В XIX веке на подъёме интереса к своим и чужим корням зародилась профессиональная археология, а с ней начали открываться и забытые древние языки. Сначала в виде немых и непонятных надписей, но вскоре случилось чудо, и эти надписи заговорили.
Конечно, у этого чуда есть имена и фамилии: Жан Франсуа Шампольон заставил говорить древнеегипетские тексты, Георг Фридрих Гротефенд - персидскую клинопись, Эдвард Хинкс и Генри Роулинсон после этого смогли дать голос аккадским надписям, а Юлиус Опперт вызвал к жизни шумерский.
Шумерский - древнейший из письменных языков на Земле, и при этом самый одинокий. У него не осталось родственников, заимствования из шумерского редки и малоизвестны, а изобретённую для него клинопись забыли к началу нашей эры даже её последние пользователи - персы (таким образом, клинопись пережила шумерский на полторы тысячи лет, что, в принципе, уже сопоставимо со сроком, который латиница живёт без латыни).
Хотя, судя по всему, именно от шумеров идея о том, что вообще что-то можно записывать, попала к египтянам, а уже от них через финикийцев произошла почти вся мировая письменность.
Откуда взялся шумерский
Судя по топонимам междуречья Тигра и Евфрата и некоторым заимствованиям в шумерском языке, до шумеров эти земли населяли другие люди, говорившие на неродственных шумерскому языках - так называемый дошумерский субстрат.
Считается, что он состоял из двух языков (или двух групп языков), один из которых условно называют протоевфратским. Считается, что из него в шумерский могли быть заимствованы такие слова как "baḫar" ("горшечник"), "tibira" ("кузнец"), "zulum" ("финик").
Второй называют прототигридским, насчёт его ральности уверенности больше, и это его называют ещё банановым из-за типичной формы имен собственных, похожей на английское слово "banana" (три слога, из которых второй и третий повторяются): Хумбаба (имя мифологического великана), Забаба (бог-покровитель города Киш), Инанна (главная шумерская богиня).
Прототигридский язык соотносят с ранним убейдским периодом (5300-4700 гг. до н. э.), а похожую структуру слов пытались усматривать в этеокритском, протобаскском языках и в именах гиксосов, но, возможно, это лишь желание найти систему там, где её нет.
К IV тыс. до н.э. в Месопотамии уже точно жили шумеры, которые пришли неизвестно откуда и ассимилировали носителей местных языков. Сами шумеры утверждали, что их древнейший город - это Эриду, находившийся в те времена на берегу Персидского залива (потом вода отступила), но также они упоминали мифическую райскую страну Дильмун (её пытаются связать с Бахрейном), откуда они якобы глобально пришли до того как основали Эриду.
Просто перечислю версии, которые когда-либо высказывались насчёт происхождения шумеров: Бахрейн, Северная Африка, Кавказ, автохтонное население - потомки местных охотников-собирателей, которые никуда не уходили, и ниоткуда не приходили, по крайней мере после неолитической революции 10-12 тысяч лет назад. Ни одну из них нельзя окончательно подтвердить или опровергнуть.
То, что родственных языков для шумерского не обнаружено, может быть связано как с тем, что он действительно изолят, так и частично с тем, что мы точно не знаем, как он звучал. Всё, что мы знаем, мы получили из шумеро-аккадских словарей, составленных аккадцами. То есть даже если произношение там записано верно, это всё равно то, как услышали семиты. Мог получиться испорченный телефон.
Вообще, изолят - это просто такой язык, о чьих родственниках не сохранилось даже записей. Так что очень может быть, что родственники у шумерского были. Скажем, группа племен, говоривших на протошумерском разделилась, и одно из них пришло на плодородную почву, где в итоге развило письменность, тем самым увековечив свой язык. А другие выбрали такое направление миграции, где они оставались охотниками и собирателями, не нуждались в письменности, и в итоге были ассимилированы кем-то более продвинутым. Может быть, нам даже известны археологические культуры, носители которых говорили на родственниках шумерского языка, но они ничего не записывали, поэтому мы не можем их идентифицировать.
Первые записи на шумерском языке датируются 3100-2800 до н. э., далее, к 2000 до н.э. шумерский уже перестаёт быть разговорным, но ещё остаётся письменным до 1800 до н.э. (мы понимаем, что шумеры не то, чтобы взяли и вымерли, просто аккадцев стало больше, и шумеры были ассимилированы. Так что в жителях того региона, скорее всего, найдутся генетические следы шумеров).
Ещё до I в до н.э. шумерский - это мёртвый язык, известный образованным людям. Но к началу нашей эры он был забыт и ими, и вновь обнаружен уже только в конце XIX века.
Шумерская письменность
Дешифровка шумерской письменности стала возможной благодаря ряду событий.
Во-первых, нам повезло, что персы в какой-то момент начали использовать клинопись. И любили на ней писать.
Во-вторых, нам повезло, что персы, и главное их язык, не вымерли. Благодаря современному персидскому стало возможно разобраться с древнеперсидской клинописью.
В-третьих, аккадский тоже пользовался клинописью, и повезло, что у него остались семитские родственники, и немало. Используя информацию о персидской клинописи и данные других семитских языков, ученые смогли расшифровать аккадский.
На этом этапе оказалось, что некоторые куски аккадских текстов расшифровке всё-таки не поддаются. И тогда, в-четвертых, нам повезло, что три и четыре тысячи лет назад аккадцы создавали словари и двуязычные тексты, то есть такие, где одна строка шла на аккадском, а другая - вот на этом неведомом языке. В древних словарях удалось найти запись произношения неизвестных слов и их аккадский перевод, а по текстам смогли подтвердить эти соответствия. Это и был шумерский.
А теперь о самом шумерском языке
Шумерский - это, в основном, агглютинативный язык. То есть его слова состоят из корня, к которому приклеиваются аффиксы, каждый из которых несёт отдельное грамматическое значение (исключение - шумерские глаголы, в них один аффикс мог иметь несколько функций).
Вообще, если у языка есть аффиксы, что он может быть агглютинативным и флективным. Агглютинативные языки, они больше как мужчины, то есть одна мысль на одну единицу времени. Один аффикс - одно грамматическое значение. А флективные больше женщины, то есть думаем сразу и обо всём.
Вот русский язык, например, - флективный, то есть каждый аффикс несёт несколько грамматических значений, это делает слова более короткими. Допустим, вот фраза "в комнате". Окончание "-е" несёт информацию о том, что комната одна, а также о падеже слова. Во фразе "в комнатах" окончание показывало бы тот же падеж, но множественное число.
А вот в турецком языке, который агглютинативный, фраза "в комнате" передаётся одним словом: "odada", где "oda" - это "комната", а "da" - это аффикс места. Он же останется во множественном числе, но нужно будет добавить отдельный аффикс, чтобы его показать, поэтому "в комнатах" будет "odalarda" ("lar" - показатель множественного числа). Более того, можно сказать даже "в моей комнате" и "в моих комнатах", добавив показатель принадлежности "-m\-ım": "odamda" и "odalarımda". Более того, фразу "Я в своей комнате" по-турецки можно сказать одним словом: "Odamdayım".
Вот примерно так мог и шумерский. Например, слово "dingirenera" означает "богам", где "ene" - показатель множественного числа, а "ra" - дательного падежа. Обратите внимание, что в русском языке окончание "-ам" в слове "богам" несёт сразу оба этих грамматических значения.
Существительные в шумерском делились на одушевленные (люди, боги, персонифицированные животные и предметы, храмы) и неодушевленные (неперсонифицированные животные и предметы). О первых спрашивали "Aba?" ("Кто?"), а о вторых "Ana?" ("Что?").
Рода у существительных не было, отличали его только для самых важных слов, например, "a" ("отец") и "ama" ("мать"), "gud" ("бык") и "ab" ("корова").
Интересно и активно в шумерском работало словосложение. Например:
"dumu" ("ребенок") и "sag" ("голова") давали "dumusag" ("первенец")
"an" ("небо") + "ki" ("земля") = "anki" ("вселенная")
"dub" ("табличка") + "sar" ("писать") = "dubsar" ("писец")
"ki" ("земля, место") + "sikil" ("чистый") = "kisikil" ("девушка")
"lu" ("человек") + "gal" ("большой") = "lugal" ("царь, правитель")
"e" ("дом") + "gal" ("большой") = "egal" ("дворец")
"şu" ("рука") + "si" ("рог") = "şusi" ("палец")
"ur" ("собака") + "mah" ("великий") = "urmah" ("лев")
"ki" ("место") + "mah" ("великий") = "kimah" ("кладбище")
Интересно слово "nig", которое само по себе означает "нечто, штука, хреновина", но само по себе не используется, а тоже участвует в словообразовании:
Такое же было и для одушевленных - "nu" ("человек"):
И ещё было такое третье слово, "nam", которое создавало абстрактные слова:
"dubsar" ("писец") - "namdubsar" ("писцовое дело")
"lugal" ("царь") - "namlugal" ("царствование")
"lu" ("человек") - "namlu" ("человечность")
"kiag" ("любить") - "namkiag" ("любовь")
"til" ("жить") - "namtil" ("жизнь")
"uş" ("умирать") - "namuş" ("смерть")
Шумерские числительные выдают страшную тайну: до того, как открыть геометрию и астрологию, шумеры считали только до пяти. И вот как это выясняется: 1 - aş (𒁹), 2 - min (𒈫), 3 - eş (𒐈), 4 - lim (𒐉), 5 - i (𒐊). Тут всё в порядке.
А дальше начинается. 6 - àş (𒐋, i + aş), 7 - imin (𒐌, i + min), 8 - ussu (𒐍, ладно, тут странно), и 9 - ilim (𒑆, i + lim).
Глаголы тоже демонстрируют любопытную логику:
"dùbbar" ("шагать, спешить") = "колени" + "двигать, разводить"
"dùbgar" ("сидеть, лежать") = "колени" + "ставить, класть"
"gişhur" ("рисовать, чертить") = "дерево" + "царапать"
"gude" ("обращаться") = "голос" + "лить"
"şubar" ("отпускать, освобождать") = "руки" + "двигать, разводить"
"gabaşugar" ("сопротивляться") = "рука" + "на грудь" + "ставить, класть"
"gugişgar" ("побеждать, покорять") = "на затылок" + "дерево" + "ставить, класть"
"kirişugar" ("молиться, умолять") = "к носу" + "руку" + "ставить, класть"
Думаю, для первого знакомства сойдёт.