
Подборки игр
2 поста
Продолжаем подборку видеоигр, действие которых происходит в постсоветских странах. Среди панельных девятиэтажек, дворовых спортивных площадок и даже в подземельях под Москвой.
Тут будут известные и не очень игры (в этой подборке в основном второе), разных жанров, сделанных в разных странах в разные эпохи.
ВАЖНО! Тут ТОЛЬКО игры, действие которых происходит после 1991 года. Если вам нравится какая-то игра, но в ней показывают времена СССР, то её здесь не будет.
Также здесь нет постапокалипсиса. На эту тему уже были подборки, ссылки в конце.
Третье - подборок будет несколько. Если вы не нашли какую-то игру, то она или уже была, или будет. Ссылка на первую часть тоже в конце.
Это приходится проговаривать, потому что у некоторых людей есть проблемы с мозговой деятельностью и они так и норовят спросить "Где Atomic Heart или You are Empty" в комментариях.
Жанр - Шутер / Survival-Horror
Год - 2008
Платформа - ПК
Разработчик - Orion Games (Россия)
Издатель - Бука
Экшен от первого лица, явно вдохновлённый дилогиями Condemned и Manhunt. Действие происходит в Москве и в местной вселенной придумали интересное реалити-шоу: самые отбитые головорезы охотятся на случайно выбранного зажравшегося москвича. Тот должен или передать свою метку любому другому человеку, или убить нападающих. В один день главный герой, обычный дизайнер из спального района, находит эту метку у себя дома и видит по телевизору, как Ольга Бузова торжественно объявляет на него охоту.
Итак, это экшен от первого лица с упором на ближний бой. Даже огнестрел можно использовать как дубинку (когда патроны кончатся). Есть и немного стелса, но он достаточно дубовый. Также присутствует некая экономика и торговля: можно покупать вещи в игровых автоматах, а зарабатывать деньги можно, делая ставки во внутреннем интернете.
Графика для своего времени не самая плохая, хотя сегодня возможно уже не впечатлит. Стилистика сочетает обычный боевик с хоррором и даже ретрофутуризмом: действие происходит в 2020 году, а это будущее на момент выхода игры. Нашлось место и юмору.
В целом это напряжённый боевик из времён, когда российская игровая индустрия намного чаще рождала качественные проекты, а не один только Atomic Heart раз в 5 лет.
Жанр - FPS
Год - 2011
Платформа - ПК
Разработчик - МВД Грузии
Издатель - МВД Грузии
Дилогия шутеров от первого лица, посвящённых подвигам полиции Тбилиси. Точнее первая была шутером, вторая ушла куда-то в сторону LA Noire. А разработчиком и издателем выступила компания...МВД Грузии. Буквально государственная пропаганда.
Из плохого здесь техническая реализация. Игра выглядит как типичный третьесортный шутер нулевых. Сделан на третьем анриле, есть даже потуги в разрушаемость, но текстуры мыльные, полигонов не хватает, в целом на шедевр не тянет. Но важно, что игра бесплатная и с неё что-то спросить тяжело. Интерес она представляет скорее исторический - первый более или менее крупный шутер, разработанный в Грузии.
Жанр - Квест
Год - 2022
Платформа - ПК
Разработчик - Tag of Joy (Литва)
Издатель - Headup Games
Литовский квест, ориентированный на детскую и подростковую аудиторию. Графический стиль очень явно вдохновлён серией The Sims. Рассказывает про американку Милду, получившую в наследство дом в Вильнюсе. Приехав на место, она вляпывается в полную интриг историю, связанную с историей Литвы. Просто квест, достаточно безобидный. Даже русский язык присутствует. Хотя место клюкве про СССР и злое КГБ тоже нашлось.
Тут можно смело объединять все постсоветские гонки в один пункт. Были и более-менее вменяемые попытки (дилогия "Адреналин" и "Moscow Racer"), хотя и они не выдерживали никакой конкуренции с западными аналогами, а просто были играбельны.
Но все мы помним "шедевры", вроде Lada Racing Club и Need for Russia. Причём последнюю разработали даже не в стране СНГ, а в Польше. Из последнего можно вспомнить отменённую "World of Speed", где обещали сделать трассы в Москве.
Секрет популярности таких поделок прост - а где ещё можно погонять по родным спальным районам на родных жигулях и нивах? Вот здесь можно. Конечно, есть вариант установить моды на GTA или первый Most Wanted, но это сложно, а вот скачать с торрента игру с названием "Need For Russia", где на обложке копейка едет наперегонки с УАЗиком, намного проще. Вот и плодились такие творения массово, особенно в нулевые. Плюс были браузерки из вконтакта на ту же тему. Сейчас это "направление" вроде бы подутихло, в основном из-за общего упадка российской игровой индустрии.
Два хоррора. Как и в первой подборке, они объединены в один пункт
В первом мы играем парнем, приехавшем к бабушке. Она пропала, да ещё и всякая чертовщина вокруг началась. Снова нас пугают старыми хрущёвками.
Но более интересным проектом стал Russian Orphan. Это дань уважения классике, вроде SIlent Hill и Alone in the Dark. Тут простенькая камера, простенькая графика и наложенная поверх всего этого простенькая эстетика VHS.
И посвящена она тоже теме поиска родственников. Главная героиня здесь вернулась в свой родной ПГТ в старую квартиру и обнаружила, что её мама и младший брат исчезли. Естественно, в поисках родных девушка вляпалась во всякую жуть.
Жанр - FPS
Год - 1995
Платформа - ПК
Разработчик - Gelios (Россия)
Издатель - NewCom
Настоящая легенда прямиком из девяностых, ровесник всех этих ваших Думов и Дюков Нюкемов, но с русской душой. На деле правда сделана на довольно любительском уровне, но это не страшно, тем более, что в 2017 вышел неплохой ремейк. Плюс в девяностых было несколько продолжений.
А про что игра? Про то, как некий крутой мужик отстреливает нечисть в подземельях под Москвой, но нечисть эта наша, родная. Призраки бояр и бабки Ёжки, летучие мыши и упыри. Ну и так далее. Главный герой - залётный диггер, случайно столкнувшийся с нечистью.
В девяностых было два сиквела: "Смута" (нет, не та) и "Raising Dead". Там мы играем спецназовцем, борющимся с нашествием нечисти на Москву после попытки учёных экспериментировать с магией. В 2016 вышла "Старое золото" - последняя на сегодня часть. В ней полностью растеряли эстетику русских сказок, но попытались добавить элементы RPG.
Но, как и сказано выше, просто скачайте ремейк оригинальных "Подземелий", выпущенный в 2017 году. Он берёт все лучшие наработки франшизы и объединяет в одну полноценную игру, к тому же ещё и раза в 4 длиннее оригинала.
Жанр - Морской бой
Год - 1992
Платформа - ПК
Разработчик - Вадим Башуров (Россия)
Издатель - Вадим Башуров
Тут много не скажешь - просто морской бой. Морской бой в антураже постсоветской России и Украины, устроивших войну из-за Крыма. Игра вышла в 1992 году, если что, видимо уже тогда все всё понимали. И кстати, она не устарела до сих пор. Прекрасно играется в браузере.
Жанр - Симулятор ходьбы
Год - 2023
Платформа - ПК
Разработчик - Илья Мазо (Россия)
Издатель - Илья Мазо
А вот мы и дошли до жанра, которому в будущих подборках уделим больше внимания - жанр русской депрессии. Да, дилогия "ШХД" из первой подборки почему-то тоже приписывается к этому направлению, но ничего депрессивного там нет. А вот "Неясное", это другое дело, хоть и сделана тем же разработчиком.
У нас тут буквально симулятор депрессии - у главного героя вместо очков здоровья есть шкалы одиночества, размышления и вещественности (что бы это не значило). Безымянный протагонист ходит по улицам некоего постсоветского ночного города, смотрит по сторонам, разговаривает с прохожими, иногда выполняет всякие интерактивы (можно поиграть в мяч и т.д.). А нужно всё это, чтобы найти главный приз в игре - вдохновение.
Геймплея как такового нет, тут важнее атмосфера - перед нами портрет молодёжи нашего времени и немного эпохи середины десятых. Все женские персонажи здесь, это натуральные винишко-тянки из мемов про 2к17, разговаривающие статусами из контакта. На одной из локаций одна такая даже пристанет к вам с просьбами купить блейзер.
И депрессия здесь пропитана интернет-философией: то и дело мы слышим размышления о высоком, написанные автором стихи, а в концовке главный герой начнёт монолог о жизни. При этом само окружение не сказать, что депрессивное, просто провинциальная ночь. Кстати, стилистика здесь интересная - на простенькую графику наложен пиксельный фильтр, внезапно делающий всё реалистичным, будто мы смотрим видео с очень старого телефона.
В одном из обзоров на тыТрубе обзорщик советовал пить вместе с главным героем, тогда мы получим задуманный (скорее всего) автором игровой опыт.
Жанр - Королевская битва
Год - 2018
Платформа - ПК
Разработчик - Agafonoff (Россия)
Издатель - Agafonoff
Юмористический батл-рояль (типа PUBG) про Россию. Разработан одним из будущих создателей "Русов против ящеров" и "Doka 2: Kishki Edition".
32 игрока сбрасываются на обычный спальный район (или в частный сектор, карты разные) в одном из Российских городов и теперь они должны выжить в России. Ну, то есть поубивать друг друга. Как и в остальных представителях жанра, безопасная зона постоянно сужается и отсидеться в уютной хрущёвке не получится, придётся лезть в мясорубку.
Стилизация намеренно трешовая - мы режем друг-друга розочками, стреляем из дедовского ружья, давим жигулями с надписью "Можем повторить". Заодно отбиваемся от ботов-гопников и полицейских. Ну и плюс ко всему есть куча отсылок: к Red Alert, Навальному, Сталкеру и т.д. Есть даже потуги в сюжет и лор, если они кому-то нужны в таком проекте.
Жанр - RPG
Год - 2005
Платформа - ПК
Разработчик - Nival Interactive (Россия)
Издатель - Новый Диск
Дилогия ролевых игр по фильмам Тимура Бекмамбетова, основанных на книгах Лукьяненко. Выпущена в середине нулевых компанией Nival Entertainment на движке Silent Storm. Это классическая ролевая игра про сражения магов, но в декорациях Москвы. Когда ещё у вас будет шанс закастовать фаербол на родной станции метро или рядом со старой автобусной остановкой?
На момент выхода игра была неплохая. Как и "Чёрная метка", это флешбек из времён, когда российская игровая индустрия могла конкурировать с мировой: первая часть получила оценки 7/10 и была издана на Западе, где тоже была хорошо принята. Вот с "Дневным дозором" дела чуть хуже, но не намного, разработка была передана Targem Games (Магия Войны, Ex Machina, Crossout) и оценки упали до 5/10.
Call of Duty: Modern Warfare — в рамках этой серии мы то и дело катаемся в страны бывшего СССР, начиная Россией, заканчивая Украиной и Азербайджаном. Особенно популярной стала миссия в Припяти середины 1990-х, когда молодой Прайс приполз убивать Закхаева.
Duke Nukem 3D — в пятом эпизоде Дюк ненадолго заглядывает в Москву и штурмует заброшенный бункер КГБ.
Battlefield 3 и 4 — в обеих играх мы побываем в Азербайджане. В тройке это будет просто особняк местного олигарха, а вот в четвёрке устроим бойню на улицах Баку.
Alpha Protocol — в одной из глав главный герой летит в Москву, пытается "копать" под обнаглевшего олигарха, бьёт морду Валуеву и штурмует яхту "Победа" с отколовшимися буквами "По".
Продолжение следует
Предыдущие подборки в постсоветском сеттинге: Часть 1
Сегодня вспомним несколько компьютерных игр, действие которых происходит на территории стран бывшего СССР. Среди родных хрущёвок, частных домов с заборами из профнастила и промзон.
Делали такие проекты как в странах СНГ, так и за их пределами, поэтому и взгляд на нашу ВСЖ-действительность будет разительно отличаться. Тем более, что и жанры встретятся разные: начиная шутерами, заканчивая хоррорами.
Важно: в подборках будут только игры, действие которых происходит после 1991 года.
Также здесь не будет постапокалиптических игр. Про них были отдельные подборки, ссылки в конце. Сталкер и метро там.
Ну и третье - подборок будет несколько, так что, если вы не нашли какую-то игру, то она с вероятностью 99,9% будет упомянута в будущем. Или там действие происходит в СССР.
Жанр - визуальная новелла
Год - 2021
Платформа - ПК, Android
Разработчик - Saikono (Россия)
Издатель - Saikono
Мрачная история о взрослении в российской глубинке 1990-х годов, приправленная всякой чертовщиной. В центре событий жизнь мальчика Антона, переехавшего с семьёй в таёжную деревню. Место это окружает лес, населённый странными существами, а внутри творится разная жуть, вроде исчезновений детей. Местные детишки при этом тоже достаточно странные - любят носить маски животных и явно что-то скрывают.
Сеттинг, как и БОЛЬШИНСТВО игр во всех подборках, пропитан атмосферой постсоветской тоски, а конкретно эта ещё и чёрно-белая. Получается что-то вроде страшилки, экранизированной Балабановым. Важно - именно подростковой страшилки, это не полноценный хоррор.
Игровой процесс типичен для жанра - диалоги, изучение окружения, иногда судьбоносные решения. Сюжет нелинеен и разработчики обещают добавить в будущем 10 концовок.
Жанр - симулятор ходьбы
Год - 2019 - 2022
Платформа - ПК
Разработчик - Илья Мазо (Россия)
Издатель - Илья Мазо
Три проекта, изначально созданные как некое произведение современного искусства в рамках проекта ШХД художника Ильи Мазо. Это просто интерактивное изображение хрущёвки ("Зима", "Бытовой подвиг") и деревенского домика ("Лето). Всё. То есть геймплея как такового нет, разве что возможность тыкать по предметам быта, а также ездить на работу в "Подвиге".
И многие почему то описывают эту трилогию, как симуляторы некоей постсоветской депрессии, мрачнухи, хотя по факту "игры" совсем не депрессивные. Квартира выглядит приятно, район вроде приличный, всё чисто и красиво. Да, на улицах нет людей, главный герой живёт один, но ничего печального нет. Просто интерактивная квартира.
Но, тем не менее, проект почему-то выделился, а значит и вы можете ознакомиться. Конечно, "наиграетесь" вы быстро, но атмосферой зарядитесь.
Жанр - автосимулятор / экономический симулятор
Год - 2001
Платформа - ПК
Разработчик - SoftLab-NSK (Россия)
Издатель - 1С
Пока зумеры бегают в Fortnite и строят дома в Minecraft, настоящие взрослые мужики выбирают себе другой вид эскапизма. В первую очередь это танки, но здесь речь не о них, ведь ещё в нулевые, задолго до всех этих пострелушек, нишу мужицких игр занимала целая индустрия симуляторов перевозки грузов. На Западе были ETS, Hard Truck, 18 стальных колёс, а в России её представляла серия "Дальнобойщики". И первые две её части были посвящены нашим родным чернозёмным просторам (в третьей действие переместилось за океан).
По сути, это симулятор жизни на дороге. Заправляемся, продлеваем лицензию на грузоперевозки, проходим техосмотры. Не забываем и про тёмные стороны такой жизни - коррумпированная милиция, бандиты, хитрые конкуренты.
Сегодня трилогия откровенно устарела в техническом плане, да и в геймплейном. Особенно на фоне ETS 2, где даже частично представлены наши родные просторы. Но зато в них осталась некая душевность - тут запечатлён культурный код России конца 1990-х. Где вы ещё сможете прокатиться до областного центра из ПГТ на старой ГАЗели под "Воина дорог" Арии?
Жанр - квест
Год - 2023
Платформа - ПК
Разработчик - Callback (Россия)
Издатель - Crytivo
Очень необычный проект, по сюжету больше похожий на комедийный сериал в духе "Жуков" или даже "Сватов", но с научно-фантастическим уклоном.
Действие происходит в 1992 году в Богом забытой деревне Кужлевке. Где-то там в Москве идут судьбоносные для всего бывшего СССР события, меняются реалии, уклад жизни, но в деревне всё по старому. Главный герой - пожилой ветеран Валерий Михайлович. Он прикован к инвалидной коляске, руководит местным колхозом и давно потерял интерес к жизни.
Но однажды прямо на дом главного героя падает летающая тарелка. Её обитатели не спешат показываться местным жителям, но сами аборигены всё глубже и глубже суют свой длинный нос куда не надо. Жилище протагониста станет настоящим проходным двором, а сам он лишь будет с высоты авторитета разруливать непонятки и конфликты.
Вот и весь сюжет. Просто длинный набор интерактивных скетчей. Геймплей не сильно замысловатый - принимай решения, иногда выбирай реплики. Можно пить водку, смотреть телевизор (где идут реальные новости из 1992) и читать газету. Также есть геймплей в сновидениях: пришельцы лезут во сны Михайловича и что-то пытаются до него донести.
Особенность этой игры в том, что она сделана с явной любовью к России и её реалиям. Большинство авторов игр на тему постСССР почему-то пытаются превратить всё в какую-то депрессивную чернуху с грязью и разрухой, вы ещё убедитесь в этом далее,о здесь всё по доброму, без ненависти и депрессухи. Это многого стоит.
Жанр - Квест
Год - 1995
Платформа - ПК
Разработчик - DynaByte Software (Италия)
Издатель - Core Design
Сатирический квест про девяностые, показывающий страну в период хаоса и перемен. Коррупция, обнищание и бандитизм в наличии. Мы играем известным вором драгоценностей, решившим выкрасть шапку Мономаха из Оружейной Палаты, но случайно вляпавшимся в заговор с целью восстановления Советского Союза.
Геймплей построен на классической механике point-and-click. Решаем головоломки, исследуем локации, общаемся с колоритными персонажами и попадаем в абсурдные ситуации.
Жанр - Квест
Год - 2023
Платформа - ПК, Xbox Series X|S, Nintendo Switch
Разработчик - Anate Studio (Украина)
Издатель - Anate Studio
Ещё один квест, но теперь мрачный. Настоящий триллер.
Действие игры происходит в 1992 году в неназванном украинском городе. Скорее всего, в родном для автора Тернополе. На дворе девяностые, они у наших соседей тоже были тяжёлые, главный герой по имени Александр живёт в трейлере (ну типа как в американских фильмах) и работает на заводе. В жизни мрачнуха, всё очень плохо.
Но в один день всё становится ещё хуже - Саша случайно убивает человека и свидетельницей этого становится 12-летняя школьница. Протагонист берётся скрывать следы своего преступления, но избавиться от ребёнка он не может. Вместо этого он заключает сделку: она молчит, но он помогает ей решить кое-какие проблемы. Александр соглашается. И беды на этом только начинаются.
В игре очень хорошая и атмосферная рисовка, неплохое раскрытие темы девяностых. Она даже получила несколько наград. Но есть одно но - политика. Несмотря на время действия, тут есть прямые высказывания в сторону современной России и Путина. И отсутствует русский язык, хотя изначально он планировался. Так что или играйте на украинском, или учите английский.
Небольшое отступление. Почему-то на постсоветском пространстве очень любят клепать хорроры в антураже наших родных хрущёвок. Особенно любима тема выживания в квартире. Чтобы прям лазить по утрам, прятаться от нечисти в депрессивной атмосфере. Таких игр много, но, самое интересное в них, что они внезапно хорошие в большинстве своём, ну или как минимум не мусор. Из-за большого их количества в наших подборках они будут объединяться по две штуки на место.
Первый сегодняшний хоррор, это "7-е Сентября". Короткий ужастик про школьника Гришу, попавшего в небольшую передрягу. В канун нового 2010 года подруга подарила ему жутковатого игрушечного эльфа и эта игрушка начала самовольно перемещаться по дому, что вообще-то странно для пластмаски. Более того: когда главный герой остался один дома, началась жуткая чертовщина: призраки, самоубийства соседей и прочая жуть.
Кстати, у неё есть продолжение "Pieces of me", где Гриша спустя несколько лет возвращается в свой родной город, опустевший по неизвестным причинам.
Вот Twin Soul более необычный проект: это кооперативный хоррор. Правда он ещё не вышел, до сих пор находится в разработке. В центре сюжета два человека, после землетрясения застрявшие в опустевшем доме. Как вы понимаете, они не одни.
Пока что даже нет демо-версии, но проект жив и разработчики постоянно публикуют новый контент.
В чём секрет успеха подобных проектов? Всё просто - эффект зловещей долины. В них обычно так хорошо воспроизводят родненькие панельки, что они перестают быть эскапизмом и игрок подсознательно начинает в них верить, получая совсем другие впечатление, чем мог бы получить от условного Outlast'а или Sillent Hill'а. Особенно если учесть, что вам потом нужно будет ложиться спать в точно такой же квартире, где вы только что прятались от монстров.
Жанр - Квест
Год - 2003
Платформа - ПК
Разработчик - VZ.Lab (Россия)
Издатель - Бука
Культовый треш, выпущенный компанией "Бяка" (Это как "Бука", только "Бяка") в 2003 году. Классический русский квест, наполненный огромным количеством отбитого юмора, треша и содомии. Главный герой - парень по имени Антон, приехавший в Петербург, чтобы попробовать известный наркотик под названием Ядерный Титбит. Естественно, он сразу вырубился, а утром пришёл в себя голым на скамейке во дворе дома с новым другом - чеширским котом. Теперь он хочет найти дилера Титбита и отомстить ему, но ситуацию осложняет то, что он всё ещё находится под воздействием веществ и видит очень много странных вещей вокруг, начиная этим самым котом, заканчивая мистикой и Достоевским-сатанистом.
Несмотря на всю отбитость, игра стала по своему культовой и даже породила несколько продолжений, оказавшиеся намного менее удачными, так что интереса они вряд ли будут представлять. Но вот с оригиналом попробуйте ознакомиться, это памятник интернет-культуре нулевых, наравне с фильмом "Хоттабыч" и старым "Луркоморьем".
Жанр - Симулятор выживания
Год - в разработке
Платформа - ПК
Разработчик - TallBoys (Россия)
Издатель - Critcal Reflex
И ещё один проект в разработке, на этот раз симулятор побега из небольшого провинциального городка, осложнённым наличием гигантского полицейского, следящим за происходящим в населённом пункте. Главный герой незадолго до событий игры совершил что-то настолько страшное, что его возненавидели все жители города, а местные правоохранительные органы начали следствие и, после его завершения, протагониста явно ждёт тюрьма, поэтому нужно срочно бежать. Игра сочетает элементы стелса и социального выживастика. Придётся общаться с местными жителями, искать возможности покинуть город, добывать еду и искать подход к самому дяде Стёпе. Для общения можно даже использовать микрофон.
На момент написания подборки игра оставалась в раннем доступе, но, возможно, в вашем будущем она уже релизнулась. В любом случае, она уже может похвастаться достаточно комплексным геймплеем и хорошей графикой.
Жанр - Файтинг
Год - 2007
Платформа - ПК
Разработчик - Alligator Friends Software (Россия)
Издатель - Новый Диск
Ну и конечно же нельзя не упомянуть про главный шедевр нашего времени - захватывающий криминальный триллер студии Alligator Friends Software, изданный в 2007 году. Это файтинг про боксёра, несправедливо обвинённого в убийстве. По выходу из тюрьмы он встал на путь мести и...пошёл избивать гопников, ночных бабочек и байкеров. Зачем-то.
Тут не стоит много рассказывать, это культовый треш, популяризованный Мэддисоном. И треш не как "Ядерный титбит", от которого становится весело, а trash от слова "мусор". Тут плохая графика, дубовый геймплей, уморительный сюжет, но из-за принципа "Так плохо, что уже хорошо" всё это смотрится смешно. Всё таки игра не провалилась, уже переиздана для Steam и даже получила DLC!
Запорожье — браузерная ферма про строительство участка в Запорожье. Да, как игра она так себе (хотя у неё гигантская фанбаза), но родная атмосфера постсоветской деревни тащит.
Collapse: A Political Simulator — стратегия 2021 года, четвёртая в серии политических симуляторов, начатых ремейком "Кризиса в Кремле". Посвящена строительству демократии в вымышленной постсоветской стране.
Euro Truck Simulator 2 — европейский аналог "Дальнобойщиков". В DLC добавили страны Прибалтики и часть России. Успели создать и DLC уже конкретно про Россию, но из-за всем известных событий отложили релиз.
Resident Evil 6 — сюжет крутится вокруг вспышки очередного вируса в Эдонии - вымышленной постсоветской страны. Хотя большая часть сюжета происходит в Китае.
Продолжение следует
Несколько интересных фактов и фанатских теорий о фильме
Эдгар Райт говорил, что искал исполнителей, которые визуально впишутся в эстетику комикса: с большими глазами, яркой мимикой и немного гротескной внешностью. Майкл Сера, например, выглядит как ходячее карикатурное «добро». А Мэри Элизабет Уинстед с её холодной пластикой — как будто и правда нарисована.. Это не случайность — режиссёр изначально задумывал, чтобы каждый актёр «смотрелся как из панельки».
В продолжение первому факту: чтобы подчеркнуть молодёжную суть фильма, Эдгар Райт специально подобрал абсолютно на все роли актёров младше 30 лет. Единственное исключение, это веганская полиция.
Когда Эдгар Райт снимал фильм, последняя часть комикса ещё не вышла. Финал придумали на ходу. Автор комикса вдохновился киноверсией и уже по ней завершал свою историю — так что концовки в итоге получились разные.
У злодеев есть своя нумерация — буквально. Один носит футболку с единицей, другой — кепку с двойкой, у японских близнецов — иероглифы с четвёркой. Семёрка у главного босса тоже есть, просто нужно присмотреться. И у Скотта есть свой номер (см. картинку выше)
Netflix сделал анимационную адаптацию с сюжетом наоборот: Скотт умирает сразу, а Рамона его спасает. Все актёры оригинального фильма согласились озвучивать своих персонажей, хотя сейчас каждый второй из них — суперзвезда с плотным графиком.
Эта штука остаётся почти незаметной при первом просмотре, но потом всплывает: каждый из злых бывших как будто символизирует определённую проблему самого Скотта. Первый — подростковость, второй — зависть, третий — нарциссизм, близнецы — конкуренция, шестой — властность, а седьмой — внутренний разлад. Даже битва с самим собой в конце — это финальный «босс» в голове главного героя. Всё логично, просто подано через поп-культуру и гэги.
В фильме Нега-Скотт — это будто бы грозный антагонист, олицетворение тёмной стороны Скотта, но в итоге сцена с ним превращается в лёгкую шутку и быстро сходит на нет. Однако в ранних версиях сценария и вырезанных сценах он задумывался гораздо серьёзнее.
Нега-Скотт должен был быть полноценным зеркалом героя, с которым тот сталкивается в финале, и эта схватка визуализировала бы его внутреннюю борьбу. Сценаристы планировали сделать сцену напряжённой и почти философской — вроде разговора с собственной тенью.
В итоге сцену сократили: Райту показалось, что серьёзная драка с самим собой нарушит финальный ритм и звучит излишне пафосно после всей остальной абсурдной кутерьмы. Поэтому от тяжёлого диалога отказались, а на экране осталась ироничная «развязка за чашкой кофе».
Есть популярная теория среди фанатов, что Лукас Ли (персонаж Криса Эванса) на самом деле никогда не был её настоящим парнем — и вообще не злодей, а просто попал не в ту компанию.
По словам самой Рамоны, у неё «были отношения» с каждым из семи, но когда она вспоминает Лукаса, то говорит так: "Ну... мы как-то... встречались. Недолго." Причём говорит это максимально невнятно. Учитывая его имидж — надутый экшн-звезда, окружённый дублёрами, он больше похож на школьное увлечение или случайную интрижку, чем на бывшего с настоящими чувствами.
В бою Лукас вообще не ведёт себя как ревнивый псих: он скорее играет роль крутого персонажа из кино, чем искренне ненавидит Скотта. А гибнет он, по сути, по собственной глупости — не от злобы или зависти, а потому что выпендривается перед толпой. Да и сам он явно удивлён, что оказался частью «лиги злых бывших».
Так что есть версия, что Гидеон просто завербовал его в лигу ради количества или известности, а Лукас согласился ради шоу, не особо вникая в детали. Получается, он чуть ли не единственный участник лиги, у которого нет по-настоящему тёмных мотивов.
Существует любопытная теория, будто Скотт сам должен был стать восьмым участником Лиги злых бывших. Или, если угодно — её финальным уровнем.
Смысл в том, что Скотт за время фильма проходит тот же путь, что и остальные эксы: сначала он вторгается в жизнь Рамоны, не до конца понимая, чего хочет. Потом ревнует, врет, уходит от ответственности, испытывает токсичные паттерны. А дальше — сталкивается с Нега-Скоттом, своей темной стороной. То есть буквально проходит точку, где становится бывшим, причём «злым». Только ему повезло — он осознал это до конца и смог с этим справиться.
Если взглянуть под этим углом, то Нега-Скотт — это и есть та самая позиция в Лиге, которая осталась вакантной. Скотт должен был туда попасть, но вместо этого переосмыслил свои ошибки и не дал себе стать частью этого круга ада. Фильм буквально о том, как ты можешь быть таким же мудаком, как твои «злые бывшие», если не начнёшь меняться.
Это же хорошо укладывается и в концовку: по версии режиссёрской версии Скотт уходит не с Рамоной, а с Найвз. То есть сюжетный круг замыкается, и он сам становится эксом, только теперь уже — осознанным.
Знаете фильм "Вечное сияние чистого разума" с Джимом Керри? Так вот, Скотт Пилигрим на самом деле, это приквел.
На первый взгляд идея звучит как бред: где стилизованный боевик с суперспособностями, а где медитативная драма про память и расставание. Но если присмотреться — сходств столько, что теория превращается в головоломку.
Во-первых, Джоэл и Скотт — один и тот же типаж. Неловкий, интровертный парень, который влюбляется в эксцентричную девушку с яркими волосами. У обоих героев проблемы с самооценкой, оба влюбляются в образ, а не в реального человека.
Во-вторых, волосы Рамоны. В Скотте Пилигриме она перекрашивает волосы каждые несколько недель. В Вечном сиянии — тоже. У Клементайн волосы то синие, то зелёные, то рыжие. Это её способ «сбросить старое». И в обоих фильмах это подчёркивается визуально и сюжетно. Вполне возможно, что это одна и та же женщина спустя годы, только с другим именем (или без памяти).
Теперь посмотрим на структуру. Скотт Пилигрим — это битва с бывшими, чтобы быть с девушкой. Сияние — это борьба со своими воспоминаниями о ней. Фактически, одна история про любовь и саморазрушение, только в разной стилистике: сначала как абсурдная видеоигра, потом как депрессивная головоломка.
А ещё — финал. В Скотте Пилигриме герой проходит путь самопонимания через драки с другими. В Вечном сиянии — через удаление воспоминаний. Но суть одна: чтобы быть с другим человеком, нужно принять себя и его прошлое.
По этой логике Вечное сияние — не просто продолжение, а взрослая версия Скотта Пилигрима, где мечты разбиваются, краски тускнеют, а вместо магических молотов — кассеты с голосами терапевтов.
Так что, если вдруг увидите, как Джоэл морщится при слове "бас-гитара", — знайте, он просто кое-что пытается забыть.
Страшно подумать, но фильму "Скотт Пилигрим против всех" в июле 2025 стукнет 15 лет. За этот немалый срок в индустрии кинокомиксов случилось много интересного: киновселенная Marvel выросла в крупнейшую медиафраншизу в мире, DC вообще запускают уже вторую, по "Ходячим мертвецам" наклепали целых семь (!) сериалов. Но никто так и не смог занять место адаптации комикса Брайана Ли О'Мэлли - дико стильной, абсурдной и странной, но при этом искренней истории о взрослом ребёнке из пригорода Торонто.
Перед нами мешанина жанров: комедия, мелодрама, боевик с довольно хорошей постановкой боёв, драма с кучей философских подтекстов, фантастика. Проще сказать, чего тут нет. К тому же снял её Эдгар Райт ("Типа крутые легавые", "Малыш на драйве"). Режиссёр как-то смог уместить эту гремучую смесь в одном фильме и заставить её выглядеть органично.
Кинокартина рассказывает о жизни канадского парня по имени Скотт. Он снимает квартиру с другом, играет в гаражной рок-группе и встречается со школьницей по имени Найвз. Скотт - неудачник, хоть со стороны так сразу и не скажешь. В первую очередь проблема в том, что он сам несчастен и не знает, чего хочет от жизни.
И вот в один момент главный герой начинает видеть во сне её - девушку своей мечты, прекрасную и немного странную даму на роликовых коньках. Казалось бы - ну всего лишь сон, ничего. Но внезапно он видит её вживую, знакомится, у них почти завязываются отношения.
Рамона, это ещё одна неудачница. Она приехала в Канаду из США и пытается начать новую жизнь. Она тоже несчастна, но прячет это за дерзким холодным образом. Казалось бы, сама вселенная кричит о том, что два одиночества нашли друг-друга. Они не самые хорошие люди, ни разу не примеры для подражания, но они очень живые и им действительно сопереживаешь.
Вот только есть одна совсем небольшая проблема - на Скотта открыли охоту, его хотят убить семеро злых бывших Рамоны. Они контролируют личную жизнь бывшей девушки и теперь Пилигриму придётся сражаться. Не только ради отношений, но и чтобы банально выжить.
И не думайте, что это будут просто обычные драки. Дело в том, что вселенная фильма сильно отличается от нашей. В первую очередь тем, что почти у всех людей здесь есть суперспособности. В том числе у Скотта, Рамоны, всей лиги злых бывших и даже у Найвз. Поэтому и боёвка тут непростая: кто-то умеет летать, кто-то владеет телекинезом. Вон у Рамоны в сумочке вообще лежит гигантский молот как в каком-нибудь аниме.
К тому же мир работает по законам видеоигр: у людей есть определённое количество жизней, после смерти из них выпадают монетки, а любое действие сопровождают надписи в стиле комиксов. Это накладывает отпечаток и на боёвку: иногда Скотту придётся сразиться с подручными злого бывшего и лишь потом дойти до них как до босса. Прямо как в игре со старой консоли.
Повествование здесь постоянно ломает четвёртую стену. Например, если кто-то матерится, то мат цензурится и окружающие слышат и видят эту цензуру (чёрный квадрат, прикрывающий рот, и соответствующий писк), а рассказчик постоянно комментирует происходящее и иногда даже пишет свои заметки прямо на экране.
Юмор тут вообще абсурдный, по стилю напоминающий Южный Парк или подобные произведения. Например, один из врагов Скотта обладает силами Супермена лишь потому, что он веган. Ну, веганы лучше других людей. Вы не знали? Вам любой веган об этом скажет. Другой пример - один скейтер здесь сгорел в атмосфере, разогнавшись на скользких перилах. Или вот самый первый злой бывший. Он во время боя поёт и танцует. Ну, потому что он индус, он должен петь и танцевать! Причём он эмо-индус.
Следующая составляющая атмосферы, это музыка. Она шикарна. Альбом с саундтреками можно смело добавлять себе в стриминговых сервисах. Тут и актёры поют сами, и есть известные группы, вроде The Bluetones и The Rolling Stones, можно услышать композиции из The Legend of Zelda и разнообразные звуки из ретро-игр.
Актёры. Немало звёздных имён. Анна Кендрик, Крис Эванс, Киран Калкин, ещё не сошедшая с ума Бри Ларсон и другие. Но в первую очередь нужно отметить главную парочку - Майкла Сера и Мэри-Элизабет Уинстед. Последняя влюбила в себя уже не одно поколение мальчиков за счёт осовремененного образа этакой роковой женщины. Ну и внешности, что уж отрицать. Но не подумайте ничего такого, актёрскую работу её принижать не стоит, отыграла она хорошо. Вот похвалить Майкла Серу сложнее - он просто нормальный актёр, не более. Многим вообще не понравился выбор исполнителя главной роли, особенно фанатам комикса, ведь оригинальный образ не имеет ничего общего с киношным.
Ещё пару слов про философию, заявленную выше. Она тут и правда есть. Нет, жизнь после этого фильма не изменится. Но пару тем для размышления картина подкинет — особенно когда Скотт дерётся с самим собой, буквально и метафорически. Поднимаются темы самоуважения, принятия себя, прощения, токсичных отношений. Благо, обошлось без нравоучений. Тем более, что многие из тем раскрываются через визуальное повествование (например, когда монтаж идёт в ритм диалога) и юмор.
И пару слов о дальнейшей судьбе франшизы. На волне успеха выпустили игру в жанре Beat'em'up. Она долгое время обходила ПК, но сейчас залетела и на боярскую платформу. А в 2023 появилась и вторая экранизация - "Скотт Пилигрим жмёт на газ", 8-серийный мультсериал от Netflix с альтернативным сюжетом: Скотт тут погибает в первой же схватке, а Рамона начинает расследование в надежде вытащить понравившегося ей парня с того света.
Спустя 15 лет после выхода «Скотта Пилигрима против всех» очевидно, что фильм ни капли не постарел. Он по-прежнему стильный, громкий и абсурдный, визитная карточка целого поколения, выросшего на играх и инди-роке. После него хочется взять в руки гитару или джойстик, или влюбиться в кого-то с необычным цветом волос. Если вы его пропустили или давно не пересматривали — самое время это исправить.
Сегодня вспоминаем культовый шутер от 3D Realms, где можно было стрелять по свиньям в полицейской форме, летать на джетпаке и кидаться деньгами в стриптизёрш. Duke Nukem 3D был третьей игрой в серии и одним из самых популярных представителей своего жанра наравне с первыми двумя Doom. Легенда своего времени, высоко оценённая тогда и не забытая сегодня.
Итак. По сути, это просто стрелялка от первого лица из девяностых, аналогичная тем же Doom или Wolfenstein. Но почему-то она выделялась. Происходило это благодаря трём факторам - главному герою, движку и дизайну. Разберём по порядку, попутно рассказывая об игровом процессе.
И начнём с первого фактора. При создании главного героя отошли от стандартного образа брутального вояки, спасающего мир, и сделали его до комичного крутым альфачом. Достаточно того факта, что мир он спасает не из человеколюбия, а из-за желания сохранить себе побольше женщин. Эмпатия и прочая ерунда ему чужда. Дюку вообще нет дела до гибели миллиардов землян, апокалиптические пейзажи не мешают ему шутить свои шутки и совать деньги танцовщицам. Он совершает подвиги просто чтобы быть крутым.
Кратко о сюжете. Действие происходит в альтернативных, слегка футуристичных девяностых. В один момент на Землю напала империя расы циклоидов. Захватчики принялись уничтожать мужское население, а женщин превращать в живые инкубаторы. Дюк как раз возвращался на Землю с другой миссии и был сбит над Лос-Анджелесом. Упав на крышу высотки, он встал на путь войны с незваными гостями. Вооружённый пистолетом, тестостероном и нарциссизмом.
Кстати, об антураже. По описанию может сложится ощущение, что перед нами комедия, но внезапно нет. Визуальный стиль и окружение здесь достаточно мрачные. Да, главный герой тут не очень серьёзный, но всё же инопланетное вторжение с геноцидом людей здесь показывают катастрофой. Пейзажи местами натурально постапокалиптические, умирающие девушки умоляют добить их, местами находим жуткие картины, вроде комнаты с повешенными людьми.
Вернёмся к сюжету, поговорим о главах. В изначальной версии их было три: L.A. Meltdown, Lunar Apocalypse и Shrapnel City. В них погуляем по постепенно разрушающимся Лос-Анджелесу, слетаем на Луну, а потом вернёмся обратно и убьём императора. Вторжение остановлено? Не тут то было: уже в конце 1996 года вышло переиздание Atomic Edition с четвёртой главой The Birth, где Дюк по заданию военных ищет новую королеву циклоидов (рождённую уже на нашей планете). Спустя 20 лет в рамках юбилейного переиздания вышла и пятая глава Alien World Order, где протагонист посетит разные места по всему миру (даже Москву) и убьёт уже третьего императора.
Московский уровень. Ричард Грей (Levellord) давно переехал в Россию и выразил так уважение к стране.
А если вы лютый фанат или вам просто понравилась игра, то к вашим услугам дополнительные эпизоды: в Duke It Out In D.C. мы отправимся в Вашингтон спасать президента, в Nuclear Winter повоюем с переметнувшимся Сантой, а а Duke Caribbean: Life’s A Beach постреляем свинок на курорте. Эпизоды качественные и во многом играются даже лучше оригинальных. Есть и более редкие эпизоды: Plug N’ Pray с отсылками к Тарантино и ужастикам, и уровень Penthouse Paradise — официальная коллаборация с одноимённым порнографическим журналом.
Структура уровней максимально проста - нужно пройти из точки А в точку Б и нажать на кнопку. Для этого мы убиваем врагов, ищем разноцветные ключи и решаем головоломки. Типичная стрелялка девяностых? Вот и нет - переходим ко второй особенности, движку Build Engine.
Немного контекста: в девяностые годы шутеры ещё не тянули полноценное 3D, но и чистыми 2D уже не являлись. Они были 2,5 мерными. Стены и крупные объекты были трёхмерными, а остальное делали из спрайтов (плоских рисунков). Это накладывало и технические ограничения, ведь локации по сути были едиными плоскостями с перепадами высот, имитирующими стены. 3D Realms же смогли сделать полноценные многоэтажные уровни, используя эти самые плоскости. Для этого разработали систему хорошо замаскированных порталов, переносящих игрока на другой этаж, технически являющийся отдельным куском карты. Система работала благодаря хорошему дизайну карт, не позволяющему заметить эту уловку.
А вот и третья особенность - дизайн, стилистика. Опять же, важно понимать контекст - в те времена в шутерах не было ни намёка на реализм окружения. Возьмите Quake, Unreal, да те же Doom'ы, там были какие-то непонятные лабиринты с озёрами кислоты и странной планировкой. Вроде бы научные базы, но поди пойми где тут спали, где работали, где в туалет ходили. Делали это осознанно, так было принято. А вот в Дюке Нюкеме мы попадаем на вполне понятные городские улицы, гуляем по кинотеатрам, полицейским участкам, метро и т.д. При этом был огромный уровень интерактивности окружения: из фонтанчиков для воды можно было пить, свет включался-выключался, зеркала отражали, камеры работали и позволяли разведывать локацию через терминалы. Даже сегодня такой проработкой мало проектов похвастаются.
Работал на атмосферу и звук. Лязг решёток, вой сирен, вопли врагов и ревущие двери создавали ощущение хаоса и живого мира. Но, конечно, главное — это голос Дюка. Джон Сент-Джон подарил персонажу ту самую харизму, сделав его настоящей поп-звездой. Его фразы, вроде "Hail to the king, baby!", давно стали мемами, а для игроков 90-х — культурным кодом.
Мультиплеер в DN3D был максимально простым, диким и весёлым. Взрывай друзей как хочешь, где хочешь и чем хочешь. Особенно весело было на картах с кучей ловушек и кнопок: можно было включить кран с кипятком или заложить лазерную мину прямо у двери и слушать, как он с матюками взрывается. Многие до сих пор вспоминают эти перестрелки как один из самых безбашенных мультиплееров своего времени.
Одной из причин долгой жизни Duke Nukem 3D стал встроенный редактор уровней — Build Editor. Он поставлялся вместе с игрой и был доступен любому, у кого хватало терпения и фантазии. Несмотря на свой не самый дружелюбный интерфейс, он позволял создавать что угодно: многоэтажные здания, секретки, ловушки, телепорты. Мододелы быстро поняли: Build даёт больше свободы, чем конкуренты. В результате вокруг Duke 3D быстро выросла сцена кастомных карт и тотальных конверсий, некоторые из которых до сих пор можно найти на ModDB. Даже спустя годы фанаты делают уровни, по проработке не уступающие оригинальным.
Пара слов о том, как сложилась судьба у серии. Если кратко, то неоднозначно: после успеха DN3D 3D Realms анонсировали сиквел Duke Nukem Forever и делали его ОЧЕНЬ много лет. Они публиковали трейлеры, скриншоты, давали обещания и, как это модно говорить сегодня, хайпили на успехе франшизы. В этот период она разрасталась новыми частями. Из крупного и значимого можно отметить добротный платформер Manhattan Project. Действительно стоящий проект. К сожалению груз амбиций стал таким большим, что студия его не выдержала, чуть не обанкротилась и потеряла права на серию. Перехватившие их Gearbox (авторы Borderlands) по быстрому доделали Forever и выпустили в 2011. Он получился спорным, его оценили фанаты, но раскритиковали остальные. В итоге франшиза была заморожена до лучших времён.
Хотя вот недавно в разработку запустили экранизацию с Джоном Синой в главной роли.
3D Realms не оставались в стороне и попытались сделать новую часть. Она планировалась с видом сверху, а Дюк должен был рассекать на байке. Но Gearbox пригрозили судом и Дюка заменили на другого персонажа, девушку с кибернетической рукой Шелли Харрисон. Так появилась Bombshell, позже получившая сиквелы Ion Fury и Phantom Fury.
А тяжело ли сегодня поиграть в Дюка? Проще простого. Над этим работают и правообладатели, и фанаты. Первые регулярно выпускают переиздания. Их было уже много. Из значимых можно отметить Megaton Edition от Devolver Digital и 20th Anniversary World Tour от Gearbox. Там изменена графика, добавлены новые рендеры и освещение, где-то перерисованы текстуры. Фанатских проектов тоже было немало, самые важные - eDuke32 и Red Nukem. Там есть и другие интересные вещи. Например, где-то заменили спрайтовые объекты окружения на воксели, а где-то добавили интересную штуку под названием Polymer HRP, позволяющую менять графику как угодно, вплоть до перевода игры в полное 3D (включая оружие и модели врагов).
Duke Nukem 3D — это не просто шутер. Это портрет эпохи, вызов всему унылому и серьёзному. Уровни, которые хочется исследовать; оружие, от которого расплываешься в улыбке; и герой, разносящий всё вокруг, выкрикивая свои фирменные фразы. 3D Realms подарили нам нечто дикое, крутое и незабываемое. И, честно говоря, оно до сих пор смотрится круче большинства современного уныния.
А ещё доказал, что шутер может быть не только про спинномозговую стрельбу, но и про стиль. Он показал путь к более живому и реалистичному окружению, к запоминающемуся герою и юмору. Без него не было бы Half-Life, Postal, Serious Sam. Он стал первым по-настоящему цитируемым шутером.
Сегодня вспомним старую стрелялку, обогнавшую своё время и ставшую Modern Warfare за 4 года до самой Modern Warfare.
В начале нулевых жанр военных шутеров в современном виде ещё не сложился. Тогда в принципе большинство шутеров были классическими мясными FPS (сегодня мы называем их бумер-шутерами), а вся милитари-тематика по большей части была представлена тактическими симуляторами, вроде Rainbow Six или Spec Ops (The Line, если что, 11 в серии).
И вот в 2003 году выходят сразу два значимых для жанра проекта - Call of Duty и Delta Force: Black Hawk Down (далее по тексту - BHD). Речь пойдёт о втором.
Немного контекста: Black Hawk Down стала пятой игрой в серии. Первые три части были типичными для того времени тактическими симуляторами, отличавшимися разве что большими картами, а четвёртая (Urban Warfare) стала экспериментом по превращению серьёзной тактики во что-то сюжетное.
А вот BHD стала развитием этой идеи и сохранила лишь часть старых механик, став предтечей современных постановочных милитари-шутеров. Но об этом ниже.
Игра основана на книге Марка Боудена "Падение чёрного ястреба - История современной войны". Она же легла в основу и фильма Ридли Скотта "Падение чёрного ястреба", но, вопреки некоторым заблуждениям, объект сегодняшней статьи не является адаптацией киноленты.
И так мы плавно переходим к сюжету, ведь тут его, вроде бы, меньше, чем в картине Скотта, но вот событий заметно больше. Фильм охватывал только битву в Могадишо и делал упор на сюжет и персонажей, тогда как игра показывает более масштабную и мрачную картину войны.
Действие происходит в 1993 году в Сомали. Попадаем мы туда, сопровождая колонну гуманитарной помощи где-то далеко от столицы, а дальше принимаем участие в разных миссиях. И склады с оружием будем уничтожать, и мосты взрывать, и даже корабль один утопим. Но всё же рано или поздно нас заносит в Могадишо — и именно там начинаются основные приключения. Это примерно последняя треть компании. В финале нас даже ждёт немного альтернативной истории, но это уже спойлер.
Сюжет доносится через радио-переговоры и брифинги. Ну как брифинги - на экране загрузке мы видим столы с бумажками, где написана обстановка и условия предстоящей операции. А вот как таковых персонажей нет, мы выступаем в роли безымянной болванки и бегаем среди таких же молчаливых сослуживцев. Даже фамилий над головами не пишут, как принято сегодня. Но оно и не нужно, ведь мы здесь ради игрового процесса.
BHD была переходной стадией между чисто тактическими предыдущими частями и ещё не вышедшими на тот момент Modern Warfare. Нормальных (в современном понимании) катсцен тогда ещё не было, но какая-никакая постановка присутствовала: то и дело летали заскриптованные вертолёты, катались автоколонны, набигали орды врагов. По современным меркам это не просто норма, это база базовая, потому как все шутеры сегодня завязаны на скриптах, но в 2004 это было очень свежо и круто. При этом само построение уровней было классическим, когда они практически не были ограничены невидимыми стенами и завалами: вы могли в любой момент вернуться хоть в самое начало миссии.
Из классических геймплейных механик были: ручные (ограниченные) сохранения, выбор оружия перед уровнем и невозможность забирать его у поверженных врагов, лечение аптечками, подбирание коробок с патронами как в девяностых, ну и конечно же возможность управлять отрядом солдат. Да, за нами почти всегда ходит группа из 3-4 бойцов. Можно вообще забить на них и не обращать внимание, а можно отдавать команды.
Ещё есть мирные жители. Много мирных жителей. Битвы в большинстве случае происходят прямо на улицах городов и нужно постараться, чтобы случайно не цеплять бегающих под ногами гражданских во время перестрелок. Игра даже предусматривает допустимые потери среди гражданских на каждую операцию.
Стоит ещё отметить, что настроение миссий отличается в трёх компаниях. Основная сомалийская, это экшен с кучей взрывов и тысячами врагов на каждом уровне; колумбийская напротив делает ставку на стелс. Исключение иранская компания, там есть и стелс миссии (вроде той самой на нефтяной вышке), и экшен (вроде эпической битвы в пустыне с отстрелом шахидов).
Ах да, тут есть две дополнительные компании. Они вышли в 2004 году в рамках дополнения "Team Sabre". В одной мы боремся с наркокартелями в Колумбии, в другой свергаем мятежного генерала в Иране. Сегодня BHD уже не воспринимается отдельно от этого DLC.
Был тут и мультиплеер — на 32 игрока, с классическими режимами вроде захвата флага и удержания точки. Карты, как и в сингле, напоминали реальные городские кварталы, а бои часто превращались в хаотичную стрельбу с обстрелами из окон, переулков и крыш. Это был ещё не Battlefield, но уже что-то большее, чем просто deathmatch на складе контейнеров.
Графика по меркам 2003 года была не самой плохой, даже на фоне вышедшей в тот же год первой COD. Была и своя уникальная атмосфера: блеклые цвета, выжженные солнцем улицы, плотная застройка, откуда в любой момент могут выбежать парни с АК-47. Пыль висит в воздухе, вертолёты ревут над головой — всё это создаёт ощущение участия в реальной операции, а не в перестрелке из боевика. Особенно дополняла атмосферу проработка локаций: когда мы летим по пустыне на вертолёте и посреди бесконечного ничего видим деревню в пару улиц и приземляемся её зачищать. Ощущается намного лучше, чем глянцевые разрушающиеся мегаполисы.
Звук тоже играл роль: треск автоматов, рёв вертолётов, вопли по рации — всё это создаёт ощущение настоящего хаоса. Музыка использовалась сдержанно, чтобы не мешать напряжению. Но отдельно нужно упомянуть основную звуковую тему, играющую в меню, шедевральна до сих пор.
Стоит сказать пару слов о том, как сложилась судьба у серии после этой части. Novalogic несколько лет работали над шестой частью - Delta Force: Angel Falls, рассказывающей о войне в Южной Америке. Параллельно были выпущены спин-оффы: "Joint Operations: Typhoon Rising" и "Joint Operations: Escalation". Они были сконцентрированы на мультиплеере и прославились тем, что стали одними из самых масштабных мультиплеерных шутеров в истории. А ещё были выпущены "Delta Force: Xtreme" и "Delta Force: Xtreme 2". Первый был ремейком первой части с добавлением целой кучи механик и переносом на актуальный движок, а вторая уже могла похвастаться оригинальным сюжетом.
И вот тут случилась проблема, потому что вторая Xtreme провалилась с таким треском, что Novalogic обанкротилась и закрыла отдел разработки. Соответственно Angel Falls отменили, а права на серию повисли в воздухе и спустя много лет отошли китайцам из Tencent. В 2024 году ими был выпущен фритуплейный онлайн-перезапуск серии в футуристичном сеттинге. Но и про старых фанатов не забыли. В начале 2025 для этого перезапуска вышла кооперативная сюжетная компания "Чёрный ястреб", рассказывающая про войну в Сомали. По сути - ремейк BHD, но с оговорками.
К сожалению, мы уже не увидим возвращение Delta Force в том виде, в котором она была тогда. Novalogic не стали вкладываться во франшизу так, как это сделали Activision, включив конвейер и задействовав несколько студий. А могли бы тоже выпускать по одной части в год, понемногу дорабатывая движок и была бы у нас сегодня уже 27 часть Delta Force, а так ограничилось всё дополнением и неудачной дилогией Xtreme. Что иронично — китайцы из Tencent сделали для продвижения бренда Delta Force больше, чем американцы из Novalogic, особенно среди молодой аудитории.
А ещё в 2025 году вышел Dagger Directive - духовный наследник оригинальных Delta Force, сделанный одним человеком. Понравится тем, кому захотелось понастальгировать.
До Modern Warfare было ещё четыре года. До Battlefield 2 — два. Даже первая Ghost Recon выглядела тогда менее кинематографично. Играть в Black Hawk Down сегодня — это как заглянуть в прошлое военных шутеров, до того, как всё превратилось в цирк под названием Call of Duty (относительно исправившийся в последние годы) и тотального упора на донатно-лутбоксный онлайн. Это простой боевик с серьёзной темой, в котором война ощущается не как аттракцион, а как задача: выжить и выполнить приказ. Да, графика устарела, механики местами угловаты, но дух настоящей военной игры здесь жив до сих пор.