112

Ответ на пост «Лампады зажигает человек»3

Каждый год в Пасху на Пикабу публикуется несколько постов про то что "вывсёврети, там огонь руками зажигают."

В прошлом году вот Как враньё про сход благодатного огня раскрывали

Обычно их пишут такие АМЕТИСТЫ, что спасибо, нам хватит. Степень богоорчества [это не описка] прям зашкаливает. Особенно в комментах. Именно поэтому пишу пост-ответ. Такая степень ажитации и брызгания слюной, хватание за грудки "нет тыскажи пачимуууу...!" вызывают только отторжение и нежелание разъяснять, продолжать дискуссию.
"Боха нет, сожгём все храмы" ничем не лучше "Бох видит, не дрочи, купи свечку!"
Кстати, я заметил, что стали появляться вежливые и очень грамотные в религиозном смысле комментаторы на Пикаб, что не может не радовать.

И я вот начал писать большущую статью с пруфами. про то что еще в начале 20 века про это писали, как про церковную "церемонию", не про "чудо" - а существенная разница есть, согласитесь.
Да и удалил черновик нафиг.
Не сказать лучше чем Протодиакон ( на момент интервью) Андрей Кураев:
12.03.2018, отрывок из статьи "Кураев и Чаплин раскрыли правду о скандале с Благодатным огнем", и не могу не заметить, что эта тема известна минимум с начала 2000-х. И никто её особо не скрывает.

«Израильское телевидение не совсем компетентно в этих вопросах, и поэтому в репортаже перепутало священника, вмешавшегося в беседу, назвав его коптом, хотя это был православный грек. Именно представители этих двух христианских церквей входят в Гроб Господень за Благодатным огнем: Греческого Патриарха Иерусалимского сопровождает представитель армянского Иерусалимского Патриархата. Интервьюируемый армянин как раз и говорит, что он трижды выполнял эту миссию, присутствуя при этой церемонии. И, получается, что один из двух ее свидетелей отрицает самовозгорание свечей.

Надо сказать, что армянские священники не раз говорили о том, что Армянская церковь не настаивает на чуде самовозгорания. С другой стороны, нынешний греческий патриарх Иерусалимский Феофил тоже никогда не говорил, что это чудо. Даже когда его прямо спрашивали об этом, он переводил разговор на другую тему: про свои ощущения, про благодать вообще. Но про самовозгорание он никогда не говорил. И только русские телевизионные комментаторы заходятся в экстазе, повествуя о том, что это именно самовозгорание.

Я бы обратил внимание вот на что: нет ни одной советской атеистической брошюрки с критикой этого православного верования. Хотя, казалось бы, тут есть о чем с точки зрения науки поговорить, советская пропаганда эту тему игнорировала.

Почему? Очевидно, потому, что эта тема отсутствовала в массовом церковном сознании. И в церковной апологетике дореволюционных лет эта тема отсутствовала. Ее упоминания встречаются в записках паломников. Но никогда огонь не презентовался как опора православной веры. И только когда открылся туристический бизнес в Израиле в 90-е годы, вдруг оказалось, что эта самая важная часть православной веры. И это совпадение заставляет задуматься.

В целом же, я скажу: есть чудо крещенской воды. Но никто при этом не говорит, что вода сама конденсируется на стенках пустого бака. Есть чудо литургии. Но хлеб и вино для нее приносим мы, а не ангелы. Освящение воды, зерна, хлеба — это освящение того, что люди принесли. Также и освящение свечей и огня. Творение «Ex nihilo» - «из ничего» произошло лишь в начале времен. Потом и мы и Творец лишь создаем новые сочетания».

[более подробно это разбирает Кураев в 2017 году, после скандала]

И в довесок, чтобы заготовки к статье не пропали )), мнение старобрядцев:

Профессор Николай Успенский, разоблачив обман с «чудом схождения» Благодатного Огня, закончил свою Актовую речь в Ленинградской Духовной академии следующим объяснением живучести этого обряда:

«Нам могут задать вопрос: что же смотрят палестинские иерархи и сам иерусалимский патриарх? На этот вопрос мы находим ответ в упомянутых выше дневниках преосвященного епископа Порфирия. Приведя свой разговор с патриаршим наместником, филадельфийским епископом Дионисием (позднее митрополит Вифлеемский), где последний говорил о способе зажигания св. огня, преосв. Порфирий пишет: «Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и вразумит и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба». [Порфирий /Успенский Константин Александрович/, епископ. Книга бытия моего: Дневники и автобиографические заметки епископа Порфирия /Успенского/. Часть IV: С 18 марта 1850 по 3 апреля 1853 г. Под редакцией П. А. Сырку. — Санктъ- Петербург: Издание Императорской Академии Наук на иждивении Императорского Православного Палестинского Общества, 1896, стр. 301]

Очевидно, когда-то, не дав своевременно энергичного разъяснения своей пастве о истинном смысле обряда св. огня, в дальнейшем они оказались не в силах поднять этот голос перед все возраставшим в силу объективных условий фанатизмом темных масс. Если это не было сделано своевременно, то позднее стало невозможным делом, без риска за личное благополучие и, пожалуй, целость самих святынь. Им осталось — совершать обряд и молчать, утешая себя тем, что Бог «как ведает и может, так и вразумит и успокоит народы».

Мы же можем согласиться с объяснением митрополита Вифлеемского Дионисия, «что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного», и к этим словам наместника иерусалимского патриарха добавить от себя, что для нас этот огонь есть, был и будет священным еще и потому, что в нем сохраняется древнехристианская и вселенская традиция; традиция, связанная с верой во Христа, как света истинного, просвещающего всякого человека, приходящего и мир (Иоанн 1:9); традиция, с которой христиане завершали каждый день своей жизни, а многие, как св. Макрина, переходили и в жизнь вечную; наконец, традиция, голос которой мы слышим до сего дня в словах «видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога», и о которой не перестает напоминать нам церковь, всякий раз, когда священник, стоя во святых вратах с горящим светильником, возглашает нам: «Свет Христов просвещает всех».


Дело не в том что Огонь Сходит или огонь зажигается.
Дело в том, находят ли в сердце и душе отклик слова "Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в."

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

Однако же подают его как чудо.

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

об этом и пост.
вопросы "кто подает как чудо?" и "как это воспринимают верущие и веруны?" это два разных вопроса

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Русская Православная Церковь Московского Патриархата в 2025 году:


"По традиции в Пасхальную ночь в Храм Христа Спасителя из Храма Воскресения Христова (Гроба Господня) в Иерусалиме был принесен Благодатный огонь, сошедший в этот день на Гроб Господень."

https://www.patriarchia.ru/db/text/6205030.html

И далее по тексту:


Благодатный огонь был доставлен в Москву делегацией во главе с председателем Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного В.И. Якуниным и председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместником Донского ставропигиального мужского монастыря митрополитом Каширским Феогностом.

Перед началом крестного хода В.И. Якунин на солее Храма Христа Спасителя передал Благодатный огонь Предстоятелю Русской Православной Церкви.

https://www.patriarchia.ru/db/text/6205030.html

Это самый свежий ответ на вопрос: "кто подаёт как чудо" ?


----------------------------------------------------------------------------------------------------------


Знает ли РПЦ МП о книге Димитриса Аликакоса, в которой рассказывается как в реальности зажигается огонь в кувуклии?



2024 год

МОСКВА, 9 мая. /ТАСС/. "Разоблачительные" публикации о Благодатном огне не могут омрачить пасхальной радости верующих и не воспринимаются ими всерьез. Об этом заявил ТАСС глава Синодального миссионерского отдела Московского патриархата епископ Луховицкий Евфимий, комментируя сообщения греческих СМИ об оправдании афинским судом журналиста Димитриса Аликакоса, написавшего о естественном, "от зажигалки", происхождении Благодатного огня.

В этом году епископ Евфимий по благословению патриарха Кирилла входил в состав делегации Фонда Андрея Первозванного, доставившей в Великую субботу Благодатный огонь в Москву.

https://tass.ru/obschestvo/20750297

"Решение Афинского суда – явное богоборчество тех, кто служит злу." - заявила Русская Православная Церковь в 2024 году устами священника Александра Новопашина, руководителя миссионерского отдела Новосибирской епархии

https://ansobor.ru/news.php?news_id=11835

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати, увидел сейчас интервью со священником РПЦ от 2020 года,

я добавил часть интервью в свой новый пост,

Священник развеял мифы о Благодатном огне: Его зажигают от лампады. Он обжигает тело и не связан с Концом света

https://www.kp.ru/daily/27119/4200152/

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку