Лига историков

Снабжение операции "Багратион"

Автор: Валерий Татаринов.


Бодрого всем!


Итак, обещанного пост. Год от рождества Христова 1944, жаркое лето в Белоруссии. С 22 июня по 19 августа этого года проводится одна из самых успешных стратегических операций Красной Армии в войне. Сам ход боевых действий разжеван и пережеван не раз и не два, в том числе, и на Коте. А вот работа тыловых подразделений Красной Армии как то выпала из внимания авторов. Паааачиму? - подумалось мне. Ведь не может же у настолько гениальной операции, а она - без дураков - блестяще спланирована и реализована, не быть подобного же блестяще организованного обеспечения.

Снабжение операции "Багратион" Cat_cat, История, Текст, Война, Великая Отечественная война, Снабжение, Длиннопост

Как правило, в любой армии непосредственное участие в боевых действиях принимает около 15% личного состава. Все остальное - это те подразделения, которые занимаются обеспечением. Привозят еду и боеприпасы, строят дороги, мосты и аэродромы. Эвакуируют и лечат раненых. И еще хренова туча вещей делается для того, чтобы армия могла нормально воевать. Всего в составе тыловых подразделений дофигища всяких служб и подразделений, тут и медики, и ветеринары, и оружейные мастерские, и вещевики, и вооруженцы, и хлебопеки, а еще автомобилисты. Короче, кого только не было, были даже свои супер-спецподразделения. Ага, назывались инженерно-саперные бригады Резерва Главного Командования. Если вы на просторах тырнета видели фоточки брутальных советских воинов в стальных нагрудниках, то это как раз саперная элита. Использовались в роли тяжелой штурмовой пехоты при боях в городах и прорыве укреп-районов. Идея привлекать саперов для штурма возникла не от хорошей жизни во время финской войны. Тогда советские войска, столкнувшись с укреплениями линии Маннергейма, вынуждены были подрывать финские доты, в том числе и опаснейшим способом, когда лихие и безбашенные саперы на себе затаскивали на дот килограмм 400 тола и подрывали его.

Снабжение операции "Багратион" Cat_cat, История, Текст, Война, Великая Отечественная война, Снабжение, Длиннопост

Бойцы штурмовых саперных бригад


Придется сделать небольшое отступление. Для чего? - спросите Вы. А для того, чтобы хоть немного стало понятнее, как подразделения обеспечения РККА стали тем, чем они стали к 1944 году. За организацию работы Тыла Красной Армии отвечал генерал армии А.В. Хрулев. Личность очень интересная, сейчас про него подзабыли, а ведь сам великий и ужасный Виссарионыч на торжественном приеме, посвященном Победе в Великой Отечественной войне, предложил персональный тост: «…за настоящего полководца, одного из непосредственных творцов Великой Победы…». Цитата не совсем точная, но смысл передающая. Его деятельности на занимаемом посту надо отдельный пост посвящать. А тут отмечу кратко: человек, придя с партийной работы в военное хозяйство, прекрасно осознавая свою некомпетентность в этом вопросе, реально оценил свой уровень и пригласил на работу в Управление Тыла Красной Армии в качестве научного консультанта, находящегося в отставке по возрасту и болезни генерал-майора К.Е. Горецкого. Да-да, того самого, бывшего главного интенданта Русской императорской армии. Тандем получился отличнейший. Знания старого царского генерала и настойчивость, работоспособность и желание перенимать знания относительно молодого (всего полтос) советского руководителя начали творить чудеса.

Снабжение операции "Багратион" Cat_cat, История, Текст, Война, Великая Отечественная война, Снабжение, Длиннопост

А.В. Хрулев


С чем же пришлось столкнуться А.В. Хрулеву? Это, ребят, был полный треш и содомия, конечно. Как такового организованного тыла в составе РККА не было, вопросы снабжения должны были решаться 5 Управлением Генштаба. Но и там все не просто, эту службу то пинали в управление Главпура, то снова возвращали в Генштаб, короче чехарда, которая никогда до добра не доводила. В одном из своих интервью Хрулев вспоминал, как в 1939 году, будучи участником Польского похода Красной армии, он лично наблюдал гигантские пробки, которыми оказались, забиты все пути передвижения советских войск на территории Польши. При этом он отмечал практически полное отсутствие каких-либо попыток управлением движения со стороны военных, а если такие попытки предпринимались, то они только усиливали хаос. На этом фоне любые попытки доставить в войска горючее и продовольствие, необходимое для дальнейшего движения, утыкались в пробку. Там же оказывались делегаты связи, медики и все, кто пытался двигаться.


Резюмируем.


Практически отсутствовала организация правильного движения войсковых подразделений, никто в армии просто не умел это делать. Аукнулось это уже в следующем, 1940 году, в Финской войне, когда отсутствие правильной организации, в условиях Финского ТВД, привело к диким заторам на дорогах. Эта же война показала гигантские проблемы в организации вещевого и продовольственного обеспечения войск. Тупо в сорокаградусные морозы гнали людей в шинельках и войлочных буденновках, народу поморозилось писец просто. Именно по итогам Финской войны в Красной армии появились, наконец, супы и каши из концентрированных продуктов, в армейский рацион вернулись сухари, правда уже в виде галет, ибо, как оказалось, на таком морозе обычный хлеб замерзает насмерть и есть его невозможно, а вот сухарики грызутся. Мехлис чуть не объявил Хрулева врагом народа, когда тот в срочном порядке организовал производство котлов для полевых кухонь из чугуна. Ибо, как оказалось, стоящие на вооружении кухни с медными лужеными котлами за три месяца приходят в негодность и могут потравить личный состав. Чтобы хоть как-то исправить положение, Хрулев в срочном порядке мобилизовал около тысячи гражданских лудильщиков и отправил их в войска для исправления косяков.

Снабжение операции "Багратион" Cat_cat, История, Текст, Война, Великая Отечественная война, Снабжение, Длиннопост

Разгрузка боеприпасов


Отдельного упоминания заслуживает его битва с Генштабом за размещение стратегических складов за Волгой, а не на границе. Хрулев доказывал, что бойца нужно обмундировывать сразу после призыва в военкомате и, уже одетым и обутым в форму, везти в часть. Армейцы отпинывались тем, что раньше так никто не делал, нефиг, мол, и начинать. В результате, в 41 г. столько всего немцам досталось, что просто трындец.


Ой ладно, отвлекся совсем, хотел же про «Багратион». Короче, планировался «Багратион» изначально на 19 июня. Однако, когда снабженцы, во главе с Хрулевым обсчитали хотелки военных, то прямо сказали, что все запрошенное к сроку не довезут, надо бы накинуть недельку. В результате сошлись на трех днях, и начало операции перенесли на 21 июня. Наступало аж четыре фронта, что дофига. Сама по себе местность, в которой планировалось наступать, была тем еще подарком. Очень большая по площади. Болотистая, с малым количеством автомобильных и железных дорог. Ну и в качестве вишенки на торте, немцы, сидя там аж четыре года, провели неплохое такое инженерное обеспечение позиций. Наши там очень долго и безуспешно пытались наступать.


И вот, чтобы проломить эту полосу обороны, нужно было поставить гигантское количество боеприпасов. Только для обеспечения потребности ствольной артиллерии было перевезено более 3600 ВАГОНОВ со снарядами, к зениткам привезли еще 1500 вагонов, для минометов примерно столько же. А еще везли личный состав, танки, обмундирование, лекарства, и овердофига всего разного.


Для каждой армии были определены станции выгрузки войск, боеприпасов и имущества. От этих станций в расположение войск вели одна или две специальные военные автодороги (их к концу операции склепали около семи тысяч километров). Гражданских на эти дороги не пускали от слова совсем, чтоб не мешали передвижению войск. По сравнению с 1941 и 1942 гг., когда гражданские легко могли парализовать движение на дороге стадом коров, перегоняемых в тыл - просто офигенный прогресс. Ответвления военных автодорог доходили до каждой дивизии в армиях.


Глубина тыла всех фронтов, кроме 1-ого Прибалтийского, была определена в 250-300 километров, для Прибалтийского сделали 600 км, из-за конфигурации фронта. На расстоянии 20-30 километров от передовой располагались передовые склады, армейские госпитали и базы снабжения. На 60-80 километров были вынесены основные фронтовые запасы.


С железнодорожными перевозками тоже не все так просто оказалось. В общем, к 1942 году Л. Каганович так науправлял НКПС, что Сталин в марте 1942 г. схватился за голову. Бардак оказался фантастический! Подвижного состава не хватало, угля для паровозов тоже, хотя по отчетам все было офигенно. Вот только оказалось, что с углем все хорошо только в Сибири, где его был запасен годовой запас. А вот на европейской части страны все оказалось грустненько, очень уж его было мало. И это оказалось только частью проблем в железнодорожном хозяйстве. И как, а самое главное, кому их решать? Догадались? Ага, все правильно, дедушка Джо вызвал к себе Хрулева и назначил его наркомом путей сообщения. Причем, самое забавное в том, что от исполнения обязанностей начальника Тыла Красной Армии его никто и не подумал освободить. И вот в один из самых сложных периодов войны, с марта 1942 г. по февраль 1943 г. он руководил еще и железнодорожным ведомством. С его подачи в 1942 году были сформированы паровозные колонны особого резерва НКПС. К 1945 году их сформировали аж 86 штук в составе почти двух тысяч паровозов. Вот именно эти колонны, напрямую подчиняющиеся руководству наркомата, и сыграли основную роль в организации бесперебойных перевозок воинских грузов.

Снабжение операции "Багратион" Cat_cat, История, Текст, Война, Великая Отечественная война, Снабжение, Длиннопост

Вернемся к «Багратиону». Интересный, кстати, факт, именно в операции «Багратион» советские войска впервые начали использовать в качестве аэродромов автомобильные дороги. Местность в Белоруссии болотистая, не везде можно найти подходящую площадку для организации ВПП. А так на участок дороги накладывались перфорированные металлические плиты и, вуаля, взлетка готова. Идея, конечно, честно попяченная, но, тем не менее, здорово облегчила жизнь нашим авиаторам. Также активно начали использовать транспортную авиацию для снабжения наступающих войск. Горючее для конного корпуса Доватора, после его ухода в прорыв, доставлялось самолетами.


Отдельно надо остановиться на медицинском обеспечении операции. По состоянию на 23 июня 1944 года некомплект медицинских работников составлял около 30% от штатной численности, по некоторым специальностям, таким как хирурги - еще и больше. Сказывались последствия начального периода войны, когда большое количество ценнейших медицинских работников было потеряно в ходе отступления и попадания плен. А врачей и медработников гансы в плену старались убить побыстрее.


Саперам в операции «Багратион» отведена отдельная гигантская роль. Именно на саперные подразделения легла наиболее тяжелая часть обеспечения боевых действий. В совершенно говенейших условиях лесисто-болотистой местности, очень часто под огнем противника, они делали тяжелейшую работу, прокладывали дороги, ремонтировали мосты, наводили понтонные переправы. Мой дед, будучи семнадцатилетним пацаном, таким макаром наводя переправу в ледяной воде, так застудился, что в последующем был признан негодным к службе в частях первой линии, войну заканчивал ездовым в обозе.


И, конечно же, минирование и разминирование местности. Тут трешак полнейший, точных карт минных полей, естественно, не было, мины и неразорвавшиеся боеприпасы лежали везде еще с 1941 г., плюс гансы понатыкали, да еще и партизаны тоже свои, далеко не пять копеек, добавили. Представьте, как все это было опасно. Некоторые виды мин и фугасов вообще сложно было обнаружить. Наши вон в деревянные корпуса их снаряжали, ни один миноискатель не найдет. Немцы при минировании местности тоже проявляли солдатскую смекалку. Минировали все, бытовые предметы, брошенное оружие и трупы своих, кого утащить не успевали. Если в оставленной гансами деревне, оставалось какое-то не разрушенное строение, сто процентов, оно было с выдумкой заминировано. А еще на освобожденных территориях надо было освободить от опасного железа поля, чтоб местные могли хоть что-то посадить. Работа саперов в таких условиях напоминала ад адский. Подорваться можно было даже не на раз, поднял вроде бы валяющийся бесхозный сапог и дратути, ангелы.

Снабжение операции "Багратион" Cat_cat, История, Текст, Война, Великая Отечественная война, Снабжение, Длиннопост

Саперы наводят переправу


Интересный фактик. В полосе наступления 3-го Белорусского фронта наши, не особо сильно скрываясь, начали устанавливать деревянные макеты танков и артиллерийских орудий, якобы имитируя сосредоточение войск. Немцы вывалили на наши ложные позиции деревянные бомбы с самолетов и успокоились. Наши моментально стянули на этот участок настоящие танки и артиллерию, и именно с этого участка был нанесен удар по немецким позициям.


Естественно, в ходе наступления вылезло много косяков, наши войска наступали так быстро, что тылы просто не успевали за ними. Частенько снабженцы запаздывали с подвозом продовольствия и боеприпасов, и наши бойцы были вынуждены переходить на подножный корм. Дербанили немецкие склады, благо они их вывозить не успевали.


Еще интересное. В состав управлений Тыла фронтов входили специальные войсковые подразделения по охране тыла фронта. Помните великую книжку про работу войсковой контрразведки? Богомоловская «В августе 1944-го» до сих пор, для меня, одна из лучших книг о Великой Отечественной. А ведь в ней как раз таки и описываются тылы фронтов в операции «Багратион». Тут и характерные особенности организации продовольственного снабжения. Помните, как немецкие диверсы маскировались под снабженцев? Как организована работы войск по охране тыла фронта? Офицер этапно-заградительной комендатуры, Валька Аникушкин, лучший тенор Большого театра, погиб при проведении досмотровых мероприятий. И таких примеров очень много, в связи с высокими темпами наступления тыл фронта был сильно засорен остатками немецких окруженцев, польских, украинских и прибалтийских «лесных недобратьев» которые убивали всех без разбора, особенное внимание, уделяя коммунистам и иным активистам. Тяжело приходилось тыловикам, воевать и работать они были вынуждены по-настоящему без выходных и праздников.


Знаете друзья, когда начинаешь несколько подробнее пытаться разобраться в теме той войны, то возникает куча вопросов. А самый главный из них для меня, как они смогли все это сделать? Из ничего, практически с нуля создавать и строить в чистом поле заводы и фабрик. Воевать и побеждать противника, перед которым легли все в Европе. У нас есть чему поучиться у наших предков.

Снабжение операции "Багратион" Cat_cat, История, Текст, Война, Великая Отечественная война, Снабжение, Длиннопост

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_461824

Пост с навигацией по Коту


А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.

Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.

При переводе делайте пометку "С Пикабу от ...", чтобы мы понимали, на что перевод. Спасибо!

Подробный список пришедших нам донатов вот тут.


Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

Лига историков

13.7K поста50.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения