Зависимость от видеоигр. Часть 1

Я - социальный педагог, вот уже почти 10 лет работаю с трудными детьми и подростками в интернатах города Вена. С видеоиграми я сталкиваюсь практически каждый день - как в личной жизни, так и в профессиональной. Так как все мои курсовые и дипломные работы так или иначе касались компьютерных игр, а медийная гигиена - основная специализация, то часто я говорю с подростками и их родителями на эти темы. С начала Короны ситуация стала ещё острее и вот у меня очередная «волна» разъяснительных работ с моими клиентами и их родителями/опекунами. Все примеры я возьму из своей практики, изменю лишь имена.

Ролевые онлайн-игры, такие как World of Warcraft, Lost Ark, TESO вызывают большое увлечение у многих людей. Почти каждый знает кого-то, кто ежедневно проводит несколько часов в этом компьютерном мире. Некоторые игроки все больше и больше изолируют себя от реальной жизни и связывают всю свою повседневную жизнь с компьютерными играми. В таких случаях, особенно когда экстремальные проблемы в реальной жизни усугубляются или даже провоцируются компьютерными играми, мы говорим о «зависимости от компьютерных игр». Однако не все, кто любит играть в эти самые игры, становятся зависимыми: согласно одному исследованию, только 3,5 процента всех онлайновых ролевых игроков страдают от них. Что отличает здоровых игроков от азартных? И специфические черты личности, и проблемы в социальной среде, и игровые мотивы, по-видимому, способствуют возникновению зависимости от компьютерных игр. Для своих клиентов и их родителей я стараюсь найти ответы на различные вопросы: Что характеризует зависимость от компьютерных игр? Какие условия способствуют возникновению реальной зависимости от компьютерных игры?

В огромной огненной пещере воин, вооруженный молотом и щитом, атакует могущественного монстра, в то время как маг выпускает ледяные стрелы, а лучница использует свои целебные силы, чтобы сохранить воину жизнь. В решающий момент кажется, что силы лучницы больше не смогут спасти воина, и ситуация становится рискованной. У мага осталось всего несколько секунд, но после последней вспышки его жезла монстр повержен. Настоящее им воина — Ричард, и он напряженно сидит перед своим монитором в Вене. Он только что дал инструкции магу и лучнице, которых на самом деле зовут Стефан и Анна и они живут в Берлине и Лейпциге. Теперь они поздравляют друг друга по гарнитуре с отличным боем. В реальной жизни они встречались всего однажды. Также они почти не знают других своих игроков вне игры, с которыми образуют так называемую гильдию, группу игроков. Тем не менее, они вместе празднуют свою большую победу и весь день пребывают в очень хорошем настроении.

На самом деле Ричард в настоящее время ещё учиться, но он уже не посещал курсы последние два семестра. Поэтому он потерял связь с однокурсниками, других друзей у него не было. Он часто чувствует себя вялым, не находит себе занятия, доставляющего ему удовольствие, кроме игры. Только в игре он чувствует себя живым, могущественным, принадлежащим к большому целому: он существует, потому что играет. Компьютерные игры стали незаменимым видом досуга для многих молодых людей и, похоже, удовлетворяют потребности нормальной повседневной жизни. Ричард, Анна и Стефан чувствуют, что они принадлежат к группе, могут переживать различные эмоции с помощью компьютерной игры, принимать вызовы, побеждать в соревнованиях и восстанавливаться после повседневной жизни. В виртуально сгенерированном фэнтезийном мире каждый игрок может представлять себя со своим аватаром и сражаться с противниками в совместно образованных гильдиях. Особая структура таких ролевых онлайн-игр, по-видимому, сильно привязывает игроков к виртуальной игровой среде. В некоторых случаях первоначальное увлечение, кажется, перерастает в зависимость.

Phillips et.al (1995) были одними из первых, кто дал определение термину «зависимость от компьютерных игр». С тех пор научный дискурс в меньшей степени сосредоточился на вопросе о том, существует ли зависимость от компьютерных игр, и больше на возможных диагностических критериях и факторах, способствующих зависимости от компьютерных игр. Потому что даже при чрезмерном употреблении компьютерных игр у многих людей не развивается зависимость. Соответственно, необходимо найти критерии, которые можно использовать для разграничения зависимого и здорового игрового поведения. Зависимость от компьютерных игр до недавних пор не была включена в общепринятые руководства по диагностике заболеваний: не было четко определенных диагностических критериев. Чтобы иметь возможность терапевтически лечить пострадавших людей, зависимость от компьютерных игр в настоящее время диагностируется как поведенческая зависимость. Поведенческие зависимости, такие как зависимость от азартных и видео игр, не связаны с такими веществами, как наркотики или алкоголь. В случае поведенческих зависимостей фактической зависимостью является поведение или состояние, которое вызывает эту самую зависимость. Следующие пять критериев зависимости в настоящее время обычно используются для диагностики зависимости от компьютерных игр как поведенческой зависимости:

1. Компульсивное употребление, выражающееся в непреодолимом желании играть в компьютерные игры
2. Симптом отмены при невозможности играть в компьютерные игры, возникает беспокойство и нервозность
3. Развитие толерантности и связанное с этим увеличение частоты и продолжительности игровых сессий
4. Межличностные проблемы и проблемы со здоровьем, такие как ссоры с семьей из-за компьютерных игр или недосыпания
5. Проблемы с управлением временем и прогрессирующее пренебрежение другими видами деятельности и связанные с этим проблемы с производительностью (например, в школе, на работе).

Если хотя бы три из этих пяти критериев присутствуют, диагностируется поведенческая зависимость. Оценки частоты зависимости от компьютерных игр варьируются от 3% до 14% всех геймеров. В результате лишь небольшая часть всех компьютерных геймеров страдает зависимостью, которая может вызывать трудности в повседневной жизни. Тогда возникает вопрос, какие факторы приводят к игровой зависимости. Предыдущие исследования позволили определить конкретные факторы риска, которые могут способствовать развитию зависимости от компьютерных игр. К ним относятся:

1. специфические черты личности
2. трудности в социальной среде
3. специфические игровые мотивы, которые можно рассматривать как способствующие факторы развития зависимости от компьютерных игр

Для начала следует сказать, что основной недостаток большинства исследований факторов риска связан с использованием анкет: пострадавших спрашивают о различных факторах риска и их игровом поведении. Затем характеристики факторов риска, определенные таким образом, сравнивают между зависимыми геймерами и контрольной группой, которая не демонстрирует какой-либо патологической реакции на зависимость от компьютерных игр. Из-за одновременного запроса эти исследования могут показывать только общие пункты. Неясно, является ли зависимость от компьютерных игр причиной или следствием развития того или иного фактора риска. Факторы риска также следует рассматривать как усиливающие воздействия, а не как неотъемлемую основу. Упомянутые ниже причинно-следственные связи следует понимать как общие результаты исследований. И причины компьютерной зависимости у пострадавшего всегда должны выясняться в каждом отдельном случае.

Результаты исследований, касающихся черт личности, которые способствуют зависимости от компьютерных игр, относятся в первую очередь к чертам, которые приводят к негативному восприятию себя и, следовательно, могут вызывать психологические проблемы, вплоть до психических заболеваний. Известно, что люди с ярко выраженной застенчивостью и низкой самооценкой имеют высокий риск стать зависимыми. Одиночество и депрессивное настроение, а также неуверенный в себе избегающий стиль личности также считаются факторами риска компьютерной игровой зависимости. Факторами риска развития зависимости от компьютерных игр считаются неуверенно-избегающее одиночество и депрессивное настроение, а также неуверенно-избегающий стиль личности. Точно так же было обнаружено, что депрессия и импульсивность оказывают усиливающее влияние на развитие зависимости от компьютерных игр. Невротизм личностной черты также положительно коррелирует с зависимостью от компьютерных игр. Для невротизма характерны тревожные и обидчивые черты, а также эмоциональная лабильность. Остается неясным, какие психологические аномалии возникли первыми: исследования не могут сказать, были ли люди изначально депрессивными до того, когда у них развилась зависимость от компьютерных игр, или же у них развился депрессивный стиль мышления в результате чрезмерного увлечения компьютерными играми. Соответственно, остается неясным, является ли зависимость от компьютерных игр причиной или следствием других психических заболеваний. Не исключено также, что психологические проблемы, изначально благоприятно влиявшие на развитие компьютерной игровой зависимости, будут усиливаться.

Продолжение следует…

Психология | Psychology

20.4K постов59.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.