Как снять промо видео без единой копейки в кармане (для чайников, таких как мы)
Привет всем. Мы – команда типичных StartUpеров (хотя сейчас стыдно такое говорить при встрече…), то есть типичных технарей, скромных тихих интровертов. Мы делаем свой IT-продукт, и по его готовности столкнулись с главной сложностью: мало сделать хороший продукт – нужно найти способ рассказать о нем потребителям и заказчикам. И тут-то мы и застряли. Опыта в медиа-продвижении ни у кого из команды не было, и живых денег мы уже давно не видели (кризис все таки – выживаем как можем). Потому встал вопрос – как сделать промо-ролик не потратив ни копейки – своими силами. И теперь хочу поделиться этим веселым и хорошим опытом с вами.
Зачем?
Для начала вы должны ответить себе на главный вопрос – ЗАЧЕМ вам видео-ролик. Потому что именно ответ на этот вопрос определяет все его содержание и ключевую идею. И не менее главное, определяет – для КОГО вы его создаете, а соответственно и ЧТО именно вы им хотите показать. К примеру: у нашего проекта есть две целевые аудитории (желательно перед прочтением уже посмотреть результат нашей работы) – это поставщики строительных и отделочных материалов; и непосредственно покупатели этих строительных и отделочных материалов.
Эти две ЦА (Целевые аудитории) и определили ЧТО мы хотим показать. Это существующую проблематику ЦА и работу нашего приложения, способного эти проблемы решить.
Идея, концепция видеоролика.
Теперь необходимо придумать концепцию видеоролика – для этого легче и лучше всего взять существующие образы и известные киноприемы. Мы взяли классический сюжет фильма «Крестный отец». Этот антураж легко узнаваем и сразу дает эмоциональную привязку к событию на видео. Плюс гораздо легче продумать реквизит и образы главных героев.
Сценарий.
На этот этапе вам понадобиться помощь всех творчески заряженных друзей с хорошей фантазией – потому как процесс написания сценария очень сложен. Вам пригодиться схема классического построения сюжета:
- завязка (поясняющая где происходит действие, вводящее в действие героев, поясняя кто и они);
- кульминация (пик развития событий, противостояния);
- развязка;
- эпилог (добивочка).
Более сложные структуры вряд ли понадобятся, в противном случае вам надо искать статьи на тему как снять свой фильм.
Помимо структуры вы должны учитывать эмоциональный контекст действия. То есть те или иные эмоции, которые рождаются при просмотре видео. Самый лучший способ запомнить и порадовать – делать видео с юмором – он должен легко и ненавязчиво вплетаться в сюжет. Есть очень сильные эмоции – грусть, жалость и сопереживания. Очень много социальной рекламы построено на этих эмоциях, но учитывайте, что после просмотра таких роликов зритель будет чувствовать себя опустошенным и выжатым (как лимон после асфальт укладочного катка).
Когда сценарий написан, будет ошибкой думать, что он закончен. Теперь необходимо сделать читку по ролям (желательно засекая время). И прилизать абсолютно все формулировки, избавившись от лишних слов, или слов, не свойственных образам персонажей. Так же необходимо избавиться от лишних сцен и реплик, сделав действие максимально лаконичней и содержательней. К примеру черновой сценарий был расписан на 4,5 минуты. Но после вычитки и приглаживания осталось 2,5 минуты.
Раскадровка.
Когда сценарий готов, необходимо подготовить посекундную раскадровку – это таблица со следующими столбцами: Номер кадра, секунды, план камеры 1, план камеры 2, план камеры 3, действие, звук. Это очень поможет непосредственно во время самого процесса сьемок, упорядочив сам процесс.
Актеры.
Позовите всех друзей, готовых откликнуться и помочь и устройте общие слушанья. Вы будете удивлены, как много талантов скрыто в ваших друзьях. В тайне многие мечтают попробовать себя в сьемках и вы быстро подберете актерский состав. Но надо быть честными, и отдавать ту или иную роль не тому кто больше просит, а тому у кого действительно лучше получается войти в образ. Раздайте всем актерам сценарий и дайте время (день или два) на то, что бы выучить слова.
Репетиции.
Репетиции очень важны. Должно быть не менее трех репетиций для качественной отработки всех деталей: мизансцен (изначального расположения вещей и героев в кадре при появлении), их реплик, интонаций, мимики и жестов. Плюс важно отрабатывать не только тому персонажу, кто будет в кадре но и тем кто на заднем фоне, дабы все действие было живым.
Подготовка к съемкам.
Не менее важный процесс – это подготовка к съемке. Необходимо продумать и подготовить весь реквизит и площадку для сьемок (на площадку нужно заранее пробно выехать и сделать несколько кадров, что бы увидеть получаемую картинку и проверить освещенность). Заранее подготовьте одежду для персонажей, предметы мебели и просто все то, что должно попасть в кадр.
Теперь отдельно поговорим о свете – его нужно готовить отдельно. К примеру мы, не найдя у знакомых фотографов и друзей правильную лампу, дающую нужный свет – просто сделали ее сами. Стоило это всего 2000 тенге (400 рублей). Купили провода, цоколь, вилку, нужной мощности лампу и старый бракованный плафон. Из всего этого слепили хорошую лампу, дающую направленный свет. Это может любой парень, заставший уроки труда старосоветского формата.
Камеры для сьемок – тут лучше всего обратиться за помощью к друзьям. Нам повезло и у нас был хороший старый друг, который сделал отличную собственную студию звукозаписи. Именно он согласился помочь нам, и познакомил с двумя талантливыми видео операторами. Все они согласились помочь, зная, что когда им понадобиться наша IT-шная помощь, – они смогут на нас рассчитывать. Но думаю немаловажным фактором был огонь в наших глазах и увлеченность делом, которое мы делаем – это всегда позитивно влияет на желание других помочь вам. Помните, что большинство людей изначально очень хорошие и чаще готовы откликнуться на просьбу, нежели чем отказать.
Для сьемок лучше всего заручиться поддержкой двух-трех операторов, либо попросить на день-два видеокамеры.
Съемочный процесс.
Итак, все готово к съемкам, мебель и атрибуты все расставлены, актеры одеты, видеоаппаратура и свет установлены (очень важно пользоваться штативами – это даст качественную картинку без дерганий и колебаний). И даже легкая закуска и кофе заранее приготовленные стоят на столе в сторонке (что не менее важно).
Проводите съемки покадрово в соответствии с раскадровкой. Не бойтесь делать много дублей. Принцип снять все с первого дубля плох. Не бойтесь пробовать разные вариации каждого дубля, что бы было из чего выбирать при монтаже. К примеру, фразу "Нам надо расширяться, нужны новые рынки" делали более 30 раз. И это нормально. В нашем случае съемки длились 6 часов плотной работы. И это все ради двух минут видео.