Женщина - друг человека, или о чем говорили Древнеиндийские законодатели. Ч. 1

Введение

Намедни, в лиге историков, был опубликован интересный пост о законах хеттов, защищающих честь женщин. Ознакомиться с ним можно тут. Что же, тема для меня знакомая, поэтому сравним хеттское право с тем, что было в Древней Индии.

Вообще, древневосточные государства, по крайней мере к моменту возникновения писаной истории, уже перешли к отцовскому праву, поэтому положение женщин отнюдь не улучшалось, однако единства тут не было. На одном конце полюса находился Египет, в котором пережитки материнского права сохранялись очень долго, поэтому женщины, зачастую, занимали достойное положение в обществе. На другом же конце находилась Древняя Индия, особенно после трансформации ведийской культуры в знакомый нам индуизм. Да, в том же Вавилоне или Китае женщины тоже отнюдь не устраивали демонстрации с требованием предоставить им избирательные права, но в Индии женщина фактически превратилась в «друга человека».

Законы Ману

Классическим индийским правовым памятником древности, который хорошо изучен и переведен на множество языков (кстати именно его изучают в качестве примера будущие юристы на занятиях по Истории государства и права зарубежных стран) являются «Законы Ману». Это так называемая дхармашастра, то есть сборник правил поведения, носящий казуистический характер. Именно к этим Законам мы и обратимся, чтобы понять, что из себя представляла индийская женщина более двух тысяч лет назад, как ее защищали, наказывали и отдельно упомянем как работала фантазия индийских законодателей. Перевод Законов Ману на русский есть во множестве источников, я, например, пользовался этим.

Для лучшего усвоения и из-за большого объема информации данный пост будет разбит на две части. Сначала разбирается правовой статус женщинам, потом уже поговорим об остальном.

Пятая глава

Базовый правовой статус женщины определяется пятой главой данных Законов.

- Для начала законодатель проходится по любительницам «Я сома»: «147. Женщиной - в детском возрасте, молодой или даже пожилой – никакое дело не должно исполняться по своей воле, даже в [собственном] доме» и «148. В детстве ей полагается быть под властью отца, в молодости - мужа, по смерти мужа - [под властью] сыновей: пусть женщина [никогда] не пользуется самостоятельностью.»

- Далее, по тем, кто устает от домашнего хозяйства, впадает в депрессию после родов и любит шоппинг: «150. [Ей] надо быть всегда веселой, искусной в домашних делах, имеющей хорошо вычищенную утварь и экономной в расходах.»

- Затем говорит о тех, женщинах, кто жалуется на абьюз: «154. Муж, [даже] чуждый добродетели, распутный или лишенный добрых качеств, добродетельной женой должен быть почитаем, как бог» и «155. Для жен не существует отдельно жертвоприношения, обета, поста; в какой мере она повинуется мужу, в такой же она прославляется на небе».

- А что там насчет права на развод? - «149. Пусть она никогда не желает разлуки с отцом, мужем и сыновьями; оставляя их, женщина делает заслуживающими презрения обе семьи [- свою и мужа].»

- Права вдов говорите? – «157. Пусть она добровольно изнуряет тело, [питаясь только] чистыми цветами, кореньями и плодами; после смерти мужа ей не следует произносить даже имени другого [мужчины]» и «161. Но жена, которая из желания [иметь] потомство, нарушает [обет верности умершему] мужу, встречает презрение в этом мире и лишается местопребывания мужа [на небе]».

- Не обошел индийский законодатель и такую хайповую тему как РСП: «162. Потомство, рожденное от другого, - даже в другом браке, - в этом мире не признается; другой муж нигде не предписан для добродетельных женщин»

- Также были предусмотрены и интересы тех, кто любит поныть на Пикабу об измене жены: «164. Из-за неверности мужу жена в мире снискивает презрение, [а] после смерти оказывается в чреве шакала и мучается ужасными болезнями».

Девятая глава

В дальнейшем, обязанности и еще раз обязанности, без прав, женщин детализируются в девятой главе. Часть информации повторяется, но всплывает и много новых интересных моментов.

1) Индийский законодатель был высокого мнения о чистоте помыслов женщин: «5. Женщины особенно должны быть оберегаемы от дурных наклонностей, даже от незначительных, ибо необерегаемые женщины приносят горе двум семействам» и «9. С каким [мужчиной] женщина сочетается, такого сына она и рождает, поэтому ради чистоты потомства надо тщательно охранять жену».

2) Восхищаясь твердостью духа женщин, Законы Ману продолжают: «15. Вследствие приверженности к мужчинам, непостоянства и природного бессердечия они в этом мире изменяют мужьям, даже тщательно охраняемые» и «14. Они не смотрят на красоту, им нет дела до возраста. Они наслаждаются с красивым и безобразным, считая: Довольно того, что он мужчина». Исходя из этого законодатель рекомендует: «16. Зная такую их природу, созданную Праджапати, [всякому] человеку следует предпринимать крайнее старание к их охране». Так что, если девушка в очередной раз на тебя наезжает, что ты ее никуда не отпускаешь или лезешь в её телефон, можешь смело ссылаться на божественное право.

3) Стоит отметить, что Законы Ману не поощряют и мужские измены. Например: «40. Не бывает так, чтобы было посеяно одно, а родилось другое, ибо какое семя посеяно, такое и вырастает» и «41. Поэтому разумным, хорошо воспитанным, знающим джнану и виджнану и желающим долгой жизни никогда не должно вноситься семя в жену другого». Однако между «не должно» и «30. Но за измену мужу жена порицается в мире, возрождается в утробе шакала и мучается от ужасных болезней» есть махонькая разница.

4) Женщина берет детей и сваливает от мужа к родителям? Или муж уходит вечером в баню и смывается с концами? Что же, законодатель предусмотрел и это «46. Ни вследствие продажи, ни оставления ее [мужем] жена не освобождается от мужа: такую мы знаем дхарму, установленную некогда Праджапати».

5) Как и все древние страны, Индия была крестьянским государством, причем с развитыми общинными отношениями. В условиях, когда под одной крышей могли проживать множество родственников, неизбежно появляются соблазны, но мудрый индийский законодатель предусмотрел и это, например: «58. Старший, познав жену младшего, или младший - жену старшего, кроме крайних обстоятельств, оба становятся изгоями, даже [надлежаще] уполномоченные».

6) Чтобы феминистически настроенные женщины не вздумали обижать мужчин, Законы Ману вводят ряд гарантий для защиты сильного пола. Например: «77. Мужу полагается терпеть ненавидящую [его] жену год, но по [прошествии] года, отобрав дар, он может прекратить сожительство с ней» или «81. Если жена не рождает детей, может быть взята другая на восьмом году, если рождает детей мертвыми - на десятом, если рождает [только] девочек - на одиннадцатом, но если говорит грубо - немедленно».

7) Твоя жена любит выпить пивка и сходить в клубешник? Индийский законодатель знает, что с этим делать: «84. Та, которая, хотя ей было запрещено, пьет опьяняющие напитки, хотя бы на празднее гвах, или посещает зрелища и сборища, должна быть оштрафована шестью кришналами».

Заключение

В посте рассмотрена только верхушка айсберга, касающаяся правового статуса женщины и особенностей семейных связей. За бортом остались - процедуры заключения брака, различные формы браков (а их было ажно восемь штук) и множество отдельных нюансов, которые не привожу, чтобы окончательно не перегружать текст. В следующей части, как и говорил в начале, планирую рассмотреть вопросы, связанные с половыми правонарушениями, наказаниями и искуплением за греховные действия. Для лиц со слабой психикой и желудком будет весело и опасно.

Лига историков

13.7K поста50.5K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения