Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 2

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 2 Археология, Древние артефакты, Перу, Анды, Инки, Видео, YouTube, Длиннопост

Фото Наски — Diego Delso, delso.photo, License CC-BY-SA

ЧАВИН

Сегодня мы посетим ещё одну крупную цивилизацию Анд — Чавин (Chavín), существовавшую с 1 500 по 200 гг. до н.э. Но сначала — кое-что о мировоззрениях древних.

Культура Чавин и цивилизации Южной Америки в целом обеспечивали своё существование исключительно сельским хозяйством. Поэтому основная их головная боль — чтобы циклы природы постоянно повторялись без значимых перемен.

Пусть земля всегда плодородит, климат благоприятствует, а вода была в достатке.

Следовательно, мир этих людей состоял из трёх уровней:

  1. Небо, откуда падают дожди;

  2. Земля, которую нужно возделывать;

  3. Подземный мир, откуда появлялись плоды земли и куда уходили усопшие.

Вот они, три священных мира — всё очень похоже на мировосприятие в Мезоамерике. Как и у ацтеков, сапотеков, ольмеков и т.д., у андских цивилизаций эти три мира находили выражение соответственно в хищной птице (кондоре, сове, орле), представителе семейства кошачьих (ягуаре, пуме) и змее или пауке. Думаю, вы уже поняли, почему у многих культур часто встречаются изображения разных животных и птиц. Они были сакральны.

По мере развития цивилизаций в их мифологии появляется персонаж, объединяющий своими чертами человека и эти три мира. Он — воплощение сил всех составляющих вместе взятых, призванное решить новые проблемы, встающие перед растущим населением. Так появлялись боги.

А теперь — Чавин.

Главное архитектурное наследие Чавин — храм Чавин-де-Уантар (Chavín de Huántar), центр религиозной жизни этой цивилизации и всего региона в то время, что-то вроде местной Мекки или Иерусалима. По совокупности фактов об этом храме можно вполне заключить, что место это настолько мистическое и таинственное, даже зловещее, что лавкрафтовский Иннсмут покажется солнечной деревней в прекрасный летний день.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 2 Археология, Древние артефакты, Перу, Анды, Инки, Видео, YouTube, Длиннопост

LatinAmericanStudies.com

Храм Чавин-де-Уантара строился в два этапа: Старый храм (где стоит Лансон) и Новый храм (где стоит стела Бога с посохами) [О Лансоне и стеле — далее]. В эпоху Старого храма основная площадь была круглой и небольшой. Позже площадь стала похожа на впалую мезоамериканскую — квадратную.

Во-первых, чавинцы (чавиняне) известны, в первую очередь, как религиозный культ, достаточно быстро распространившийся по всей северной части Андского региона. Причём географически храм расположен таким образом, что пройти мимо в те времена было невозможно. Нужно соприкоснуться с культом, а может даже стать его частью. Возможно даже, что в Чавин-де-Уантаре жил оракул, к которому на приём стекались люди со всех сторон.

Во-вторых, множество находок на территории храма прямо кричат о том, что с галлюциногенными растениями здесь не просто на «ты» — на «ты, сюда подошёл!»

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 2 Археология, Древние артефакты, Перу, Анды, Инки, Видео, YouTube, Длиннопост

Вид на Новый храм. По центру можно различить проход наверх с каменными воротами/ Martin St-Amant (S23678), CC BY 3.0 DEED

А теперь пройдёмся по основным достопримечательностям религиозного центра культуры Чавин. Уникален храм (помимо всех секретов и тайн древних) наличием продуманной системы дренажных каналов, спасавших строение в сезон дождей. А ещё, когда дождевая вода стекала по этим каналам, внутри раздавались звуки — будто бы ревел ягуар. Учитывая, что коридоры здесь узкие и не имеют окон, есть тупики, крутые повороты, а высота пола постоянно меняется, Чавин-де-Уантар та ещё комната страха...

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 2 Археология, Древние артефакты, Перу, Анды, Инки, Видео, YouTube, Длиннопост

А так религиозный центр мог когда-то выглядеть. В лучших традициях древности, строить храм из местных материалов никак нельзя — нужно где-то найти белый гранит и чёрный известняк и притащить их издалека. Так и сделали

В самом центре храма, словно ось мироздания, соединяющая земной мир и небесный, стоит каменная стела Лансон (Lanzón — исп. «копьё»). Сюда просто так не попасть, только посвящённые могли лицезреть этот идол и поклоняться ему. Да и вообще всем заправляли жрецы — власть им якобы дана самими богами. В этом кстати одна из отличительных черт с Мезоамерикой — там правители и жрецы хоть и были элитой, но равными богам они себя не считали.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 2 Археология, Древние артефакты, Перу, Анды, Инки, Видео, YouTube, Длиннопост

Фото 1: Silvia Rodriguez-Sama de Kembel, фото 2-4: LatinAmericanStudies.com

В конце тёмного-тёмного коридора за решёткой находится Лансон. Разлиновка являет нам человекоподобное существо с пастью ягуара, волосами-змеями, когтями на руках и ногах и головным убором из голов ягуара...

Каменный стержень высотой 4,5 метра стоит в центре храма в кромешной тьме. Лишь в дни весеннего и осеннего равноденствия солнце на некоторое время освещало скульптуру, знаменуя о начале и окончании сельскохозяйственного сезона. Вероятно, это главное божество Чавина, имеющее отношение к плодородию. Полностью его увидеть нельзя — лишь кусочек с каждой из четырёх сторон. На разлиновке всё более-менее понятно, но это совсем не то, что видит человек вживую. Не то, что предполагалось создателями. Что-то необъятное, что-то непостижимое, сидящее где-то там, во тьме...

На коридоры можно посмотреть с 1:22: если сложить длину всех обнаруженных проходов, то выйдет около 2 км / UNESCO TV, © NHK Nippon Hoso Kyokai

Как вы уже могли догадаться, основной способ художественной мысли культуры Чавин — резьба по камню. Типичный чавинский арт — это затейливые переплетения ртов, глаз, змей и геометрических фигур, связанные с центральной фигурой человека, животного или бога. Запутанность эта объясняется присущей культуре Чавин метафоричностью: змеи волос, хвосты языков. Причём почти все рты изображаются ягуаровыми (с клыками). Главные персонажи — ястребы, орлы, крокодилы, ягуары. В общем, представители каждого из трёх миров.

Вы можете спросить: что крокодилы и ягуары забыли в высокогорье? Они ж тут не водятся. Есть несколько теорий: либо чавинцы изначально жили в амазонских лесах и позже пришли сюда, либо переняли эти изображения от «посетителей».

Другая важная черта стиля Чавин — использование техники контурного контраста. Суть в том, что линии изображения можно прочитать по-разному в зависимости от того, как мы смотрим на него. Культ Чавин достаточно элитарен и своей иконографией отделял своих членов от тех, кто не в теме.

Кроме того, очень часто изображения симметричны.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 2 Археология, Древние артефакты, Перу, Анды, Инки, Видео, YouTube, Длиннопост

Фото слева: latinamericanstudies.org; разлиновки справа от Tomato356, CC BY-SA 3.0 DEED

Стела Раймонди (из Нового храма), изображающая чавинского Бога с посохами. Занятно, что перевёрнутое изображение меняет настроение: был бог с закатанными глазами, а стал весёлым.

Изображение по центру являет нам достаточно злобного бога, в каждой руке у него по посоху или по священному кактусу Сан-Педро (галлюциногенному за счёт мескалина, что намекает об основном «хобби» чавинских элит - общение с богами). Пояс бога — это лицо, чьи уши — змеи. Уши самого бога — тоже змеи. Головной убор его очень замысловатый и в виде крокодилов.

Если же перевернуть изображение (справа), то грозное божество сразу добреет. Головной убор превращается в кучу-малу из добрых крокодильчиков, да и сам бог по-крокодильи улыбается во все клыки. Неожиданно и на посохах появляются лица.

Здесь мы приходим к важной идее всех Андских цивилизаций — идея двойственности природы и жизни, идея трансформации мира через переворачивание стелы (ну, или через приём волшебного кактуса). А сочетание черт разных животных и человека в одной фигуре указывает на то, что Бог с посохами мог быть главным божеством Чавина.

А вот найденное в 2003 году свидетельство наличия в культуре Караль похожего Бога с посохами. Возможно, это самое раннее изображение Бога в Америках в принципе (и он похож на Коржика). В дальнейшем этот Бог будет встречаться нам постоянно в разных частях региона у разных цивилизаций.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 2 Археология, Древние артефакты, Перу, Анды, Инки, Видео, YouTube, Длиннопост

Science

Ещё одно свидетельство тесного сотрудничества элит культуры Чавин с мескалиновым кактусом — «стела с кактусоносцем». Найдена она была в самом сердце религиозного культа, в центре Чавин-де-Уантара, на круглой площади перед Старым храмом.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 2 Археология, Древние артефакты, Перу, Анды, Инки, Видео, YouTube, Длиннопост

На стеле изображено антропоморфное существо с волосами-змеями, клыкастым ртом, поясом из змей и когтями. В правой руке что-то похожее на кактус Сан-Педро. И таких стел на площади было четыре / Marcelo Rodríguez Escudero CC BY-SA 4.0 DEED

Может быть, во время ритуалов участники культа под действием веществ не только соприкасались с богами, но и действительно приобретали черты змеи, ягуара и крокодила...

Ах да, фишка архитектуры Нового храма — 56 как бы висящих в воздухе каменных голов, символизирующих жрецов во время превращения в животных под действием галлюциногенов. У этих голов смешиваются человеческие и животные черты, а у некоторых из носа будто что-то течёт: при употреблении мескалина через нос из носа потом вытекает слизь.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 2 Археология, Древние артефакты, Перу, Анды, Инки, Видео, YouTube, Длиннопост

Таинственные головы-гвозди: на стене храма осталась лишь одна голова — остальные либо пропали, либо растащили по музеям / LatinAmericanStudies.com

Но, пожалуй, достаточно мистики на сегодня. Как мы можем видеть, стиль культуры Чавин достаточно просто определяется, так что его влияние легко отследить в других частях региона.

Чем ещё интересен Чавин? У них были домашние ламы — на них не вспашешь поле, но таскать тяжести они вполне могут. А ещё из лам можно делать солёное вяленое мясо — джерки, что как раз и пошло от слова ch'arki на кечуа. Сегодня джерки — это закуска под пивко и важная часть рациона астронавтов NASA. Для чавинцев и последующих культур вяленое мясо тоже было незаменимым в рационе: весит мало, а калорий много. К тому же, джерки активно продавали в другие регионы. Так с развитием торговли была создана первая система дорог.

Таким образом, именно Чавин способствовал развитию соседских культур, распространив технологии, мировоззрения, идеи (и лам) по всему Андскому региону.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 2 Археология, Древние артефакты, Перу, Анды, Инки, Видео, YouTube, Длиннопост

Помимо мясной торговли и мескалиновых турне чавинцы умели плавить металлы и неплохо управлялись с золотом / LatinAmericanStudies.com

А теперь о том, чем вся эта культовая история закончилась. Находки в Чавин-де-Уантаре свидетельствуют о социальной нестабильности и даже перевороте, случившихся в период с 500 по 300 гг. до н.э. Начался период упадка культуры Чавин. При этом, как и в Карале, здесь не нашли свидетельств наличия в Чавин-де-Уантаре оружия, армии или их изображений.

Город опустел, а потом вновь был заселён, но уже не выполнял никаких важных функций — новые жители сделали себе дома из частей священных некогда построек, нарушив при этом дренаж. Поэтому комплекс сегодня находится в посредственном состоянии.

Чавинская культура имела довольно большое влияние на соседние цивилизации. Одной из таких цивилизаций была культура Паракас, о которой мы поговорим в следующий раз.

Спасибо за внимание! Если материал вам понравился, вы можете поддержать канал по ссылке. Буду очень рад вашей поддержке!


(c) mexicalli

Лига историков

13.5K постов50.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения