ekamelev

ekamelev

Егор Камелев, проектировщик интерфейсов информационных систем, основатель питерского Проектората, автор Книги нормального фрилансера. Telegram: https://t.me/+HEkaqJJZKwIzMTNi
Пикабушник
поставил 102 плюса и 41 минус
отредактировал 4 поста
проголосовал за 3 редактирования
Награды:
10 лет на Пикабу
92К рейтинг 341 подписчик 10 подписок 582 поста 417 в горячем

Кончик лапки майского жука

Кончик лапки майского жука Макросъемка, Mp-e 65 mm, Беспозвоночные, Майский жук

А вот как выглядит сам жук

Кончик лапки майского жука Макросъемка, Mp-e 65 mm, Беспозвоночные, Майский жук
Показать полностью 2

«Найди хомяка»

Так я назвал игру, которую придумал для нас с сыном (ему четыре года).

Однажды в качестве награды за чтение я вручил ему небольшую мягкую игрушку-антистресс. Хомяка. И объяснил правила игры:

— Смотри, вот я выложил из кубиков круг. Это то место, с которого ты будешь искать хомяка. А сейчас выйди в соседнюю комнату и возвращайся, когда я тебя позову.

Он выходит, а я прячу хомяка так, что его точно можно заметить, стоя в кругу (разумеется, мне пришлось присесть, чтобы проверить это — моя голова должна была быть на уровне головы четырёхлетнего ребёнка). Зову сына.

— Становись в круг. Хорошо! А теперь ищи хомяка.

Разумеется, хомяк под радостные возгласы был быстро найден. И с каждой следующей игрой я слегка усложнял задачу. Клал его на люстру под потолком. Уменьшал площадь поверхности хомяка, которую можно увидеть. Под конец хомяка могло выдавать лишь торчащее из-под одеяла ухо или глаз.

Когда найти хомяка не получается, можно получить подсказку и узнать, например, в какой половине комнаты надо искать: в левой или в правой. К моему удивлению мы поиграли больше часа.

Игра внезапно понравилась всей семье. Интересно и прятать, и искать. Особенно классно играть, когда в комнате царит беспорядок.

В какой-то момент я ещё усложнил игру, что лишь добавило ей интересности. У меня было пять маленьких жёлтых человечков-антистрессов, размером чуть больше фигурки Лего. И вот мы стали прятать их. Задача — найти всех пятерых. И их малый размер позволял растянуть удовольствие и повысить радость от находки. Кто-то выглядывал из игрушечного домика, кто-то висел на выключателе, кто-то прятался за стойкой телевизора.

Ещё один способ добавить разнообразия игре — сменить точку, с которой происходит поиск. В крайнем случае всегда можно сменить и саму комнату.

Несмотря на то, что со временем мы стали прятать и искать игрушки, более подходящие на эту роль, чем хомяк, название так и закрепилось в нашей семье: «Найди хомяка!»

Показать полностью

Не работайте бесплатно!

Все мы когда-то брались за какой-нибудь тип работы впервые. Клиент внезапно хочет заказать что-то, что мы ни разу не делали до этого, причём его не испугал наш довод об отсутствии опыта.

В таких ситуациях может возникнуть мысль предложить выполнить работу бесплатно. Для получения опыта и проекта в портфолио. Хотелось бы предостеречь от такого шага.

Бесплатная работа ставит клиента в ситуацию, когда он не может ни пожурить исполнителя на законном основании, если что-то пошло не так, ни испытать удовольствия от вручения достойного вознаграждения (приличным людям неприятно примерять на себя роль эксплуататора).

Если вообще не понятно, как оценивать, можно использовать опыт из других сфер (а лучше прочитать главу про оценку труда из Книги нормального фрилансера). Прикинуть часы, которые будут затрачены на работу, добавить время на согласование и бумаги, отработку комментариев, расходные материалы и логистику. Взять минимальную ставку в час, за которую не стыдно делать вообще хоть что-то (например, красить забор), но только не ноль. Если назвать цену «под ключ» (когда обстоятельства позволяют), то клиент не сможет легко понять стоимость часа и будет ориентироваться на результат, а не процесс. А ещё в таком случае можно попросить предоплату 100%. Почему? Почитайте в этой главе.

Тут будет действовать и обратное правило. Если кто-то обратится с просьбой выполнить работу бесплатно, значит он морально готов ощутить себя в роли эксплуататора и не ценит времени исполнителя. От таких клиентов — ноги в руки — и побежали!

Признавайтесь, работали бесплатно? Как ощущения? Я работал. Ощущения — отстой. Только не рассказывайте про волонтёрство и взаимовыручку, это совсем из другой плоскости. Там не про клиентов и исполнителей, а про помощь окружающим.

«Какой у вас бюджет?»

Когда фрилансер задаёт мне такой вопрос до того, как узнал, что мне нужно, я тут же перестаю хотеть с ним работать.

Вопрос как бы подразумевает, что цель моего обращения — потратить энную сумму денег. Но такой цели у меня никогда не было. Хотя знаю подобные случаи на практике. Попробуйте сами догадаться, когда такое происходит.

— Но как же узнать, сколько клиент готов потратить на мои услуги?

Никак. У услуг есть стоимость. Стоимость строится из времени и прочих расходов. Достаточно понять, что за проблему хочет решить клиент, и оценить её решение. Если для него это окажется дорого — расстаться. А если вы продешевили — ничего страшного. Вы же сами назвали цену. И при этом вы её называли с учётом собственных трудозатрат и желаемой прибыли, а не возможностей клиента, верно?

— А что, если у клиента очень маленький бюджет и я трачу время на оценку впустую?

А это уже хороший вопрос. Здесь поможет некий ценовой барьер. Например, можно на странице, рассказывающей о ваших услугах, сообщить, что вы работаете только от конкретных сумм. Например: «Проектирую интерфейсы. От 150 000 рублей». Но такой барьер нужен, если клиентов много и вы действительно рискуете потратить лишнее время на оценку. Если же клиентов немного, то, пожалуй, лучше иногда общаться с людьми, у которых не хватит на вас денег, и расставаться с ними. Кто знает, может быть через пару лет они будут обладать значительно большими ресурсами и вернутся к вам?

— Но ведь в магазинах продавцы телевизоров спрашивают, какой у меня бюджет?

Спрашивают. А кто сказал, что это хорошо? Если бы я был консультантом, я бы в первую очередь интересовался, для чего покупатель выбирает телевизор и узнал, какие функции ему подойдут. Затем предложил бы идеальный вариант по соотношению цена-качество, а заодно рассказал бы о более дорогих (если клиенту деньги девать некуда) и более дешёвых вариантах (если он ограничен по бюджету). Узнать у покупателя, в какой ценовой категории его интересует товар, — это всё равно что узнать, сколько он денег хочет потратить. То есть переключиться с цели его визита в магазин (решить свою проблему) на цель продавца (освоить бюджет клиента).

Так что вопрос про бюджет у меня под запретом. Я не люблю, когда мне его задают. Я не задаю его сам своим потенциальным клиентам.

И что меня удивляет — всегда находится много людей, которые начинают не соглашаться и спорить с этой моей позицией.

Показать полностью

О бесячих рекламных рилсах в приложениях банков и мобильных операторов

Стою у кассы, нервничаю…

За мной небольшая очередь. А оплата по карте не проходит. Ну конечно, я забыл перекинуть денег со внутреннего счёта! Пытаюсь открыть приложение Тинькова. Интернет в Буквоеде на Ладожской ловит прескверно. Наконец, отпечаток пальца сработал и я вижу перед собой…

Рекламный рилс! Конечно, у него нет ни единого шанса загрузиться после того, как я двадцать секунд ждал только того, пока мои данные для входа улетят на сервер. В такие моменты я ненавижу приложение Тинькова…

Или Альфа. Мне нужно срочно зайти в приложение и проверить, пришли ли деньги от клиента. Он как раз висит на проводе и ждёт подтверждения. Открываем приложение, входим и видим… Рекламный рилс! У нас тут новая акция! Погнали! От гнева и раздражения трижды промахиваюсь по крестику в правом верхнем углу…

Мегафон присылает смс о том, что сын пытался мне позвонить, но не может этого сделать, т.к. деньги на балансе закончились. А вдруг там что-то случилось? Открываю приложение, чтобы срочно пополнить баланс, дожидаюсь загрузки и вижу… Рекламный рилс! Ура! Вашему вниманию — новый помощник Ева! Видеть её не хочу, закрываю рекламу…

Я не припоминаю ни одного случая, когда я запускал приложения банков или телефонных операторов ради праздного посещения. Всегда была какая-то цель. И часто цель — срочная и важная. В конце концов речь идёт о финансовых услугах и услугах сотовой связи.

И как у проектировщика интерфейсов у меня всегда возникает немой вопрос: почему? Почему вы показываете мне рекламу в те моменты, когда она вызовет только раздражение? Когда я даже не увижу, что мне предлагают, а буду активно искать кнопку закрытия?

Как бы я разрулил все три случая, даже если бы реклама всё равно показывалась при запуске приложения большинству пользователей?

Во-первых, не показывал бы при загрузке рилсы тем, у кого время аутентификации превысило 10 секунд. То есть, на сервер вместе с моими биометрическими данными приходит также информация о том, в какой момент они были отправлены. И если я аутентифицировался дольше 10 секунд, значит с интернетом какая-то беда. И значит не стоит показывать этому пользователю рекламу прямо сейчас.

Во-вторых, не показывал бы при загрузке рилсы тем, у кого на банковском счету организовалось пополнение. Да, это бы решило мою беду лишь в половине случаев, но это лучше, чем бомбить меня рекламой тогда, когда мне, скорее всего, не до неё.

В-третьих, не показывал бы при загрузке рилсы тем, у кого баланс нулевой (или, если это семейный аккаунт, когда у кого-то из семьи нулевой баланс), а, наоборот, сразу бы показывал интерфейс с предложением пополнить счёт. Счёт пополнился? Отлично, поздравляем пользователя и показываем ему грёбаную рекламу.

Если бы я работал в одном из банковских или сотовых продуктов, то постоянно пополнял бы перечень сценариев, при которых рекламу показывать ни в коем случае не нужно. А заодно пополнял бы перечень сценариев, когда реклама будет вполне уместна. И сделал бы это так, чтобы реклама не внезапно появлялась, огорошивая пользователя, а чтобы пользователи сами её смотрели. Как? Одним из тысяч способов, которыми пользуются в мобильном геймдеве. Даже раздражающий индикатор о непрочитанных уведомлениях здесь вполне мог бы сработать.

Думаю, что сумел бы сделать так, что количество показов рекламы немного уменьшится, но при этом конверсия с этих показов вырастет в разы. Ну а если бы не сумел, то хотя бы попытался и точно бы не навредил. Так и передайте банкам и сотовым операторам :)

Показать полностью

Пост, который стоит утащить в закладки

За последние 10 лет я разрозненно опубликовал несколько материалов по проектированию участков интерфейса. Я рассказывал, как проектировать:

Формы (2024)

Каталоги (2014)

Навигацию (2018)

Регистрацию (2022)

Авторизацию (2014)

Всплывающие подсказки, тултипы (2022)

Корпоративные блоги (2021)

Одностраничные сайты (2021)

Постраничную навигацию (2015)

В 2017 году я перевёл и опубликовал огромную статью Ника Коленды: «125 простых советов по улучшению юзабилити вашего сайта». Во время перевода я оставлял к каждому разделу собственные комментарии, сравнивая наш с Ником опыт.

В 2018 году рассказал, какие вопросы задаю клиентам для сбора функциональных требований и как формирую пользовательские сценарии на лету.

Ещё я рассказал, из чего состоит договор UX-дизайнера на фрилансе (2023). И как составляется идеальное коммерческое предложение для любой сложной сервисной услуги (2024).

В 2024 я показал пример функциональных требований, рассказал про функциональные спецификации и вообще описал весь мой бизнес-процесс, связанный с проектированием интерфейсов.

Ну и если кто-то совершенно случайно не знает, — написал и озвучил Книгу нормального фрилансера (2023).

Вот сижу, думаю, о чём ещё рассказать-написать?

Показать полностью

Когда мне было пять лет…

Когда мне было пять лет… Опыт, Авторский рассказ

…я проводил лето у бабушки с дедушкой в деревне Фоминское. Ох и замечательные были времена! Трава была зеленее, деревья выше, скамейки в кустах сирени!

Через дорогу напротив нашего дома экскаватор вырыл две огромных глубоких ямы. Ну, наверное, они были не такими и огромными, но когда в тебе метр с кепкой, всё воспринимается немного по-другому. Прошли дожди и в ямах набралось немного воды. Земля была глинистая, поэтому вода была какого-то нездорового серо-жёлтого цвета.

А ещё в ямы эти за несколько дней угодило несколько несчастных животных. Лягушки, землеройки. Дружок из соседнего дома рассказал мне, что, помимо прочих, в яме поселилась гигантская жаба-людоед. И мне было жуть как интересно на неё взглянуть.

Поэтому меня, словно магнитом, тянуло к краю этих ям.

И вот я в очередной раз подхожу к одной из них, пристально вглядываясь в жёлтую воду. И тут земля под моими ногами начинает обваливаться. Я лёг на живот и попытался отползти назад, но не тут-то было. Огромный пласт земли, словно срезанный ножом, ухнул в яму вместе со мной.

Я, как рыбка, нырнул в грязь, по инерции проплыл под водой вперёд и вскочил на ноги прямо в центре ямы. В три прыжка я оказался у отвесной стены и попытался выбраться наверх, но не тут-то было! Рыхлая земля обваливалась у меня под руками и отправляла обратно в яму. Конечно, в итоге я бы что-нибудь придумал. В конце-концов стесал бы побольше этой самой земли и организовал бы себе подъём.

Но тут я вспомнил про жабу-людоеда! Я прижался спиной к стене, уставился на поверхность воды и стал ожидать худшего.

На мой плач сбежалась, наверное, половина деревни. От падения я никак не пострадал, но взрослые этого не знали. Они видели жёлтого, измазанного глиной грязного пацана, рыдающего в яме.

Кто-то из мужиков спустился вниз в сапогах и передал меня наверх к причитающим бабушкам. А я всю дорогу страшно волновался, чтобы жаба-людоед никого не съела.

Меня не ругали. Утешили, отмыли, накормили и снова отпустили гулять (как современный родитель не понимаю, как меня так легко отпускали куда угодно). Ямы вскоре закопали.

Но урок остался на всю жизнь. До сих пор, попадая в вызывающие ситуации, думаю, а не выдуманной ли жабы я опасаюсь?

Показать полностью 1

Раньше я мог встретить какое-нибудь крошечное миловидное насекомое…

Раньше я мог встретить какое-нибудь крошечное миловидное насекомое… Насекомые, Макросъемка, Mp-e 65 mm, Долгоносик

…и подумать: «О, да это же маленький долгоносик! Кажется, я фотографировал таких же, но взрослых!». То же самое я мог подумать и про какое-нибудь двукрылое: муху, например.

Сегодня же я знаю, что жесткокрылые и двукрылые насекомые не растут, не линяют, не меняются в своей финальной стадии. Он каким вылупился, таким и закончит свою жизнь. Особи могут отличаться по размерам в зависимости от пола. И иногда в зависимости от внешних условий (но тут уже различия будут незначительными).

Поэтому сегодня, увидев какого-нибудь «малыша», я спешу снять его с разных ракурсов, понимая, что это уже не малыш и что неизвестно, когда я встречу такой вид снова :)

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!