Суетливая жизнь, культ пользы и нервные срывы

Есть люди, которые говорят, что им в отпуске скучно, они устают от отдыха. Именно тогда начинают лезть всякие мысли, тревога. И ждешь, чтобы скорее выйти на работу.

Подобная ситуация нередко свидетельствует о душевном неблагополучии. Отчасти она связана с нашими культурными стереотипами, с тем, что в обществе принято оценивать человека по пользе, которую он принес. Когда люди отдыхают, они «бесполезны», то есть, «никому не нужны» - а стать ненужным, одиноким страшно. Поэтому никакого отдыха!

Как сформировался этот стереотип? Нам с детства внушается, что самое главное в жизни что-то из себя представлять. Вслушайтесь, именно – «что-то» и «представлять», а не быть самим собой. Мои достижения, результаты, все внешнее считается важнее, чем моя личность. С детства к нам применяют методы воспитания, которые перечеркивают нашу самобытность: оценивают нас (плохой -- хороший), ставят условия (если ты не будешь хорошим/полезным, тебя не будут любить) и сравнивают с другими. И мы, вырастая в уже заданной системе координат, изо всех сил стараемся оправдать ожидания социума, а свои подлинные желания и потребности или какую-то их часть начинаем считать эгоизмом. Есть такое выражение: «гипноз общепринятого», когда люди делают не то, к чему лежит душа, не то, что для них важно, но делают только то, что одобряется обществом, подчас предавая себя. Другая крайность: «человек-потребитель», для которого главное – его собственные потребности и удовольствия. Для него «ничегонеделание» - образ жизни и ее цель.

О культе «человека полезного» говорили многие современные философы, например, Жак Лакан. «Я живу, потому что приношу пользу», - исходя из такой мысли, люди порой начинают считать выполнение функций и ролей единственным возможным смыслом и содержанием своей жизни. Тогда зачем же отдыхать? Ведь для таких людей уйти в отпуск – это «выпасть из жизни». Поэтому некоторые не берут отпуск годами или, даже будучи в отпуске, не перестают думать о делах, звонить на работу, пытаясь сохранить ощущение своей нужности, значимости и включенности в жизнь. В подобных случаях неумение отдыхать, невозможность остановиться, перевести дух, расслабиться могут привести к печальным последствиям и в плане здоровья – наш организм не рассчитан на постоянное напряжение, и в плане близких отношений – с «трудоголиком» сложно жить под одной крышей.

Что происходит на отдыхе? Когда мы избавляемся от необходимости играть социальную роль, появляется возможность остаться наедине с самим собой. Но поскольку мы с собой мало знакомы - ведь мы не привыкли уделять время и внимание своему внутреннему миру, то мы боимся этой встречи. В погоне за социальными статусами и благосостоянием, в попытке оправдать ожидания окружающих, мы теряем связь со своими чувствами, потребностями, желаниями. Мы не можем ответить на простые вопросы: Чем ты любишь заниматься? Что тебе нравится делать? «Любишь», «нравится» - непривычные слова. Куда понятнее «надо, должен, обязан». Вместо ответов на эти вопросы, человек натыкается на «пустоту», теряется и не знает, что с этим делать, мучается. Такой человек в отпуске устает, но не от отдыха, а от избегания встречи с собой.

Одно из самых страшных наказаний в тюрьме, по свидетельству многих осужденных, - одиночная камера. Ведь в «одиночке» человек лишается привычных способов ухода от себя - общения, работы, любой деятельности, и остается наедине со своими мыслями, чувствами, болью. И некоторые даже сходят с ума, потому что не умеют жить с собой. Потому что с собой плохо, страшно, потому что с собой надо что-то делать.

Если на отдыхе скучно, скучно с собой – это тоже не проблема отдыха, это проблема жизни человека – он сам себе не интересен или боится себя. Скучно потому, что нет с собой личностной глубинной связи, она потеряна.

Поэтому человеку, который хочет получить от отдыха радость и восстановить свои силы, нужно начать относиться к себе с любовью, по-христиански. Человек как личность полноценен, когда у него есть отношения с собой, Богом и ближними. Именно про это главная евангельская заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим …. и ближнего твоего как самого себя». (Лк. 10, 27). Кто-то из мыслителей говорил, что человек не может прийти к Богу, пока он не пришел к себе. Ведь Бог -- это Личность и встретиться с Ним человек может, когда он осознал себя как личность, встретился с собой. А сделать это без любви к себе невозможно.

Подлинная любовь к себе (но не себялюбие) -- это признание ценности того истинного «я», каким оно задумано Богом. И потому такая любовь совершенно противоположна эгоизму. А когда мы своих потребностей не чувствуем или пренебрегаем ими, считаем малоценными (не понимаем, например, как нам важно отдыхать, что отдых может быть радостью, благодарностью, открытием, встречей с чем-то новым, прекрасным), как же мы поймем, что и другому это важно? Чем больше мы в себе и в других ценим индивидуальность, тем радостнее общение, тем легче нам любить друг друга.

(Психолог О. М. Красникова)

Психология | Psychology

20.2K постов59.4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.