MegetSalem

MegetSalem

На Пикабу
поставил 10 плюсов и 8 минусов
185 рейтинг 2 подписчика 4 подписки 8 постов 0 в горячем

Дівки гуляли, шубу порвали

Ежегодный песенный конкурс благополучно пережил повсеместную хворь и гордой походкой, минуя брюки-клёш, Клеопатру и пиксельную Исландию, двинулся дальше. Евровидение 2021 г. вызвало очередную волну восторга, хейта, где-то несправедливых и заслуженных оценок зрителей. Но большинство из них оказались очарованы непередаваемой манерой пения солистки украинской группы Go_A. Её выход с пеней «Шум» — сильный, вкупе с необычным тембром голоса, этническими мотивами и дикими танцами, оказал гипнотическое воздействие на представителей разных стран. Шквал комментариев по типу «Amazing, good luck in final, friends. From Poland” и «Не понимаю, о чём поют, но слушаю уже 100 раз» — побудило меня осветить в этой статье то, о чём же всё-таки поёт Екатерина Павленко и почему её песня восхитила огромное – огромное множество.

Само название песни «Шум» заставляет задуматься, кто же такой этот Шум. Помехи, в привычном понимании? Или чьё-то имя? А может, очередное молодёжно-сленговое слово, за которым мы не уследили? Нет и нет. Шум, о котором поёт Екатерина — это весенний дух, иначе говоря, сам Лес, пробуждённый от зимней спячки. Наши предки-славяне верили, что Лес – Шум – это обитель духов и божеств, в том числе богинь Лели и Лады, которые олицетворяют собою весну, лес, плодородие и юность.

Первая строка песни гласит «А у нашего Шума зеленая шуба». Казалось бы, логика прослеживается: мы разобрались, что Шум – это лес, а значит шуба – его листья, ветви и кроны. Не совсем так. Строка отсылает нас к древнему обряду. 25 марта, в день пробуждения Матери – Земли, славяне отмечали «День Шума». Сопровождался этот праздник ежегодным ритуалом, когда предварительно выбранный мальчик или девочка наряжался в зелёную шубу — самодельный хомут изо льна, цветов и листьев — олицетворяя самого духа Шума и участвуя в танцах и игрищах, вместе с остальными ребятами. Сама Екатерина выходит на сцену в некоем зелёном одеянии, отдалённо напоминающем зелёную шубу. Она — тот избранный, который оповещает зрителей о приходе весны, славя Шума. Хороводы в день празднества сопровождались закликаниями, заговорами или веснянками, в которых неоднократно звучали шипящие звуки, имитирующие шелест распустившейся листвы: «Iшли дiвчата Шума заплiтати», «а в ношого Шума зеленая шуба», «Шум-Шумлячiй»[1]. Делалось это для того, чтобы завлечь весну, которая поскорее пробудит природу от спячки.

Обратимся к следующим строкам песни: «Сію-вію, сію-вію конопелечки», в переводе: «сею-вею, сею-вею, коноплю». Критики сочли эти строки неприемлемыми, имеющими явный «наркотический» подтекст. На самом деле, ничего пагубного в них нет, но почему же поётся именно про это растение? Потому что конопля — культура, которая стала известна славянам (не только восточным) гораздо раньше, чем лён. Она давала намного больше, в том числе дохода от её экспорта. К тому же, конопля, перед тем, как превратиться из семени в полотно, преодолевала труднейший и долгий путь, сопровождающийся циклом магических обрядов, иначе — перерождалась[2]. Точно так же перерождалась и обновлялась человеческая сущность с приходом весны.

Поётся и ещё об одном растении — барвинке: «Зеленим барвінком та й застелися». Из барвинка девушки плели венки для весенних хороводов, а своим суженым украшали им головные уборы. Растение связывали с жизненной силой, вешали его на обрядовые деревья и использовали для укрепления чувств[3].

Теперь поговорим о цвете. В песне упоминается зелёный цвет — «сію-вію зеленесенькі», «зеленая шуба», отсылая к весне, победе добра над злом, красоте, урожаю, природе и воскресению. Зелёный цвет — это Мировое Древо и Лес. Это — сам Шум, его одежда и облик.

Нельзя не заметить, что вся песня буквально пронизана идеей о перерождении человека, который, подобно лесу, обновляется с приходом весны, сбрасывая старую листву и обрастая новой. Это подчёркивает непосредственную близость людей с природой, их постоянные циклы возрождения. Go_A демонстрирует посев, загребая рукой зерно, следом — пробуждение леса, и, в конце, восход солнца — переход к весеннему циклу, оттепель, Шум. Обряды и закликания интересны сами по себе своей неоднозначностью и таинственностью. А мощнейший вокал Екатерины Павленко и этническая мелодия в исполнении Игоря Диденчука, дополнили целостность, образовав в восприятии зрителей первобытную, дикую, невероятно красивую картину.


[1] Лановик М.Б. Украинское устное народное творчество. 2005. – 591 с.

[2] Семенова М.В. Мы – Славяне. Азбука, Спб. 2017. – 560 с.

[3] Усачева В. В., Барвинок // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. — М.: Междунар. отношения, 2002

Дівки гуляли, шубу порвали Евровидение, Евровидение 2021, Мифология, Фольклор, История, Культура, Украина, Длиннопост
Показать полностью 1

The wild wild berry

Вижу, милый, пришёл нынче ты с охоты – бледнолиц, синегуб, измотан, и я вижу, что тяжко тебе внутри; сбрось свой лук, да приляг на топчан, поспи. Видят боги: проснёшься и станет легче… «больно, мама» - хватается он за плечи и кричит, как кричит свиязь. Долго корчился он, постанывая и смеясь, да сознался: «испробовал я паслёна». Прокричала вдали ворона - не то мать заревела с горя, оседая на пол и вторя: «вы, глупцы молодые, вам лишь бы набить желудок, двадцать зим миновало, а твой рассудок, так и не стал яснее; лучше б жабьего мяса отведал да посытнее!»…

Вижу, милый, пришла за тобою смерть – ты боролся смело, но всё же упал на твердь, и я вижу – сковала тебя могила, толпы шли, только та, что тебя любила, не пришла проститься и, видит Тюр, все ветра пронзают скорбный её велюр, а верёвка тихо скрипит на шее… Не случилось верность сберечь той деве; поплатилась казнью за грех и блуд – все, кто мимо пройдёт, клянут и плюются, бранятся под веткой клёна…

а в копне её - ветвь паслёна.

*По мотивам шотландской народной баллады "Лорд Рэндэл".

О Генриховых жёнах

Разведена, обезглавлена, умерла,

Разведена, обезглавлена, выжила.

Пятикратно помин отзвучал,

На шестой грохот тризны стал тише.

Красива, пригожа, умна,

Красива, любезна, капризна.

Пятикратно клялись «я честна»,

На шестой отвечали: «корыстна».

Поцелуи, объятия, дети,

Поцелуи, ласки, поталь.

Пятикратно млели от меди,

На шестой вожделели янтарь.

Развёлся, казнил, пережил,

Развёлся, казнил, скончался.

Пять скелетов в шкафу схоронил,

А шестым и сам оказался.

Обряд

Говорила мать мне: «таков обряд, перед свадьбой утром отправься в лес,

Собери горсть черники, шелковицы, бузины,

Да гляди, чтоб не спутал дороги бес!

Уж вернись до тех пор, пока суженый видит сны».


Говорила мать мне: «таков обряд, испеки из тех ягод пахучий хлеб,

Преломи его, уведи от себя напасть,

И избавься от горьких кошмарных бед,

Да не даст наш обычай тебе пропасть».


Говорила мать мне: «таков обряд, все остатки хлеба зарой в саду;

Отгони всех собак, не рассказывай брату, мне,

Где покоится то, что снимет невзгод чреду,

Повезёт – так древо взойдёт к весне».


Говорила мать мне: «такая жизнь, не любовь должна вести тебя, а судьба,

Преступи через гордость, смири свой нрав,

Согласись звать себя не «дева красная», а «жена»,

Пусть и твой наречённый постыл, не брав».


Говорила мать мне: «спи крепко, дочь. Не смогли уберечь тебя ни обряды, ни чудеса,

Волчьим лыком и тисом пахнет предсвадебный каравай:

Нежеланный супруг прячет полные слёз глаза,

На холме твоём костяники высится урожай».

Показать полностью

Последний танец

Каждый её танец был последним. Вернее, будто бы последним – она вкладывалась в любимое дело на сто, двести процентов и заставляла полюбить его других. И другие любили.

Зрители завороженно смотрели на мельтешение её многочисленных юбок: красных, чёрных, снова красных; с оборкой, прямых, собранных у щиколотки. Будто чёрно-алый ураган она проносилась с лёгкостью, не шагая по арене, а порхая. Её руки… Кастаньеты не были музыкальным инструментом в её руках – они были частью её пальцев – тонких, ловких, слишком быстрых, чтобы уследить за каждым движением. Неуловимым движением. Стук правым каблуком. Левым. Снова правым. Не она дополняла гитару, гитара дополняла её. Она меркла на фоне страстной корриды; её струны заглушались топотом пары стройных ножек. Самых изящных во всей Жироне. Её грации завидовали многие. Восхищались красотой – абсолютно все. И я погубил то, что было дорого им. Её танец. Очарование. Утончённость. Я погубил её.


Мы работали в паре задолго до того, как её известность облетела вокруг всей Испании. Я был отчаянным матадором – грозой bos taurus и любимцем женщин. Она – моей музой, исполняющей посмертный пасодобль, сразу же после гибели моего главного и, пожалуй, единственного противника – быка. Её танец на крови умершего вызывал восторг среди публики: пожалуй, больший, чем во время корриды. И я ненавидел её за это. Ненавидел за оттеснение моей славы. Ненавидел за улыбку на лицах зрителей. Ненавидел её и… любил.

В тот день – роковой для неё, мы выступали на главной арене Жироны. Красотой сравнимой лишь с той, которую воспевал Готье. Народа набежало уйма: как, впрочем, на любое из наших выступлений. Я слышал призыв начать шоу. Мои руки дрожали от нетерпения. Я мечтал поскорее расправиться с туром, вонзить шпагу в его огроменную шею, окропить его кровью песок. Она же была спокойна, молчалива и бледна, словно изъята из мрамора. Она никогда не желала мне удачи. Потому что была уверенна во мне и без лишних слов. А я был уверен в ней. В её ошеломляющем успехе. В успехе, который затмит мою победу. Снова. Нашему тандему завидовали многие тореадоры и это мне льстило. А ей было безразлично.

Я вышел на арену тогда, когда солнце достигло зенита. Под шквал аплодисментов, под рёв очередного быка – тринадцатого, на моём веку – я радовал зрителей неподражаемым капоте. Мой плащ скользил из левой руки в правую, делал восьмёрку в воздухе, путал разъярённое животное и сбивал с толку. Краем глаза я замечал её. Её ладони беспрестанно хлопали. Губы шевелились, выкрикивая слова восхищения моим мастерством. Искренне, в отличие от всех.

Терция бандерилий была вверена моим бандерильеро: совсем молодые ребята. На моём фоне они смотрелись смешно. Так бы сказала и она. И пусть я не мог слышать её слов сейчас, по её виду – недовольному, отстранённому, я понимал одно: она ждёт моего выхода. Она ждёт меня.


Терция смерти началась нескоро. И всё же, я успел как следует подготовиться, взбодриться, унять своё нетерпение и обнажить шпагу. Измученное животное лежало передо мной. Я смотрел в его глаза, а оно, тяжело дыша, глядело на меня. Моя рука вознеслась над его рогами, но прежде, чем опуститься, я услышал возгласы: «Давай быстрее!», «Мы хотим видеть Фиделию!», «Нам нужен танец!». Моё сердце застучало быстрее. Глаза налились кровью. Я ощущал себя быком, возвышающимся над ничтожным человеком. Уставшим. Молящим о смерти. Но я не услышал его мольбу. И я не дал ему умереть. Моя шпага опустилась и вонзилась в тело быка – лишь только ранив его. Успокоив и погрузив в беспамятство своего врага, я вышел на поклон. Я не слышал криков восхищения, не слышал водопад хлопков. Не слышал ничего, кроме заигравших струн гитары. Её выход. Народ начал рукоплескать с двойной силой. Не с такой, с какой отмечал мой преждевременный триумф. Я удалился с арены.

Её юбки зашелестели снова, каблуки застучали особенно громко. Кастаньеты начали прыгать: от пальца к пальцу, завораживая толпу. Всех до единого. Стук правым каблуком. Левым. Снова правым. Шум взбудоражил зрителей. И привёл в чувство быка...


Я не помнил подробностей, разве что некоторые. В этот раз гитару заглушил не стук её каблуков, а рёв очнувшегося тура. Арена повязла в гробовой тишине, которая после сменилась криком – ужасным, леденящим душу. Криком, который снится мне и по сей день. Я не помнил подробностей. Только мельтешение её юбок: красных, чёрных, снова красных. Ураган опять пронёсся с лёгкостью. Но в этот раз он был не привычного чёрно – алого цвета. Он был багряным. Даже погружённой в предсмертную агонию, она в сто крат была прекраснее меня. Её выступление – прощальное, но завершившееся «от и до», оказалось настоящим фурором. Как я себе и представлял, песок окропился кровью. Но не моего врага, а моего друга. Моей любви. Моей жертвы. Со временем она отмоется от земли, бортов, и одежды. Но с моих рук – никогда. С памяти моих зрителей – ни за что. Я погубил то, что было дорого им. Её танец. Очарование. Утончённость. Я погубил её.

Показать полностью

Оборотное

Не воротишься, не воротишься, убежишь. Знала я, что ступаю на путь иной; кровь, слёзы, всхлипы, рёв похоронных песен: винят супостат, метят искры, злятся, топчут на них ногой. Я держала, держала тебя в застенке. Не давала проходу, просила смирить свой нрав. У богов канючила, билась челом, молила: «Лада, Млада, подайте ж силы. Зрети: запутался, оплошался, знать на гнев сменял — перестал быть прав». Да не слышат, не слышат боги. Воротятся ко мне спиной, да в ответ лишь молвят: «Как за зверя просить посмела? Он ветрами подшит, ретивый; гладный, жадный, весь из себя дурной». Да почём, да почём же знать вам? Кто хоть раз заговаривал с ним? Видят — лик сплошь рубцами покрытый; космы, лохмы, щетина в три пяди, оскал. А в душе? Не жесток он, раним. Да вечорой, вечорой тёмной, он бранится с луной до утра. Воет, клык обнажает, агрится, сродне вьялице льстится, путляет, да танцует в тени у костра. На заре воротится в хату — скинет шкуру, бросит поодаль меч; улыбнётся, лучину потушит разом, в два шага добредёт до лежанки, да коснётся губами плеч. Да не зол, да не зол он сроду! Перестаньте, люди, балакать и гнать взашей. Посчитали зверьём — так ладно, обортным прозвали — пусть, но любовь, что чиста и желанна, всё-равно в мириад раз сильней. Я люблю, и люблю так рьяно, что в стыды вгоню, только знай. В волчьем вое мне слышится голос: песни, строки, баллады, эклог, в человечьем же слышу я лай.


Не глупец напутствию внемлет: коль красив ты и на дух приятен — получай и почесть и знать. Если схож ты обличием с волком, если грозен твой взгляд, а десницы грубы; если рост исполинский, манеры дурны - не захочет тебя никто знать.

О монстрах

- Хочешь, я расскажу тебе сказку? Жуткую, как ты любишь.

В ней не будет прекрасных принцев и куртуазных песен.

В ней не будет мудрых притчей о том, как себя ты губишь,

И не будет бесстыжих врак, что мир – чудесен.


Хочешь услышать о монстрах? Злобных, каких ненавидишь.

О тех, что приходят ночью, вступают в смертельную схватку,

Воют, грозятся каким-то «разводом», пока ты спишь, а на утро…

Истерзанные и больные, плетутся в берлогу шатко.


Хочешь услышать о замке? Это твой дом и твоя обитель.

Монстры не любят делиться – в их берлоге место двоим,

Монстры не любят тебя, им чуждо слово «родитель»,

А в замке тебя уважают: по праву считают своим.


Хочешь услышать о жителях, что населяют замок?

Их судьбы схожи с твоей: они стали жертвой монстров.

Терпели их крики, нападки, расправу с собой вдобавок,

Последней же каплей стал нож; в спину воткнутый, острый.


Хочешь услышать о том, что тебя ждёт после?

Сейчас ты боишься, ты слаб, не готов покидать свою крепость,

Но, пройдя долгий путь, станешь взрослым,

Укротишь в себе гнев и свирепость.


Спустя годы встретишь ты монстров; случайно, в метро или парке.

Но не почувствуешь страха и прочей спеси,

И не заденут тебя их пустые глаза и пустые ремарки;

Ведь в замке тебя отучили от жажды мести.

Показать полностью

Le duel

I.

Я вызвал его на дуэль сразу после того, как узнал, что он осквернил честь моей дамы. И не просто осквернил! Он соблазнил её самым наглым образом: пробравшись ночью через балкон, в открытое окно, к её постели; сняв свою рубашку, а после и её – совсем лёгкую сорочку, которая… нет. Я не могу. Услышав эту историю из уст моей благоверной, я налился кровью от ушей до кончиков пальцев. Тянуть с отмщением не стал. Нашёл этого проходимца в таверне неподалёку – он пил местную брагу и громко хохотал над пареньком – студентиком, который проиграл ему целое состояние и теперь сидел, взявшись за голову обеими руками, уставившись в стол. Вокруг него стояло четыре пустых кружки. Вокруг проходимца – с десяток.

- Вы, сударь! – начал было я, на ходу ткнув пальцем в грудь негодника, - я вызываю вас на дуэль. Сейчас же!

Смех проходимца стих: студентик же напротив, несколько приободрился, вероятнее всего надеясь, что победителю вскоре не понадобятся его последние утраченные деньги.

- Сейчас же! – снова повторил я, притопнув сапогом. Проходимец поднял указательный палец вверх, призывая меня подождать с дуэлью. Смочив вьющиеся усы в одиннадцатой кружке с брагой, он громко отрыгнул и с грохотом поставил кружку на стол. Студентик взвизгнул.

- Ты? – уточнил проходимец, поднимаясь из-за стола и смотря на меня сверху вниз. Мне пришлось задрать голову и придержать очки, которые тотчас оказались в каплях, падающих с усов негодника. Кто-то из толпы шепнул «lui cul»*, очевидно, адресовав мне, но я посчитал это преувеличением. Однако напрасно.

Не дождавшись уточнения, здоровяк пнул меня под дых и одним только взмахом оставил отпечаток своего кулака под глазом, где прежде находились очки. Теперь они валялись под столом, рядом с каким-то пьяницей. Через минуту валялся и я, у двери таверны, в грязи. Я засыпал, видя перед глазами уйму неуловимых звёзд. Они бегали из стороны в сторону, пока на их фоне не возник портрет моей любимой. Её ангельское лицо улыбалось мне, а я улыбался ему. Но через секунду картина переменилась: я увидел на её личике слёзы, оскал, мольбу о помощи, крики, звук рвущейся одежды… Я открыл глаза. Вскочив на ноги, вытер лицо от грязи и, хватаясь за стену, поплёлся обратно в таверну. Картина не поменялась: негодяй пил, студентик держался за голову.

- Я сказал – дуэль! – через силу вымолвил я, бросая перчатку поверх стола. Выигранные деньги разлетелись по полу: студентик снова ободрился.

- Какой неугомонный, - отмахнулся здоровяк, однако перчатку поднял. Правда, тотчас мне прилетело ею по носу, но последующие слова подействовали, как лекарство:

- Принимаю. Если хотите, чтобы я накостылял вам не с руки, а с пистоля, будь посему, ваше благородие.

Я отсалютовал негоднику и радостно сообщил, предвкушая скорую расплату:

- Роща Пемпон. Завтра. Полдень.

Развернувшись на носках, я бодро вышел из таверны и, за неимением очков, на ощупь побрёл до кибитки. Ожидание съедало меня изнутри.

II.

- Я отстою твою честь, моя донна! – гордо заявлял я, спотыкаясь об ухабы и камни. Нынче поднялся буйный ветер, потому ветви хлестали меня по лицу так же нещадно, как вчерашний негодник перчаткой, с разницей в том, что сделал он это единожды.

- Эй, дуэлянт! – послышалось откуда-то снизу. Я поправил очки, цилиндр и двинулся на голос: внизу, на зелёной поляне, уже стоял здоровяк. Он держал свои огромные лапы в карманах и мотал мне головой, красноречиво призывая спуститься. Так я и поступил: аккуратно, шажочек за шажочком, преодолев покатистый склон, я поравнялся с негодником. Схватившись за сердце – отдышался.

- Слышь, дуэлянт, - прохрипел громила, выплёвывая колосок изо рта, - давай я тебя по-быстрому прикончу и пойду. Мне это… ещё вчерашнего пацана ловить, с моими выигранными деньгами.

- Хорошо, - немедля, согласился я: вынув из кобуры пистолет, осмотрел его на погрешности. Таковых не оказалось.

Негодник сделал тоже самое: осмотрел своё оружие вдоль и поперёк и подошёл ко мне.

- Пять шагов, - напомнил я, глядя на верзилу снизу вверх. Его усы легонько колыхались на ветру, в отличии от напомаженных рыжих волос, отблеск которых слепил мне глаза при свете солнца. – Пять. Шагов.

Негодяй усмехнулся и повернулся ко мне спиной. Я повернулся к нему. Каждый из нас сделал шаг в обратные друг от друга стороны. Второй. Третий. Четвёртый. Пятый. Ловким движением я поправил очки, развернулся и, нацелив пистолет в сердце негоднику, зажмурился и нажал на курок. Выстрел был совершён. Я открыл глаза. Посмотрел на верзилу: его пистолет был спрятан в кобуру, на лице сверкала ухмылка, фрак был предательски чист. Тогда я почувствовал жгучую боль в области собственной спины; перевёл взгляд на себя и громко охнул: мой белоснежный жилет был залит кровью. Огромное пятно распространялось по всему туловищу. Стало ясно: пуля прошла на вылет, вошла в спину. Я попытался сохранить равновесие и обернуться: и то, и другое удалось мне с трудом, но я смог. О, Mon dieu**, лучше бы я этого не делал! Позади меня стояла она. Мой взгляд встретился с её лучезарным взглядом – взглядом сущего ангела, прячущим под белокурой шевелюрой дьявольски – огромные рога. Моя дама. Моя благоверная. Она смотрела на меня и сжимала пистолет, из дула которого до сих пор выходила тонкая ниточка дыма.

- Моя донна… - только и успел прохрипеть я, но дыхание перехватило. Я свалился наземь, выронил оружие; мой взгляд беспомощно упёрся в солнце, но слух до сих пор оставался мне верен:

- Ma chérie***, наконец-то мы от него избавились, - пролепетала моя суженная и её шаги, словно порхание бабочки, пронеслись над моим ухом. Я слышал залп поцелуев и женский смех; звонкий шлепок и нетерпеливое рычание.

- В следующий раз, душенька, узнавайте точную дату приезда вашего благоверного, - поцеловав какую-то часть тела моего ангела – какую точно, понять я не смог – мерзавец громко хмыкнул: - этот ведь уже третий.
______________________________________________________________________________________________________
* Ему задница (франц.);
** О, мой Бог! (франц.);
*** Дорогой мой (франц.).


P.S. Данный пост - дебютный, прошу судить, но не со всей строгостью.~
Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!