Как развилась религия (3)

Продолжаем знакомиться с книгой Робина Данбара.

Если религия может появиться лишь, начиная с определённого уровня мыслительных способностей, то она рано или поздно возникла в нашем обществе, начиная с определённой ступени эволюции. Можно ли обнаружить признаки религий в том, что осталось от наших предков? Можно. Если кто-то аккуратно похоронен, да ещё ему положили что-то с собой в могилу, значит, они имели представление о жизни после смерти. Такого рода захоронения обнаруживают на территории Европы, возраст их доходит до сорока тысяч лет. И всё это – Homo sapiens. Более старые захоронения сделаны неандертальцами, но автор выражает сомнения, что это – результат похорон, а не просто сложенные останки. Слишком редок в них погребальный инвентарь, а кое-где на костях сохранились зарубки от ножей, наводящие мысли на каннибализм.

Помимо захоронений, о религии можно судить по произведениям древнего искусства в виде статуэток и наскальной живописи. Нередки находки женских фигур, которые можно истолковать как богинь плодородия или чего-то в этом роде.

Как развилась религия (3) Книги, Обзор книг, Эволюция, Религия, Шаманы, География, Научпоп, Нон-фикшн, Длиннопост

Венера Леспюгская

И всё же ясности в этом вопросе мало. Кто его знает, может это и не богиня никакая вовсе. Предполагают, что и наскальная живопись отображает путешествие в духовный мир во время транса, а не сцены охоты. Если посмотреть на картину, нарисованную бушменским автором две тысячи лет назад, трудно представить себе иное толкование.

Как развилась религия (3) Книги, Обзор книг, Эволюция, Религия, Шаманы, География, Научпоп, Нон-фикшн, Длиннопост

Шаманский танец

По мере приближения к современности находки дают нам больше оснований для оптимизма. Психоактивные вещества уверенно находятся уже, начиная с седьмого века до нашей эры. В Гёбекли-Тепе нашли огромные сосуды с остатками древних однозёрных пшеницы и ячменя. Лепёшки из этих сортов получаются неважнецкими, зато пиво – будь здоров! Подобного рода находки – прямое указание на переживание транса, а, следовательно – и на наличие шаманских практик. Однако археология может предоставить нам подобный материал лишь вплоть до эпохи раннего Неолита. То есть в течение последних 10 тысяч лет. Могилы дадут прибавить ещё 30 тысяч. Что было раньше, покрыто туманом неизвестности.

Об этом приходится спорить этнографам. Их исследования показывают, что из всего многообразия религиозных проявлений, будь то анимизм, шаманство, поклонение предкам, вера в загробную жизнь, вера в локальных божеств или Высоких Морализирующих Богов (ВМБ), старейшим является анимизм. Есть указания на то, что сначала появились примитивные формы, которые потом сменились доктринальными религиями.

Автор предлагает и нетрадиционный подход. Можно попробовать оценить время возникновения языка, без которого невозможна религия, и таким образом очертить самую раннюю границу её возникновения. Кто-то упирает на анатомию речи, забывая, что для языка нужны не только челюсти, но и мозги с символьным мышлением. Бесспорно, предки сапиенсов тоже общались каким-то способом между собой. Обезьяны тоже общаются. Однако можно ли назвать подобное общение языком? Автор предлагает обратить внимание на объём мозга. В рамках гипотезы социального мозга он представил диаграмму, в которой расставил наших предков по возрастанию объёма черепа, с которым он связывает достижение определённого порядка намеренности.

Как развилась религия (3) Книги, Обзор книг, Эволюция, Религия, Шаманы, География, Научпоп, Нон-фикшн, Длиннопост

Объём черепной коробки предков человека, выставленных по хронологии

Человекообразные обезьяны имеют мозг сходного размера с австралопитеками, и они же способны на второй порядок намеренности. Человек имеет 5. Значит все, что между ними – имеют порядок пропорционально объёму мозга. Древние люди имели 3-4, а значит, не были способны на создание общественной религии. То, что многие неандертальцы имели мозг, больший, чем кое-кто из нас, его не волнует: в среднем объём мозга у них ниже, да и величина зрительной зоны у них была, по видимому, больше. Эта сомнительная математика может привести к идее, что люди с большой головой способны на более высокую ментализацию. Я не думаю, что этому есть опытное подтверждение. Теория социального мозга имеет, таким образом, серьёзный дефект: она не может объяснить индивидуальные различия людей с разным размером головы.

Несмотря на утверждения некоторых археологов, что у неандертальцев были шаманы и интенсивная религиозная жизнь, Данбар сомневается в том, что те верили в загробную жизнь: не хватает материала, свидетельствующего об их когнитивных способностях. Может быть, они были способны к хоровому пению и впадали в транс. Но всё же транс – это ещё не религия. Поэтому религия для него остаётся чисто человеческим феноменом.

По-видимому, развитие религий было подстёгнуто ростом населения, произошедшим 10-12 тысяч лет назад. Появились города, появились и явные признаки религий: захоронения, культовые сооружения. Появление и рост государств заставило сойтись вместе массы людей, что запустило доктринальные религии.

Зачем люди переставали кочевать и начали жить в деревнях? Ведь жизнь в них была нежирной. Пришлось заняться сельским хозяйством, чтобы прокормить себя. Автор считает, что люди стали селиться вместе для защиты от разбойников. Об этом говорит расположение селений на холмах, а также входы в дома, расположенные на крышах. Укреплённые поселения встречаются повсюду: в Азии, Африке, Америках. Археология предоставляет достаточное количество свидетельств набегов одних на других. Жить вместе – шаг в сторону коллективной обороны. Только ведь это стресс. Растёт насилие внутри поселений, а навести порядок некому. Нужно как-то выпускать пар. Бушмены делают это с помощью коллективного танца, например. Племенные общества имеют ряд стратегий на этот счёт: танцы, праздники, обмен приданым, построение иерархий и... переход к доктринальным религиям с их выраженными ритуалами, святилищами и духовенством.

Имущественное расслоение приводит к появлению Высоких Морализующих Богов (ВМБ). Они помогают элитам контролировать излишки продукта чужого труда, появляющиеся в условиях интенсивного земледелия или скотоводства. Такое объяснение склонны приводить многие исследователи. Однако главная проблема для скотоводов, живущих, как правило, большими семьями – защита от набегов. ВМБ понадобились для укрепления единства племени перед лицом внешних угроз. Это были уже не капризные малополезные божества, которых приходится ублажать жертвоприношениями и которые являлись чем-то вроде общественной нагрузки. Возмездие новых богов настигало не всё племя, а его членов по отдельности, сообразно грехам.

Возможность наращивания общины после появления религии демонстрируется на примере австронезийских культур, которые получили расслоение общества и рост населения лишь после введения практики жертвоприношений. Учёные, изучавшие влияние появления верований в божественную кару на структуру общества, пришли к выводу, что ВМБ появляются в среднем, спустя 300 лет после достижения обществом пика структурной сложности. Одно могло не быть причиной другого. Оба они могли быть вызваны третьей причиной, которой могло быть развитие военных технологий и сельского хозяйства. Автор предполагает, что причин может быть несколько, в числе которых необходимость ВМБ для наращивания размера общины. Интересно было бы узнать, насколько быстрее бы разваливались общества, не развившие сложных религиозных систем. В любом случае, данные указывают на демографический порог в один миллион, при переступании которого появляются ВМБ. Это уже империи, а не города-государства. Дальнейшие исследования позволили добавить ясности в вопрос. Похоже, именно сложность общества является предпосылкой эволюции стабилизирующих религий ВМБ. Общество в процессе роста снова и снова упирается в стеклянный потолок, который пробивается новаторством в области религии. Как в эволюции: проблема появляется раньше, чем её решение.

Глядя на результаты приведённых исследований, автор делает выводы. Первое: ВМБ – позднее изобретение, продукт Осевого времени с выросшей общественно-политической сложностью. Второе: их предваряла долгая фаза сложных ритуалов и специальных богослужений, основанных на вере в божественные кары. Это может соответствовать уровню населения в 100 тысяч населения. Добавленная религиозная сложность обеспечивает дальнейший рост общества. Когда благосостояние приводит к образованию излишков, появляется и профессиональное духовенство.

Если взглянуть на земной шар, то можно сделать вывод, что продвинутые монотеистические религии появились преимущественно в довольно узкой климатической полосе к северу от Северного тропика. Примечательно, что Африка не вошла, как не вошли и южные субтропики. Если касательно последних можно заметить, что населения там маловато, то против Африки говорят её патогены. Болезни оказывают существенное давление на население континента. Ответом на это давление стала минимизация взаимодействий с незнакомцами и фокус на жизни в маленьком племени. Круглогодичное созревание плодов обеспечивает самостоятельное существование племени без необходимости снабжения продуктами между сезонами. Последний аргумент кажется мне надуманным. Всем известно, что зимой крестьянин живёт не за счёт торговли, а за счёт запасов, сделанных летом.

Как развилась религия (3) Книги, Обзор книг, Эволюция, Религия, Шаманы, География, Научпоп, Нон-фикшн, Длиннопост

Места происхождения крупнейших монотеистических и государственных религий

Так или иначе, проживание в субтропической зоне имеет оптимальное сочетание тёплого климата и невысокого числа патогенов. Ранний неолит создал условия для быстрого роста населения, но 6 тысяч лет назад климатические условия ухудшились, что привело к возросшей конкуренции за ресурсы. Религия могла помочь в этой борьбе. Похоже, она усиливает причинную связь между несовместимыми ценностями и готовностью ссориться с соседями. Вряд ли случайно, что ВМБ встречаются непропорционально в среде скотоводов. Ведь они часто обитают в субтропиках.

В конце главы автор делает очередной вывод: в процессе эволюции нашим предкам приходилось находить новые средства для удержания людей в пределах растущей общины: пение, танцы, а с появлением языка и религия. Но даже так не выходило набрать больше 100-200 человек в племени. Дальнейшее развитие общин стало возможным путём установления структуры и усложнения религии. Доктринальные религии обеспечили появление мега-обществ, в которых мы живём. Финальная стадия развития религий – Высокие Морализирующие Боги – появляется только в подобных обществах.


Смелые, но плохо обоснованные предположения. Особенно это касается географической гипотезы автора, идущего по стопам Джареда Даймонда и прочих географических детерминистов. Основные тезисы Данбар находит всего в трёх научных статьях. Маловато будет. Но ничего, поживём-увидим, что выйдет из его теории.

Книжная лига

22K постов78.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.