Цены улетят в космос! Или нет?
Сейчас в СМИ и соцсетях активно обсуждают возможное повышение цен на маркетплейсах в связи с отменой так называемого «соинвеста». Банки критикуют софинансирование скидок, регуляторы поддерживают эту практику, а сами маркетплейсы заявляют: «Если убрать соинвест, цены сразу вырастут». Эксперты считают, что реальность гораздо сложнее.
Рост цен сегодня в первую очередь определяется высокими комиссиями для продавцов, тарифами за логистику и дополнительными платежами за размещение, хранение и продвижение товаров. В некоторых категориях «вознаграждение платформы» достигает почти половины выручки, а совокупные комиссии по итогам продаж могут превышать 70%.
Сообщения о том, что отмена «соинвеста» приведёт к росту цен на 35%, по мнению аналитиков сообщества продавцов «OZONовая Дыра», не отражают полной картины и похожи на простую манипуляцию. Маркетплейсы оплачивают часть скидок за счёт продавцов через комиссии и тарифы, а не из собственных средств, что тот же маркетплейс OZON подтверждал, когда вводил очередное повышение тарифа за продажу, обещая повысить продавцам соинвестирование в скидки. Снижение комиссии и отмена соинвестирования потенциально могли бы снизить давление на цены и вернуть их ближе к уровням последних лет, когда практика софинансирования ещё не применялась и тарифы за продажу редко когда превышали 10%. Реальный рост цен в этом случае, по оценкам аналитиков, едва ли превысит общий инфляционный фон.
Кроме того, практика соинвестирования вызывает вопросы с точки зрения прозрачности и равных условий для участников рынка. Ранее глава Центробанка Эльвира Набиуллина отмечала, что маркетплейсы обладают значительным влиянием на ценообразование и предоставляют разным участникам рынка неодинаковые условия. И ведь это действительно так. Маркетплейсы берут на себя роль регулятора рынка, выставляя тем или иным продавцам те или иные условия. Сегодня маркетплейс может дать конкретному продавцу «скидку за счёт платформы» в размере 30%, завтра – в размере 40%, а послезавтра – 10%. Таким образом, справедливая конкуренция между продавцами на платформе буквально становится невозможна, так как продавцы фактически лишаются возможности регулировать цену на собственные товары.
Также стоит отметить, что ряд отраслевых ассоциаций, включая Союз интернет-торговли (СИТ), Союз пользователей цифровых платформ «Цифровой мир», РОЦИТ, АПЭТ, ФОСТ и АУРЭК, выступили с просьбой к Центробанку не запрещать маркетплейсам практику соинвестирования. В связи с этим представители сообщества продавцов «OZONовая Дыра» хотят обратиться к этим организациям: «на чьей вы стороне?». Со своей стороны сообщество «OZONовая Дыра» выражает поддержку инициативе госпожи Набиуллиной в вопросе регулирования системы скидок на маркетплейсах.
Итог неутешителен: чем выше комиссии и скрытые сборы, тем дороже товары на маркетплейсах. Пока эти вопросы остаются без открытого обсуждения, давление на цены будет сохраняться. А комиссии и сборы будут увеличиваться параллельно увеличению соинвестирования. И когда маркетплейсы угрожают ростом цен в случае отключения этой механики, им стоит напомнить о том, что вместе с отключением соинвестирования необходимо снизить и комиссии, из которых оно и оплачивалось, и тогда никакого роста цен, скорее всего, не случится.
Маркетплейсы
3.4K постов5.4K подписчиков