Серия «Война на Тихом океане»

16

«Золотой» синоби императора, так ни разу и не доставший свой меч. История эсминца «Симакадзе»

Ещё до начала Второй мировой войны Императорский флот Японии считался одним из сильнейших. Многие его корабли, например, эсминцы типа «Кагеро», задавали мировые стандарты скорости и вооружения. Однако в условиях нарастающей глобальной напряжённости и амбиций империи японские адмиралы продолжали искать способы превзойти своих соперников. Одной из подобных попыток создать беспрецедентный образец вооружения, не имеющего конкурентов, стал эсминец «Симакадзе».

Эволюция разрушителей

После того, как Япония вышла из Лондонского морского договора, руки японских адмиралов и конструкторов оказались фактически развязаны. С 1936 года в стране началась разработка новых образцов вооружения, которые уже безо всяких сомнений планировались к использованию в войне с США. Эсминцы типа «Асасио», которые начали строиться ещё в рамках ограничений, стали первыми кораблями этого класса, чьё водоизмещение впервые превысило 2000 тонн. Дальнейшим их развитием стали миноносцы типа «Кагеро», создававшиеся уже вне ограничений. За ними в эволюционной ветви параллельно шли два типа эсминцев — «Югумо» и «Симакадзе».

«Золотой» синоби императора, так ни разу и не доставший свой меч. История эсминца «Симакадзе» Эсминец, Япония, Проект, Торпеда, Корабль, Война, Длиннопост

Эсминец «Юкикадзе» типа «Кагеро». Единственный уцелевший в войне из серии в 19 кораблей

Несмотря на то, что базой для проектирования «Симакадзе» японцы взяли «Югумо», конечный проект F-52 имел существенные модификации. Они были необходимы для соответствия техническому заданию, по которому перспективный эсминец должен был иметь самое мощное торпедное вооружение и самую высокую скорость хода. Этот проект экспериментального эсминца типа С был завершён в 1941 году.

«Истребитель» кораблей

Строительство «Симакадзе» началось в августе 1941 года в рамках Четвёртой программы военно-морских вооружений за 4 месяца до начала войны в Тихом океане. Стоит отметить, что стоимость создания подобного корабля была весьма высока. «Симакадзе» оказался примерно вдвое дороже эсминцев предыдущего типа. Менее чем через год корабль был спущен на воду, а Императорский флот запланировал к постройке ещё 16 кораблей нового типа. В долгосрочной перспективе японцы собирались построить 32 таких эсминца для укомплектования четырёх эскадр.

«Золотой» синоби императора, так ни разу и не доставший свой меч. История эсминца «Симакадзе» Эсминец, Япония, Проект, Торпеда, Корабль, Война, Длиннопост

Схема эсминца «Симакадзе» в двух проекциях

Однако за последующий год Японская империя внесла корректировки в свою военно-морскую доктрину, и приоритет с создания дорогих и мощных образцов вооружения сместился к строительству менее дорогих, но практичных кораблей. По этой причине Четвёртая программа (а вместе с ней и Пятая) так и не была реализованы.

Дороговизна «Симакадзе» была обусловлена сразу несколькими факторами. По сравнению с «Кагеро» его размеры были увеличены примерно на 7,5 метров в длину и 40 см в ширину. Соответственно, новичок получился больше на почти 500 тонн водоизмещения.

Для увеличения скоростных качеств японцы оснастили «Симакадзе» самой мощной энергоустановкой, которая когда-либо применялась на их эсминцах. Она представляла собой два турбозубчатых агрегата и три котла фирмы Kampon новой разработки общей мощностью в 75000 л.с. Они были на 50% мощнее, чем предыдущие модели. На испытаниях эсминец сумел достичь скорости в 40,9 узла при мощности ГЭУ почти в 80000 л.с. Типы «Кагеро» и «Югумо» при этом могли развивать скорость лишь чуть более 35 узлов.

«Золотой» синоби императора, так ни разу и не доставший свой меч. История эсминца «Симакадзе» Эсминец, Япония, Проект, Торпеда, Корабль, Война, Длиннопост

Торпеда Type 93, прозванная Long Lance («длинное копьё»).Является самой мощной торпедой Второй мировой войны — вес боеголовки третьей модели достигала 780 кг. Некоторое их количество было переоборудовано в «Кайтены» — человекоуправляемые торпеды смертников

Мощь «Симакадзе» определялась не только скоростью, но и его вооружением, которое стало уникальным. Пятнадцать 610-мм торпедных аппаратов, сгруппированных в три пятитрубные установки, стали настоящим козырем корабля. Торпеды Type 93 mod. 3 «Long Lance», которыми оснащался эсминец, были способны пройти до 40 км. Они являлись самыми мощными торпедами всей войны, вес их боевой части достигал 780 кг. В этом отношении «Симакадзе» превосходил всех своих предшественников. Однако существенным недостатком торпедного вооружения было ограничение боекомплекта только заряженными в аппараты торпедами. Установить систему перезарядки и загрузить дополнительные торпеды было невозможно из-за ограничений водоизмещения. По другим источникам, изначально «Симакадзе» мог нести 20 торпед, но в 1944 году систему перезарядки и лишние 5 торпед убрали, чтобы разместить дополнительное зенитное вооружение.

Главный калибр составляли традиционные шесть 127-мм орудий Type 3 в трёх двухорудийных башнях с полной стабилизацией. Эти установки, уже проверенные на эсминцах типа «Югумо», имели дальность стрельбы 18,4 км и скорострельность в 5-10 выстрелов в минуту, масса снаряда составляла 23 кг. Стоит отметить, что благодаря углу возвышения в 75 градусов орудия могли вести огонь по кораблям и самолётам, хотя против авиации их эффективность оставляла желать лучшего. В качестве ПВО эсминец получил шесть 25-мм автоматов Type 96 в строенных установках. В 1944 году число 25-мм стволов довели до 16, а позднее до 28, добавив спаренные и строенные зенитки. Для борьбы с подлодками имелось 18 глубинных бомб, позже их количество выросло до 36.

Ввод в строй и боевая служба

«Симакадзе» вступил в строй 10 мая 1943 года, когда инициатива на Тихоокеанском театре военных действий ощутимо сместилась в сторону американских сил. Приписанный к 11-й эскадре эсминцев Первого флота, корабль провёл первые месяцы в интенсивной боевой подготовке у берегов Японии. Скорость и торпедная мощь делали его ценным активом, но японская стратегия в это время всё больше сводилась к обороне, а не к наступательным операциям.

«Золотой» синоби императора, так ни разу и не доставший свой меч. История эсминца «Симакадзе» Эсминец, Япония, Проект, Торпеда, Корабль, Война, Длиннопост

Эсминец «Симакадзе» на ходовых испытаниях. Название корабля, означающее «островной ветер», было унаследовано с одноимённого эсминца типа «Минекадзе», заложенного в 1919 году

Первым серьёзным заданием «Симакадзе» стала эвакуация гарнизона с острова Кыска в Алеутской кампании 31 июля 43-го года. Выступая флагманом сил прикрытия, эсминец под покровом тумана помог вывести весь гарнизон (более 5000 солдат), избежав столкновения с превосходящими силами США. Ничего не зная об успешной эвакуации, американцы высадили на остров десант в 34 тысячи человек. Во время «зачистки» уже необитаемого острова от дружественного огня погибло 25 десантников, а вскоре на мине подорвался один из эсминцев. Спустя почти месяц после эвакуации японского гарнизона, американцы поняли, что остров всё это время защищало лишь несколько собак.

«Золотой» синоби императора, так ни разу и не доставший свой меч. История эсминца «Симакадзе» Эсминец, Япония, Проект, Торпеда, Корабль, Война, Длиннопост

Американский десант на острове Кыска

С сентября 1943 года эсминец приступил к эскортным миссиям, сопровождая конвои и боевые корабли между Йокосукой, Труком и другими базами в южной части Тихого океана. В октябре он участвовал в безуспешной попытке перехвата американских авианосцев у атолла Эниветок. В феврале следующего года в ходе ожесточённых боёв атолл площадью менее 6 кв. км был захвачен американскими войсками. США получили возможность проводить атаки на Марианские острова.

Зимой 1943-1944 годов «Симакадзе» обеспечивал транспортировку грузов и войск между Труком, Сайпаном, Палау и Баликпапаном, часто под угрозой атак подводных лодок. В марте 1944 года корабль прошёл ремонт в Куре, где усилили его зенитное вооружение. С апреля по июнь он прикрывал линкоры «Ямато» и «Мусаси» в операциях у Манилы и Биака, но прямых боёв избегал, выполняя роль быстрого эскорта.

В октябре 1944 года, во время сражения в заливе Лейте, «Симакадзе» перевозил выживших с потопленных «Мусаси» и крейсера «Мая», оставаясь в тени главных событий. К ноябрю он стал флагманом 2-й эскадры эсминцев, готовясь к отчаянным миссиям по снабжению войск на Филиппинах.

Последняя миссия

Конец «Симакадзе» наступил 11 ноября 1944 года в битве в заливе Ормок, когда эсминец сопровождал конвой ТА-4 из Манилы до острова Лейте.

«Золотой» синоби императора, так ни разу и не доставший свой меч. История эсминца «Симакадзе» Эсминец, Япония, Проект, Торпеда, Корабль, Война, Длиннопост

Эсминец «Симакадзе» 11 ноября 1944 года под атакой палубной авиации. Фото сделано с самолёта ВМС США

Утром американская палубная авиация Третьего флота адмирала Хэлси обрушилась на японский конвой. «Симакадзе», несмотря на свою скорость, оказался первым в числе жертв. В первые же минуты эсминец получил повреждения от бомб и потерял ход. Несмотря на попытки экипажа восстановить движение, охваченный огнём корабль через несколько часов дрейфа взорвался и затонул. Вместе с ним ушли на дно более двухсот моряков, включая командующего 2-й эскадры контр-адмирала Микио Хаякава. Американская авиация в том бою уничтожила четыре эсминца и четыре транспорта, общее количество погибших превысило 1000 человек, точное число японских потерь неизвестно до сих пор.

В 2017 году обломки эсминца были обнаружены на глубине двухсот метров у острова Понсон исследовательским судном RV Petrel. «Симакадзе» опознали по его характерным торпедным аппаратам. Так, в трагической судьбе самого мощного японского эсминца была поставлена окончательная точка.

«Золотой» синоби императора, так ни разу и не доставший свой меч. История эсминца «Симакадзе» Эсминец, Япония, Проект, Торпеда, Корабль, Война, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Показать полностью 7
21

Репетиция разгрома при Лейте. Сражение у Марианских островов

Тихий Океан — самый большой океан на планете. Во Вторую мировую войну эти бескрайние водные просторы и тысячи разбросанных по ним островов стали полем боя для флотов Японской империи и Соединённых Штатов Америки. Именно на данном театре военных действие состоялись крупнейшие морские сражения Второй мировой.

Если на первых этапах войны Императорский флот одерживал уверенные победы, то вскоре инициатива перешла к американцам. На начало 1944 года Япония могла только обороняться. Имперское командование продолжало упорно верить в то, что сможет навязать противнику генеральное сражение и победить. Но в действительности это лишь оттягивало неизбежное поражение. Американцы превосходили в численности, техническом обеспечении, уровне подготовки лётного состава. Последнего особенно не хватало Японии, так как именно авиация определила принципы войны на Тихом океане.

К лету 1944 года японское командование приняло «Оперативный план А». Новая линия обороны должна была проходить через Марианские острова в центральной части к Палау и на юг к Новой Гвинее. Имперские адмиралы прекрасно понимали, что удалённый от Японских островов Марианский архипелаг станет базой стратегической авиации США. Для американцев захват этих островов позволил бы разместить эскадрильи дальних бомбардировщиков для последующих ударов по территориям противника. Решающее сражение за этот регион должно было состояться в ближайшее время.

Репетиция разгрома при Лейте. Сражение у Марианских островов Япония, Корабль, Адмирал, Самолет, Подводная лодка, Линкор, Длиннопост

Карта Марианских островов и области Тихого океана, где развернулось сражение 19-20 июня 1944 года

Для прорыва японской линии обороны американцы выслали 5-й флот под командованием адмирала Рэймонда Спрюэнса. 11 июня палубная авиация начала наносить удары по позициям японцев на островах. Защищавший их 1-й воздушный флот был быстро уничтожен. Уже 15 июня первые 2 дивизии морской пехоты высадились на остров Сайпан, и начались кровопролитные бои за остров. Японское командование моментально отреагировало на это, в этот же день приказав командующему авианосным соединением вице-адмиралу Дзисабуро Одзаве выйти на перехват противника. Однако кораблям требовалось время на дозаправку, и флот подошёл к Сайпану только 19 числа.

Силы Императорского флота насчитывали 3 тяжёлых, 2 средних и 4 лёгких авианосца, 5 линкоров, 7 тяжёлых крейсеров, 2 лёгких крейсера, 31 эсминец, 24 подводные лодки и несколько вспомогательных судов. Авиагруппы насчитывали до 450 различных палубных самолётов. При этом Одзава получал от вице-адмирала Какуты заведомо ложные доклады о состоянии авиагрупп, базировавшихся на островах. Когда силы авианосного соединения готовились ударить по противнику, береговая авиация практически прекратила своё существование. Таким образом, Одзава был вынужден полагаться только на свои силы.

Тем временем адмирал Спрюэнс получил доклад о передвижении морских сил противника уже 16 июня. Японцам противостоял 5-ый флот США: 7 тяжёлых и 8 лёгких авианосцев, на которых располагалось до 900 самолётов. Прикрытие соединения осуществляли 7 линкоров, 21 крейсер, 68 эсминцев и 28 подводных лодок.

Адмирал Одзава правильно предположил, что американский флот будет находиться неподалёку от мест высадки, чтоб прикрывать десант. Поэтому он имел большую свободу действий, находясь в открытом море. 18 июня японские самолёты-разведчики пару раз видели корабли противника, однако Одзава решил начать атаку только на следующее утро.

Примерно в это же время в американском штабе произошла дискуссия между Спрюэнсом и Митшером. Последний предложил за ночь подойти к японцам поближе и с утра нанести удар. Спрюэнс, в свою очередь, предлагал просто ждать хода противника. Тем не менее линейные силы эскадры были выдвинуты вперёд.

Репетиция разгрома при Лейте. Сражение у Марианских островов Япония, Корабль, Адмирал, Самолет, Подводная лодка, Линкор, Длиннопост

Японский авианосец IJN Taiho

За ночь соединение Одзавы построилось в боевой порядок. Памятуя об ошибках прошлых сражений, в 4:45, за два часа до рассвета, адмирал приказал поднять 16 гидропланов с линкоров и крейсеров. Чуть позже, примерно в 5-5:30, взлетели ещё 24 палубных и 3 катапультных самолёта. Определить положение кораблей противника удалось ближе к 8 часам, после чего Одзава приказал готовить авиагруппы к вылету. С отряда авианосцев адмирала Обаяси поднялась первая волна — примерно 70 самолётов. В основном это были «Зеро», оснащённые 250-кг бомбами. Немногим позже начали выпускать свои группы и другие японские авианосцы. К 9 часам утра в воздух поднялось ещё примерно 130 машин.

В десятом часу утра радисты с американского линкора Alabama обнаружили множественные воздушные цели на большом удалении в 190 миль. Вице-адмирал Митшер приказал перепроверить данные. Как только пришло подтверждение с линкора Iowa, по всему соединению была объявлена тревога. Готовившиеся ко взлёту пикировщики и торпедоносцы начали быстро освобождать палубы кораблей. Пока японцы медлили с атакой, американцы успели поднять в воздух все имевшиеся истребители. Почти 450 палубных F6F Hellcat раскололи строй японских самолетов и учинили им форменный разгром. Началась «марианская охота на индеек», как впоследствии станут называть это сражение. Затем загрохотали орудия линкоров, сбивая немногих преодолевших истребительный заслон. Первая волна авиации Одзавы добилась единственного успеха — бомба попала в USS South Dakota. Один самолёт врезался в борт USS Indiana, не нанеся линкору серьёзного ущерба. Остальные корабли остались невредимы. К авианосцам Митшера не прорвался ни один самолет противника.

Более многочисленная вторая волна японских самолётов атаковала спустя час. Но, как и в предыдущий раз, большая часть атакующих была встречена американскими истребителями. Существенно превосходя японцев в лётных навыках и качестве техники, американские пилоты сбивали один самолёт за другим. Небольшая группа, что сумела прорваться сквозь перехватчики, попала под шквальный огонь ПВО линкоров. Только 6 скоростных Yokosuka D4Y Suisei и несколько Nakajima B6N Tenzan смогли долететь до авианосцев, но близкие попадания почти не нанесли урона. На американских кораблях было убито 4 человека и ещё 19 ранено. Однако в этот раз японцы применили небольшую уловку с постановкой ложных целей. Специальные самолёты разбрасывали дипольные отражатели для создания эффекта присутствия противника в неверном направлении.

Репетиция разгрома при Лейте. Сражение у Марианских островов Япония, Корабль, Адмирал, Самолет, Подводная лодка, Линкор, Длиннопост

Американский авианосец USS Bunker Hill во время сражения 19 июня 1944 года

Тем временем Одзава поднял в воздух уже третью волну — 47 самолётов. Часть из них не нашла противника и вернулась на свои авианосцы. Остальных (около 20 самолетов) опять перехватили американские истребители. Четвёртую волну из 82 самолетов постигла та же участь.

За весь день американская авиация так и не атаковала соединение адмирала Одзавы. Но американские подводные лодки, следившие за ним с 16 числа, получили прекрасную возможность решить всё своими силами. Уже в 9 утра 19 июня подлодка Albacore первой открыла счёт в этом сражении. Её командир заметил японскую эскадру и вышел в атаку на большой авианосец Taiho. Был выпущено 6 торпед, из которых в корабль попала лишь одна. Ещё одну торпеду уничтожил пилот Саке Комацу. С воздуха он заметил идущую к кораблю торпеду и, спикировав, взорвал её своим самолетом. Казалось, что авианосец набрал небольшое количество воды и мог спокойно идти дальше. Но тут сказалось плохое обучение аварийных команд. Постепенно пары нефти из повреждённых цистерн стали наполнять ангар. Примерно в 14 часов дня раздался мощнейший взрыв, а через пару часов ещё один. Taiho накренился на левый борт и затонул, по разным данным, унеся с собой от 1000 до 1650 человек.

В 11 часов другая подводная лодка, Cavalla, обнаружила идущий на неё японский авианосец с кораблями эскорта. Это был Shōkaku. Подлодка заняла удобную позицию и дала залп шестью торпедами с малой дистанции — 3 из них попали в цель, Повреждения корабля оказались критическими: повсюду пылали пожары и рвались авиационные боеприпасы. В 14 часов авианосец затонул. Корабли сопровождения спасли только 570 человек из почти 1800 находившихся на борту.

На следующий день, 20 июня, японцы не предпринимали атак, хотя у адмирала Одзавы ещё имелось полторы сотни самолётов. Адмирал Спрюэнс получил данные о местонахождении Императорского флота только в 15 часов дня, во время дозаправки. Вице-адмирал Митшер принял решение атаковать, несмотря на позднее время, — в этом случае возвращающимся самолётам пришлось бы садиться на авианосцы уже в темноте.

Более 200 американских самолётов направились к цели. Для защиты японцы смогли выставить только 35 перехватчиков. Пока истребители обеих сторон вели воздушный бой, ударные самолёты прорвались к эскадре. Начались атаки на различные японские корабли, в первую очередь на авианосцы. Так, Hiyō получил попадания 2 торпед, после чего на нём произошёл взрыв, и корабль затонул. Zuikaku получил одно прямое попадание бомбы и несколько близких разрывов. Его аварийные команды смогли взять ситуацию под контроль. Пострадали также авианосцы Jun'yō, Ryūhō, Chiyoda, линкор Haruna, а 2 танкера были потоплены. После этого адмирал Одзава приказал нанести по противнику ночной удар надводными кораблями. Но около 21 часа от командующего Объединённым флотом адмирала Тойоды поступил приказ отходить.

Репетиция разгрома при Лейте. Сражение у Марианских островов Япония, Корабль, Адмирал, Самолет, Подводная лодка, Линкор, Длиннопост

Японский авианосец IJN Zuikaku с кораблями эскорта под атакой американской авиации, 20 июня 1944 года

Американцы за этот бой потеряли 20 самолётов. И когда солнце зашло, им предстояло решить труднейшую задачу — посадить возвращающиеся самолёты на авианосцы. Как оказалось, многие пилоты не имели подобного рода опыта, поэтому было потеряно 80 машин.

На этом сражение в Филиппинском море, или Сражение у Марианских островов, завершилось. Соединение адмирала Одзавы, сильно уступавшее американскому по силе, изначально не имело шансов на победу. За 2 дня Императорский флот потерпел сокрушительное поражение. Из 400 самолётов у японцев осталось не более 50. Большую часть из них сбили американские истребители. Отсюда пошло ещё одно неофициальное название этого сражения — «Марианская охота на индеек».

Были потеряны 3 авианосца, ещё 4 авианосца и линкор получили повреждения разной степени тяжести. Всего погибло около 3000 человек. Потери американской стороны были в разы меньше: 123 самолёта, 80 из которых пришлись на ночную посадку на авианосцы 20 июня. Потери в живой силе составили 109 человек. Также был повреждён один из линкоров.

Сражение у Марианских островов почти полностью вывело из строя японский Императорский флот. Теперь он был вынужден перейти исключительно к обороне. С падением Сайпана и Гуама у американцев появились аэродромы базирования дальней авиации, и налёты на Японию стали регулярными. Это был большой шаг на пути к победе в войне, хотя до неё было ещё больше года..

Репетиция разгрома при Лейте. Сражение у Марианских островов Япония, Корабль, Адмирал, Самолет, Подводная лодка, Линкор, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Показать полностью 5
17

Перелом в ночных баталиях на Тихом океане. Бой в заливе Велья

В ходе тихоокеанской кампании Второй мировой войны произошло много примечательных сражений. Одним из них был бой в заливе Велья. Его результаты значительно повлияли на тактику японского флота и обозначили новые приёмы ведения сражений.

13 июля 1943 года в районе острова Коломбангара, входящего в состав британских Соломоновых островов, силы Императорского флота Японии одержали победу над крупным американским соединением. Стремясь закрепить этот успех, японцы развили активность своего «Токийского экспресса» — кампании по переброске в нужные районы наземных сил и припасов в ночное время быстроходными эсминцами. Японскому флоту удалось провести три такие удачные операции 19 июля, 22 июля и 1 августа.

Неудивительно, что американское командование находилось в затруднительном положении. Японцы надёжно укрепились в пункте Вила на Коломбангаре и мешали переброске американских частей с Гуадалканала на другие острова. Первая попытка сорвать рейс «экспресса» была предпринята 1 августа. Пятнадцать торпедных катеров типа PT выпустили от 26 до 30 торпед по четырём японским эсминцам, но успеха не добились.

Перелом в ночных баталиях на Тихом океане. Бой в заливе Велья Эсминец, Япония, США, Сражение, Торпеда, Ночь, Длиннопост

Кадзу Сугиура, командир соединения японских эсминцев в бою в заливе Велья

Ночью 6 августа 1943 года в Вилу отправилась очередная группа эсминцев в составе четырёх единиц: Hagikaze и Arashi (оба — типа Kagero), а также Kawakaze и Shigure (оба — типа Shiratsuyu). Командующий соединением капитан Кадзу Сугиура должен был доставить подкрепление из 950 солдат и груз припасов, чтобы превратить Вилу в следующую линию обороны. Предыдущая, в Мунде на острове Нью-Джордж, была на грани падения.

Японцы проложили курс на Коломбангару таким же образом, как и в предыдущие три рейса. Командир эсминца Shigure Тамеити Хара возражал против движения по одному и тому же маршруту, считая, что это может быть опасным, но его мнение не приняли во внимание. А вот американцы, уже имея разведданные о будущем рейде и зная обычный маршрут конвоя, заранее поджидали противника. Оперативное соединение 31.2 из шести эсминцев — Dunlap, Craven, Maury, Lang, Sterett и Stack — под началом коммандера Фредерика Мусбраггера впервые получило разрешение действовать самостоятельно, без прикрытия со стороны крейсеров.

Перелом в ночных баталиях на Тихом океане. Бой в заливе Велья Эсминец, Япония, США, Сражение, Торпеда, Ночь, Длиннопост

Фредерик Мусбраггер, командующий американскими силами в бою в заливе Велья

Американцы запеленговали соединение Сугиуры в 23:33 ночи 6 августа. Мусбраггер поделил свои силы на два отряда. Первый, в составе эсминцев Dunlap, Craven и Maury, должен был начать торпедную атаку, а второй из Lang, Sterett и Stack — пересечь курс японцев, открыть артиллерийский огонь и, в случае необходимости, также выпустить торпеды по противнику. Американцы, учтя уроки неудачных для себя ночных сражений и ненадёжность торпед Mark 15, специально планировали не открывать огонь до тех пор, пока торпеды не достигнут цели.

Первый отряд эсминцев США в 23:41 выпустил 24 торпеды, после чего развернулся и, используя остров в качестве прикрытия, на высокой скорости начал отступать. Мусбрагер надеялся на несовершенство японских РЛС, но, на его удачу, ни на одном из кораблей Сугиуры радаров не имелось вообще. Острова и тёмное время суток скрывали американские корабли от визуального наблюдения, поэтому их обнаружили слишком поздно.

Тем временем второй отряд, используя классическую тактику «палочка над Т», занял позицию и приготовился открыть огонь, как только будет зарегистрировано первое торпедное попадание. Таковое произошло с эсминцем Arashi (в него попало три торпеды), и по нему тут же началась стрельба.

Перелом в ночных баталиях на Тихом океане. Бой в заливе Велья Эсминец, Япония, США, Сражение, Торпеда, Ночь, Длиннопост

Эсминец Arashi, фото 1940 года

Торпеды американцев продолжали попадать. Следом за первым поражённым кораблём взрывы раздались под Hagikaze и Kawakaze. Последний сразу загорелся, перевернулся и уже в 23:51 скрылся под водой. Между тем, Arashi начал гореть и потерял ход. В 0:17 уже 7 августа после попадания ещё одной торпеды и нескольких снарядов он затонул. Флагман Hagikaze тоже остановился, но избежал артиллерийского огня. Впрочем, его и не потребовалось: в 0:18 эсминец пошёл ко дну вследствие торпедных попаданий.

Последний корабль японского соединения, Shigure, смог увернуться от большинства торпед и получил только одно попадание. Торпеда прошла через руль, но не разорвалась. Это позволило эсминцу выпустить восемь своих торпед, не попавших в итоге никуда, поставить дымовую завесу и, пользуясь темнотой, скрыться. Потопить Shigure удалось только 24 января 1945 года торпедной атакой американской подлодки.

Перелом в ночных баталиях на Тихом океане. Бой в заливе Велья Эсминец, Япония, США, Сражение, Торпеда, Ночь, Длиннопост

Эсминец Shigure (на переднем плане) и Samidare в битве у Велья-Лавельи, 6 октября 1943 года

Таким образом, менее чем за час японский флот лишился сразу трёх эсминцев. На них погибло 525 человек. Ещё 685 солдат и моряков погибли позднее, утонув — американцы не стали задерживаться и спасать японцев. Оставшиеся в живых примерно 300 человек смогли доплыть до Коломбангары. Американские же потери состояли из одного тяжелораненого заряжающего, и то в результате несчастного случая. По эсминцам США не попал ни один японский корабль.

Поражение японцев было тем неприятнее, что Императорский флот считал ночной бой и торпедные атаки своими коронными тактиками, что в целом соответствовало действительности в начале войны. Успех американского соединения, впервые действовавшего самостоятельно, базировался как на чрезмерной самоуверенности противника, так и на лучшей технической оснащённости. Что касается гарнизона в Виле, то японцы лишись возможности снабжать его «Токийским экспрессом», и он был обречён. Только решение союзников обойти его и высадиться на острове Велья-Лавелья позволило японскому командованию провести эвакуацию.

Помимо нарушения работы «экспресса» японцы были вынуждены пересмотреть свою тактику. Успех атаки ВМС США значительно сократил возможности ночных вылазок, а явный рост эффективности американских торпед стал ещё более серьёзной угрозой силам Императорского флота.

Именно в честь победы в бою в заливе Велья был назван эскортный авианосец USS Vella Gulf, заложенный в марте 1944 года, а также ракетный крейсер USS Vella Gulf (CG-72), заложенный в апреле 1991 года.

Перелом в ночных баталиях на Тихом океане. Бой в заливе Велья Эсминец, Япония, США, Сражение, Торпеда, Ночь, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Показать полностью 5
17

Долг и предательство у острова Рождества. «Морской волк» против японских кораблей

Во время войн и боевых действий может случиться все что угодно, и нечто запланированное подчас не выдерживает столкновение с реальностью. К примеру, корабль, созданный воевать под водой, оказывается эффективнее всего в обороне суши. Звучит странно, не правда ли? Однако в жизни бывало и не такое, и подтверждением тому может послужить оборона острова Рождества во время Второй мировой войны.

На 1942 год этот остров представлял собой часть британской колонии Стрейтс-Сетлментс. Расположенный южнее острова Ява, он имел важное военно-тактическое значение: помимо того, что он мог быть идеальным плацдармом для установления контроля над юго-восточной частью Индийского океана, на нём имелись залежи фосфатов. Эти факторы привлекли внимание Генерального штаба Японии после того, как императорские вооружённые силы окончательно завоевали Голландскую Ост-Индию.

Вскоре началась разработка плана захвата острова, получившего кодовое наименование «операция X». Предполагалось, что соединение контр-адмирала Сёдзи Нисимуры подойдёт к острову и высадит 850 человек десанта, прикрывая его от возможных атак морских сил союзников. Для этого Нисимуре были предоставлены лёгкие крейсеры Naka, Nagara и Natori, эсминцы Minegumo, Natsugumo, Amatsukaze, Hatsukaze, Satsuki, Minazuki, Fumizuki и Nagatsuki, а также танкер и два транспорта.

Долг и предательство у острова Рождества. «Морской волк» против японских кораблей Война, Сражение, Корабль, США, Длиннопост

Лёгкий крейсер Naka, бывший флагман контр-адмирала Нисимуры в ходе сражения за остров Рождества. Фото сделано в 1925 году

Непонятно, знали ли японцы о количестве защитников острова Рождества. Ведь все эти немалые силы японцев должны были встретить 33 человека, среди которых был британский офицер и 4 сержанта, остальные были индусами-артиллеристами, обслуживающими единственное на острове 152-мм орудие 1900 года выпуска. Кроме того, в районе острова находилась американская подводная лодка USS Seawolf.

14 марта 1942 года японцы получили приказ выйти в море, не зная, что 11 числа на острове вспыхнул бунт. Подавшиеся японской пропаганде, обещавшей освобождение Индии от Великобритании, индусы-артиллеристы убили пятерых британцев и выбросили их тела в море. Затем они арестовали несколько белых жителей и взяли остров Рождества под свой полный контроль.

Когда на рассвете 31 марта японская авиация ударила по острову и уничтожила радиостанцию, индусы подняли белый флаг и стали дожидаться десанта. Должно быть, американцы на подлодке были немало удивлены событиями на суше, однако к 9 утра приблизились к берегу. В 9:49 они обнаружили лёгкий крейсер Naka и выпустили по нему четыре торпеды, прошедшие мимо. На следующее утро USS Seawolf решила попытать счастья с лёгким крейсером Natori, выпустив по нему также три торпеды, но результат остался прежним.

Долг и предательство у острова Рождества. «Морской волк» против японских кораблей Война, Сражение, Корабль, США, Длиннопост

Японское солдаты позируют на фоне трофейной 152-мм пушки — единственного орудия, защищавшего остров Рождества

Дабы избежать ответной атаки, американцы скрылись, но не стали уходить далеко от острова Рождества. Вечером того же дня субмарина вновь сблизилась с Naka и выпустила последние две торпеды. Одна попала в правый борт лёгкого крейсера в районе первого котла и нанесла ему тяжёлые повреждения. Силы Нисимуры предприняли ответную атаку, длившуюся девять часов, но лишь незначительно повредили субмарину.

Крейсер Naka был отбуксирован в Сингапур на ремонт, длившийся около года. Между тем, уже 3 апреля почти все оккупационные силы с острова были выведены, а имевшиеся запасы фосфатов реквизированы. Японцы попытались организовать добычу ресурса, но недостаток рабочих рук был серьёзным, даже с учетом того, что пленных индусов использовали в качестве чернорабочих. После потопления в ноябре того же года транспорта около острова от идеи разработки фосфатов окончательо отказались. Подлодка USS Seawolf вернулась на базу, где ответственное поведение её экипажа было отмечено благодарностью командования ВМС США.

Долг и предательство у острова Рождества. «Морской волк» против японских кораблей Война, Сражение, Корабль, США, Длиннопост

Подводная лодка USS Seawolf

После окончания войны остров Рождества вновь перешёл под контроль Великобритании, и ныне он — несамоуправляющаяся внешняя территория Австралии. Тогда же начался розыск мятежных индусов-артиллеристов. Пятерых из семи приговорили к смерти с последующим подтверждением приговора со стороны короля Георга VI, но обретение Индией независимости помешало этому.

Сражение за остров Рождества продемонстрировало верность моряков своему воинскому долгу — они, сражаясь с сильным соединением японцев, компенсировали таким образом предательское поведение пехотинцев, сдавших остров противнику.

Долг и предательство у острова Рождества. «Морской волк» против японских кораблей Война, Сражение, Корабль, США, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!