Серия «Корабли, не пережившие вашингтонский договор»

Вашингтонское морское соглашение: какие проекты пришлось отложить. Часть 3: Япония

После окончания Первой мировой войны резко усилились противоречия между державами-победительницами: Великобританией, Францией и Японией. Взаимное недоверие и переплетение интересов на различных направлениях закономерно приводило к тому, что страны продолжали наращивать свой военный потенциал, а не разоружаться. Но экономические проблемы и политическое благоразумие взяли верх, и в 1922 году было заключено Вашингтонское морское соглашение.

Соглашение резко ограничивало размеры линейных флотов основных противников — Великобритании, США и Японии. Одни корабли подлежали списанию, другие перестройке в авианосцы, а проекты ложились “на полку”.

Вашингтонское морское соглашение: какие проекты пришлось отложить. Часть 3: Япония Корабль, Проект, Крейсер, Империя, Длиннопост

Церемония подписания Вашингтонского морского соглашения, 6 февраля 1922 года

Это продолжение истории о нереализованных проектах стран-участниц. На очереди Японская империя.

В 1907 году японский парламент утвердил концепцию «восемь-восемь», предполагавшую держать на вооружении страны восемь броненосцев и восемь броненосных крейсеров сроком эксплуатации не более десяти лет. Со временем типы кораблей сменились соответственно на линкоры-дредноуты и линейные крейсеры, но сама идея продолжала существовать.

В полном соответствии с концепцией командование японского флота после Ютландского сражения и изучения схем бронирования кораблей Великобритании и США приняло решение приступить к разработке линкора на замену типу Nagato.

Вашингтонское морское соглашение: какие проекты пришлось отложить. Часть 3: Япония Корабль, Проект, Крейсер, Империя, Длиннопост

Модель линкора типа Tosa

Проект А-125 развивал идеи, заложенные в Nagato — имея ту же длину и водоизмещение, проект имел на одну башню ГК больше, меньше число орудий вспомогательного калибра (16 против 20) и почти вдвое меньше котлов (12 против 21). Кроме того, предполагалось усилить броню и установить противоторпедные були. Проект вышел дорогим, и военно-морское министерство его отклонило. Тем не менее  А-125 лёг в основу проекта А-127, или Tosa, который и был утверждён.

Tosa нёс пять двухорудийных башен со стволами калибра 410-мм и 20 140-мм орудий вспомогательного калибра в казематах, а также 4 76-мм зенитных орудия. Вооружение дополнялось восемью 610-мм торпедными аппаратами, из которых четыре (с боезапасом по 2 торпеды) находились над водой, и ещё четыре (с боезапасом по 3 торпеды) — под водой. Что же касается энергетической установки, то первоначально японцы планировали установить турбоэлектрическую по типу линкоров USS  New Mexico, но потом решили вернуться к проверенным паровым котлам. Эти котлы выдавали достаточно мощности, чтобы корабль развивал скорость в 26,5 узлов.

Вашингтонское морское соглашение: какие проекты пришлось отложить. Часть 3: Япония Корабль, Проект, Крейсер, Империя, Длиннопост

Корпус линкора Tosa буксируется на испытания из Нагасаки, 1922 год

Строительство двух линкоров этого типа, Tosa и Kaga, началось в 1920 году. К моменту вступления в силу морского соглашения оба корпуса были уже готовы, поэтому их спустили на воду, но долго не могли понять, что ними теперь делать. В конце концов командование использовало корпус Tosa как мишень для испытаний новых артиллерийских снарядов, после чего 9 февраля 1925 года затопило его в канале Бунго.

Kaga повезло больше — до 1925 года он стоял бесхозным, после чего морское министерство приняло решение перестроить его в авианосец. Работы были завершены в 1928 году, и корабль вошёл в состав флота. Впоследствии потоплен американцами в битве за Мидуэй.

Одновременно с типом Tosa, строго придерживаясь концепции “восемь-восемь”, японцы вели разработку линейного крейсера. Конструкторы, опираясь на опыт типа Kongō, предложили более крупный и тяжеловооружённый тип Amagi. Проект был успешно утверждён в 1917 году, первоначально планировалось построить два корабля этого типа, но впоследствии их число увеличили до четырёх.

Вашингтонское морское соглашение: какие проекты пришлось отложить. Часть 3: Япония Корабль, Проект, Крейсер, Империя, Длиннопост

Эскиз линейного крейсера типа Amagi.

Amagi представлял собой крупный корабль водоизмещением 41 217 тонн и длиной в 250 м — значительно больше Kongō, имевшего водоизмещение 27 384 т и длину 214 метров. Паровые турбины приводились в действие 19 водотрубными котлами, из которых 11 работали на нефтяном, а остальные — на смешанном отоплении. Такая система позволяла линейному крейсеру разогнаться до 30 узлов.

Вооружение практически полностью повторяло вооружение линкора типа Tosa — те же 5×2 410-мм орудий ГК, 16 140-мм орудий вспомогательного калибра в казематах (чуть меньше, чем на линкоре) и 4 120-мм зенитки. Аналогично он нёс восемь 610-мм надводных торпедных аппаратов с боезапасом по 2 торпеды.

Первый корабль серии, Akagi, заложили 6 декабря 1920 года в Куре, а спустя десять дней за ним последовал Amagi в Йокосуке. Вторая пара кораблей была заложена в следующем году: Atago 22 ноября в Кобе, а Takao 19 декабря в Нагасаки. Постройку прервали сразу после подписания соглашения в феврале 1922 года, и пару последних кораблей разобрали на стапеле к июлю 1924 года.

Что касается Akagi и Amagi, готовность которых на момент остановки строительства находилась в пределах 30-40%, то их было решено перестроить в авианосцы. Однако землетрясение сентября 1923 года сильно повредило корпус Amagi, и его пришлось списать. Вместо него и стали перестраивать бесхозный корпус от Kaga.

Вашингтонское морское соглашение: какие проекты пришлось отложить. Часть 3: Япония Корабль, Проект, Крейсер, Империя, Длиннопост

Akagi в ходе переоборудования в авианосец, 1925 год

Akagi же был успешно перестроен в авианосец к 1927 году и впоследствии стал флагманом адмирала Нагумо, под чьим командованием вёл успешные боевые действия, пока не был потоплен в битве за Мидуэй.

Следуя идее, что стоящие на вооружении линкоры и крейсера не должны быть старше десяти лет, японские конструкторы под руководством Юдзуру Хираги приступили к разработке ещё одного проекта — Kii, быстроходного линкора. Постройка кораблей типов Nagato, Tosa и Amagi тяжёлым бременем легли на японскую экономику, но объявление американцами намерения построить линейные крейсера типа Lexington заставило правительство Японии пересмотреть планы и дать добро на ещё одну серию.

Поскольку японцы торопились создать свой «ответ» на тип Lexington ещё до его ввода в строй, проекты основывались на типе Amagi. Итоговый проект, Kii, отличался от предшественника меньшей скоростью и большей бронированностью. Вместо деления на обычные линкоры и линейные крейсеры его классифицировали как быстроходный линкор.

Вашингтонское морское соглашение: какие проекты пришлось отложить. Часть 3: Япония Корабль, Проект, Крейсер, Империя, Длиннопост

410-мм орудие, аналогичное тем, что предназначались к установке на линкоры типа Kii

Kii нёс 5 × 2 410-мм орудий главного и 16 140-мм орудий вспомогательного калибра в казематах, а также 6×1 120-мм зенитных орудий. Вооружение дополнялось уже привычными восемью 610-мм надводными торпедных аппаратами. Энергетическая установка представляла собой четыре турбины, каждая из которых крутила свой гребной вал. Это позволяло кораблю развить скорость в 29,75 узлов.

Заказ на постройку первых двух кораблей был выдан морским министерством 12 октября 1921 года. Kii должен был быть заложен в Куре, а Owari — в Йокосуке. Два других корабля, №11 и №12, заказали в конце того же 1921 года. К моменту подписания соглашения ни один из кораблей не успели заложить, и заказы были отменены.

Таким образом, по условиям Вашингтонского морского соглашения, Японская империя была лишена 10 строящихся кораблей линейного флота. Это был как серьёзный удар по мощи флота, так и значительное облегчение для не самой передовой на тот момент экономики. Пропорции 5:5:3, установленные для флотов Великобритании, США и Японии порой воспринимались как унижение, что лишь отчасти компенсировалось компактностью базирования японцев. В конце концов в правительстве империи возобладали сторонники развития вооружений, и 29 декабря 1934 года Япония вышла из соглашения за два года до его истечения.

Вашингтонское морское соглашение: какие проекты пришлось отложить. Часть 3: Япония Корабль, Проект, Крейсер, Империя, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей

Показать полностью 7

Корабли, не пережившие «вашингтонский» договор. Часть 2: потери США

Американцы стали проявлять интерес к созданию линейных крейсеров задолго до Первой мировой войны. Но отсутствие финансирования и технические сложности каждый раз приводили к сворачиванию таких проектов. Всё резко изменило вступление США в войну.

Уже в 1916 году был подготовлен проект кораблей типа Lexington. Этот линейный крейсер должен был нести 10 356-мм орудий главного калибра и развивать скорость в 35 узлов. За такое неординарное сочетание будущие корабли расплачивались тонкой бронёй и длинным корпусом, в котором требовалось уместить 24 котла и поставить семь дымовых труб.

На примере линейных крейсеров Королевского флота Великобритании американцы убедились, что их большой корпус на высокой скорости имеет проблемы с устойчивостью и прочностью. Поэтому главному конструктору проекта Р. Робинсону пришлось проводить дополнительные расчёты и эксперименты, после чего было решено соединять пластины брони встык. Однако технически реализовать подобную идею было крайне трудно. После очередных расчётов конструкторы остановились на схеме с коротким баком, которая, впрочем, была не менее проблемной.

Корабли, не пережившие «вашингтонский» договор. Часть 2: потери США США, Великобритания, Проект, Война, Длиннопост, Политика

Церемония подписания Вашингтонского морского соглашения, 6 февраля 1922 года.

Готовый проект уже собирались закладывать, но реалии войны заставили Морское министерство сосредоточиться на постройке более лёгких кораблей и транспортов. Так получилось выиграть проекту время на доработку по опыту Ютландского сражения и ввода в строй британского линейного крейсера HMS Hood. Теперь Lexington должен был нести 8 406-мм орудий, имел новую схему бронирования и всего 2 дымовые трубы.

Корабли, не пережившие «вашингтонский» договор. Часть 2: потери США США, Великобритания, Проект, Война, Длиннопост, Политика

Первоначальный эскиз корабля типа Lexington с семью (две - сдвоенные) дымовыми трубами

3 июня 1918 года военный совет рассмотрел все варианты эскизов типа Lexington, но не смог принять никакого решения. Адмиралы опасались, что постройка тяжеловооружённых, быстроходных и при этом неплохо бронированных линейных крейсеров сделает имеющиеся линкоры абсолютно бесполезными. Дебаты шли вплоть до мая следующего года. Было решено принять за основу последний проект, но усилить в нём броню погребов, барбетов и рубки за счёт снижения скорости. Эта версия и пошла в реализацию, получив имя B3.

Корабли, не пережившие «вашингтонский» договор. Часть 2: потери США США, Великобритания, Проект, Война, Длиннопост, Политика

Окончательный вариант линейного крейсера типа Lexington — B3

Закладка 6 кораблей этого типа, получивших названия Lexington, Constellation, Saratoga, Ranger, Constitution и United States, началась в 1920-1921 годах. Окончательно характеристики проекта выглядели таким образом: вооружение — 4 × 2 406-мм орудий ГК, 16 × 1 152-мм вспомогательных и 4 × 1 76-мм зенитных орудий, а также 4 × 2 533-мм торпедных аппарата. Мощность ГЭУ в 180000 л.с. позволяла развить скорость до 33 узлов. Бронирование пояса составляло 178 мм, орудий — в пределах 280-127 мм.

Подписание Вашингтонского морского соглашения остановило постройку всех шести кораблей в августе 1923 года. Корпусы были в том же году были разобраны на стапелях. Но корабли Lexington и Saratoga, как наиболее готовые, решили перестроить в авианосцы.

Корабли, не пережившие «вашингтонский» договор. Часть 2: потери США США, Великобритания, Проект, Война, Длиннопост, Политика

USS Constitution, линейный крейсер типа Lexington, на стапеле в Филадельфии, июль 1921 года

Ещё один проект, не воплотившийся в жизнь, представлял собой развитие классических американских линкоров. Первые его проработки начались в середине 1916 года. Согласно решению Конгресса предполагалось, что в 1917 году будут заложены 4 линкора типа Colorado, представлявших собой лишь немного улучшенный  тип Tennessee. В 1918 и 1919 годах предполагалось заложить по три корабля совершенно нового типа.

Единственное требование, выставленное Морским министерством — вооружение в 12 406-мм орудий — давало конструкторам большое поле для фантазии. Американцы изучили опыт Великобритании с типом Queen Elizabeth и Японии с Nagato и выбрали схему с довольно длинным корпусом и шестью двухорудийными башнями. Однако это могло отрицательно сказаться на мореходности. Так что было решено идти проверенной дорогой и взять за основу конструкцию линкоров типа Colorado.

Однако, как и в случае Lexington, реалии войны дали отсрочку. За это время конструкторы, опираясь на новый опыт ведения боевых действий, внесли ряд изменений. Была увеличена толщина бронирования палубы за цитаделью и высота барбетов. Чтобы компенсировать увеличение осадки, не позволявшей теперь будущим линкорам проходить через Панамский канал, пришлось удлинить корпус.

Корабли, не пережившие «вашингтонский» договор. Часть 2: потери США США, Великобритания, Проект, Война, Длиннопост, Политика

Окончательный эскиз линкора типа South Dakota

Окончательно проект, получивший имя South Dakota, стал выглядеть следующим образом. Вооружение — 4 × 3 406-мм орудий главного и 16 × 1 152-мм орудий вспомогательного калибра, 4 × 1 76-мм зенитки и 2 × 533-мм ТА. Броня имела фантастические на тот момент 343 мм в поясе, 406 мм в рубке и аж 457 мм — на лицевой пластине башен. При этом 208-метровый корабль приводился в движение силовой установкой всего в 60000 л.с. (против 180000 л.с. на Lexington), а потому расчётная скорость едва достигала 23 узлов.

В 1920-1921 годах, после задержек и проблем с финансированием, было заложено 6 единиц — South Dakota, Indiana, Montana, North Carolina, Iowa и Massachusetts. Но к вступлению в силу морского соглашения их готовность не превышала 30%. Линкор Indiana был разобран на стапеле, остальные же проданы на металлолом частным компаниям.

Готовые котлы и броневые листы были использованы впоследствии при модернизациях середины 1920-х годов кораблей типов Florida, Wyoming и New York. Орудия стали береговой артиллерией.

Корабли, не пережившие «вашингтонский» договор. Часть 2: потери США США, Великобритания, Проект, Война, Длиннопост, Политика

Линкор South Dakota, головной корабль серии, на стапеле в ходе постройки, 10 марта 1922 года

Таким образом, хотя США и преследовали собственные цели, созывая Вашингтонскую конференцию (и даже добились их), но они же понесли наибольшие издержки. В отличие от Великобритании и Японии, где только готовились проекты или начинались предварительные работы по закладке, американские военные не получили уже строящиеся 12 кораблей линейного флота. Их пришлось продавать на металл или перестраивать в авианосцы. Таким образом, вплоть до вступления во Вторую мировую войну США не обзавелись ни одним новым линкором. Как бы сложилась история, дострой американцы эти 12 кораблей, сейчас сказать уже невозможно.

Корабли, не пережившие «вашингтонский» договор. Часть 2: потери США США, Великобритания, Проект, Война, Длиннопост, Политика

Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей

Показать полностью 7

Корабли, не пережившие «вашингтонский» договор. Часть первая

После окончания Первой мировой войны резко усилились противоречия между державами-победительницами. Взаимное недоверие и переплетение интересов на различных направлениях закономерно приводило к тому, что страны продолжали наращивать свои вооружения, а не разоружаться. Но экономические проблемы и политическое благоразумие временно взяли верх. В 1922 году было заключено Вашингтонское морское соглашение.

Договор резко ограничивал размеры линейных флотов основных его участников — Великобритании, США и Японии. Одни корабли подлежали списанию, другие — перестройке в авианосцы, а некоторые проекты просто «ложились на полку».

Корабли, не пережившие «вашингтонский» договор. Часть первая Проект, Великобритания, Корабль, Договор, Военная техника, Длиннопост

Церемония подписания Вашингтонского морского соглашения, 6 февраля 1922 года

Нереализованные идеи Лондона

Великобритания в начале 1920-х годов разрабатывала целую серию проектов кораблей с мощной артиллерией. Первым появился проект U-4, предполагавший создание линкора водоизмещением 50000 тонн и 8-ю или 9-ю орудиями калибра 457 мм, размещёнными в стоящих линейно башнях. В октябре 1920 года его разделили на два: линкоры и линейные крейсеры.

Проекты линейных кораблей L2 и L3 представляли собой тяжеловооружённые тихоходные машины. Фактически, это были улучшенные и современные версии стоявших на вооружении Королевского флота типов Revenge и Queen Elizabeth. L2 имел водоизмещение более 52000 тонн, расчётную скорость в 25 узлов и нёс 457-мм орудия ГК. Второй проект, L3, отличался меньшим водоизмещением на 1000 тонн и нёс на одно орудие ГК больше. Однако от них пришлось отказаться в связи с постройкой в США и Японии линейных крейсеров с очень высокой скоростью. Впоследствии, когда нужда в классических линкорах вновь дала о себе знать, проекты L2 и L3 отчасти использовались, как основа для строительства кораблей типа King George V.

Проекты М2 и М3 представляли собой линкоры, три башни ГК которых были расположены в носу. Это позволяло первому проекту сэкономить 1540 тонн водоизмещения, а второму — 1770. Затем последовало изменение рулевого привода и снижение расчётной скорости до 23,5 узлов, что экономило 4420 и 5100 тонн соответственно каждому проекту. M3 виделся Адмиралтейству наиболее многообещающим, и его взяли в дальнейшую проработку под шифром N3.

Корабли, не пережившие «вашингтонский» договор. Часть первая Проект, Великобритания, Корабль, Договор, Военная техника, Длиннопост

Линкор типа Nelson был довольно близок по конструкции с проектами М2 и N3 (бывший М3)

Проект N3 предполагал корабль длиной в 249,9 м и водоизмещением 49300 тонн. Его особенностями были размещение орудий в носу и отнесение дымовой трубы максимально далеко к корме, чтобы дать как можно больший угол для ведения огня. Перспективные орудия должны были стрелять облегчёнными снарядами и обладать огромной боевой мощью. По расчетам, они должны были пробивать при угле наклона 0 градусов броню толщиной 935,3 мм, что даже больше, чем потом было у линкоров типа Yamato. Вспомогательный калибр насчитывал 16 152-мм орудий BL 6-inch Mk XXII. Зенитное вооружение планировалось из 6-ти 120-мм орудий QF Mk VIII и 4-х «пом-помов». Дополнительно должно было стоять 6 622-мм торпедных аппаратов. Бронирование предполагалось по схеме «всё или ничего».

Проект был почти завершён, но на стадии утверждения Адмиралтейством его пришлось аннулировать в соответствии с соглашением. Предполагалось построить 4 корабля. Они должны были получить имена в честь святых покровителей Англии, Ирландии, Уэльса и Шотландии. Впоследствии, однако, проект N3 получил вторую жизнь, превратившись, с некоторыми изменениями, в линкоры типа Nelson.

Корабли, не пережившие «вашингтонский» договор. Часть первая Проект, Великобритания, Корабль, Договор, Военная техника, Длиннопост

Проект линейного крейсера К2, 1920 год.

Параллельно шла проработка проектов линейных крейсеров, имеющих в своей основе теорию и опыт HMS Hood, а также технологические решения с трофейного немецкого линкора SMS Baden. Первые проекты, К2 и К3, несли 457-мм орудия ГК в 4-х спаренных или 3-х трёхорудийных башнях соответственно. Но большой размер и водоизмещение (от 52800 до 54000 тонн) ограничивали возможности их ремонта и обслуживания. Поэтому следующий проект, J3, «похудел» на 10000 тонн за счёт уменьшения брони и снижения калибра орудий до 381 мм. Ещё один проект, I3, предполагал размещение орудий в носу. Но из-за новых механизмов и брони он не сильно уступал K3 в водоизмещении.

Проект H3 развивал идеи I3, стремясь уменьшить главный недостаток — наличие 40-градусной слепой зоны обстрела в корме. H3a предлагал разместить две башни в носу, а надстройки убрать далеко в корму, что давало некоторый простор для ведения огня. H3b, в свою очередь, предлагал вариант с передним размещением двух башен, но одна из них была перед носовой надстройкой, а вторая — за ней. H3c, сохраняя такую же компоновку, отказывался от линейно-возвышенной схемы размещения башен, чем экономил 1270 тонн водоизмещения.

Корабли, не пережившие «вашингтонский» договор. Часть первая Проект, Великобритания, Корабль, Договор, Военная техника, Длиннопост

Проект G3 (бывший H3b), реконструированный по архивным чертежам

В конце концов для дальнейшей разработки был взят H3b с новым шифром — G3. Проект описывал корабль длиной 260,9 м и водоизмещением 49200 тонн, развивавший скорость в 32 узла. Бронирование выполнялось по схеме «всё или ничего».

Специально для G3 было разработано 406-мм орудие BL 16-inch Mark I, которое предполагалось устанавливать в трёх трёхорудийных башнях. В качестве боеприпаса выступали лёгкие снаряды, обладающие большой начальной скоростью. Прослеживается явное заимствование у немцев, в отличие от принятой до того момента в британском флоте концепции. Вспомогательное и зенитное вооружение соответствовало проекту линкора N3 — 16 152-мм орудий BL 6-inch Mk XXII, 6 120-мм орудий QF Mk VIII и 4 «пом-пома». А вот торпедных аппаратов стало меньше — только два 622-мм против шести на N3. Разместить их предполагалось прямо на платформе первой башни ГК.

Корабли, не пережившие «вашингтонский» договор. Часть первая Проект, Великобритания, Корабль, Договор, Военная техника, Длиннопост

406-мм орудия BL 16-inch Mark I, разработанные для G3, впоследствии были использованы для вооружения линкоров типа Nelson. Линкор HMS Rodney, 1940 год

Воплощение проекта G3 в металл прошло дальше всех послевоенных планов Королевского флота. 24 октября 1921 года заказ на 4 корабля на правительственном тендере выиграли компании John Brown, Swan Hunter, William Beardmore и Fairfield — по одному линейному крейсеру для каждой. 3 ноября комиссия Адмиралтейства посетила верфи John Brown & Company. В течение последующих трёх недель велись работы над килевыми блоками и листами корпуса. 18 ноября, спустя неделю после начала деятельности Конференции в Вашингтоне, верфь приостановила работу. 21 февраля 1922 года, после подписания морского соглашения, завод получил распоряжение прекратить постройку.

Пока что невозможно сказать точно, успела ли фирма John Brown & Company заложить свой линейный крейсер. Существует неподтверждённая информация, что всё же закладка была произведена. Но даже если этого и не произошло, то всё равно корабли проекта G3 были серьёзным козырём в руках британской делегации на переговорах. Они в том числе позволили Лондону выторговать себе приемлемые условия в договоре.

Таким образом, большое количество британских проектов, включая совсем готовые, были свёрнуты благодаря положениям Вашингтонского морского соглашения. Каким был бы Королевский флот Великобритании, не случись в 1922 году Конференции? Каким был бы баланс сил на морях, контролируемых самым мощным и многочисленным флотом в мире? Этого к сожалению, теперь узнать невозможно. Но сравнить прекращённые проекты Великобритании с аналогичными в США и Японии вполне допустимо. Это и будет сделано в следующих публикациях.

Корабли, не пережившие «вашингтонский» договор. Часть первая Проект, Великобритания, Корабль, Договор, Военная техника, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!