Похоже, это тот самый Фарнак, из-за которого, по легенде, погиб царь Митридат Евпатор.
В городище Артезиан неподалеку от Керчи археологи обнаружили голову скульптуры царя Фарнака, который изображен в образе Зевса.
Руководитель экспедиции Николай Винокуров рассказал, что сначала в заросшей яме нашли барабанные колонны, а потом несколько блоков с упоминанием Фарнака.
Как потом выяснили, это могла быть часть фронтона храма. Почему его построили здесь понятно — в этом месте Фарнак одержал победы над скифами.
Когда углубились ещё дальше, нашли голову. О том, как это было, Николай Винокуров рассказал журналистам РИА Новости Крым:
"Эта голова произвела фурор. Стала понятна надпись, посвященная Зевсу. По всей видимости, Фарнака увековечили в образе бога. Но это пока гипотеза, которую надо еще доказать. Одно мы можем сказать точно: найдена она в хозяйственной яме между алтарем и храмом 1 века до нашей эры".
Это как раз то самое время, когда в Боспорском царстве правил Фарнак II — c 63 по 47 до нашей эры.
Находка в прямом смысле увесистая — 27 килограммов. В голове есть углубления. Возможно, для сменных головных уборов. В них Фарнак изображён на монетах.
Судя по размерам головы, вся статуя могла быть больше двух метров высотой. Сейчас археологи ищут другие её части.
Фарнак вошел в историю не только как правитель, но и как предатель собственного отца. После череды войн Митридат Евпатор вернулся на берег Керченского пролива, а когда против него вспыхнуло восстание, верным царю остался лишь столичный город Пантикапей.
Ещё не все было потеряно, но сын Митридата — Фарнак — переманил на свою сторону армию и флот. Правитель был осажден во дворце. Как человек чести он мог принять яд, но тот не принес эффекта — боявшийся интриг Митридат с детства принимал его понемногу, и в конце концов у царя выработался иммунитет. Тогда Митридат Евпатор обратился к своему военачальнику и попросил заколоть себя. Верный слуга помог своему царю.
Всё это случилось чуть больше двух тысяч лет назад, но гору, на которой стоял дворец, по сей день называют Митридатом, а устойчивость к ядам из-за их постепенного принятия — митридатизмом.