Дело Фалезской свиньи или особенности средневековой юстиции

Январским утром 1386 года в предместьях Фалеза, что в Нормандии, было шумно и многолюдно. На ярмарочной площади столпилась разношерстная компания – крестьяне со своим домашним скотом пожаловавшие из соседних деревень, городские зеваки, охочие до любых зрелищ и даже местный виконт с многочисленной и пышно разодетой свитой.


Вдруг толпа загудела. Праздные разговоры вмиг стихли и сменились проклятиями и криками, слившимися в агрессивный рев. Взгляды людей обратились на улицу, по которой несколько кобыл волокли по земле связанную свинью, переодетую в куртку, укороченные штаны и белые перчатки. Необычную процессию сопровождали хорошо вооруженные стражники. Свинью подтащили к наскоро сооруженному эшафоту, где за животное взялся палач. Он нацепил на хрюшку жутковатую маску, отдаленно напоминающую человеческое лицо, после чего парой ловких движений топора отрубил ей рыло и вспорол ляжки. Затем он подвесил копытное вверх ногами на эшафоте, дожидаясь пока свинья медленно истечет кровью. В качестве финального акта её шею обмотали петлей для имитации повешения и вновь привязали к решетке, волочимой парой лошадей, которые сделали по площади несколько кругов. Труп свиньи, покрывшийся зловонной смесью крови и грязи, сожгли на костре под радостное ликование толпы. Правосудие свершилось.


Преступление Фалезской свиньи было очевидным. Она совершила жестокое убийство – отгрызла руку и обглодала лицо маленькому мальчику, которого родители оставили без присмотра. Несчастный ребенок скончался от болевого шока и потери крови, а свинья была взята с поличным на месте гнусного убийства. Городская стража бросила скотину за решетку, где ей предстояло провести девять дней. В ходе этого срока проходили судебные слушания и свинью приговорили к смертной казни – ее адвокат, как ни старался, не сумел добиться смягчения наказания за столь ужасное преступление – детоубийство, совершенное с особой жесткостью. Впрочем, и само животное не отрицало своей вины. Виконт постановил чтобы на казни присутствовали хозяин свиньи, «чтобы посрамить его», и отец малыша «в наказание за то, что тот не присматривал за ребенком». Кроме того, властям пришлось изрядно раскошелиться на гонорар для палача и его подручных, а также для плотника который изготовил и установил эшафот. Осуществление воли закона, даже в отношении грязной свиньи, в Средние века было делом затратным.


Для современного человека описанное выше судилище покажется бредовым абсурдом, но в Средневековой Европе царили другие порядки и подобные процессы над животными, обычно над свиньями, были довольно нередким делом. Как бы оправдывая их легитимность, теологи приводили цитату из Библии: «Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват». И действительно, хозяин домашней скотины, совершившей проступок, как правило, никак не наказывался. Заплатить высшую цену под топором палача предстояло только самому животному – после судебного разбирательства. Богословам вторили и юристы, как, например, Жан Дюре, трактат которого « О наказаниях и штрафах» штудировали во Франции вплоть до самого конца XVIII века. Дюре пишет : «Если животные не просто ранили, а убили или съели человека, что, как показывает опыт, часто происходит с маленькими детьми, которых пожирают свиньи, то за это они должны поплатиться жизнью. Их следует приговорить к повешению и удушению, дабы сохранить память о чудовищности их поступка». Необходимость сурово наказывать свиней за детоубийство подчеркивает Пьер Эро в капитальном труде «Судебный порядок, процесс и следствие» где утверждает, что «если мы видим на виселице свинью, наказанную за то, что она съела ребенка, то цель этого — предупредить отцов, матерей, кормилиц и слуг, чтобы они не оставляли детей без присмотра и чтобы получше запирали животных, дабы те не могли нанести вред или причинить зло».


Читатель может задаться справедливым вопросом – а только ли свинья является единственным «подозреваемым» и «обвиняемым» в средневековых судах над животными? Ответ на него будет отрицательным. Судили и казнили бывало и лошадей, ослов, собак и баранов, а церковные суды предавали анафеме и отлучали от церкви мышей, жуков и слизней разорявших посевы. В 1405 году в Жизоре даже повесили большущего быка с весьма туманной формулировкой - "за его провинности". Но большая часть приговоров выносится все- таки в отношении свиней. Причин тому несколько. Одна из самых прозаичных – огромное поголовье этих животных, существовавшее в Европе той эпохи. Свинья была всем хороша – питалась чем попало, давала вкусное и сытное мясо в большом количестве, кроме того в хозяйстве приходились к месту и ее кости и шкура. К примеру, из свиных костей крестьяне научились варить примитивный клей.


Свиньи свободно разгуливали по улицам сел и даже крупных городов. Эти бродяги выполняли функцию мусорщиков, пожирая отходы, но кроме того и доставляли горожанам всяческие мелкие неудобства – вытаптывали сады и даже раскапывали могилы на кладбищах, вытаскивая оттуда кости и полусгнившие трупы. Невзирая на настойчивые попытки городских властей ограничить свиной «беспредел» запретительными законами, эти праздно шатающиеся животные так и не исчезли из быта европейских городских жителей вплоть до конца XIX века. Конечно, в такой обстановке вечно прожорливые свиньи часто становились причиной ряда несчастных случаев, прежде всего связанных с нападениями на маленьких детей.


Но главная причина того, почему закон в отношении свиней был настолько суров, несколько иная, не материалистическая, а скорее духовная. Это домашнее животное, как в сознании средневекового обывателя, так и среди ученых, считалось наиболее близким к человеку. Средневековые хирурги тренировались на препарировании трупов свиноматок и хряков, так как предполагали, что внутреннее строение организма этих созданий аналогично людскому. Что интересно, современная биология во многом подтверждает эти сходства. Общность анатомическая наталкивала мыслителей и на духовное родство между человеком и свиньей. Опираясь на выдержку из «Послания римлянам» Святого Апостола Павла «...сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих», они задавали себе многочисленные вопросы, по которым вели ожесточенную дискуссию. Попадают ли домашние животные на небеса после смерти? Правильно ли заставлять свинью или лошадь работать в воскресенье и по религиозным праздникам? И наконец главный вопрос – может ли скотина нести ответственность за свои поступки и преступления? Как видим, многие средневековые умы ответили на него положительно. Именно эта философская позиция послужила основным обоснованием судов над животными, в которых главной «звездой» городских площадей с их плахами и эшафотами, где вершился закон, стала свинья. Таким образом, процессы над бессловесными тварями превратились в квинтэссенцию показательного правосудия европейского Средневековья.

Дело Фалезской свиньи или особенности средневековой юстиции Cat_cat, История, Длиннопост, Средневековье, Суд, Свинья, Убийство, Закон

Источник: Cat_Cat. Автор: Александр Любомирский.


Личный хештег автора в ВК - #Любомирский@catx2

Лига историков

13.5K поста50.2K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
Это домашнее животное, как в сознании средневекового обывателя, так и среди ученых, считалось наиболее близким к человеку.

А вот именно на этот пункт есть пруф?

раскрыть ветку (6)
11
Автор поста оценил этот комментарий

В статье упущено несколько важных фактов, которые косвенно подтверждают это: 1) Пастуро в "Символической истории европейского Средневековья" пишет, что в Бургундии свинья созналась под пыткой, что убила съела ребёнка (заметьте - созналась, значит мыслит и отвечает); 2) именно в упоминаемом деле свинья была приговорена к повешению за задние ноги (это очень важно: "Но если какие-то другие животные или евреи совершили подобное преступление, они должны быть повешены за задние ноги"), и перед этим её одели в куртку и штаны и навесили на морду лицо маску-лицо, где-то у Тогоевой это есть; 3) отягчающим обстоятельством являлось совершение преступления в пятницу, постный день (следовательно, животные вообще должны иметь об этом представление); 4) и т.д.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

"Но если какие-то другие животные или евреи..." вот невезучий народ то

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Вот описание одного интересного случая https://arzamas.academy/materials/269. Заметьте, что отрубание головы - это лёгкий вариант и все, наверное, были счастливы при этом.

Автор поста оценил этот комментарий

Всё же, перечисленные пункты не доказывают именно исключительно положительного отношения к свиньям.


Собственно, исключительно отношение было. Но отрицательное.


Поэтому и было бы интересно посмотреть на чем основано суждение в посте.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Да и генетически свинья из всех млекопитающих ближе всех к человеку! В них например выращщивают органы для человека, Шварценеггер тому пример!
Автор поста оценил этот комментарий
Классические римские трактаты по анатомии человека (того же Галена) использовались до 19 века, а в средние века и вовсе были единственными одобренными пособиями. Думаю, понятно, что римляне почти всю анатомию изучали по свиньям.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку