Что психологическая работа способна принести в практическом плане человеку?
Во-первых, это контроль эмоций - как текущего душевного
состояния, так и облегчение прошлого эмоционального «багажа».
Это и устранение или по крайней мере сглаживание эмоциональных «всплесков», перепадов настроения, и предотвращение «выгорания» при интенсивной, эмоционально насыщенной деятельности. При этом
в основе сознательного управления эмоциями лежит в первую очередь отказ от неосознаваемого и негативного влияния на них, от
привычного генерирования отрицательных эмоций. Именно подобный механизм «самонакручивания» является наиболее распространенной причиной эмоционального дискомфорта. Люди в действительности не расстраиваются, а расстраивают себя сами. С другой стороны, рецепт
по-настоящему действенного эмоционального самоконтроля неразрывно связан с навыком эмоциональной разрядки, высвобождения
«замороженных» эмоциональных проявлений. Иными словами, требует от человека не подавления чувств, а доверия к ним, открытого
и естественного выражения эмоций.
Во-вторых, технологии психологической саморегуляции, личностного роста помогают в усилении или целенаправленном создании мотивации тех или иных жизненных достижений. Это форми рование позитивного и личностно значимого образа будущего, «опредмечивание» жизненного смысла используется как в различных методах психокоррекции, так и в педагогике - создание наряду с «зоной ближайшего развития» еще и «дальней перспективы».
В-третьих, психотехники личностного роста способствуют возрастанию роли интуиции в повседневной жизни, усилению внимания к ее «подсказкам». Формирование
навыка осознавания интуитивных «сигналов тела» позволяет тем
самым превратить интуитивно-подсознательные правополушарные
механизмы психики в практичный рабочий инструмент для принятия решений. Здесь и поиск нестандартных решений в ситуации не определенности («выход из тупика» или «прыжок выше головы») или
в более широком смысле - научный поиск, инновации, творчество.
Наконец, это и личностный рост в узком смысле слова, сфокусированный на уровне идентичности: повышение самооценки, перестройка и гармонизация образа себя.
Все вышеназванное может быть направлено на улучшение отношений с окружающими, особенно с близкими людьми. Это и совершенствование навыков общения, и способность к построению
устойчивых, долговременных, эмоционально комфортных взаимоотношений. Еще одна точка приложения «взращенных» личностных способностей - создание и поддержание оптимального функционального состояния, или «рабочего» состояния для целенаправленной деятельности, составляющего ее надежный фундамент.
Еще одна точка зрения на личностный рост - это в первую очередь обеспечение человеку доступа к необходимым для его успешной деятельности психологическим ресурсам.