Лига историков

Вездеходы в снабжении и обеспечении танковых дивизий Вермахта

Автор: Виталий Илинич.

Вездеходы в снабжении и обеспечении танковых дивизий Вермахта Cat_cat, Текст, Война, Вторая мировая война, Немцы, Германия, Третий рейх, Военная техника, Длиннопост

Полугусеничный грузовик Маультир

Вопросы снабжения обычно остаются далеко за рамками обсуждений среди интересующихся историей людей. Казалось бы, ну что здесь такого, намного важнее мощные танки, храбрая пехота или разящая артиллерия. А уж снаряды и топливо у них как-нибудь сами организуются. Но реальность здесь бьет особенно больно. Наступления останавливаются, а боевые части могут быть разгромлены, если снабжение окажется неспособным поспевать за своими боевыми частями и подвозить им снаряды и топливо в нужном количестве. Особенно зимой, в дождь, в снег, в распутицу, а то и при угрозе контакта с противником. Порой даже приходилось возить всё для танков на самих танках. Поэтому безумно важно иметь для снабжения передовых частей транспортные средства повышенной проходимости, а в некоторых случаях еще и с бронезащитой. В этой статье мы рассмотрим такие машины в боевых частях танковых дивизий Вермахта.

Вездеходы в снабжении и обеспечении танковых дивизий Вермахта Cat_cat, Текст, Война, Вторая мировая война, Немцы, Германия, Третий рейх, Военная техника, Длиннопост

САУ Хуммель и подача боеприпасов с грунта

Начнем с самых проходимых и защищенных. В артиллерийских полках танковых дивизий летом 1943-го года начали появляться самоходные гаубицы: 105-мм Веспе и 150-мм Хуммель. Они были построены на базе танка, имели бронезащиту от пуль и осколков снарядов. Проходимость этих машин была сравнима с танковой, то есть выше практически любых других массовых транспортных средств дивизии. Гусеничная база есть гусеничная база. Однако, в связи с особенностями тактики использования таких боевых машин, обеспечение самоходного дивизиона нельзя было класть на плечи только обычных небронированных машин. Ведь посудите сами, самоходный дивизион действует в составе бронированной боевой группы, прорывается далеко вперед в глубину построения противника, маневрирует вместе с танками и БТР. И тут – на тебе! – грузовик поехал. Конечно, полностью отказаться от снабжения грузовыми автомобилями на тот момент было невозможно, да и сейчас они в ходу. Но непосредственно с боевыми частями в ходе боя их старались по возможности не держать. Они и на бездорожье отстанут, и уязвимы. Второй особенностью был не очень-то большой объем возимого боекомплекта немецких САУ. Самоходкам требовалась какая-то машина, которая сможет вместе с ними пойти в прорыв, везя в себе дополнительные снаряды, защищенные от пуль и осколков, и не отстать на бездорожье.

Вездеходы в снабжении и обеспечении танковых дивизий Вермахта Cat_cat, Текст, Война, Вторая мировая война, Немцы, Германия, Третий рейх, Военная техника, Длиннопост

Транспортер боеприпасов для 150-мм САУ Хуммель

Такой машиной стали транспортеры боеприпасов на базе тех же САУ. В целом, если говорить грубо, это были САУ с неустановленным орудием, в которых располагались дополнительные держатели для снарядов. В транспортере для Веспе хранилось 90 выстрелов, на батарею из шести таких САУ имелось два транспортера. В итоге каждая САУ в батарее имела 30 выстрелов в возимом боекомплекте и еще 30 имелось для нее в транспортерах. В батарее 150-мм САУ Хуммель транспортер перевозил 48 выстрелов, а самих транспортеров в батарее из шести орудий было три (иногда пишут, что два, но мне чаще попадалась информация о трех). Каждая САУ возила 18 выстрелов, и в транспортере для нее имелось еще 24 выстрела (или 16, если транспортера не три, а два). Разумеется, одними лишь транспортерами снабжение самоходного дивизиона не ограничивалось, и в любом случае они снабжались грузовиками, однако при необходимости броневые транспортеры могли оттянуться назад для пополнения боекомплекта, если уж ситуация совсем не позволяла подтянуть тылы.

Следующим вариантом машины снабжения будет полугусеничный БТР. Как мы знаем, немцы очень широко использовали свои БТР, как легкие (Sd.Kfz 250), так и средние (Sd.Kfz 251). Не избежала их и участь использования в качестве транспортера боеприпасов. В том числе в виде штатных машин (нештатно-то можно в БТР в принципе что угодно погрузить и привезти). БТР-ы обладали очень высокой проходимостью, сравнимой с танками, хотя и несколько им уступали в этом параметре. Ну и, коль скоро это бронетранспортер, броня обеспечивала защиту от винтовочных пуль и осколков снарядов. Где же применялись БТР-ы для подвоза?

Вездеходы в снабжении и обеспечении танковых дивизий Вермахта Cat_cat, Текст, Война, Вторая мировая война, Немцы, Германия, Третий рейх, Военная техника, Длиннопост

Самоходные пехотные 75-мм орудия Sd.Kfz 251/9

Разумеется, в первую очередь в частях, которые действуют на острие удара – в составе бронегруппы. Например, в роте тяжелого вооружения мотопехотного батальона на БТР во взводе тяжелых минометов (120-мм) имелось два БТР для боеприпасов на четыре миномета. Помимо БТР имелись и небронированные машины снабжения. В пушечном взводе той же роты на шесть самоходных 75-мм пушек на базе БТР имелся один БТР для боеприпасов, аналогично и в разведывательном батальоне. В 1942-43 годах, когда в батальоне и полку мотопехоты на БТР имелись буксируемые противотанковые орудия, на взвод из трех орудий полагалось пять БТР: один у командира взвода, три – для буксировки и еще один, предположительно (точных данных у меня нет), мог перевозить боекомплект и служить резервным тягачом. С появлением в тяжелой роте разведбата 81-мм минометов на БТР на взвод из шести минометов также полагалась одна машина для боеприпасов.

Говоря о ротах на легких БТР разведбата танковой дивизии стоит обратить внимание на наличие аж двух машин с амуницией для двух 81-мм минометов. Всего в минометной группе тяжелого взвода такой роты было четыре машины: две с минометом (Sd.Kfz 250/7) и две без миномета, из них одна для командира взвода, но все четыре машины везли боеприпасы. А вот у группы БТР с 75-мм пушками ситуация была немного иная. В штате к двум машинам с пушкой (Sd.Kfz 250/8) положена одна без пушки (Sd.Kfz 250/1), причем в штате не сказано, зачем. Командир пушечной группы является и командиром одного из орудий, то есть это не машина командира группы. Но и привычное в таких случаях für Munition (для боеприпасов) почему-то не помечено. Возможно, это просто забыли приписать.

Вездеходы в снабжении и обеспечении танковых дивизий Вермахта Cat_cat, Текст, Война, Вторая мировая война, Немцы, Германия, Третий рейх, Военная техника, Длиннопост

Вид внутрь самоходного миномета (Sd.Kfz 250/7) роты на легких БТР. Как видите, места для дополнительных боеприпасов там не очень много

Конечно же стоит упомянуть и о БТР обеспечения. Это саперные БТР, перевозящие саперов и их оборудование, машины связи и медицинские машины. Саперные БТР имелись, помимо саперного батальона, также в танковом полку, мотопехотном полку на БТР, разведывательном батальоне. Машины связи на базе БТР (а иногда и танков), как проводной, так и радио, имелись в частях на бронетехнике: танковых, мотопехотных, саперных, разведывательных и других батальонах. Они обеспечивали радиостанциям и проводной связи возможность не отстать от своих частей, в том числе под огнем. Причем опыт войны показал, что нежелательно иметь командные машины на легких БТР (Sd.Kfz 250) в мотопехотных полках на средних (Sd.Kfz 251). В силу меньшей проходимости легкие машины отстают от средних, и части остаются без управления, либо вынуждены задерживаться (у легких БТР гусеничная часть была сильно короче, что вызывало ухудшение проходимости). После осознания этой проблемы легкие машины в штабах мотопехотных частей на БТР были заменены на средние.

Медицинские же БТР были особенно важны как способ эвакуации раненых без выхода боевых машин из боя (по крайней мере, надолго). Медицинские БТР «собирали» раненых с боевых машин, позволяя тем продолжить бой, пусть и с ограниченным составом бойцов. Без этого машины с ранеными бойцами выбывали из боя, отвозя каждая своего раненого в тыл. Это было неприемлемо, так как слишком много машин выбывало из боя даже при небольших реальных потерях. Помимо этого медицинский БТР мог служить транспортным средством батальонного доктора (уж не знаю, был он врачом или фельдшером), так как без такого средства доктор просто от своего батальона, прорывающегося в глубину обороны, отстанет. Медицинские машины на базе БТР имелись в танковом полку, мотопехотном батальоне на БТР, разведбате и противотанковом дивизионе на бронированных САУ.

Вездеходы в снабжении и обеспечении танковых дивизий Вермахта Cat_cat, Текст, Война, Вторая мировая война, Немцы, Германия, Третий рейх, Военная техника, Длиннопост

Легкий БТР радиосвязи. Машинка небольшая с довольно короткой гусеницей в сравнении со средним БТР. Такая конструкция приводила к большей нагрузке на переднюю колесную ось, что уменьшало проходимость

Наличие защищенных, высокоподвижных и имеющих хорошую проходимость машин для доставки и транспортировки боеприпасов, саперного оборудования, врача и сбора раненых позволяла немецким бронегруппам танковых дивизий действовать эффективнее. В особенности в боевой обстановке, маневрах при угрозе столкновения с противником, при прорыве и действиях на сложной местности. Однако одними только бронированными средствами снабжение не ограничивалось. Немцы придавали большое значение повышению проходимости и небронированной части своих бронегрупп и танковых дивизий в целом.

Одним из видов машин, активно применявшихся для обеспечения действий, были полугусеничные тягачи. Это машины очень высокой подвижности, проходимости и маневренности, имевшие довольно сложное устройство гусеницы, подвески, механизма поворота, а порой и трансмиссии, которые и обеспечивали им эти характеристики. Такие машины обычно использовались в ремонтных и эвакуационных частях, практически во всех возможных подразделениях танковой дивизии. Разумеется, они также были тягачами артиллерии, но сейчас речь не об этой стороне вопроса. В зависимости от массы основных транспортных средств для эвакуации использовались разные тягачи. Для танковой части или противотанкового дивизиона на САУ это были 18-тонные машины, а для подразделения на БТР или на грузовых автомобилях – 8-тонные. В отдельных случаях такие машины могли также применяться для экстренной доставки необходимого – боеприпасов или топлива. Также в ремонтных частях иногда имелись специальные машины на шасси полугусеничных тягачей, например, подъемные краны.

Вездеходы в снабжении и обеспечении танковых дивизий Вермахта Cat_cat, Текст, Война, Вторая мировая война, Немцы, Германия, Третий рейх, Военная техника, Длиннопост

Подъемный кран на шасси 18-тонного полугусеничного тягача с танковым двигателем на крюке

Еще одним средством повышения проходимости частей снабжения были полугусеничные грузовики Маультир, производившиеся в довольно больших количествах примерно с марта 1943-го года. Это грузовые автомобили, вместо задней колесной оси имеющие гусеничную тележку. Они были значительно проще, чем немецкие полугусеничные тягачи специальной конструкции, но имели существенно меньшую маршевую скорость (16 км/ч против 25 - 30 км/ч), хуже проходимость и тяговые свойства. Важный вопрос - это управление такими автомобилями. Дело в том, что если они управляются только поворотом колес передней неприводной оси, то радиус поворота будет гигантским, а на бездорожье в некоторых случаях поворот просто невозможен - машина едет вперед с вывернутыми колесами. Управление у Маультиров осуществлялось рулем и бортовыми тормозами гусеничной тележки, в повороте внутренний (относительно направления поворота) борт подтормаживался, и дифференциал передавал крутящий момент на наружный борт. Так можно было и круче поворачивать, и маневрировать в грязи. Несмотря на заметно худшие характеристики в сравнении с полугусеничными тягачами, полугусеничный Маультир, тем не менее, заметно выигрывал у обычных грузовиков в проходимости, да и в способности к буксировке тоже.

В штатах 1944-го года такие машины можно встретить буквально в каждом подразделении снабжения. Они возили топливо и боеприпасы, полевой кабель и саперное оборудование, даже служили тягачами для некоторых видов орудий. При этом служили Маультиры в одном строю с колесными машинами, обычно в подразделении были и колесные, и полугусеничные. Такие машины обеспечивали снабжение в тяжелых дорожных условиях, когда обычные колесные, даже полноприводные, могли не справиться. От своевременной доставки боеприпасов, топлива, средств связи или саперного оборудования очень сильно зависит успех маневренных действий, а значит и операции в целом. Да и более-менее стационарная оборона, которую нужно возвести срочно на занятых позициях, зависит от этого не меньше.

Вездеходы в снабжении и обеспечении танковых дивизий Вермахта Cat_cat, Текст, Война, Вторая мировая война, Немцы, Германия, Третий рейх, Военная техника, Длиннопост

Полугусеничный грузовой автомобиль Маультир

Последним средством, относящимся именно к снабжению, я бы отметил полноприводные грузовики. Танковые дивизии предъявляли повышенные требования к подвижности и проходимости частей снабжения, поэтому даже в тех случаях, когда приходится использовать колесные машины, это должны быть машины повышенной проходимости. В Германской армии такие машины имелись, причем, помимо широко известных массовых трехтонных полноприводных грузовиков, использовались и более тяжелые. В частности, штатное оснащение службы снабжения топливом и боеприпасами танкового батальона в танковой дивизии и подразумевало использование 4,5-тонных внедорожных грузовиков. Такие машины выпускались фирмами, например, МАН и Даймлер-Бенц. У последней также был вариант полугусеничного грузовика на основе 4,5-тонной машины и шасси танка Pz.II, но он не был массовым.

Вездеходы в снабжении и обеспечении танковых дивизий Вермахта Cat_cat, Текст, Война, Вторая мировая война, Немцы, Германия, Третий рейх, Военная техника, Длиннопост

Полноприводный грузовой автомобиль грузоподъемностью 4,5 тонны с установленными цепями противоскольжения

В завершение я бы дополнительно хотел отметить внимание Вермахта к различным вопросам обеспечения в танковых дивизиях. Понимание тех сложных условий, с которыми сталкивается армия на Восточном фронте, и необходимость обеспечить подвижность всех средств, насколько это возможно, привело к переводу очень многих подразделений на полугусеничный ход. Коснулось это и различных небольших разведывательных подразделений. Тех, что занимаются разведкой местности в интересах «боевых» батальонов и полков. Если ранее они выполняли свои обязанности на мотоциклах или легковых автомобилях, то теперь их стали переводить на полугусеничные мотоциклы Кеттенкрад. Та же история произошла и с посыльными/связными, которые активно использовались даже в танковых дивизиях. Это резко повышало возможности внедорожного перемещения этих разведчиков и посыльных практически без потери маршевой скорости – Кеттенкрад очень быстрая машина. Также, как я уже писал ранее, при штабах некоторых подразделений, таких как танковые или саперные батальоны танковых дивизий, имелись плавающие вездеходы Швиммваген.

Вездеходы в снабжении и обеспечении танковых дивизий Вермахта Cat_cat, Текст, Война, Вторая мировая война, Немцы, Германия, Третий рейх, Военная техника, Длиннопост

Помимо разведки и посыльных, Кеттенкрад служил также и в частях проводной связи

Части снабжения и обеспечения никогда нельзя оставлять без внимания. Даже имея самые мощные высокоподвижные «боевые» части, но не имея средств повышенной проходимости и защиты в частях обеспечения и снабжения, можно оказаться в ситуации «короткого поводка». Вырвавшиеся вперед «боевые» части, оставшись без топлива и боеприпасов, без связи, саперного оборудования и прочего, будут нести потери, а темпы наступления не будут выдерживаться. Части будут вынуждены экономить боеприпасы и окажутся скованы в маневре. Этого допустить нельзя, поэтому грамотная организация дивизии будет уделять не меньшее внимание технике частей снабжения. Тем не менее, несмотря на все усилия, мнение немецких офицеров о ситуации в их снабжении и обеспечении было не особо позитивным. Они отмечали большой разброс между подвижностью и проходимостью боевых и тыловых частей в танковой дивизии.

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_504608
Пост с навигацией по Коту

А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Значок рубля под постом или по ссылке, если вы с приложения.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.

Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

Лига историков

13.8K постов50.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения