потраченных усилий.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий
Разбить одно дело на много маленьких - тогда за каждое маленькое завершённое дело будет награда, а само дело будет лёгким, потому что маленькое.
раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

ну вот из последнего: сдавала IELTS (экзамен по английскому). Подготовка пару месяцев была. Хз как это разделить на части?

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Хвалить себя каждую неделю, ведь английский улучшился, вероятно. Скушай тортик.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Мотивировать себя тортиками, чтобы потом мотивировать себя их не есть, ибо лишние килограммы?
Автор поста оценил этот комментарий

Самостоятельная подготовка или занятия?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

50/50

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Вот как с уроками быть - не знаю. Типа, цель ставить не "сдать экзамен", а "высидеть занятие и понять то, что на нем изучали, за это куплю себе мороженку", типа того что-то.

А если самостоятельная подготовка, то я, например, разбиваю занятия на 15-минутные или какие захочу. Могу перерывы делать в 5 минут или в полчаса, или даже по пол дня. В перерывы или просто отдыхаю, или делаю что-то приятное.

У меня вообще частая проблема - отсутствие мотивации. Мозг просто не верит, что мне это надо. Но сейчас все гораздо лучше стало.

Например, английский я сейчас по аудиоурокам Пимслера учу. Включаю урок и панорамы в гугл картах. Слушаю, проговариваю все, что надо и гуляю по Лондону) или в пригороде где-то, или просто по трассам - Великобритания такая красивая! Очень мотивирует. Я прям сейчас пишу и хочется включить урок и слушать еще и гулять по панорамам, потому что мозг уже знает, что это - дофамин.

Хотя многие дела все еще сложно заставить себя делать. Но проще, чем раньше)

15
Автор поста оценил этот комментарий

Так они порой и детей своих таким же манером "мотивируют"...

раскрыть ветку (12)
17
Автор поста оценил этот комментарий

Это точно, но они сами от этого дофамин получают. Им приятно давить, заставлять даже ценой взаимоотношений.

раскрыть ветку (9)
27
Автор поста оценил этот комментарий

Верно, получается, добился от ребенка через пинки и слезы чего-то - хапнул дофаминчика.

А что будет с ребенком через 10 лет - об этом ни мысли, ни подозрения (что чего-то не так).

раскрыть ветку (8)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Вам огромное спасибо за статью и указанный источник, я зачиталась. Вроде бы знала про дофамин и его влияние но там так здорово прописано, интересно, очень :). Читали? Там и про шизофрению и про наркоманов и случаи выздоровления без лекарств только с помощью использования КПТ, "Задачей когнитивной психотерапии является вытащить эти "автоматизированные" мысли и "схемы" из быстрого подсознания опять в область медленного обдумывания, переосмыслить их, понять их вред и нелогичность, записать контраргументы, и регулярно повторять эти контраргументы чтобы "вытереть" из памяти "неправильные" ассоциативные нейронные связи, перезаписать их новыми "правильными" контраргументами и новыми правильными решениями, и таким образом исправить мышление и поведение шизофреника."

Вы добавили мне дофаминчика сегодня , спасибо!

раскрыть ветку (7)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Основной источник-то мне не удалось вписать, оказывается, дайри.ру - запрещенный на пикабу домен. Я дала ссылку на происхождение последней цитаты. Но при желании можно найти же через яндекс автора. И - да, по второй ссылке там тоже ПОЛНО материала!

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий
А кто автор первого источника?)
раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

На дайри.ру блог, указано: пишет o-kioku (ссылка на этот ник не активна).

Если выдрать из текста цитату и поискать яндексом, это будет первая ссылка.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
http://psycorpus.diary.ra вы об этом?(домен поменять на ru)
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да, оно!

1
Автор поста оценил этот комментарий
Ага. Спасиб)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ирина, если найдете по второй ссылке еще чего-нибудь толкового, не жадничайте, несите сюда, пожалуйста)

5
Автор поста оценил этот комментарий
Понимаю, что статья не ваша, но со львом ошибочное мнение. У них вполне интеллектуальный разбор ситуации происходит, просто некоторые ученые сами довольно примитивно рассматривают эту проблему. Казалось бы, ерунда, но вся история с дофаминовыми мотивациями льва, немного рушится. Далее на развилинах дофаминовой недостаточности строится теория, будто у людей что-то не так с мотивациями из-за некорректной социализации. Поверьте, сознание просто гость в этом теле, человек животное с немного более сложными рефлексами, в следствие чего и кажется чем-то особенным. Поэтому, я бы рекомендовал статью читать как сатирическую, но не как научную.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну как повод для "задуматься" тоже ничего себе, на мой взгляд... Вы только посмотрите, сколько народу в комментариях прикидывает, что у них с мотивацией, целями, куда дальше двигаться и как это получается (не получается) у окружающих. Повышаем осознанность))

5
Автор поста оценил этот комментарий

Не знаю, я, когда ставлю себе масштабные цели, и у меня ни черта не получается пробую раз 10, а потом впадаю в уныние от того, что я никак не могу достичь цели. И всё становится совсем плохо. И так постоянно.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется, для этого и придуманы психопатии, кто-то же должен продвигать человечество к надеюсь светлому будущему.
Можно долго "болеть" и при этом получать самый разнообразный и не логичный опыт, а потом вдруг выздороветь и заиметь уникальный мозг))

1
Автор поста оценил этот комментарий
Зато после достижения такой цели они получают просто громадный заряд дофамина. Каеф!
1
Автор поста оценил этот комментарий
Удовольствие можно получать так же в процессе достижения.


То есть мы получаем удовольствие ставя цель, достигая её и по достижению.

Автор поста оценил этот комментарий
У таких людей высокий тестостерон, Дофамин не единственный мотивирующий гормон)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку